Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге 2.4. Синергетика как метод и смена научной парадигмыСОДЕРЖАНИЕКонец ХХ – начало ХХI в. – это все более углубляющийся процесс дифференциации и интеграции наук. Новые научные направления развиваются теперь не просто как специализированные области уже сложившихся дисциплин, а интегрируют достижения порой весьма далеких друг от друга научных направлений. Теорию элит в предельно широком смысле можно рассматривать как науку у структуризации социального бытия, т.е. о его упорядоченности и эволюции. Эта теория находится не только на стыке таких сугубо гуманитарных дисциплин, как социальная философия, всеобщая история, социология, культурология, социальная психология и политология. Благодаря фундаментальным трудам классиков синергетического подхода к исследованию реальности Г.Хакена и И.Р.Пригожина в сферу гуманитарного знания стало возможным привнесение физико-химических закономерностей. Это сделало доступным рассмотрение социально-политических процессов с применением такого методологического и понятийного аппарата, который был немыслим еще в недавнем прошлом, а именно 20 – 30 лет назад. Несмотря на то, что у скептиков, иногда совершено обоснованно, возникает вопрос о том, насколько правомерным является перенос категорий физической химии на социальную сферу, такая интеграция подходов естествознания и социологии уже превратилась в устойчивую тенденцию. Нам показалась чрезвычайно интересной и перспективной попытка применения учения о системности бытия, а также законов термодинамики для обоснования эволюционной роли элиты в социальных и политических процессах. Выводы исследования позволяют в значительной степени упростить анализ политической ситуации и облегчают задачу прогнозирования хода социально-политических процессов. Философский метод – это отражение определенного уровня научного познания мира. В основе философского метода лежат ответы на следующие ключевые вопросы: 1) что является источником развития; 2) по какой причине происходит развитие; 3) что является движущей силой развития? Синергетика – понятие новое, лишь недавно появившееся в словарях и энциклопедиях. В 1973 году – дата рождения этого направления – профессор Штутгартского университета немецкий физик Герман Хакен на конференции, посвященной процессам самоорганизации, сделал программный доклад, в котором объявил о новой, учрежденной им дисциплине – «синергетике». Еще одним основоположником синергетики является бельгийский физик, лауреат Нобелевской премии Илья Романович Пригожин. Источник возникновения идей, которые можно назвать концепцией самоорганизации – это Античность. Как писал Аристотель: «Есть и такие философы, которые причиной и нашего Неба, и всех миров считают самопроизвольность: ведь они считают, что сами собой возникают вихрь и движение, разделяющие и приводящие в данный порядок Вселенную»[1]. Эти изыскания в различное время продолжили: - христианский мыслитель Фома Аквинский, ищущий за иррациональностью строгую логику; - его современник Раймунд Луллий, - астролог и арабист, пытавшийся создать первый в истории искусственный интеллект; - испанский философ XYI века Людовик Молина, - богослов, рассматривающий свободную волю человека, говоря современным языком, как нелинейную систему с многовариантностью; - Лейбниц, предпринявший попытку конструирования «универсального языка»; - Тейяр де Шарден, трактующий в своем сочинении «Феномен человека» божественную благодать как энергию, и переносящий ее на мир материи и живых существ[2]. Этот список можно продолжать, вплоть до наших дней, внося в него много громких имен. Настоящее синергетики, фундаментальные положения этого направления, собственно, его название - это, конечно, Г. Хакен и И.Р. Пригожин. Их размышления над методологическими проблемами междисциплинарного направления и усилия по его популяризации послужили тому, что синергетику можно классифицировать как научную революцию, как кардинальный поворот в мировоззрении, последствия которого мы, по-видимому, в полной мере еще не осознаем. Основоположники синергетики утверждают, что закономерности явлений самоорганизации не ограничиваются областью неживой природы: они распространяются на все материальные системы. Как отмечает Г.Хакен, принципы самоорганизации, изучаемые этой наукой, распространяются «от морфогенеза в биологии, некоторых аспектов функционирования мозга до флаттера крыла самолета, от молекулярной физики до космических масштабов эволюции звезд, от мышечного сокращения до вспучивания конструкций»[3]. Поэтому необходимо методологически обосновать правомерность переноса закономерностей неживой природы на мир биологических систем и социальный мир. Эта задача выполнима в том случае, если рассматривать преобразования информации как кибернетическую форму II начала термодинамики. В традиционной науке распространение действия II начала термодинамики на всю Вселенную ведет к следующему выводу. Со временем все виды энергии перейдут в тепловую, которая в силу выравнивания температур, потеряет способность превращаться в другие виды энергии. Вселенная придет в состояние теплового равновесия, выход из которого естественным путем невозможен. Наступление состояния теплового равновесия будет означать тепловую смерть Вселенной. При этом отождествляется закон возрастания энтропии (рассеяния энергии, или меры беспорядочности физической системы) и теория тепловой смерти Вселенной. Однако, теория тепловой смерти Вселенной – это прежде всего мировоззренческая концепция, которая базируется не столько на хорошо обоснованном законе физике (II начале термодинамики), сколько на попытке его переноса на всю Вселенную, которая не является замкнутой изолированной системой. Термодинамическая система достигает состояния термодинамического равновесия, только если она находится в стационарных (не зависящих от времени) условиях. Разрабатываемая в настоящее время концепция самоорганизации утверждает наличие в природе сил антиэнтропийного характера. В частности, синергетика рассматривает психическое как опосредованную через перераспределение энергетических потоков степень уменьшения энтропии. Сегодня развитие современной научной картины мира как формы синтеза достижений различных дисциплин протекает в русле идей глобального (универсального) эволюционизма. Он соединяет идеи эволюции и системного видения. Герман Хакен, выступая в 1982 году на конференции в СССР, говорил: «Информацию, перегруженную огромным количеством деталей, затемняющих существо дела, необходимо сжать, превратив в небольшое количество законов, концепций или идей. Синергетику можно рассматривать как одну из таких попыток». Синергетика сегодня стоит не только перед проблемой создания своей дисциплинарной онтологии, которая выражается в соответствующих онтологических принципах, но и перед проблемой включения этих принципов в научную картину мира. Именно вокруг этой проблематики, по существу, разворачиваются дискуссии относительно места синергетики в системе научного знания. Формирование теоретических оснований синергетики включает множество проблем. Они связаны с пониманием особенностей самоорганизующихся и саморазвивающихся систем, методологических принципов их анализа. Это проблема и нового смысла категорий, различного понимания части и целого, взаимодействия, причинности, пространства и времени. Для малых систем было достаточно предполагать, что целое может быть описано свойствами частей и их взаимодействиями, что элементы вне целого и внутри него обладают одними и теми же свойствами. Причинность трактуется как жесткий лапласовский детерминизм (всякое состояние Вселенной есть следствие предыдущих и причина последующих ее состояний). Сложные саморегулирующиеся системы имеют уровневую организацию, они включают в себя подсистемы со стохастическими (случайностными, вероятностными) взаимодействиями элементов и информационно-управляющий блок, с передачей информации от него к подсистемам и обратным связям, обеспечивающим воспроизведение системы как целого. Категории части и целого здесь изменяются – появляется идея системного качества, не сводимого к свойствам частей. Лапласовская причинность применяется ограниченно и дополняется идеей вероятностной причинности (состояние системы в данный момент однозначно определяется состоянием системы в предшествующий момент, однако способ описания состояния становится новым, вероятностным). Открытые системы, обменивающиеся с внешней средой веществом, энергией, информацией, характеризуются иерархией уровневой организации элементов. По мере их развития появляются новые уровни и новая дифференциация системы на подсистемы. При этом каждый новый уровень оказывает обратное воздействие на уровни, сформировавшиеся ранее, видоизменяет их, - и система функционирует как новое целое. Появление новых уровней организации и переход к новому типу гомеостазиса (гомеостазис - относительное динамическое постоянство состава и свойства внутренней среды) происходит через состояния динамического хаоса, появление точекбифуркации, в каждой из которых возникает «веер» потенциально возможных направлений развития системы. В настоящее время хаос рассматривается как фундаментальное свойство материи, обеспечивающее стабильные свойства вещества. Становление упорядоченных систем происходит из хаоса, т.е. порядок это частный случай хаоса. Теперь уже недостаточно зафиксировать наличие особых свойств целого, не сводимых к свойствам частей (системное качество), необходимо проследить изменения системных качеств (появление новых управляющих параметров – «параметров порядка») в процессе развития системы. Наряду с лапласовской и вероятностной причинностью рассматривается целевая причинность – причинно-следственная связь, в которой действует цель (конечное состояние, финал процесса). В синергетике начинают по-новому трактоваться причины и формы развития неживой материи и исторических процессов в экономической, политико-социальной и иных сферах человеческой жизнедеятельности. Возникает новое понимание случая как самостоятельного фактора биологической и социальной эволюции, признание его роли в самоорганизующихся процессах. В процессе познания мира каждая наука пользуется различными методами, которые находятся в тесной связи с теорией. Метод – это прием, способ подхода к познанию и преобразованию действительности, сознательное использование ранее полученных знаний для объяснения новых фактов. Один из основных философских методов познания – диалектический, соответствующий определенной концепции развития. По мнению некоторых исследователей, синергетика, как новая парадигма в методологии общественных наук, либо будет включать диалектику как частный метод – и то лишь для некоторых областей, - либо вообще заменит ее принципиально новыми подходами к действительности. Приведенная таблица дает, по крайней мере, схематическое, представление о той глубине различий, которая уже возникла между диалектикой и синергетикой[4].
Таблица сопоставлений
Конечно, эта схема весьма условна. Многие позиции можно было бы дополнить. И, тем не менее, такая схема благодаря ее наглядности и структурированности имеет определенную познавательную ценность. В настоящее время центр усилий исследователей смещается от понимания общих начал синергетики к изучению того, что это новое направление и достижение человеческой мысли может дать в конкретных областях жизнедеятельности, на что сориентировать. [1] Аристотель. Сочинения. М., 1981. Т.3.С. 25. [2] Более подробно об этом см.: Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. [3]Хакен Г. Синергетика. М., 1980. С.16. [4] Венгеров А. Синергетика и политика.//ОНС, № 4, 1993. С.57. *Редукционизм – стремление свести сложные явления природы к совокупности простых, подчиняющихся законам физики. **Коэволюция – термин, используемый современной наукой для обозначения механизма взаимообусловленных изменений элементов, составляющих развивающуюся целостную систему. Обратно в раздел философия |
|