Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге 3.3. Социальные механизмы и социальные фантомыСОДЕРЖАНИЕВзаимозависимость природных и общественных процессов выражается в форме социальной эволюции. Взаимообусловленность деятельности индивидов в процессе исторического развития и форм социально организованной материи находит свое воплощение в социальных механизмах. Социальный механизм - это устойчивое по форме социальное отношение, которое реализуется при любом числе повторений с максимально предсказуемым результатом. Реализация социального действия в форме социального механизма предполагает ориентацию на поведение других людей, т.е. на контакт индивида с социокультурной средой. Функция социального механизма состоит в закреплении «правильных» действий, вернее, того, что считается правильным в данной социальной среде. В случае с материально-производственной деятельностью за ошибки наказывает природа. В социальной деятельности свое суждение о действиях индивида выносят другие члены общества. Поскольку любое социальное действие предполагает определенную осознанную потребность, мотивацию и цель, субъективная основа поведения реализуется в социальном механизме с учетом культурных норм данного общества. Объективной основой поведения является то, насколько эффективно при помощи данного социального механизма осуществляется обмен информацией, энергией, веществом. Индивидуальные качества личности, которые востребованы в процессе эволюционного развития - это когнитивная сложность мышления, высокая вариативность поведения и характер установки. Свое максимальное воплощение эти качества находят в представителях элиты. Элита предлагает и развивает те социальные механизмы, которые носят всеобщий характер, уравнивая всех членов социума в возможностях по реализации своих способностей. При помощи сетей социальной параллельности эти социальные механизмы распространяются и утверждаются в данном социальном пространстве. Эрзац-элита вводит социальные механизмы, удобные для удовлетворения своих сугубо личных интересов, невзирая на состояние общества и ресурсов в целом, за счет их нещадной эксплуатации. Но эксплуатация других людей редко происходит только лишь с применением крайних форм насилия. Здесь трудно недооценить колоссальную важность идеологического обоснования того, почему определенным лицам и группам «положены» льготы, привилегии, львиная доля собственности и доходов. Необходимая для этого идеология подобна дымовой завесе, которая скрывает истинный смысл происходящего. Такая идеология апеллирует к вере в идеалы, к общезначимым ценностям, замещая и подменяя понятия. Она мешает рациональному осмыслению опыта путем ограничения информации. Возникает явление, которое можно назвать социальным фантомом. Социальный фантом - это система иррациональных представлений, которая сознательно внедряется эрзац-элитой в массовое сознание и предназначена оправдать злокачественные критерии социальной дифференциации, а также доказать практическую пригодность нежизнеспособных политических и экономических моделей к реальности. Социальный фантом является неизбежным результатом деятельности эрзац-элиты в политической сфере, интегрируя и мобилизуя социум для выполнения ложных целей социального развития. Принцип избирательности получаемой информации является фундаментальным принципом познания. Те модели социальной реальности, которые каждый индивид строит для себя, включают лишь часть свойств этой реальности. Процесс выделения значимой информации и отчуждения «информационного шума» создает возможности для манипуляции в отношении воспринимаемых сознанием фактов. Критерии отбора фактов общественной жизни очень часто относятся не к рациональной, а к социальной и идеологической сферам. Э.Дюркгейм утверждал, что социальный порядок поддерживается системой значимых символов - идей, ценностей, убеждений, поведенческих норм, которые становятся частью человеческой личности, управляя ее поведением изнутри. При этом модель познания является совокупностью предлагаемых индивиду интерпретаций. Агент социального поля, который имеет возможность предлагать такие интерпретации, получает возможность утверждать и осуществлять свою власть в форме символического и незамечаемого насилия. По мнению П.Бурдье: «Познание социального мира, точнее, категории, которые делают социальный мир возможным, суть главная задача политической борьбы, борьбы столь же теоретической, сколь и практической, за возможность сохранить или трансформировать социальный мир, сохраняя или трансформируя категории восприятия этого мира»[1]. Повышенная способность представителей эрзац-элиты к социальной адаптации наделяет их очень «ценным» качеством. Они легко заставляют «здравый смысл» работать на себя, присваивая себе идеи и смыслы, ценностно значимые для любой социальной группы. Сиюминутная выгода, на которую нацелена эрзац-элита, всегда ощутимей стратегических, долговременных интересов. Поэтому представители эрзац-элиты легко оказываются в критических ситуациях «лидерами мнений». В процессе исторического развития практически в любом государстве значительные преимущества в плане консолидации на основе общности интересов получает слой чиновников-управленцев. Политическая структура государства помогает уже изначально организованному слою государственной бюрократии, выполняющему административно-идеологические функции, упрочить свое объективно привилегированное положение. Можно утверждать, что скопление эрзац-элиты в государственно-бюрократических структурах - процесс неизбежный и естественный. В процессе становления этого слоя (при образовании нового государства или радикальном реформировании) его представители только делят с высшими стратами статус, власть и богатство. Но по мере сплочения они сами становятся той властью, которая наделяет статусом и богатством, вводя злокачественные «фильтры» для восходящей социальной мобильности и изначально исповедуя кастовость. Когда вместе с естественным течением исторического процесса в распоряжении этого слоя оказываются технологии и подходящая для его целей идеология, тирании классического типа сменяются тоталитарными режимами. Политический аппарат осуществляет самое глубокое проникновение во все сферы общества. Политическое развитие становится «опережающим», т.е. многообразие жизни пытаются втиснуть в упрощенные идеологические схемы. Образно говоря, включается «проектор» (массовая пропаганда) и публике демонстрируется желаемая для власти картинка. Появляются социальные фантомы, которые создаются по принципу избирательности информации, включая в себя лишь часть свойств социальной действительности. Часть информации отсекается, отбрасывается «за ненадобностью», перестает учитываться каким-либо образом. Однако постоянное приспособление к непрерывно меняющимся условиям среды необходимо не только для развития, но и для поддержания уже достигнутого уровня. Количество невостребованной информации переходит в очень опасное качество - потерю социальной системой структурной устойчивости. Возникает явление, кажущееся на первый взгляд парадоксальным. Политический режим, пытающийся все упорядочить и отрегулировать по своему разумению, вместо порядка порождает хаос. Это происходит потому, что в данном обществе отсутствует координация личностных неявных знаний, т.е. сбор специфической информации о местных условиях и особых обстоятельствах. Такие знания воплощаются в разнообразных конкретных умениях, навыках и привычках. Невостребованность этого социального багажа политической властью разрушает социальные механизмы выявления, передачи и взаимосогласования знаний - ту основу социальных отношений, которая называется преемственностью. Таким образом, не выполняется одно из условий существования сетей социальной параллельности. Нарушается тот основной принцип гармонии между индивидом и социумом, когда каждый человек вписывается в общий порядок, координируя свои знания со знаниями людей на основании свободного выбора, когда его способности востребованы. Остается неудовлетворенной одна из важнейших социальных базовых потребностей - потребность в самоактуализации. Внутренние взаимодействия в системе - это не единственный аспект эволюционного развития. Не менее важное значение имеют сильно неравновесные условия, связанные с критическими, пороговыми значениями потоков энергии и вещества. Как отмечают авторы книги «Порядок из хаоса» И.Пригожин и И.Стенгерс: «Одной из наиболее важных проблем в эволюционной теории является возникающая в итоге обратная связь между макроскопическими структурами и микроскопическими событиями...»[2]. Мы сделаем первый шаг к объяснению эволюционной обратной связи, « если будем считать «несущую способность» системы не постоянной, как это было до сих пор, а функцией того, как используется система»[3]. При этих критических значениях новое поведение или идея могут порождать глобальные состояния. В обычных условиях взаимодействия между индивидами порождают те типы коллективного поведения, когда ни одно из этих взаимодействий не соотносится с глобальной задачей, все взаимодействия чисто локальны. Потенциальная возможность к быстрому объединению при необходимости решения новых, нестандартных задач основана на способности и возможности людей применять свои знания и принимать решения на личностном уровне. Если внутренние условия системы не дают стимулов для таких проявлений личностной инициативы, если выявление уже имеющейся информации или генерирование новой происходит крайне неэффективно, то огромная масса жизненно важной в критических условиях информации окажется невостребованной. Социальные фантомы как концентрированное выражение искаженной информации в условиях авторитарного или тоталитарного политического режима, при критических состояниях системы способствуют резкой потере структурной устойчивости. Они являются основной причиной усиления малых событий, когда незначительное в период относительной стабильности индивидуальное поведение и индивидуальная идея оборачивают себе на пользу нелинейные соотношения межличностных взаимодействий, порождая новые глобальные состояния. Этим можно объяснить резкие и быстротечные обрушения тех политических систем, где был особенно силен диктат аппаратчиков, т.е. сосредоточившейся в государственных структурах эрзац-элиты. Создание социальных фантомов, паразитирование и невыполнение функционально необходимых задач, предусматриваемых политической деятельностью, накапливаясь количественно, с необратимостью приводят к качественным изменениям. Социальные фантомы и кризисы - явления сопутствующие. Кризисы, возникающие как следствие укрепления и распространения социальных фантомов, можно рассматривать как стадию созревания скрытых сил. Тогда расширение личностных знаний, приобретаемых путем сравнения, усиливает малые события, ведущие к новому «порядку через флуктуацию». Здесь вступает в силу явление, для наименования которого в английском языке существует устойчивое выражение (о котором много говорил и писал Р.Мертон) — «self-fulfillingprophency» («самоосуществляющееся пророчество»). Социальные механизмы, которые создаются и укрепляются эрзац-элитой, в ситуациях, когда нужна быстрая реакция и принятие нестандартных решений, не способны мобилизовать необходимые ресурсы. Возникает неразрешимое для эрзац-элиты противоречие - кризис востребует такие формы социальных взаимодействий, как саморегуляция, быстрый обмен информацией и ее переработка, действенная обратная связь и активное совершенствование различных структур. Но вся деятельность эрзац-элиты не дает развиваться именно этим формам. Поскольку эрзац-элита обладает ярко выраженной способностью к социальной мимикрии, один из выходов, который ей доступен (если говорить о современном этапе развития мировых политических систем) - это создание «гибридных режимов» («bustardregimes»). Эти режимы представляют собой нечто среднее между тоталитаризмом и демократией[4]. Суть режимов подобного типа - имитация тех реально действующих социальных механизмов, которые вывели политические системы определенного типа на путь наиболее эффективного и динамического развития. Ктаким социальным механизмам относятся:
«Гибридный режим» - это существование в ситуации перманентного кризиса, который должен привести либо к введению перечисленных выше механизмов, либо к коллапсу. Однако миражи имеют свойство исчезать... Эрзац-элита, укрепившаяся в органах государственной власти, доводит монополизм политики до очень опасной крайности. Происходит повсеместное и полномасштабное изъятие прав представляемых в пользу «представителей», причем реальные отношения господства и зависимости маскируются всеми имеющимися средствами, в том числе с использованием социальных фантомов как формы имитации желаемого. Действительность при этом представляет собой паразитизм эрзац-элиты, которая подобно раковой опухоли убивает живой организм. Социальные фантомы для общества и личности - это непреодолимое несоответствие механизмов адаптации человека к темпам изменения социокультурных, экологических, экономических и прочих условий его существования. Это явление в масштабах всего общества приводит к таким последствиям, как массовые проявления состояний психоэмоционального перенапряжения и психической дезадаптации, которые можно назвать «коллективной психологической травмой»[5]. «Аполитичность», которую при этом якобы демонстрирует население, - это порох, к которому еще не поднесли спичку. Подобная «аполитичность» представляет собой не «нежелание заниматься политикой» как таковое. Это «бунт против двойного бессилия - перед политикой всеми предлагаемыми ею чисто серийными мероприятиями, и перед политическим аппаратом…»[6]. Социокультурная среда проявляет себя в повседневном поведении множества людей, имеющем в своей основе постоянную бессознательную корректировку воспринимаемых внешнего и внутреннего миров, приведение их в состояние гармонического соответствия. Если этому мешают блокировка целей, социальная изоляция, игнорирование личностных достижений, то локальное, не преследующее осознанную общую цель поведение индивида в обстановке кризиса превращается в ту «флуктуацию», которая потенциально несет в себе возможность для выстраивания нового «порядка». В настоящее время мы как общество находимся в таком положении, что перманентный кризис неотвратимо и поступательно приближается к состоянию коллапса. Что можно сделать в этой ситуации? Быть элитой или помогать ей в переходе к тому типу коллективности, который можно охарактеризовать как «служение и сотрудничество». Для каждой личности это предполагает неучастие в сговоре имитаторов. Деятельность элиты - это деятельность ежедневная, ежечасная, постоянная. Она запускает в действие те механизмы адаптации к реальности, в основании которых лежат не только внешние экономические и политические эффекты, но и неосязаемые духовные элементы. Для элиты нет «лишних» членов общества. Стадия социальной эволюции общества определяется той стадией личностного развития представителей элиты, которые принадлежат этому обществу. [1]Бурдье П. Социология политики. М., 1993.С.66. [2] Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 2003. С.174. [3] Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. С.178. [4] См.: Доган М., Пеласси Д. Сравнительная политическая социология. М., 1994.С.212 [5] Александровский Ю. Социальные катаклизмы и психическое здоровье.//Наука и жизнь, №1,2008. [6]Бурдье П. Социология политики. С.187. Обратно в раздел философия |
|