Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

1.5. Категория «ИНФОРМАЦИЯ» (преобразования информации как кибернетическая форма второго начала термодинамики)

СОДЕРЖАНИЕ

Если бы мир был абсолютным хаосом, какие-либо выводы научного познания были бы невозможны. Если бы не было причинных взаимосвязей, тогда то, что происходит в одном месте и промежутке времени, не давало бы никаких указаний на то, что произошло в другом. Признание нестабильности – не капитуляция, а приглашение к новым экспериментальным и теоретическим исследованиям, которые, видимо, должны выделить в особую категорию понятие «Информации».

Информация – это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств[1]. Процесс получения и использования информации является процессом нашего приспособления к случайностям внешней среды и нашей жизнедеятельности в этой среде. Любая форма информации подвержена дезорганизации во время передачи, т.е. имеет место тенденция к увеличению энтропии даже в той сфере, которая призвана уменьшить ее состояние для нас. Энтропия стихийно стремится к увеличению так же, как информация стремится к уменьшению.

 Существуют принципы, которые позволяют нам делать выводы о вещах вне- и в соответствии с нашим собственным опытом. Постараемся выделить наиболее важные из них.

1)               Человек тратит на процесс обучения и приобретения знаний в среднем почти половину жизни. Это предопределено  особенностями строения нашего тела и психики как представителей биологического вида. Сенсорному аппарату человека и самой структуре человеческого организма внутренне присущи разнообразие и широчайшие возможности. Механическая гибкость человеческого существа обеспечивает его почти безграничное интеллектуальное развитие. «Человеческий род силен лишь постольку, поскольку он использует преимущества врожденных приспособительных, познавательных способностей, обусловливаемых его физиологической структурой»[2].

2) Ценность представляет эффективно объединенная совокупность информационных сигналов. Мы получаем информацию через наши органы чувств и действуем в соответствии с ней. Усвоение и объединение информационных «блоков» происходит в сфере рационального мышления субъекта познания. Внешние сигналы не принимаются в чистом виде, они проходят через преобразующую структуру сознания. На уровне сознания, в отличие от сферы бессознательного, основным элементом психической структуры личности, дешифрующей входной сигнал, является «Ценностный блок». Проходя через него, информация преобразуется в сигнал, определяющий характер активности индивида.

3)               Человеческая коммуникация отличается от общения между большинством других животных утонченностью и сложностью применяемого кода, высокой степенью произвольности этого кода. «Речь является совместной игрой говорящего и слушающего против сил, вызывающих беспорядок»[3].

С точки зрения кибернетики семантика определяет меру смысла и управляет его потерями в системе коммуникации (тот факт, что информация может быть потеряна, а не приобретена, является кибернетической формой второго закона термодинамики). Выходной сигнал, получающийся при заданном входном сообщении, - это сообщение, которое зависит одновременно от входного сообщения и от свойств самого «преобразователя» – когнитивной сложности структурирования познающего субъекта.

4)               Потребности и сложность современной жизни предъявляют гораздо большие, чем когда-либо ранее, требования к процессу получения и использования информации. Сигналы различного рода являются формой организации. Группы сигналов, подобно группам состояний внешнего мира, возможно трактовать как группы, обладающие энтропией. Поэтому информация является делом скорее процесса, чем хранения.

5)               Целостность каналов внутренней связи жизненно важна для состояния общества. Для эффективного поведения необходимо получать  информацию посредством процесса обратной связи, сообщающего о достижении цели. Обратная связь есть метод управления системой путем включения в нее результатов предшествующего выполнения ею своих задач.

6)               Обратная связь, как способ управления, является формой познания и различается по уровню сложности:

-                     в простейших обратных связях в грубой форме фиксируются успех или неудача в выполнении задачи;

-                     обратные связи, имеющие более сложную природу – это выстраивание линии поведения, которая отличается от более элементарных обратных связей своим «логическим типом» (по Б. Расселу).  

7)                 Введение категории «Информация» позволяет по-новому взглянуть на  законы функционирования социального мира.

Могут ли в принципе существовать социальные законы, если всегда между миром физическим и психическим существует две границы – ощущение и воление (по Б. Расселу)[4]. «Ощущение» - первое психическое действие физической причины, «воление» – последняя психическая причина физического действия. Большая часть человеческого поведения объясняется при помощи условных рефлексов, т.е. когда ответ на «раздражение» является автоматическим. Но одной из самых замечательных особенностей человеческого поведения является изменение ответа на данный стимул.

Когда восприятие каждого отдельного человека изучается во всей его полноте, а не в абстрактной форме, которая удобнее всего для передачи информации о внешнем мире другим, тогда оно становится предметом исследования для психологии. Но нет ни одного психоаналитического закона, который претендовал бы на предсказание того, что будет происходить всегда при таких-то и таких-то обстоятельствах.

Между стимулом и реакцией у человека находится «разум» как элемент сознательного мышления. Можно спорить о терминах, поэтому поясним, что речь идет о  том этапе мозговой деятельности, когда происходит выбор решения из многих вариантов, и который является элементом только человеческого мышления, поскольку выбор может осуществиться в ущерб личной выгоде, но в соответствии с нравственным долгом или требованиями морали.

Такое представление сразу приводит к пониманию человека как системы, непрерывно вовлеченной в получение, преобразование и передачу обработанной информации в связи с индивидуальными особенностями психики, характером социального окружения и условиями природной среды. Кроме того, поскольку одной из характерных черт живой материи является состояние неустойчивого равновесия, это состояние в высшей степени типично для человеческого мозга.

Что составляет важнейшую черту работы мозга, это то, что непрерывное раздражение производит не непрерывное состояние возбуждения в нервных волокнах, а серию ответов с периодами покоя между ними. Возбуждения, достигающие мозга, похожи на поток пуль из пулемета, а не на непрерывный поток воды. Ответ нервного волокна на стимул относится к типу «все или ничего» (all-or-nothing-type), подобно ответу ружья на нажим спуска.

Слабый нажим на спуск не дает никакого результата, но достаточно сильный нажим ведет к результату, который будет одинаковым при любой силе нажима (в известных пределах). Работа в таком режиме означает, что для мозга нет неучтенной информации. Это делает правомерным выделение понятия «Информация» как основополагающего при изучении мира социальной реальности, подобно тому, как в физике основополагающим понятием является «Энергия», и все открываемые законы касаются изменений в процессе ее распределения.

Идеал социальной теории состоит в том, чтобы истолковать возможно большее количество фактов возможно меньшим числом законов. Понятие информации дает нам такой ключ к рассмотрению социальной реальности, который позволяет расположить множество фактов в значимом порядке, придав им связность. Там, где мы открываем направленность изменений, мы знаем, что имеются какие-то постоянные, совокупно действующие силы.

Трудность, однако, заключается в том, что социальное пространство – это абстрактное пространство, «увидеть» и изучать которое мы можем, лишь применяя специальные категории и методы социологии. Оно не дано нам непосредственно в ощущениях, его рассмотрение требует значительной степени абстрагирования, точного определения составляющих его элементов и структур.  И только на заключительном этапе исследования осуществляется корреляция выводимых связей и явлений, по определению недоступных восприятию (как по аналогии с физическим миром, недоступен для восприятия центр Земли), с их материальным воплощением. Социальная реальность из-за абстрактности своих черт никогда не может быть приведена к полному соответствию миру знания. Но и туманность не имеет близкого сходства со светящейся точкой, в виде которой ее наблюдает астроном. По мнению П. Бурдье: «При конструировании социального пространства создается символическая матрица практической деятельности, поведения, мышления, эмоциональных оценок и суждений социальных агентов»[5]. Качество информации, в таком случае, определяется степенью соответствия «приспособленных» фактов фактам объективной реальности.

Творчески организуемое (креативное) социальное действие требует мобилизации ресурсов, деструктивное ведет к воссозданию архаических форм социальности. Соответственно, качество информации возможно различать по ее опосредованному влиянию на создание прогрессивных либо регрессивных социальных структур.

Если характер информации способствует дестабилизации социального порядка, возрастанию атомизации социального пространства – качество этой информации можно условно определить как «отрицательное». Информация, ведущая к ограничению спектра проявлений творческой активности и деятельности индивида – это информация также условно «отрицательного качества».

«Информация» – это особая категория, рассмотрение которой требует четкого понимания следующих моментов:

-      Информация сама по себе ничего не стоит и не означает, ее ценность не является абсолютной характеристикой.

-           Информация нужна субъекту для обеспечения возможности  целенаправленных действий, направленных, в том числе, на сохранение целостности организма (или системы), его функционирования, и следовательно, -формирования петель обратной связи.

-           Информация – это не просто некое возмущение, внешний сигнал, действующий на систему, но и внутренняя оценка этого сигнала, обусловленная активностью психики. Таким образом, оценка информации может быть понята только в контексте отношений «субъект-объект». Качество информации зависит от субъекта, его способности воспринять и обработать информацию.

Мы говорили о той принципиальной роли, которую играет характер ценностных систем и в личностном, и в общественном развитии. В качестве объективно существующего критерия, участвующего в формировании ценностей, можно выделить информацию. Таким образом, возможно  оценить качество ценностных систем, привлекая выводы физики, которые говорят об общих принципах устройства всего мироздания, а не только социального бытия. Человек, как представитель биологического рода Homosapience, неотделим от получения и использования информации. Информация неразрывно связана с энтропией, мера которой определяется вторым началом термодинамики (возрастанию информации соответствует уменьшение энтропии, и наоборот).

Человек, как индивидуальное биологическое существо, жестко запрограммирован Природой на сохранение своей структурной целостности, соблюдая при этом приемлемый уровень повышения энтропии окружающей среды. Фактически, «Ценностный блок» мышления человека – это фильтр, который определяет своеобразную меру энтропии. Параметры этого фильтра задаются и личностной предрасположенностью, и социализацией. Если характер ценностных систем не способствует повышению вариативности поведения на личностном и общественном уровне, то развитие идет по нижней ветви бифуркационной вилки.

Можно ли обосновать связь между способом использования информации, повышением вариативности поведения и уменьшением энтропии? Здесь имеет смысл пойти в рассуждениях от общего к частному. Существует свойство энтропии, называемое аддитивностью. Это свойство означает, что энтропия системы есть сумма энтропий частей системы. В частности, свойством аддитивности обладает внутренняя энергия системы[6].

Энтропия допускаемая общественной системой ценностей, определяется теми пределами, которые принимаются на личностном уровне каждым из индивидов данного сообщества. Поэтому, именно на личностном уровне задаются параметры фазового пространства, в котором существует общественная система.

Ценность информации определяется качеством поведения, вырабатываемого на его основе. Лучшие качествачеловеческой натуры, конечно, с очень большой степенью упрощения, можно свести к способам отбора и преобразования информации. Таким образом, можно утверждать, что мораль и нравственность – это своеобразные механизмы отбора информации.

Возникновение и изменение ценностей порождаются полной реализацией ограниченных возможностей одного способа получения и обработки информации (и, следовательно, способа формирования взаимоотношений со средой) и приход ему на смену иного способа, который открывает новые созидательные возможности.

К принципиально важным параметрам обработки информации можно отнести следующие.

1)          Борьба с помехами в канале связи.

Существуют общие способы борьбы с помехами, пригодные для различных каналов связи. Прежде всего желательно максимально снижать уровень помех и максимально повышать уровень полезного сигнала (как говорят, - соотношение сигнал/шум). Увеличение этого соотношения может достигаться также за счет соответствующего кодирования передаваемой информации, т.е. представления ее в виде таких «символов» (например, импульсов определенной формы), которые четко выделялись бы на фоне помех. Такое кодирование повышает помехоустойчивость передаваемой информации. Кроме того, особое место в борьбе с помехами занимает фильтрация информации, принимаемой на выходе канала связи.[7]

Такие личностные качества, как самостоятельность мышления, минимальное присутствие стереотипов, индивидуальное, а не ролевое самоопределение, компетентность являются эффективными способами борьбы с помехами в канале связи (на социальном уровне).

2)          Отбор информации из шума.

Управляющий сигнал несет в себе определенную информацию. Формирование сигнала происходит по определенному алгоритму, содержащему соответствующую информацию. В свою очередь, указанный алгоритм составлен на основе информации, заложенной в других алгоритмах управления, тех, которые были использованы при составлении данного.[8]

 Все основные моральные заповеди мировых религий можно представить в виде жесткого алгоритма, задающего основные принципы поведения. Любой авторитет для своих последователей либо тех, кто на него ориентируется, также задает алгоритм реакции на информационные воздействия и алгоритм формирования поведенческих реакций. Чем более авторитарна личность, тем более жестких параметров социальных взаимодействий она склонна придерживаться.

Наиболее эффективные действия любой власти состоят в том, чтобы подчиненный полностью идентифицировал свои интересы и потребности с интересами и потребностями управляющего, властвующего. Это означает, что формируемые алгоритмы управляющих воздействий полностью воспринимаются и усваиваются подчиненной стороной, принимаются ею как безусловная команда к определенным действиям. При этом дешифровка сигналов происходит таким образом, чтобы не было разночтений в их смысле. Идентичность в понимании информационных сигналов всеми участниками коммуникации подводит нас к вопросу о вероятностном характере информационных воздействий. Представление о том, что информация может передаваться как своеобразная эстафетная палочка, является очень упрощенным. Всякая передача информации сопровождается потерями, которые обусловлены действием случайных факторов. Однако, случайности не только уменьшают или искажают информацию, но иявляются ее генераторами. Таким образом, можно говорить о принципиальной роли случая как генератора информации.

Способность человеческого мозга распознавать образы связывают с ассоциативным восприятием, т.е. когда воспринимаются некие общие, характерные признаки, а конкретные, частные признаки как бы отступают на второй план. Понятие об ассоциации сложилось еще в философских учениях Древнего мира. Согласно Аристотелю, возникновение в сознании образа без обычно вызывающего его внешнего раздражителя, относилось за счет закрепившегося в прошлом опыта связи телесных процессов, которые могут сближаться и образовывать прочные соединения в силу их смежности, сходства или контраста.

Джон Локк ввел термин «ассоциация идей», представив ассоциации как связи на основе разума. В результате развития целого ряда психологических систем, изучающих это явление, в настоящее время преобладает тот взгляд, что ассоциации имеют в основе такое психологическое проявление, как условный рефлекс.

В контексте рассматриваемых нами проблем, мы выделяем в качестве основных компонентов ассоциации как психического явления такие мыслительные операции, как анализи синтез. Другими словами, происходит самоорганизация системы на основе случайного поиска, т.е. отбор информации из шума, критерием которого является изменение поведения системы.

Вспомним двухконтурную схему, представляющую когнитивную систему человека. Принципиальное различие между основной и отчужденной подсистемами определяется не столько особенностями используемой информации, сколько характером ее переработки. В основном контуре проводится логически непротиворечивый анализ предметов и явлений по определенному числу признаков. Здесь на помощь субъекту приходит весь социум, к которому он принадлежит, предоставляя ему готовый набор поведенческих норм и ценностей, стереотипов, свойственных общественному или групповому сознанию, авторитетов и т.д. Благодаря этому формируется внутренне цельная и непротиворечивая модель мира, которую можно закрепить и однозначно выразить в словах или других условных знаках, что является обязательным условиемсоциального общения.

Отчужденная подсистема использует в основном такую мыслительную операцию, как синтез, поскольку именно она создает возможность одномоментного схватывания многочисленных свойств объекта в их взаимосвязи друг с другом, во взаимодействии со свойствами других объектов, что обеспечивает целостность восприятия.

Поскольку получаемые таким способом образы существуют сразу в нескольких смысловых плоскостях, они приобретают свойство многозначности. Эта многозначность, с одной стороны, лежит в основе творчества, а с другой – затрудняет выражение связей между предметами и явлениями в логически упорядоченной форме, и даже может препятствовать их осознанию.

Обе подсистемы функционируют во взаимодействии, внося свою специфику в работу всего мышления в целом. Предпосылки к становлению когнитивной системы передаются генетически, но окончательно они формируются лишь в социальном общении. Особенности функционирования всей когнитивной системы тесно связаны со свойством элитности.

Почему в период кризиса именно представители элиты способны выполнят свое, как мы утверждали, эволюционное предназначение – выводить всю популяцию на прогрессивный путь развития? Кризис характеризуется, с  точки зрения теории информации, тем, что наблюдается либо дефицит, либо ее неадекватное или не оперативное использование. Лавинообразно нарастает количество неожиданных факторов воздействия внешней среды на систему. Соответственно, резко снижается скорость их информационной обработки и типовые решения перестают работать.

Отбор информации из шума – это выделение неожиданно возникшей информации из огромного потока бессмысленных сигналов. Хорошо развитое ассоциативное восприятие индивида выполняет функцию эффективного усилителя отбора, в соответствии с определенными критериями отбора (ценностями/значимостями). Если результат отбора в том или ином конкретном случае удовлетворяет критерию, то отобранная информация преображается в управляющее воздействие вначале для самого индивида, а затем распространяется далее в социальной среде.

Синергетика выделяет для эволюционирующих систем два класса  механизмов развития: адаптационные, т.е. обеспечивающие устойчивость развивающейся системы в стандартных условиях среды; и бифуркационные – тенденции к изменению, приходящие в действие при резких изменениях  среды, кризисов в жизни системы. В соответствии с теорией информации, адаптационный и бифуркационный механизмы поведения систем выглядят следующим образом. Пусть некая система находится в каком-то состоянии, которое позволяет ей выполнять определенные функции. Условно назовем такое состояние нормальным. Оно соответствует внешним условиям, в которых работает система. Предположим, что условия вдруг изменились, в результате чего система вышла из нормального состояния. Новым условиям соответствует и новое нормальное состояние. Для этого нужна информация о новом состоянии системы и о том, как может быть осуществлен перевод системы в это состояние.

Поскольку изменение внешних условий имеет, как правило, случайный характер, то сбор нужной информации осуществляется за счет случайного поиска. Это означает, что параметры системы нужно  изменять до тех пор, пока она не окажется в новом нормальном состоянии, о чем можно немедленно узнать, контролируя поведение системы.

Высокая вариативность поведения помогает осуществлять быстрый подбор нужных  случайных параметров для достижения нормального состояния. Отбор информации из шума выстраивается в новые типовые решения. Бифуркационная стадия сменяется адаптационной. Их принципиальное отличие, в данном аспекте рассмотрения, состоит в том, что способы поиска и обработки информации являются значительно более детерминированными, чем при бифуркации.

Информационная насыщенность сообщений при бифуркации и адаптации может принципиально различаться. Типовые решения (шаблоны или стереотипы) куда менее информативны, чем информационный шум, порождающий самые разные ассоциации и образы (примером такого различия могут служить служебная инструкция и стихи).

При бифуркации внутренние связи принципиально реализуются случайным образом, и значит, это вероятностные связи. Случайность не только нивелирует какую-то информацию, но и генерирует ее, т.к. наиболее сложные по возможности восприятия информации устройства принципиально основаны на случайной структуре внутренних связей.

Можно ли оценить вероятность выбора максимально эффективного решения в кризисной ситуации, и соответственно, оценить роль элиты в ходе общественных процессов в каких-то количественных показателях, пусть и очень приблизительных? Оказывается, можно. Люди общаются друг с другом при помощи речи или, на худой конец, мимики. В 1928 году для количественной оценки информации американцем Хартли была предложена формула, расчеты по которой позволяют считать единицей информации 1 бит. Любую информацию можно представить в виде ответов «да» или «нет» на соответствующим образом сконструированные вопросы.

1 бит – это максимальная информация, которая может содержаться в ответе на какой-либо вопрос при условии, что варианты ответа должны быть равновероятными. Если исходы «да» и «нет»  имеют разную вероятность, то в ответе содержится информация меньше одного бита, причем тем меньше, чем сильнее различаются вероятности исходов. В предельном случае, когда вероятность «да» или «нет» обращается в единицу, ответ вообще не содержит информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 1.[9]

 

 

На рисунке 1 дан график зависимости информации от вероятности, где P – вероятность, I – информация.

 

Таким образом, можно уточнить понятие «1 бит информации»: это есть информация, содержащаяся в кодовом знаке, принимающем лишь два значения, при условии, что оба эти значения равновероятны. Значит, наилучшая стратегия максимально эффективного получения информации в процессе коммуникации – задавать вопросы, которые предполагают ответы с равновероятными «да» и «нет». Такую постановку вопросов обеспечивает сложная когнитивная структурированность мышления.

Основополагающие моральные заповеди предполагают поведение, которое является равновероятным: «Не убий» - убил или не убил; «Не укради» - украл или не украл и т.д. «Относись к другому так же, как ты хочешь, чтобы он относился к тебе» - это алгоритм диалога, т.е. актуального взаимодействия, представляющего из себя наиболее эффективный инструмент решения стоящих перед людьми проблем и задач средствами коммуникации.

Вспомним категорический императив Канта, выражающий абстрактную обязанность подчинения моральному долгу или требованиям совести: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом… Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству»[10].

Категорический императив предполагает возможность для человека свободного выражения своего субъективного мнения и оказание влияния на процесс принятия решений. Требования императива повышают личную ответственность за возможные последствия и полученный результат. Область пересечения интересов, состояний и отношений партнеров по диалогу максимально расширяется.

Структура коммуникативного акта в обобщенной форме выглядит следующим образом:

 

Рис 2.[11]

Структура коммуникативного акта

 

СРЕДА

 
   

 

 

КОММУНИКАТОР                                          РЕЦИПИЕНТ

 

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

 

Если «среда» в данной схеме не зависит от коммуникатора и реципиента, то «обратная связь» - ключевой параметр коммуникационного взаимодействия.Принцип обратной связи является одним из эволюционных принципов отбора организации систем в живом мире. Механизмами обратной связи являются механизмы, определяющие изменения состояний, которые являются реакцией на внешние воздействия и ими определяются.

Выработка ответных реакций в результате восприятия раздражений, т.е. информации о внешней среде, определяется: во-первых, генетическим механизмом передачи информации; и во-вторых, «субъективностью» восприятия. Здесь восприятие и реакции уже не являются однозначно определенными.

При описании явлений неживой природы способы выбора решений строго ранжированы: ничто не может нарушить законы сохранения массы, импульса, энергии. На уровне живой природы способы выбора решений принципиально усложняются, ибо здесь появляется целеполагание. Автоматического ранжирования приоритетных решений не происходит, оно опосредовано наличием психики.

Естественный отбор закрепляет качества тех представителей, которым лучше других удается ранжировать приоритеты для сохранения гомеостаза в данных конкретных условиях, другими словами, лучше приспособиться к внешней среде. Живое существо не обязательно должно реализовать оптимальное поведение. Однако, чем ближе будет к этому варианту, тем оно окажется лучше приспособленным к окружающей среде и тем больше шансов выжить у него будет.

Популяция существует во всегда изменяющейся внешней обстановке. Это означает, что непрерывно меняется характер ранжированности выбора решений. Сохраняется лишь определенная тенденция, задающая вектор развития. При этом законы живого мира, не сводимые к законам физики, могут нарушаться, но за их нарушение живое существо платит жизнью либо уничтожением популяции. Такую тенденцию четко задает метаболизм[12], т.е. поглощение свободной энергии и вещества. Этой тенденцией становится та единственная траектория развития, на которой происходит максимальновозможное уменьшение энтропии или, другими словами, обеспечение стабильности существования по каким-то базовым критериям. Именно наличие этой тенденции позволяет связывать законы живой и неживой природы через понятие энтропии.

На социальном уровне организации материи ранжирование выбора решений становится прерогативой интеллекта. Как мы уже отмечали, мораль и нравственность выполняют роль своеобразного механизма отбора, поскольку ценностные системы выстраиваются как логически осмысливаемые причинно-следственные связи, в которых прогнозирование ситуации играет ведущую роль. Например, появление идеи о непременном воздаянии «без срока давности» за моральные прегрешения знаменовала собой кардинальный переход к новым религиозно-этическим системам, в которых исповедуется тот взгляд, что человек не может обмануть Бога или Судьбу, оценивающих его деяния в земной жизни. Но появление такого этического воззрения означает поведение, пытающееся учитывать максимально долгосрочную перспективу. Сиюминутное удовлетворение потребностей безусловно приносится в жертву бесконечно протяженной во времени стратегии этического поведения.

Фактически, ценностные системы особым образом оговаривают характер, особенности «обратной связи» в жизни человека при построении коммуникационных взаимодействий. Если индивид, выполняющий функцию «коммуникатора», не придает обратной связи о ходе диалога и поведении реципиента должного значения, это лишает его возможности скорректировать свои цели, поведение и построить диалог с учетом индивидуальной психологии, интересов, связей, отношений и целей реципиента. Значительное рассогласование целей приводит первичную социальную систему, состоящую из двух элементов «коммуникатор-реципиент» в состояние нестабильности.

Возникающая неопределенность, которую порождает субъективный фактор, начинает во многих случаях заменять действие природных случайностей. Характер обратных связей, при которых не происходит учета большинства воздействий как со стороны «реципиента», так и со стороны «среды», значительно снижает эффективность адекватного ответа коммуникатора на внешние импульсы.

Мы делим  ценностные системы на системы, способствующие или препятствующие прогрессивному развитию. Ценностные системы, способствующие прогрессивному развитию*, изменяют соотношение случайного и противостоящей активности индивида в определенную сторону. Активность индивида помогает ему эффективно преодолевать фактор случайности и неопределенности, исходящий из внешней (в том числе, и социальной) среды. Соответственно, выбор индивидом ценностей в конечном итоге обеспечивает социальную стабильность не только для личностного микроуровня, но и на любом уровне социальной иерархии, а также в масштабах всей популяции.

Очень часто новый взгляд на мир, новые теории в значительной степени опираются на научные концепции прошлого, по-другому интерпретируя термины и представления, которые являются в них ключевыми. Понятие «ценность»было центральным понятием научной системы Питирима Сорокина. Ему, как никому другому до него, удалось показать методологическую значимость ценностной теории в социологии[13]. Модель Сорокина нашла отражение в его четырехтомном труде «Социальная и культурная динамика»[14]. Любое общество, - считал он, - можно описать и понять лишь через призму присущей ему системы «значения, нормы, ценности». Культурно-ценностные системы формируются под воздействием общественной природы человека – существа мыслящего и существа чувствующего.

В зависимости от главной ценности, которую исповедует культура, П. Сорокин различал несколько унифицированных культурных суперсистем, в каждой из которых образуются свои подсистемы истины (наука, философия и религия), изящных искусств, этики и права. В процессе социальных взаимодействий из потока представлений и ощущений появляется абстрактное отвлеченное понятие. С появлением понятия начинается знание. «…Человеческое общество, вся культура и вся цивилизация в конечном счете есть ни что иное, как мир понятий, застывших в определенной форме и в определенных видах…»[15]. Весь ход исторических процессов связан с тем, что одна форма культуры и общества исчезает, а другая – появляется. Экономические или политические неурядицы вторичны, первичен кризис именно культурных, ценностных форм.

Питирима Сорокина неоднократно критиковали за то, что: во-первых, у него отсутствовало точное определение того, каким именно образом происходит установление культурной суперсистемы; во-вторых, ученый никогда не пытался использовать свою парадигму на примере не западных цивилизаций[16]. При помощи синергетического подхода теории элит мы надеемся представить свой ответ на эти вопросы, полностью разделяя мнение великого мыслителя о том, что «сущность социального прогресса составляет мысль, мир понятий, …он же и является первоначальным фактором социальной эволюции»[17].

   Можно утверждать, что процессы «ассимиляция-отбор» и «аккомодация-ингрессия» на уровне мышления познающего субъекта являются начальными для процессов, протекающих уже на социальном уровне (от взаимодействия в малых группах до макросоциального уровня).Если интерпретация информации, образующая основную сферу объекта познания, перестает удовлетворять принципам эффективного функционирования социальной системы, то индивидуум востребует информацию из отчужденной когнитивной подсистемы, до того не получающую своей интерпретации. Это составляет суть обозначающегося перехода от одной культурной суперсистемы к другой. От единичных индивидуумов (представителей элиты, -как мы утверждаем), через элитные группы новые идеи и ценности становятся достоянием широких масс.



[1] Винер Н. Человек управляющий. СПб, Питер, 2001. С. 14.

[2] Винер Н. Человек управляющий. С.55.

[3] Винер Н. Человек управляющий. С.89.

[4] Винер Н. Человек управляющий. С.49.

[5]Бурдье П. Социология политики. М., SocioLogos, 1993. С.14.

 

[6] Тарасов Л.В.  Мир, построенный на вероятности. М., «Просвещение», 1984. С. 113.

[7] Более подробно об этом см.: Тарасов Л.В. С. 92.

[8]Тарасов Л.В.  С. 94.

[9] Более подробно об этом см.: Тарасов Л. Там же. С. 88-94.

[10] Кант И. Сочинения. М., 1965. Т. 4. Ч. 1. С. 260, 270.

[11] Снетков В.М. Психология коммуникации в организациях. СПб, Изд-во СПб.-Унив-та. 2000. С. 75.

[12] Моисеев Н. Человек и ноосфера. М., «Молодая гвардия», 1990. С.165.

*В дальнейшем под «Ценностями» мы будем иметь в ввиду именно такие системы.

[13] Более подробно об этом см.: Васильева Л.Н. Социология революции П.А.Сорокина и современные подходы к сути революционных процессов.// Международная научная конференция «Питирим Сорокин и современные проблемы социологии», посвященной 120-летию Питирима Сорокина и 20-летию основания факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета, 16- 17 апреля 2009 г.                                              

[14]Sorokin P.A. Social and Cultural Dynamics. N.Y., 1937-41. Vol. 1-4.

[15] Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., Политиздат, 1992. С.528.

[16] Sorokin Pitirim. Social and Cultural Dynamics.Introduction to the Transaction Edition.// 1985 by Transaction Books.New Brunswick (USA) and Oxford (U.K.). P. XI-XIII.

[17] Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. С.531.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел философия











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.