Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге 2.5. Эволюционная роль элиты с позиций синергетикиСОДЕРЖАНИЕФилософия синергизма обосновывает тот взгляд, что саморазвитие материи подчиняется действию определенных законов. Суть процесса самоорганизации, - поведения неравновесных систем в неживой и живой природе, - определенная последовательность переходов от одних квазистабильных состояний к другим. Эти состояния характеризуются некоторыми параметрами организации, что и дает возможность поиска закономерностей развития. Основной вопрос состоит в том, в какой степени общественное бытие подвержено действию законов синергизма (саморазвития материи)? Законы бытия обладают тем свойством, что никто в мире не может отменить их действие. Социальные законы – законы сознательной и волевой деятельности людей, не зависящие от их сознания и воли. Развитие личности лежит на пересечении факторов действия исторического времени, социального пространства и индивидуального жизненного пути личности. Индивид либо совокупность индивидов могут ослабить действие социальных законов, поскольку чрезвычайно велик уровень неопределенности и непредсказуемости внешних воздействий. Но законы, несмотря ни на что, остаются, являясь универсальными при соответствующих их протеканию условиях. Нарушение законов социального бытия не есть их отмена или изменение. Поведение, по тем или иным причинам не считающееся с ними, рано или поздно наказывается. Меняя конкретные формы проявления и действия, социальные законы являются одними и теми же для всех времен и народов, где появляются социальные объекты, к которым они относятся. Эволюция, развитие носят направленный характер – происходит непрерывное усложнение организационных форм. Осуществить переход от рассмотрения законов бытия к рассмотрению социальных законов возможно, основываясь на признании психики конструктивным фактором эволюции. Соотношение биологического и социального в личности и популяции людей выступает основой для рассмотрения общества как определенной среды. Эта среда создает некоторые, присущие ей условия для осуществления деятельности и коммуникаций. Человек как «элемент» входит во множество физических, биологических и социальных систем. Изучение человека в процессе эволюции порождающей его системы предполагает системный историко-эволюционный анализ, т.е. постановку вопроса об эволюционном смысле возникновения того или иного феномена в порождающей его системе. Это означает поиск цели развития. В эволюционном аспекте существует общая тенденция к сохранению вида на уровне отдельного индивида. Морфофизиологический процесс состоит в изменении строения и функций тела; биологический – в изменении образа жизни; социальный прогресс – динамика изменений системы «индивид-общество». Эволюционирующая система должна найти оптимальный компромисс между сверхспециализацией (максимальные возможности для системы решать ранее встречавшиеся типовые задачи) и универсализацией (средствами, пригодными при всех возникающих обстоятельствах). Кроме того, эволюция развивающихся систем предполагает взаимодействие двух противоборствующих тенденций – тенденции к сохранению и лтенденции к изменению данных систем. Синергетика выделяет на основе этого два класса механизмов развития: адаптационные, - обеспечивающие устойчивость развивающейся системы в стандартных условиях среды; и бифуркационные (от bifurcation – разветвление, раздвоение) – тенденции к изменению, приходящие в действие при резких изменениях среды, кризисов в жизни системы.[1] Чрезвычайную важность с точки зрения синергетического подхода, в эволюционном развитии системы приобретает способность воспринимать и перерабатывать информацию. Эта способность лежит в основе ряда механизмов самоорганизации. Как эволюционные процессы, адаптация и бифуркация включают в себя информационную составляющую. В адаптационных процессах используется информация об окружающей обстановке, полученная в данный момент, без прогноза изменений внешней среды. При бифуркационных процессах принцип обратной связи является новым принципом отбора, который формируется только субъектом, получающим информацию о состоянии и поведении управляемого объекта. Любая бифуркация в сложных системах никогда не происходит мгновенно – она протяженна во времени, а переход в новое квазистационарное состояние всегда проходит через ряд промежуточных состояний, образующих фазовую траекторию системы. Одной из важнейших характеристик, определяющей эти состояния, является информация как одна из составляющих энергии. В зависимости от степени использования информации можно сделать вывод об эффективности функционирования системы. Особую роль в мировом эволюционном процессе играет «принцип минимума диссипации (рассеяния) энергии».[2] Формулируется он следующим образом: если допустимо не единственное состояние системы (процесса), а целая совокупность состояний, согласных с законами сохранения и связями, наложенными на систему (процесс), то реализуется то состояние, которому отвечает минимальное рассеивание энергии, или, что тоже самое, минимальный рост энтропии. Принцип минимальной диссипации энергии можно считать лишь очень частным случаем значительно более общего принципа «экономии энтропии». В природе все время возникают структуры, в которых энтропия не только не растет, но и локально уменьшается. И. Пригожин рассматривал принцип минимума производства энтропии в качестве универсального. «Теорема о минимуме производства энтропии… утверждает, что производство энтропии системой, находящейся в стационарном, достаточно близком к равновесному состоянию, минимально»[3]. Принцип минимума диссипации (рассеяния энергии) служит дополнительным принципом отбора. Если в данных конкретных условиях возможны несколько типов организации материи, согласующихся с другими принципами отбора, то реализуется структура, которая отвечает за минимальный рост (или максимальное убывание) энтропии. Поскольку убывание энтропии возможно только за счет поглощения внешней энергии и/или вещества, реализуются те из возможных форм организации, которые способны в максимальной степени поглощать внешнюю энергию (или вещество). Как отмечал Н.Моисеев: «Адаптационные механизмы обладают тем замечательным свойством, что ни внешние возмущения, ни внутренние пертурбации с помощью этих механизмов не способны вывести систему за пределы того «обозримого канала эволюции», того коридора, который заготовила природа для развития этой системы»[4]. Однако, коридор этот достаточно узок. При нарастании условий (например, появлении и нарастании кризисных явлений) та система действий, которая служила адекватному приспособлению данного общества, перестает быть механизмом адаптационного типа. Бифуркационный тип механизмов эволюции имеет совершенно другую природу. Существует некоторое критическое значение внешнего воздействия, выше которого внутренние структуры общественной системы перестают существовать, старая организация общества разрушается. Переход через пороговое состояние ведет к резкому, качественному изменению протекающих социальных процессов, к изменению их организации. Принципиальную роль при этом играют случайные воздействия – флуктуации, которые в момент перехода через пороговые состояния определяют то множество возможных структур, в рамках которых в дальнейшем будет развиваться система. Описывая подробно этот механизм в предыдущем разделе (выбор «Ценности/значимости»), мы утверждали, что если флуктуация реализуется в виде воздействия представителя элиты, общественное развитие осуществляется по восходящей бифуркационной ветви; если флуктуация реализуется в виде воздействия «лидера мнений», оказаться которым более всего шансов у представителя эрзац-элиты, - общественное развитие осуществляется по нисходящей ветви. Действие бифуркационных механизмов может развести сколь угодно далеко даже самые близкие, практически тождественные формы организации. Вероятностный характер перехода через пороговое состояние лишает эволюцию обратного хода, - система «забывает» свое прошлое. Эволюция, как и время, приобретает направленную необратимость. Нам хочется привести здесь слова И.Р.Пригожина: «…Многовариантное видение мира, положенное в основание науки, с необходимостью раскрывает перед человечеством возможность выбора – выбора, означающего, между прочим, и определенную этическую ответственность»[5]. Как эволюционные процессы, адаптация и бифуркация включают в себя информационную составляющую. В адаптационных процессах используется информация об окружающей обстановке, полученная в данный момент, без прогноза изменений внешней среды. При бифуркационных процессах принцип обратной связи является новым принципом отбора, который формируется только субъектом, получающим информацию о состоянии и поведении управляемого объекта. Любая бифуркация в сложных системах никогда не происходит мгновенно – она протяженна во времени, а переход в новое квазистационарное состояние всегда проходит через ряд промежуточных состояний, образующих фазовую траекторию системы. Одной из важнейших характеристик, определяющей эти состояния, является информация как одна из составляющих энергии. В зависимости от степени использования информации можно сделать вывод об эффективности функционирования системы. Особую роль в мировом эволюционном процессе играет «принцип минимума диссипации (рассеяния) энергии»[6]. Формулируется он следующим образом: если допустимо не единственное состояние системы (процесса), а целая совокупность состояний, согласных с законами сохранения и связями, наложенными на систему (процесс), то реализуется то состояние, которому отвечает минимальное рассеивание энергии, или, что тоже самое, минимальный рост энтропии. Принцип минимальной диссипации энергии можно считать лишь очень частным случаем значительно более общего принципа «экономии энтропии». В природе все время возникают структуры, в которых энтропия не только не растет, но и локально уменьшается. И. Пригожин рассматривал принцип минимума производства энтропии в качестве универсального. «Теорема о минимуме производства энтропии… утверждает, что производство энтропии системой, находящейся в стационарном, достаточно близком к равновесному состоянию, минимально»[7]. Принцип минимума диссипации (рассеяния энергии) служит дополнительным принципом отбора. Если в данных конкретных условиях возможны несколько типов организации материи, согласующихся с другими принципами отбора, то реализуется структура, которая отвечает за минимальный рост (или максимальное убывание) энтропии. Поскольку убывание энтропии возможно только за счет поглощения внешней энергии и/или вещества, реализуются те из возможных форм организации, которые способны в максимальной степени поглощать внешнюю энергию (или вещество). Принятие этого утверждения позволяет выдвинуть следующую гипотезу. В соответствии с принципом минимума диссипации любой системе живой природы свойственно в максимальной степени использовать внешнюю энергию и вещество (если они стоят на пути прогрессивного развития). Признавая информацию энергетической составляющей, получаем, что в эволюционном процессе способность в наибольшей степени усваивать информацию и адекватно ее перерабатывать, является определяющей для сохранения гомеостаза[8], и, в конечном счете, для обеспечения жизнедеятельности системы. Поэтому на уровне индивида когнитивная сложность его мышления выступает в качестве эволюционного принципа отбора. Элита и эрзац-элита выполняют определенные функции. В процессе эволюции развитие социальных систем подвергается действию механизмов, реализующих либо сверхспециализацию, либо универсализацию средств решения возникающих задач. В стандартных условиях среды таким механизмом является адаптация, в период кризисов – бифуркация. Представители эрзац-элиты преобразуют уникальные и специфические воздействия элиты в повторяющиеся и всеобщие[9]. [1] Моисеев Н. Человек и ноосфера. М., «Молодая гвардия», 1990. С.70. [2]Моисеев Н. Человек и ноосфера. С.42 [3] Пригожин И. Время, структура и флюктуации. Успехи физических наук. М., 1980, Т. 131, Вып.2. С.185. [4] Моисеев Н. Человек и ноосфера. С.45. [5] Пригожин И. Философия нестабильности.//Вопросы философии, № 6, 1991. С. 52. [6]Моисеев Н. Человек и ноосфера. С.42 [7] Пригожин И. Время, структура и флюктуации. Успехи физических наук. М., 1980, Т. 131, Вып.2.С.185. [8]Гомеостаз – подвижное равновесное состояние какой-либо системы, сохраняемое путем ее противодействия, нарушающим это равновесие внешним и внутренним фактором.//Краткий психологический словарь, Москва, Политиздат, 1985.С.66. [9] Более подробно об этом см.: Васильева Л.Н. Теория элит (синергетический подход).//Общественные науки и современность, № 4, 2005. Обратно в раздел философия |
|