Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

3.1. Социальная эволюция

СОДЕРЖАНИЕ

Социальная эволюция - это скачок, переворот, прежде всего, в индивидуальном поведении, который закрепляется затем в общественных нормах и политических институтах. Вслед за этим с полным правом можно говорить об изменении форм общественного развития, закреплении и реализа­ции новых ценностей и целей. Эволюция имеет историю в том смысле, что она лишена линейности, цикличности, про­шлое и будущее в ней несимметричны. Неопределенность, непредсказуемость, необратимость - это те фундамен­тальные понятия, составляющие суть философии неста­бильности, без которых невозможно рассмотрение законов социальной эволюции.

В общем случае система представляет собой множество иерархически организованных подсистем, между которыми существуют некоторые взаимодействия. Таким образом, поведение индивидуума является «подсистемой» поведе­ния социума. Элементы этого поведения оказывают влия­ние на существование популяции.

Два основных критерия связывают индивидуальный и коллективный опыт, определяя все дальнейшее поведе­ние: объем информации и характер ценностей опреде­ляются через культурную матрицу и индивидуальный вы­бор. Все социальные свойства индивида основываются на этих критериях. Любой социум представляет собой систе­му, в которой каналы распространения информации и фор­мирования ценностей работают при наличии определенных социальных механизмов. Некоторый объем информации воспринимается индивидуумом тем адекватней, чем более высокой когнитивной сложностью мышления он обладает. Характер ценностей влияет на определение целей дея­тельности, мотивацию поведения (направление и точки при­ложения активного поведения) и определение потребнос­тей (что считать необходимым, достаточным и возможным для обеспечения нормальной жизни организма, развития человеческой личности и общества в целом).

Нестабильность самоорганизующихся систем (в силу свойства фрактальности) в социальном мире востребует та­кое качество индивида, как высокая вариативность пове­дения. Неравновесность предполагает наличие бифурка­ционных и адаптационных механизмов в индивидуальном поведении и поведении социума. При понимании общей непредсказуемости поведения сложной системы и нео­пределенности мы все же предполагаем наличие опре­деленных элементов детерминизма. Это означает, что ис­следование «механики события» имеет принципиально важ­ное значение для понимания законов социальной эволюции.

 

Институциональные основания социального развития

 

Развитие природы представляет собой эволюцию как процесс, где последовательные стадии - это траекто­рии, реализующиеся после точки бифуркации как относи­тельно стабильные состояния. Каждая бифуркация - крити­ческая точка, в которой система теряет равновесие, но пос­ле которой реализуются новые возможности с большой сте­пенью детерминизма.

Социальная эволюция - это процесс, который подчиня­ется определенным объективным законам. Для осуществ­ления своей жизнедеятельности любая социальная система нуждается во взаимодействии с окружающей средой, что предполагает обмен веществом, энергией и информацией с довольно жестко заданным внешним окружением. Здесь вступает в силу первыйзакон социальной эволюции: соци­альная система либо должна осуществлять такой обмен эффективно (т.е. с минимальными или восполнимыми поте­рями для окружающей среды), либо она обречена на ги­бель.

В рассуждениях о социальной эволюции одной из наибо­лее важных проблем является обратная связь между сре­дой и внутренней структурой системы. Отсюда можно сфор­мулировать второйзакон социальной эволюции: при оцен­ке внутреннего состояния системы различие между жела­тельным и действительным поведением выступает как внешнее условие нового типа, определяя контуры ди­намики наряду с внешней средой[1]. Это ставит во всей ост­роте проблему соответствия между индивидуальным пове­дением и поведением популяции. Исторический характер социальной эволюции заключа­ется в том, что стадии общественного развития образуют определенную последовательность, нарушить которую не­возможно[2]. И это можно считать третьим законом соци­альной эволюции.

Стадия социальной эволюции - это устойчивая система социальных отношений, «порядок», который рождается из хаоса при увеличении потока энергии. Для социума поток энергии обязательно включает в себя информацию как фор­му энергии, способствующую образованию именно социальных структур. Жесткий каркас этой системы - совокуп­ность социальных механизмов. Следовательно, точка бифур­кации для социальной системы - это появление новых со­циальных механизмов и их распространение. В этом слу­чае одна стадия социальной эволюции сменяет собой дру­гую.

Возникновение новых элементов происходит спонтанно, хаотично. Но возможность для их распространения предоп­ределяется общим состоянием социальной системы и здесь возможно предсказывать тенденции развития. Новый соци­альный порядок инициируется через «флуктуацию» - твор­ческий импульс личности, за которым следует реакция со­циокультурной среды. Социальная система либо восстанав­ливает равновесное состояние, либо теряет структурную устойчивость.

Поэтому понятие структурной устойчивости и порядка через флуктуацию находит теперь широкое применение в социальных проблемах. Как считал И.Пригожий, мутации и новорожденные элементы возникают стохастически и соби­раются в единую систему господствующими в данный мо­мент детерминистическими принципами[3]. Только в рамках определенной культурной системы становится возможной постройка корабля, способного достичь неоткрытой еще Америки; создание приборов, необходимых для обнаруже­ния электрона; просто высказывание своего мнения и от­стаивание убеждений без риска для жизни.

Если сравнивать различные социальные системы по сте­пени их эффективности в исторической перспективе, то можно утверждать следующее. Из двух последовательных стадий социальной эволюции более высокой (т.е. там, где речь идет о большей развитости социальной системы) является та, где существует больше возможностей для реализации способ­ностей личности, где уменьшается неравенство и увеличи­вается дифференциация социальных структур, способных выражать и защищать разнообразные интересы. Мы утверждаем, что стадия социальной эволюции определяется культурным уровнем элиты и эффективностью действия вводимых ею механизмов.

Индивидуальность - это одновременно отличие, но в то же время это погружение в свою среду. Общество есть не­линейная система, в которой каждое отдельное действие отражается на обществе в целом и, наоборот, общество влияет на каждого отдельного человека. «Порядок через флук­туацию» в социальном смысле воплощается в явлении, ко­торое можно назвать социальной параллельностью[4]. Социальная параллельность- это та первичная не­линейность среды, которая дает толчок процессу само­организации в результате отбора значимой/незначимой информации.



[1] См.: Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. М., 2003.С.275-276.

[2] См.: Пригожин И. Краят на детерминаността. София, ХЕРОН ПРЕСС,2000, С.48.

[3] См.: Пригожин И. От существующего к возникающему. М., УРСС,2002. С.122.

[4] См.: Васильева Л.Н. Элита и эрзац-элита в социальной эволюции //Социально-гуманитарные знания, 2007, №6.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел философия
Список тегов:
социальная эволюция 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.