Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Карабущенко П. Элитология Платона
ГЛАВА II
ПЛАТОН ОБ "ЭЛИТОЛОГИИ" КАК НАУКЕ
По мнению некоторых исследователей, Платон никогда сам не занимался частными науками как таковыми и специально не разрабатывал какие-либо отдельные концепции, которые мы привыкли считать платоновскими. А.Ф.Лосев утверждал, что ключ к пониманию истинной сущности платоновой философии он нашел изучая платонизм Прокла, Порфирия и Ямвлиха. Ключ же к нашему пониманию философии Платона лежит через выяснения основ его элитологического учения. Попутно отметим, что элитология, как ее понимают современные политологи и социологи, не есть то, как это мыслилось в эпоху Платона. В элитологии Платон больше всего философ-культуролог, чем философ-политолог. И с этим обстоятельством нам необходимо считаться. Именно политическое учение Платона всегда и вызывало наибольшее неприятие со стороны различных политических общественных направлений. Гносеологическая и этическая сторона оставалась идеологически нетронутой и потому пребывала в относительной философской чистоте.
Элитология Платона является той потаенной частью его мировоззрения, из которой исходит практически вся его философия. Элитология Платона - тема, которая еще нигде специально открыто не обсуждавшаяся. Ее смешивали часто или с критикой социальной его утопии, или с идеалистической теорией. Но открыто увидеть в ней самостоятельную тему почему-то не желали. Это весьма странное обстоятельство может быть объяснено тем, что сама элитология заявила о своем существовании лишь в ХХ веке и потому платоноведение еще не успело накопить достаточного первичного материала для того, чтобы увидеть эту тему в философии Платона.
Вычленение методологических построений Платона по данному поводу следует начать с анализа идей, развитых им в "Политике".
Смысл самого термина "элитология", несомненно, принадлежит к наследию этого мыслителя, хотя само это понятие относится к действительности нашего времени. Именно Платон впервые пришел к выводу, что знание о власти ("способность управлять государством") и о тех, кто является носителем этой власти, составляет некое искусство, или науку. Причем эта наука является "распорядительницей и управительницей" всех остальных наук, т.е. наукой наук (Политик,304а-d). Платон называл еще эту дисциплину "царской наукой". При этом философ отделяет от этой науки весьма близкие ей дисциплины: прикладную политологию, риторику, юриспруденцию и т.д. В чистом
виде элитология как "царская наука" для Платона является искусством государственного управления. "То искусство, которое действительно является царским, не должно само действовать, но должно управлять теми искусствами, которые предназначены для действия..." (Там же,305d). Такой наукой является "политическая философия". Платон, однако, оставляет в стороне то обстоятельство, что его собственная теория идеального государства, а также теория познания ("миф пещеры") сами по себе являются теориями элит и, следовательно, могут быть отнесены к идеологической элитологии. Более того, саму философию Платона в целом мы можем охарактеризовать как "философию избранности", т.е. то, что лежит в теоретической основе самой элитологии. Поскольку сознание философа является для нас тоже элитным, то и оно будет находиться в центре нашего внимания, как одно из проявлений (воплощений) элитологического принципа.
По мнению Платона, граница социальной стратификации первоначально проходит не по имущественному цензу, а через саму психологию людей. Все люди психологически делятся на слуг (ведомых) и господ (ведущих) и было бы весьма странно искать государственных людей в сословии слуг (Политик,289е-290е). Этих людей Платон прямо называет "избранными", т.е. элитой (Там же,291а). Все правители,независимо от их классификации, "правят в соответствии с неким искусством правления", т.е. обладают "царским знанием" (Там же,293а-d). Платон говорит о том, что таких людей единицы. Большинство людей в государстве не может обладать этим знанием: "если вообще существует царское искусство, то ни множество богатых людей, ни весь народ в целом не в состоянии овладеть этим знанием" (Там же,300е). В принципе знание элиты и должно составлять сущность элитологии в платоновской интерпретации.
Анализ платоновской мысли показывает, что Философом достаточно активно используется метод отбора "лучшего", селекция ценного и истинного знания. Лосев прямо пишет о том, что Платон ведет себя как "реставратор": "он всегда отбирает лучшее и с беспощадной критикой отбрасывает худшее". Этот принцип можно тоже назвать "аристократическим", ибо идет отбор лучшего, концентрация всего элитного, а, следовательно, речь уже, пусть и формально, но идет об элитологии.
Главный принцип элитологии Платона в определении критерия элиты - это принцип "отделения": все, что не относится к идеалу, должно быть отделено, все что останется, т.е. выделится, после этого и есть идеал. От сферы элитарного знания следует отделить "все инородное", чуждое ему и недружественное и оставить только ценное и сродное" (Там же,303е). В известном смысле это напоминает апофатическое или отрицательное богословие Дионисия Ареопагита, которое, по мнению В.Н.Лосского, является путем восхождения и обретения превосходства. Поэтому знание, собранное в элитологии, должно быть знанием, выражающим превосходство, которое неприменно должно приводить к господству (доминации). Элитарность (аристократизм) является идеей, проходящей через всю его политическую и философскую жизнь.
Обвинения, выдвигаемые в адрес Платона о том, что он хочет превратить философию в привилегию аристократического рода, не лишены основания, ибо Платон неоднократно заявляет, что "философией должны заниматься не подлые люди, а только благородные" (Государство,535с). На это указывает в своем исследовании и Ю.Н.Давыдов. Платон, по его мнению, стремился дать аристократии научный метод, с помощью которого та могла бы справедливо управлять обществом. Поэтому общая линия философии Платона была обращена на разработку идеи аристократизма и критическому осмыслению всего того, что выходит за его рамки.
Лексическая антология платоновской элитологии составляет терминологическую суть всей его философской системы. Речь идет непосредственно о тех доминирующих понятиях, которые гармонизируют все многообразие умозрительного мира афинского академика. Анталогичность (т.е. то же, что и избранность) этих категорий основывается на мнении самого Платона, высказанных им в диалогах "Кратил" (в его учении о языке) и в "Ионе" (в его протогерменевтическом рассуждении).
Согласно Платону, теми философскими категориями, которыми оперирует он сам, может владеть не каждый, а лишь специально подготовленный человек. "Простые люди" могут даже и не подозревать о существовании самих этих идей в целом. Они - "узники пещеры теней". Платоновскими категориями пользуются лишь те, кто освободился от цепи и перешел от человеческого "убожества" к божественному созерцанию (Государство, 517b). Обычную жизнь человека не с чем сопоставить. Поэтому она проходит безликой. И только встреча с нечто неординарным может открыть тебе глаза и изменить твою жизнь ("выход из пещеры"). Только находясь у ног божества, ты понимаешь свое "у-божество".
Всякая лексическая симфония есть форма, выражающая содержание сознания личности. Именно лексика, язык автора, и является тем исходным материалом, через который мы можем проникнуть в интересующий нас мир идей. Выше уже говорилось о том, что Платон постоянно противопоставляет человека элиты мнению необразованного (т.е. безыдейного) большинства, которое не может понять это творческое меньшинство, прежде всего, в силу ограниченности своего ума. Еще одной особенностью платоновского слога является то, что в его диалогах собеседники Сократа (от лица которого чаще всего вещает сам Платон) постоянно признают за его доводами присутствие полноты истины.
Рассмотрим ряд наиболее важных для понимания платоновской философии избранности терминологических конструкций, анализ которых может пролить дополнительный свет на его элитологическую доктрину.
ЭЛИТА. В первую очередь нам предстоит выяснить терминологическое значение самого понятия "элита". Разумеется, что Платон, как, впрочем, и вся Античность, этого термина не знает. Но зато в самом широком "ассортименте" мы встречаем прямые и косвенные синонимы этого понятия. В одних только "Законах" мы можем насчитать до десятка определений, являющихся дублерами "элиты":
"ЗАКОНЫ" - "высшие классы" (760а); избранные должностные лица (753b); "избранные люди" (743а); "лучшие люди" (644а,741а); "выдающийся человек" (732а); "божественный человек" (792d); "причастные к истине" (804b); люди "божественного происхождения" (853с); наиболее добродетельные люди (757с); "законодатель" (625е) и т.д.
Из других работ Платона к этому смысловому ряду необходимо будет отнести еще и такие термины, как: "философ-правитель" (Государство,473c-d); "гений" (Апология Сократа, 27d); "аристократия" (Политик,291е); "государственные люди" (Там же,290е); "сведущий человек" (Там же,300с); "самые лучшие" (Там же,412с); "разумное меньшинство" (Там же,431d) и др.
Греческое "аristos" (лучший, избранный) - прямой аналог латинского "elite". Поэтому, говоря об "аристократии", Платон фактически описывает "элитократию" и это тождество двух этих понятий нам надлежит всегда иметь в виду, когда мы рассуждаем об античной элитологии. В общих чертах Платон дает примерно следующее определение понятия "элита": элиту составляют те, кто обладает истинным знанием, кто достиг совершенства как высшей добродетели. Эта позиция почти дословно совпадает с точкой зрения Х.Ортеги-и-Гассета и Н.А.Бердяева на природу "аристократии духа". Таким образом, Платон является автором социо-культурного определения элиты, видя в ней, прежде всего, феномен общественного сознания, а не статусное явление его политического развития.
МАССЫ (ТОЛПА). Параллельно с этим им достаточно активно разрабатывается философская категория, которая понятийно противостоит этому значению (массы, толпа, чернь). Так, в термине "масса" Платон выделяет как антропологическую, так и общественную сторону этого явления. Связующим звеном у него является так называемая проблема "родового массового сознания". По своей природе "человек массы" является носителем искр "угасшего человеческого рода" (Законы,677b). Чтобы в дальнейшем нам больше не возвращаться к этой теме, остановимся более подробно на платоновском анализе этого значения.
Толпа (массы) - это то, что изначально противостоит всей философии избранности. Толпа невежественна и не воспитана, (Законы,722b) и она "ни в коем случае не может владеть никаким искусством (Политик,300е). Общее рассуждение Платона на этот счет сводится примерно к тому же,о чем писал уже в XIX веке Густав Лебон. Толпа, как антипод элиты, может адекватно воспринимать только закон силы, а не закон как средство убеждения (Законы,722b). По его глубокому убеждению, "жизнь всякой людской толпы лишена рассудительности либо по невежеству, либо из-за отсутствия самообладания, либо по обеим этим причинам" (Там же,734b).Толпа не способна на выполнение государственных обязанностей (Там же,758b). Понятие "толпы" (чернь) Платон относил к сфере гражданского общества: это ничтожное большинство, отягощенное множеством самых разнообразных вожделений (Государство,431b-c). Платон сравнивает толпу с огромным диким зверем, которым можно научиться управлять (Там же,493а-е). Главная опасность заключается в том, что толпа весьма часто сама "воспитывает" политика в своем извращенном духе, что несовместимо с царским искусством управления.
В "Горгие" (489с) философ утверждает, что "рабы и всякий прочий сброд" ни на что не годны, "кроме как разве напрягать мышцы". На таких "худых людей", по его мнению, вообще не следует обращать никакого внимания (Государство,396а-b), поскольку они не могут служить примером для подражания. Духовный мир таких людей вообще лишен каких-либо достоинств, поэтому их "лики" не представляют никакой ценности для людей аристократической духовности. В идеале Платон считал, что "ничтожные вожделения большинства" (массы) должны подчиняться "разумным желаниям меньшинства" (элиты) (Там же,431d).
Помимо этих центральных для элитологии Платона понятий в его философии избранности мы можем обнаружить целую группу терминов, которые и составляют саму основу всего терминологического круга элитологии. Для облегчения нашего понимания платоновской элитологии, рассмотрим наиболее важные из этих категорий:
1. Иерархия. Теория иерархии в своем окончательном, завершенном виде была сформулирована одним из самых таинственных спутников апостола Павла платоником Дионисием Ареопагитом в знаменитом его "Корпусе" ("Небесная иерархия"). У Платона теорию иерархии мы находим в диалоге "Политик". Описывая нынешнее движение Вселенной, Платон отмечает, что "тогда, вначале, самим круговращением целиком и полностью ведал [верховный] бог, но местами, как и теперь,части космоса были поделены между правящими богами. Да и живые существа были поделены между собой по родам и стадам божественными пастухами - даймонами; при этом, - продолжает Платон, - каждый из них владел той группой, к которой он был приставлен... Бог сам пестовал их и ими руководил, подобно тому, как сейчас люди, будучи существами, более прочих причастными божественному началу, пасут другие, низшие породы" (271d-е). Иерархия имеет здесь как космический, так и земной характер. Социальная форма иерархии формируется параллельно с государственным и правовым становлением общества и является его важной составной частью. Необходимо отметить, что практически все теоретики иерархии (Ареопагит, Николай Кузанский, Марсилио Фичино и др.) были именно платониками, что, несомненно, свидетельствует о продолжении этой традиции и после Платона.
2. Доминация, или "теория господства". Прямых данных о том, что Платон специально интересовался этой проблемой, у нас нет, но косвенных намеков предостаточно. Данное понятие в скрытой форме присутствует практически во всех платоновских произведениях. Платон неоднократно высказывает мнение, что всякое нарушение равновесия (в природе) и справедливости (в обществе) есть всегда проявление какой-либо силы, т.е. ее доминация (лат. dominatus - господство). В элитологии эта категория играет одну из ключевых ролей. Собственно "избранность" это и есть следствие доминации какого-либо качества. Доминация, таким образом, выступает в качестве причины всякой элитности. С другой стороны, элитизация может проявляться только в качестве господства. Поэтому можно говорить об относительной (как в первом случае) и абсолютной (как во-втором варианте) доминации. У Платона все это рассредоточено по нескольким проблемным блокам. Именно это, наверное, и приводит к отсутствию внешней цельности данной композиции. Вместе с тем наблюдается достаточно четкая внутренняя (логическая) гармония в рассуждених о природе избранного. Получается, что те достоинства, которые лежат в основе элитности, в своей совокупности и составляют доминацию.
В космологии доминация выступает в виде той "силы", которая "движет само себя" и служит "источником и началом движения для всего остального, что движется" (Федр,245b-d). По мнению Платона, доминация в виде некой онтологической энергии
проходит по всей цепочке эротической иерархии (Пир, 210а-212а). В "Горгии" Платон предлагает понимать под силой "достоинство" и "рассудительность" (489d-491b). Тогда утверждение, что "лучшее есть не что иное, как сильное" (483а-484с; 488b-489c) приобретает моральный оттенок и должно рассматриваться с философской точки зрения. Если доминация есть проявление каких-то сил в форме господства их совокупного единого, то самой положительной силой будет стремление нашей души познать истину (Менон,81b-82a), идеей доминации будет являться сам Бог (именно такое понимание мы и находим в последующем в христианской философии).
3. Равенство. Одной из центральных категорий элитологии Платона является проблема равенства. Как она понималась им мы можем судить из шестой книги его "Законов": "Рабы,- говорит Платон,- никогда не станут друзьями господ, так же, как люди никчемные никогда не станут друзьями людей порядочных, хотя бы они занимали и равные по почету должности. Ибо для неравных равное стало бы неравным, если бы не соблюдалась надлежащая мера" (757а). (Уместно будет здесь вспомнить мысль, принадлежащую Пифагору: "Дружба есть равенство".- Диоген Лаэртский,VIII,10). Платон утверждает, что есть два вида равенства; "они хоть и одноименны, но на деле во многом чуть ли не противоположны между собой. Из этих двух видов первому может отвести почетное место всякое государство и всякий законодатель, руководя его распределением с помощью жребия: таково равенство меры, веса, числа. Но любому человеку нелегко усмотреть самое истинное и наилучшее равенство, ибо это - суждение Зевса. Людям его уделяется всегда немного, но, поскольку оно уделено государству или частным лицам, оно создает все блага. Большему оно уделяет большее, меньшему - меньшее, каждому даря то, что соразмерно его природе. Особенно большой почет воздает оно всегда людям наиболее добродетельным; противоположное же оно соответственно уделяет тем, кто в добродетели и воспитанности им противоположен" (Там же,757b-с). Далее Платон пишет, что "всякому государству, если оно хочет избежать внутренних волнений, необходимо воспользоваться и другим видом равенства, заимствовавшим свое имя от первого. Ведь пристойная снисходительность при своем осуществлении, вопреки надлежащей справедливости, оказывается нарушением строгого совершенства. Поэтому, вследствие недовольства большинства, необходимо применять равенство путем жребия, причем бога и благую судьбу надо молить, чтобы они устроили жеребьевку согласно высшей справедливости. Так-то и приходится пользоваться обоими видами равенства, однако, тем из них, которым правит случайность, надо пользоваться как можно реже" (757е-758а).
Комментируя этот платоновсчкий фрагмент, А.Ф.Лосев отмечал, что еще Плутарх в своих рассуждениях на эту тему, приходит к мысли, что отношение "арифметического" равенства большинства, характерное для демократии, было справедливо изгнано Ликургом и заменено отношением "геометрического" равенства, основанного на достоинствах человека, а не на простых количественных соотношениях. Таким образом, равенство в платоновском государстве предусмотрено самим богом. Платон, следуя Ликургу, отдает должное добродетели человека, обусловливая равенство справедливостью, а, не ставя справедливость в зависимость от равенства. Геометрические отношения, создающие подлинное равенство, соответствуют закону и здравому смыслу, являясь проекцией божественного установления на земле.
4. Логос. Как это не странно, но даже и такое понятие как "Logos", по мнению А.Ф.Лосева, отмечено печатью элитологичности. По его мнению, древний индоевропейский корень leg - указывающий на вычленение, избирание, разделение, стал источником греческого lego - говорю, латинского lego - читаю, т.е. разделяю звуки или слоги, чтобы затем их объединить вместе, и, наконец, латинского elegans ("элегантный"), т.е. буквально "избранный", а так же старорусского "лекарь", т.е. буквально тот, кто произносит избранные слова для лечения, "заговаривание" болезни".
5. Совершенство. Понятие "совершенства" является одной из центральных категорий платоновской философии избранности. Она же будет достаточно активно работать и в неоплатонизме, определяя общую тенденцию его развития. Наивысшим выражением "совершенства" является Бог. Именно от него и исходит эта идея в наш дольний мир (Теэтете,248е-249а; Тимей,46с-е). Категория "совершенства" имеет непосредственный выход на саму проблему избранности, ибо лишь достигший совершенства в чем либо, может претендовать на некую исключительность и, следовательно, быть избранным. Более подробно на анализе данной категории мы остановимся в следующей главе, посвященной проблеме "Философии избранности" Платона.
6. Личность. В платоноведении на первом месте всегда стоял вопрос анализа личности самого Платона, хотя и утверждалось, что это одна из мировых загадок, вряд ли когда-либо до конца разрешенная наукой. Утверждалось также, что эпоха античности проблемой "личности" не занималась (Л.М.Баткин), да и сама философия Платона, якобы, тоже чужда персоналистической тенденции, что его философия представляет собой пережиток "родовой" (имеется в виду аристократической) рефлексии (Н.А.Бердяев) и может рассматриваться только как социальная философия.
7. Гений. Идея гениальности - одна из самых волнительных тем платоновской элитологии. Прежде всего потому, что она была напрямую связана с образом его великого учителя Сократа ("даймонион") и с природою ума самого Платона. Академик во многом рефлексирует, когда пишет о природе гениальности. Он фактически заложил ту традицию, которая будет затем продолжена в сочинениях многих великих философов от Аристотеля и Сенеки до Канта и Шеллинга. Платон раскрывает эту категорию через разработку главным образом персоналистических вопросов, ибо гениальность - атрибут сугубо элитарного сознания и рассматриваться с позиции "общей психологии" никак она не может.
8. Эзотеризм. Проблема эзотеризма в философии Платона неоднократно подымалась в научной печати, и мы можем здесь сослаться на этих авторов (Дж.Реале и Д.Антисери; Э.Шюре; В.П.Фомин), которые в достаточной мере осветили данный вопрос. Сам Платон говорит об эзотеризме достаточно часто, при этом мы вправе выделить как бы две разновидности его суждений: 1) когда он непосредственно говорит о стоящей перед его философией проблеме эзотеризма, как, например, в "VII Письме" (343с-344d), где эзотеризм выполняет исключительно "защитные" функции истинного знания элиты от ложных представлений толпы и 2) когда он касается этого вопроса косвенно, рассуждая о специальном (профессиональном) знании, как, например, в "Политике"(293а-305d). К этой же категории следует, по видимому, отнести и такое явление античного миропонимания, как "mysterion", тайные религиозные обряды, в которых участвовали только посвященные - "мисты", обладающие таинством.
9. Качество и количество. "Качество" для Платона носит "собирательный смысл" (Теэтет,182а) и означает наличие лучшего в каком-либо явлении. Именно в этом смысле трактует это понятие и Аристотель (Политика,IV,Х,1-3), как некое социальное противоречие между элитой и массой: "Под качеством я подразумеваю свободу, богатство, образованность, благородство происхождения; под количеством - численное превосходство массы населения". В философии Платона эти понятия тоже чаще всего соотносятся с такими его социальными категориями, как "аристократия" и "демократия", и могут быть выражены еще через дихотомию "лучшие" и "худшие".
10. "Лучшие" и "Худшие". Платон уверяет нас, что сами его диалоги создаются с одной единственной целью - через диалектическое исследование сделать себя и всех людей лучшими (Менон, 96d-с). Во всех случаях категории эти рассматриваются им не только как антропологические, но и как этические "хорошие люди должны неприменно приносить пользу" (Там же,96е), худшие - действуют неразумно, ибо не обладают истинными знаниями, позволяющими не допускать ошибки в добродетели (97b-c). Как правило, Платон сопровождает этими понятиями описание другой категории своей элитарной философии - понятия "достоинства".
11. Достоинство. Проблема "достоинства" в элитологии Платона неоднократно уже рассматривалась в научной литературе в связи с его политической теорией. Понятие это носит у Платона сугубо антропологический характер. Он достаточно часто противопоставляет "достойных людей" "негодным" или недостойным (как, например, "Лахет",187а). Само понятие "достоинство" он сопровождает такими характеристиками, как "лучшее", "совершенное", "божественное" и т.д. Человеческое достоинство всегда должно быть направлено "к высшему благу" (Горгий,503d). Платон склонен говорить о "высоких нравственных достоинствах", так как это есть "нечто постоянное" (Пир, 183с), что возвышает человека над всеми остальными людьми. Платон выделяет 1) природное или естественное достоинство, то, что получается по рождению (Хармид,158а; Кратил,398b-d); 2) достоинство формирующееся через воспитание (Менон,94а-с) и 3) достоинство, достигающееся через образование (Менексен,237а-b). В "Меноне" (94с) Платон, впрочем, заявляет, что "добродетели научиться нельзя". Все эти виды достоинства проявляются в выполнении достойным мужем (доблестным, хорошим, благородным) своего долга через "доблестные дела во всем их великолепии" (Там же).
Ни богатство, ни телесная красота, ни сила, а лишь мудрость может принести человеку добрую славу (246d-е). Достоинство формируется из личного достояния и славы человека. Поэтому "достойный человек - это тот, кто имеет достойную душу, скверный же человек имеет душу недостойную" (Гиппий Меньший,376b, а так же Лахет,186а-b; Хармид,154е). В Алкивиаде I Академик устами Сократа говорит, что каждый человек желает "стать как можно лучше" и стремится поэтому к "добродетелям достойных людей" (124е). Достоинство достойных людей заключается в их благих делах. Платон прямо использует при этом выражения "лучшие люди Афин", имея, прежде всего их разум в качестве основной их добродетели (124е-125а). В "Лахете" (190b) он прямо говорит о том, что только духовная добродетель способна сделать людей достойными и даже враждебность толпы, обладающей лишь отсутствием всяческих достоинств, не может поколебать поистине достойного человека, преданного добродетели (Горгий,527с-d).
12. Элитопедагогика. Платоновская доктрина элитарной педагогики будет нами чуть позже детально рассмотрена специально, так как представляет одно из тех теоретических фундаментальных решений, в котором мы обнаруживаем комплексный анализ всех выше указанных терминов платоновской элитологии.
Еще одной особенностью платоновского слога является то, что в его диалогах собеседники Сократа (от лица которого вещает сам Платон) постоянно признают за его доводами присутствие полноты истины. Это согласие обычно передается Платоном в категорической и безоговорочной форме, одним и тем же литературным штампом, типа: "ты совершенно прав", "разумеется", "неприменно", "совершенно верно", "я абсолютно с тобою согласен" и т.д., и т.п. Только в одном диалоге "Федон" эта формула в различных вариантах встречается 138 раз из 283 реплик собеседников Сократа. Платон в самих своих диалогах косвенно признает, что его идеи обладают совершенством, т.е. знание, которому он отдает предпочтение, избранно. Реплика "совершенно верно" - реплика самого Платона на свою же собственную мысль. Он как бы в третьем лице одобряет то, что говорит от первого лица, лицом вторым (Сократом). Платон присутствует здесь как бы в трех ипостасях: он и автор, и главное действующее лицо, и он же еще и критик собственных суждений.
См.: История философии: Запад - Россия - Восток (книга первая. Философия древности и средневековья). М., 1995. С.122-123.
Лосев А.Ф. Платоновский объективный идеализм и его трагическая судьба // Платон и его эпоха: к 2400-летию со дня рождения. М., 1979. С. 38.
Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С.21-24.
Васильева Т.В. Афинская школа философии. Философский язык Платона и Аристотеля. М., 1985. С.79.
Давыдов Ю.Н. Искусство как социологический феномен. К характеристике эстетико-политических взглядов Платона и Аристотеля. М., 1968. С.74-75.
См.: Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995.
См.: Пригожин А.Н. Современная социология организации. М., 1996. С.60-66.
См.: Платон. Собрание сочинений. М., 1994. Т.4. Примечение. С.744.
См.: Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1993. С.133.
См.: Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1982; Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994.
См. например: Ricken F. Platonismus und Pragmatismus. Eine interpretation von Platon, "Politeia" // Theologie und Philosophie. - Freiburg etc., 1995. Jg.70, H.4.- S.481-493.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел философия
|
|