Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге 3.2. Структура «события» и его интерпретация в социологииСОДЕРЖАНИЕСинергетика выделяет два основных механизма эволюционного развития: бифуркационный и адаптационный. Рассмотрим действие бифуркационного механизма в социальной сфере. Познание окружающей действительности, как мы уже говорили, осуществляется не только на сознательном уровне – большая часть информации воспринимается бессознательно. Ценности тесно связаны с таким проявлением нашей психики, который преломляется через совокупность внутренних состояний человека – со значимостями. Индивидуальная система значимостей выступает в виде усвоенных личностью эталонов мышления и поведения. Значимости измеряются внутренними состояниями – эмоциями, ценности измеряются путем рационального сравнения. Значимости не сопоставляются ни с какими эквивалентами. Человека существом общественным, социальным делает ценностный контроль значимостей[1]. Как мы уже отмечали, синергетика в качестве факторов эволюции выделяет бифуркационный механизм развития – тенденцию к изменению, осуществляющуюся при резких изменениях среды или кризисов в жизни системы. Принципы бифуркационного механизма, - когда в точке отклонения от равновесного состояния возникает двоякое решение развития событий, - вполне применимы к состоянию рассматриваемой нами системы «человек-общество». Психо-физическое состояние неустойчивого равновесия любого индивида в принципе может быть нарушено в любой момент информационным сигналом из внешней среды. Маятник внутреннего состояния личности (человека, живущего в обществе), образно говоря, «приводит в действие» два механизма социальных взаимодействий – социализация и интериоризация. Условно состояние человека, оперируя понятиями «ценности» и «значимости», представляет собой функцию, подобную функции, графическим изображением которой является бифуркационная вилка (Рис. 1).
Рис. 1 Бифуркационная вилка.
λ – параметр, которым измеряется отклонение от равновесного состояния, λс- в этой точке на бифуркации возникает двоякое решение).
X=F(λ), где Х – деятельность человека, λ – активные действия, которые определяются отношением: λ i = bi / mi, где bi - внешние факторы (ценности), mi – внутренние факторы (значимости), i = 1, 2, 3, …, (единица времени). При bi = mi отношение bi / mi = 1 - душевное равновесие, определяемое оптимальным соотношением ценностей и значимостей. При b→0 и m→∞ X→0 (крайнее состояние, которое означает, что человек не производит социально значимых действий – «уходит в себя»); при b→∞ m→ 0 X→∞ (крайнее состояние, когда чрезмерное давление социокультурной среды на личность ведет к разрушению самоидентификации). При λ > λc – в точке неустойчивости появляются новые двойственные устойчивые решения. Математическая модель в данном случае – средство не столько даже количественного описания, сколько источник аналогий, способный расширить круг наших представлений. Приоритет ценностей над значимостями либо значимостей над ценностями разводит траектории эволюции системы. В силу такого системного свойства, когда часть подобна целому (так называемая фрактальность), можно утверждать, что в момент критического состояния социально-политической системы выбор большинством «Ценностей» (стратегических, долгосрочных целей развития) или «Значимостей» (целей тактических, краткосрочных), определяет направление развития всего социума. Этот выбор осуществляется каждым индивидом в каждый данный момент времени. Совокупность выборов индивидов становится выбором определенной группы, состоящей из этих индивидов, под влиянием «лидеров мнений». Феномен «лидеров группового мнения» впервые был описан американским социологом П.Лазарсфельдом и его коллегами в 1948 г., когда они обратили внимание на то, что новые идеи и другая информация из СМИ прежде всего попадает к людям, пользующимися определенным влиянием в своем кругу. Именно эти люди затем передают ее в устной форме тем, кто пассивен в поиске информации. По мнению Лазарсфельда массы, внутри которых формируются мнения, ведут себя как совокупность структур. Наблюдаемое поведение есть внешнее проявление некоторой скрытой характеристики, присущей индивидам. Основная задача структурного анализа заключается в том, чтобы, изучив наблюдаемое поведение индивидов, вывести эту скрытую характеристику и классифицировать индивидов по степени сходства ее значений[2]. [1] Более подробно об этом см.: Леви В. Искусство быть собой. М., «Знание», 1991. С.36. [2] Социологическая энциклопедия. В 2-х тт. М., «Мысль», 2003. Т.1. С.544. Обратно в раздел философия |
|