Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Исторические типы рациональности
В.Г.Федотова РАЦИОНАЛЬНОСТЬ КАК ПРЕДПОСЫЛКА И СОДЕРЖАНИЕ
МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
Вера человека в собственный разум привела его к идее про-
гресса, так вдохновлявшей XIX и начало XX века. Но прогресс
потребовал слишком большой цены за свое осуществление.
Высокая цена прогресса вызвала к жизни более мягкую концеп-
цию развития, а затем и просто социальных изменений. Однако
оба последних понятия неизбежно связаны с характеристикой
направления, в котором осуществляется развитие или
изменения. Изменения возможны в различных направлениях.
Выброшенная в дверь идея прогресса вернулась в окно:
направление развития не представляется для большинства
незападных стран иным, чем модернизация. Источником ее
легитимации считалась наука как главный носитель
рациональности в XX веке.
1. Модернизация и постмодернизация
Мы можем назвать развитие модернизацией, если люди переходят
от традиционного существования к современной персональности,
если индустриализация составляет первую ступень, если
осуществляется научно-технический прогресс, если принимаются
современные институты власти. Модернизация - это процесс
перехода от традиционного общества к современному.
Традиционные общества - это общества, воспроизводящие себя
на основе традиции.
Традиционные общества отличаются от современных рядом
особенностей. Среди них: зависимость в организации
социальной жизни от религиозных или мифологических
представлений; ценностная рациональность; цикличность
развития; коллективистский характер общества и отсутствие
выделенной персональности; преимущественная ориентация на
метафизические, а не на инструментальные ценности;
авторитарный характер власти; отсутствие отложенного спроса,
то есть способности производить в материальной сфере не ради
насущных потребностей, а ради будущего; преобладание особого
психического склада - недеятельной личности; ориентация на
мировоззренческое знание, а не на науку.
В ходе модернизации происходит переход к современному
обществу. Следует учесть конвенциональность термина
"современное общество" (modern society). В обычном смысле
все настоящее является современным. Но процесс развития
неравномерен: настоящее некоторых обществ похоже на прошлое
других или, напротив, настоящее одних социальных организмов
представляет собой искомое будущее других. Такая неравномер-
ность привела к тому, что термину "современное общество"
придано научное значение. Оно включает в себя, прежде всего,
коренное отличие от традиционного общества - ориентацию на
инновации и другие черты: преобладание инноваций над тради-
цией; целе-рациональность; светский характер социальной
жизни; поступательное (нециклическое) развитие; выделенную
персональность, преимущественную ориентацию на инструмен-
тальные ценности; демократическую систему власти; наличие
отложенного спроса, т.е. способности организовать
материальное производство не ради насущных потребностей, а
180
ради будущего; активный деятельный психологический склад;
предпочтение мировоззренческому знанию точных наук и
технологий (техногенная цивилизация).
Как видим, современные (modern) общества по существу
противоположны традиционным. Поэтому переход к ним - мо-
дернизация - это драматический процесс.
Существуют две основные модели модернизации: вестернизация и
догоняющая модель.
Вестернизация - это процесс перехода от традиционных обществ
к современным путем прямого переноса структур, технологий,
рациональности и образа жизни западных обществ. Следует
различать вестернизацию как модель модернизации и
вестернизацию как часть любой другой модели, так как заим-
ствование западных образцов всегда неизбежно при модерниза-
ции. Инициатором вестернизации обычно становился Запад,
формой ее осуществления как модели была преимущественно
колонизация.
Догоняющая модернизация, подобно вестернизации, может быть
моделью развития (чем она является для России, Турции и
Мексики), а может быть всегда существующей частью процесса
модернизации. Как и вестернизация, она имеет одной из своих
составляющих попытку отсталых стран приблизиться к разви-
тым1.
Суть же процессов догоняющей модернизации - индустриализация
и создание индустриальной культуры, сделавшей человеческую
жизнь более удобной, улучшившей условия существования
человека, рационализирующей человеческую жизнь.
Перемены были произведены посредством науки и техники,
которые и создали все производственные и социальные техноло-
гии индустриальной эпохи, выработали новые критерии рацио-
нальности как эффективности в достижении цели.
Сущность процесса догоняющей модернизации везде одна и та
же, независимо от политического и социального строя: это ор-
ганизация масс для индустриализации. По словам
В.П.Вышеславцева, "такова мировая тенденция индустриальной
цивилизации. Она одинаково проявляется в Европе, в Америке и
в Азии, в демократиях и тоталитарных государствах, везде,
где существуют массы, включенные в индустриальный аппарат"2.
В какой форме осуществляется этот процесс - в форме
политической демократии, свободы или в форме тоталитарной -
зависит от уровня развития страны, начального старта,
степени осознания массами стоящих перед ними экономических
задач, их рациональности, их готовности к усилиям в условиях
гедонистической альтернативы в развитых странах или в
условиях отсутствия таковой в бедных.
Догоняющая модель имеет свои пределы. Обозначим их:
____________________
1 См. подробнее: Федотова В.Г. Модернизация "другой"
Европы // Свободная мысль. 1993. N. 8; Козловский В.В.,
Уткин А.И., Федотова В.Г. Модернизация: от равенства к
свободе. Спб., 1995.
2 Вышеславцев Б.П. Кризис индустриальной
системы // Марксизм. Неосоциализм. Неолиберализм.
N.Y., 1982. С. 15.
181
1. Частым результатом догоняющей модернизации является
потеря традиционной культуры без обретения новой, современ-
ной.
2. Догоняющая модель модернизации создает острова, анклавы
современной жизни в отсталых странах, порождает явное
неравенство, обещая при этом равный шанс (чего не делало
традиционное общество), и поскольку этот шанс далеко не для
многих, вызывает социальное недовольство.
3. Ломая традицию, ставит общество перед отсутствием ду-
ховной перспективы. Мелкий бизнес становится обязательной
нормой жизни общества, вовлекая множество людей.
4. "Догоняющая" стратегия предполагает, что Северная Америка
и Западная Европа остаются неизменными, так сказать,
дожидаясь отставших соседей. Однако сейчас мир радикально
трансформируется. По А.Тоффлеру, это - движение от индустри-
альной цивилизации к постиндустриальной. Согласно
Дж.Несбиту, наблюдается переход к информационному обществу.
Как бы ни назывался и ни характеризовался этот переход, его
суть - обнаружение пределов роста индустриального мира,
демассовизация и приоритет человека по отношению к
существующим институтам, необходимость новых институтов,
обеспечивающих эту приоритетность.
5. Весь мир не может жить, как США. Такая интенсивность
потребления природных и человеческих ресурсов была бы эколо-
гически и культурно опасной.
6. В настоящее время (в отличие от XIX века, где источником
легитимации модернизации была наука и протестантская этика)
универсальные формы легитимации модернизации отсутствуют.
Рационально-научная легитимация развития состояла в том,
чтобы воспринять некоторые образцы развития в качестве норм,
моделей развития. "Догнать" можно было только в том случае,
если модель развития, его образец были известны. Успешные
модернизации (Япония, Юго-Восточная Азия) и неудачные
(большевистская модернизация России) ставят под сомнение
этот источник легитимации. Изменения, которые происходят и в
которых нуждается мир, столь серьезны, что возможна конвен-
ция о новом термине - "постмодернизация". Современным мы
называли индустриальное, западное, капиталистическое обще-
ство. Это была конвенция, так как в современности живут и
традиционные, и примитивные общества. Можно сказать, что
цель модернизации - это уже не современное, а
постсовременное общество и даже, может быть, пост-
постсовременное, так как теоретики, кажется, проглядели
какой-то этап между современным (индустриальным) обществом и
его нынешней фазой - социального ценностно-ориентированного
западного общества. Соответственно, переход от традиционного
общества к постсовременному может быть назван,
постмодернизацией (а затем постпостмодернизацией и т.д.).
В значительной мере этот процесс был открыт постмодер-
низмом3. Постмодернизм вернулся к антимодернистской, пред-
модернистской критике современного общества. Он соответство-
____________________
3 См.: Lyotard J.-F. The Postmodern Condition. A
Report on Knowledge. Oxford, 1989.
182
вал складывающейся на Западе ситуации - описать растущую не-
183
удовлетворенность обществом и требования новой реальности.
Вместе с тем постмодернизм ощущал себя как новый модернизм.
Он обновлял модернизм. Концепция постмодернизма вызвана
разочарованием в Западе тех, кто его не догнал, но и
разочарованием Запада в себе самом. Она связана с самим
представлением о времени, которое никогда не останавливается
в своей "современности" и всегда наполняется определенным
(позитивным или негативным) содержанием, связывает прошлое и
будущее, традицию и инновацию4. Уходящее время уносит не-
завершенные проекты, не дает им завершиться, заменяет их
другими, но и ставит вопрос о сохранении содеянного.
Интересно, что концепция постсовременного общества вызревала
у тех, кто изучал "незападный мир": низшие слои общества на
самом Западе, советскую систему и социализм, развивающиеся
страны, Восток в его классическом противостоянии Западу, Юг
в его современном противостоянии Северу. Экономическая
отсталость сопровождалась в этих регионах наличием таких
форм жизни, которые были утрачены Западом, к которым он
начинает стремиться: отсутствие или меньшая степень
отчуждения, ценностная рациональность при нехватке целераци-
ональности в противоположность целерациональности Запада и
недостаточности ценностных регуляторов; отсутствие худших
образцов массовой культуры, солидарность и пр.
В настоящее время есть немало работ, помимо постмодер-
нистских, в которых идея объединения основ современных и
традиционных обществ звучит все более определенно и все
более настойчиво.
Представление о постсовременном обществе (postmodern so-
ciety) сближает черты традиционного и современного обществ.
Оно включает в себя: ориентацию на новое с учетом традиции;
соединение ценностной и целевой рациональности; ис-
пользование традиции как предпосылки модернизации; светскую
организацию социальной жизни, но и значение религии и мифо-
логии в духовной сфере; значение выделенной персональности
и, вместе с тем, одобрение и использование имеющихся форм
коллективности; сочетание мировоззренческих и
инструментальных ценностей; демократический характер власти,
но признание авторитетов в политике ; эффективную
производительность, но и ограничение пределов роста;
совмещение психологических характеристик человека
традиционного и современного общества; эффективное
использование науки при осуществлении традиционных,
ценностных легитимаций социального выбора.
Такой список "всегда хорошего" показался бы утопическим,
если бы ряд стран - Япония, "молодые тигры", Индонезия и др.
- не демонстрировали успешность поиска современных структур
на основе традиции, если бы Турция не давала определенный
пример того же.
Япония осуществила успешную модернизацию, обогнав ев-
ропейские страны и Америку, не потому, что она следовала ка-
кой-то рационально-научной модели, а потому, что после рево-
____________________
4 Хабермас Ю. Модерн - незавершенный проект // Вопр.
философии. 1992. N 4.
184
люции Мейдзи (в определенной мере сделавшей это) Япония су-
мела использовать традиционные ценности - семьи, труда - в
своем развитии. (Равно как в определенной мере Турция -
традиции торговли, ремесленничества.)
В дискуссии по проблемам модернизации японский ученый Тадао
Юмесао говорил: "Японская модернизация реализовалась на базе
ее собственных очевидных традиций в ее собственном ис-
торическом окружении"5. Япония не заимствовала европейской
модели модернизации и не явилась моделью для других стран.
Понятие модели, связанное с рационально-научной легитима-
цией, теряет смысл.
2. Смена типов рациональности в ходе модернизации и
постмодернизации
В основе модернизации и постмодернизации лежит смена форм
ментальности. Представленное выше движение от ценностно-
рационального к целерациональному отношению к миру (согласно
определению М.Вебера), а затем к гипотетической ценностно-
целе-рациональности по существу составляет предпосылку и
содержание модернизации и постмодернизации.
Ценностная рациональность - имманентное свойство тради-
ционного общества, предполагающее приоритет ценности над це-
лью. Господство традиции и религиозно-мифологических форм
сознания создает этот тип рациональности и поддерживается
им. Традиционное общество организовано как целое. Ценностная
рациональность - это рациональность целого, где индивид
ориентируется на общие ценности, не выделяет себя четко из
целого.
Его рациональная собственная позиция состоит в том, чтобы
следовать рациональности общества, обеспечивающей его выжи-
вание, функционирование, существование и в определенной мере
развитие. Подобная ориентация определяет выживание самого
индивида, его гармоническую связь с обществом, и любая по-
пытка быть более четко выделенной индивидуальностью, субъек-
том творческой деятельности, особенно типичная при наличии
незавершенной модернизации, соседстве и контактах традицион-
ного и современного обществ, выглядит иррациональной со сто-
роны общества и опасной для психологического состояния инди-
вида, его социального статуса, его идентификации.
Традиционное общество полно условных, ритуальных форм
деятельности, имеет недостаточно эффективный труд, но
фактически в нем разрабатываются многие смысловые и
символические содержания, которые наследуются современным
обществом автоматически, без особой рефлексии, подобно тому,
как в XX веке усвоены правила поведения за столом XVIII-XIX
веков.
В современном обществе рациональность представляет собой
способность достигнуть поставленную цель. Это общество
эффективно в достижении целей, формирует приоритет индиви-
дуальных целей и делает осуществление интересов, а не
следование ценностям своей главной предпосылкой и основным
содержанием. В этом обществе разрабатываются технические,
практические, экономические проблемы, и его гигантские
____________________
5 Islamic World and Japan. Tokyo, 1978. P. 5.
185
культурные достижения являются технической переработкой
смысловых содержаний предшествующих эпох. Им же выработано
принципиально новое смысловое содержание - свобода,
познание, которые могут быть представлены как основной
символ современных обществ, в отличие от веры как
центрального символа традиционных обществ.
В модели постсовременного общества эти разведенные в
традиционном и современном обществах полюса рациональности
сближаются, причем, предположительно, не только на условиях
взаимодополнительности или разделения сфер применения, но и
на условиях взаимодействия и взаимообеспечения функциониро-
вания друг друга. Так ценности, особенно моральные, многими
начинают рассматриваться как предпосылка развития экономики,
которая имеет на Западе (не только в других регионах)
тенденцию к спаду. Даже неолиберальные повороты в сторону
рейганизма и тэтчеризма не "взбодрили" уставшие от
перенапряжения экономические системы, в то время, как, по
мнению многих исследователей, оптимальные темпы роста могли
бы быть достигнуты на основе адекватных ценностных
ориентаций и моральных "размерностей" экономики.
Например, известный исследователь, в том числе и автор не-
скольких книг об СССР, А.Этциони в недавней работе
"Моральное измерение. К новой экономике"6 анализирует
возможности развития за пределами полезности (предсказывая
поворот общества к моральным основам), за пределами
рациональности, ориентированной на цель (благодаря
увеличению роли ценностей и эмоций), за пределами
радикального индивидуализма (через увеличение значения
коллектива и коллективной рациональности). Все эти изменения
как раз и составляют, по мнению А.Этциони, парадигмальный
сдвиг в социальном развитии.
Можно сказать, что на разных этапах развития - в традици-
онном, современном и в постсовременном обществах - господ-
ствуют разные типы рациональности. Впрочем, понятие типа ра-
циональности часто используется как эвфемизм, чтобы признать
рациональность почти всех форм человеческого отношения к
миру - мистических, эмоциональных, аффективных и так далее,
так как всюду действует наделенный разумом человек. Эта
тенденция выражает намерение расширить границы свободы
человека за пределы, предлагаемые либеральной моделью
западного образа жизни, за пределы, поставленные образом
"локковского" - разумного, автономного, эффективного
существа, сохраняя при этом ценностное положительное
отношение к рациональности. Чтобы защитить нерациональное и
иррациональное, пытались сказать: "Это тоже по-своему
рационально, здесь другой тип рациональности".
Формы рациональности, соответствующие традиционному,
современному обществу и модели постсовременного общества,
более отвечают понятию "тип" как подвиду и стадии одного и
того же явления, в данном случае рациональности. Показателем
этого является их соответствие представлениям классического
____________________
6 Etziony A. The Moral Dimension. Toward New
Economic. N.Y.; L., 1988.
186
рационализма: существует тождество разума и бытия, способ-
ность человека, наделенного разумом, полностью овладеть
условиями своего существования и развития. В таком
универсальном выражении человек никогда не реализовал свой
разум. Гегелевская формула "все действительное разумно, все
разумное действительно" соответствовала предельной вере в
разум. Внутри этого предела помещались указанные типы
рациональности. Все они являются способами выжить, жить,
разворачивать потенциалы соответствующих обществ и
свидетельствуют о способности человека как разумного
существа и человеческих сообществ найти различные,
соответствующие степени развитости, формы организации
социальной, культурной и личной жизни.
Какого же человека мы можем назвать нерациональным и
иррациональным? Какие общества можем упрекнуть в нехватке
рациональности? Если рассматривать каждый из указанных типов
общества отдельно, они в себе совершенно рациональны, т.е.
обеспечивают поставленные общие цели - воспроизводства тра-
диций, порождения инноваций и обеспечения выживания всего
многообразия существующих форм социальности и персональ-
ности. Однако при взаимодействии друг с другом, а также при
переходе из традиционного состояния к современному наблюда-
ется конфликт рациональностей. Он принимает множество разных
форм: между ценностями и целями, созерцательностью и
деятельностной активностью и пр. Особый же интерес для пони-
мания конфликта рациональностей в ходе модернизации пред-
ставляет проблема сочетания рациональности общества в целом
и индивидуальной рациональности.
3. Рациональность общества и рациональность индивида
Ответ на поставленный в заголовке данного раздела вопрос
может быть вполне определенным внутри каждого из типов об-
щества. В традиционном обществе самоочевидно, что рациональ-
ность общества в целом, рациональность целого определяет ра-
циональность индивидов, рациональность частей. Их тяготение
к целому, ощущение себя частью целого и есть их собственная
рациональность, обеспечивающая им освоение окружающей их
действительности.
Относительно современного общества тоже нет сомнений:
рациональность общества определяется рациональностью состав-
ляющих его индивидов. В модели постсовременного общества
гипотетически предположена возможность корреляции и взаим-
ного достижения рациональности как обществом, так и индиви-
дами.
Традиционное общество, однако, сталкивается с тем, что со-
ставляющие его люди могут быть крайне иррациональны в усло-
виях разрушения этого общества или какой-то его подсистемы и
выглядят нерационально или иррационально в глазах представи-
телей современных обществ. Например, русские, в условиях не-
завершенной модернизации, сохранившей многие черты тради-
ционных обществ, нуждаются в отчетливых ценностных ориен-
тациях. В глазах иностранцев с Запада они чрезвычайно уяз-
вимы, если сталкиваются с другими ценностями, непохожими на
себя людьми, склонны драматизировать ситуацию, привносят
личные мотивы в работу и коллективные в частную жизнь. Это
187
непонятно людям на Западе, формализовавшим свою служебную
жизнь и выделившим сферу частной жизни, где они считают
уместными эмоции и драмы. Сходным образом, русским непо-
нятно, как можно это разделить, как можно не ставить смысло-
жизненные вопросы постоянно и всюду. Стабильность и устой-
чивость западной повседневности одновременно вызывает в них
раздражение и зависть.
Обеспечивает ли рациональность индивидов рациональность
общества, так же является большим вопросом. В отчетливой
форме приоритет индивидуальной рациональности перед обще-
ственной отстаивают неолиберальные экономисты (Ф.Хайек,
М.Фридман). Но их посылка не является верной. XX век доказал
парадоксальность рациональности, отсутствие гарантии ее до-
стижимости даже при соблюдении всех рациональных предпосы-
лок, а также недостижимость коллективной рациональности за
счет индивидуальной.
Остановимся на двух доказывающих это примерах. Первыми
является так называемая "дилемма заключенных"7. Эта дилемма
описывает трудность совместного рационального решения, даже
если существуют только два участника событий. Двое
заключенных помещены в разные камеры тюрьмы и подозреваются
в совершении одного и того же преступления. Условия
следствия таковы: если первый заключенный признается в со-
вершении преступления, тогда он будет освобожден, при
условии, что другой заключенный не сознается. Он, как и
второй, получит умеренное наказание, если другой признается
тоже. Если первый заключенный не сознается и второй
заключенный не сознается, тогда они оба будут обвинены за
преступление, меньшее, чем то, по которому они
подозревались, без признания, на основе достаточных
свидетельств. Однако, если первый заключенный не признается,
а второй признается, первый получит максимум наказания,
гораздо больше, чем если бы сознались оба.
Таким образом, каждый заключенный, зная эти условия и
размышляя о своем решении отдельно от другого, склонен найти
рациональный выбор в том, чтобы сознаться. При этом он полу-
чает либо освобождение (в случае отказа другого сознаться),
либо умеренное наказание за тяжелое преступление (если
другой сознается тоже). Однако если оба заключенных
последуют этой стратегии и сознаются, это окажется хуже для
них, менее рациональным, чем если бы оба отказались. В этом
случае грозит наказание за меньшее преступление.
Следовательно, рациональность коллективного действия не
является суммой индивидуальных рациональностей8.
Другой парадокс рациональности зафиксирован в "теореме общей
возможности" К.Арроу. Ее другое название "теорема не-
____________________
7 "Дилемма заключенных" ("the prisoner's dilemme")
была открыта М.Флудом и М.Дрешером в теории игр. Название ей
дал А.Такер (1950-52 гг.).
8 См.: Rational Man and Irrational Sоciety?: An
Introduction and Sourcebook. Baverly Hills. 1983. P. 11-13,
23-27.
188
возможности"9. Она применяется в различных областях социаль-
ной жизни, например, в экономике для обсуждения вопроса о
получении максимального блага для максимального числа членов
общества, при обсуждении возможностей избирательной проце-
дуры рационально представить совокупное мнение граждан и др.
Теорема Арроу относится к так называемой функции социального
благосостояния и имеет много форм. Базовая из них: "Нет
процедуры рационального выбора для пяти условий Q, U, P, D и
J"10. Например, мы желаем найти рациональное решение, кото-
рое касается ряда людей (скажем, пойти на пикник), и найти
его на достаточно рациональном пути. Т.е. предполагается
выработать правила суммирования (агрегирования)
индивидуальных предпочтений. Согласно теореме Арроу, если
существуют по крайней мере трое, чьи предпочтения должны
быть учтены, и выбор должен быть сделан из более, чем двух
вариантов места (проведения пикника ), то нет формулы
обобщения (агрегирования) индивидуальных предпочтений в
последовательного ряда, который бы удовлетворял рациональным
условиям11. Стремление гармонизировать индивидуальную и
социальную рациональность пока остается вряд ли более, чем
стремлением. Это связано с проблемой частного и общего
интереса, ибо, ставя цели, люди преследуют интересы, а
отстаивая ценности, они показывают, что могло бы их
интересовать.
4. Общий и индивидуальный интерес в структуре рациональности
В "дилемме заключенных" рациональность истолковывается как
способность к достижению собственного интереса. В чем со-
стоит этот интерес, проблема не возникает ни в отношении
каждого из заключенных, ни в отношении их совместной цели -
освободиться или получить минимум наказания за менее тяжелое
преступление. Однако в коллективном действии результат пре-
следования собственного интереса, как мы видели, может стать
противоположным искомому. Могут быть случаи, когда коллек-
тивное понимание общего интереса не возникает. Например,
если предположить, что заключенные враждебно настроены друг
к другу. Их "общий" интерес мог бы состоять в этом случае в
том, чтобы освободиться самому, не дав это сделать другому.
Но если один из них настроен враждебно, а другой, не
подозревая этого, дружественно, то общий интерес
отсутствует. Один из заключенных желал бы освобождения
обоих, в то время, как другой мог быть заинтересован
освободиться самому, оставив другого в тюрьме. В примере с
выбором места пикника собственно и доказано отсутствие
общего интереса при многофакторном выборе.
Проблема общего интереса и есть главная проблема рацио-
нальности в обществе. Она состоит не только в способности
достичь общего интереса предложенными средствами, но и в
определении того, что есть общий интерес.
____________________
9 Ibid. P. 13, 213-223.
10 Ibid. P. 215.
11 Ibid. P. 12.
189
Полюсами в решении этого вопроса являются позиции нео-
либеральных экономистов и марксистов.
Первые в лице Ф.Хайека, М.Фридмана и др. решительно отрицают
наличие общего интереса. Существуют только индивидуальные
интересы. Они самоочевидны. По Хайеку, это реализация
максимальных возможностей свободы, включая экономическую.
Согласно М.Фридману, это, прежде всего, достижение максимума
экономических удовлетворений, возможное только в условиях
свободы. Общий интерес представляется им фикцией или просто
свидетельством удовлетворения частных интересов. Отдельный
человек, будучи нормально рациональным по природе, т.е. пре-
следуя свой экономический интерес, участвует совместно с та-
кими же другими индивидами в творении спонтанного социаль-
ного порядка. Неолиберальные экономисты не выдерживают по-
следовательно линии признания только индивидуального инте-
реса. Главное, на чем они настаивают - это невмешательство
государства в экономику. Причина этого - возможность
государства действовать в собственных интересах, а не в
интересах индивидов. Номиналистическая позиция в отношении
общего интереса и сведение рациональности к индивидуальной
дает заметную трещину тогда, когда обсуждается состояние
общества в целом. Далеко не всеобщим оказывается и исходный
пункт индивидуальной рациональности - стремление к максимуму
удовлетворений. Он справедлив для большей части современных
(капиталистических) обществ периода индустриализма, но уже
сейчас (при переходе к постиндустриальному, информационному
обществу) отмечается склонность многих людей на Западе огра-
ничить свои усилия в достижении материального успеха ради
здоровья, отдыха, покоя, общения, путешествий и т.д.
"Спортивное общество" индустриальной эпохи, где все члены
общества чувствуют себя состязающимися бегунами на короткой
дистанции жизни, уходит в прошлое.
Что же касается традиционных или полутрадиционных обществ,
не прошедших или не завершивших модернизации, осознание
своего интереса в них чаще связано с требованием необ-
ходимого минимума экономического удовлетворения, ибо они не
имеют материальных возможностей Запада. Кроме того, они яв-
ляются преимущественно этатистскими и уровень материальных
притязаний граждан и способы их достижения часто находятся
под контролем государства. В этих обществах большую роль для
активного населения играет престиж, статус, социальное
положение. Менее активные граждане привыкают минимизировать
не только материальные, но и социальные "вожделения". Многие
люди здесь полагают, что лучше жить хуже, но спокойнее, чем
находиться в постоянной гонке ради лучшей жизни.
Марксистская концепция интересов хорошо известна читателю. В
соответствии с ней интересы делятся на объективные и
субъективные. Объективные интересы могут стать общими.
Субъективные интересы выражают представления людей о пред-
мете их стремлений и побуждений. Однако, следуя этим побуж-
дениям, люди весьма часто достигают результатов, противопо-
ложных задуманным, либо не соответствующих поставленным
целям. Это происходит потому, что субъективный интерес не
лежит целиком в сфере рационального постижения мира. Он реа-
190
лизуется на уровне рассудка, здравого смысла, дающих некото-
рые гарантии рационального поведения в обычной жизни, но не-
достаточные в делах общества. Для того, чтобы действовать
рационально, т.е. успешно, согласно марксистской концепции,
нужно следовать объективным интересам. Последние, однако,
присущи индивидам лишь как части целого - класса, общества.
Объективный интерес социальной группы существует, но он не
всегда дан в опыте. Часто он может быть понят лишь частично
или не понят совсем. Эта концепция была развернута на
примере классового интереса, в особенности интереса
пролетариата. Марксистская концепция признает наличие
подлинного объективного интереса этого класса, отвечающего
его сущности, а следовательно, способного быть открытым
только посредством науки. Особенно В.И.Ленин настаивал на
том, что пролетариат осознает свои интересы не далее
экономических, и его политические интересы могут быть
осознаны им с помощью идеологов, открывших эти интересы.
Впрочем, к спекуляциям по поводу общего интереса, например,
интереса народа, прибегают не только марксисты. Это -
всегдашний повод для демагогии в предвыборных кампаниях, в
организации народного представительства. Плебисцитарных и
популистских искушений не избежал почти ни один политик и ни
один идеолог, обслуживающий реальную политику. Конечно,
народ имеет интерес - нормально, хорошо жить, но придание
этому общему интересу конкретного политического выражения
осуществляется на деле политиками, ищущими популистской ле-
гитимации своей деятельности12.
Крайним полюсам - признанию только индивидуального или
только общего интереса - в известной мере соответствуют
доминанты современного и традиционного обществ. Они преуве-
личивают реально существующие особенности. Порывая с капи-
тализмом ради нового общества, Маркс порывал и с господством
в нем частного интереса.
Между полюсами - признанием только индивидуальных или только
общих интересов - расположен обширный теоретический и
политический спектр концепций, полагающих возможным и
необходимым их сочетание. Проблема социальной рациональности
по существу есть проблема согласования интересов, в пре-
дельном случае - нахождения общего интереса и путей его
достижения. Реальное многообразие интересов, их
диверсификация в современном обществе в отличие от
традиционного не вызывает сомнения. Традиционное общество
социально более однородно. Религиозное и мифологическое
оправдание традиции и отсутствие четко выделенной
персональности есть одновременно подчеркивание целостности,
однородности, единства, общих целей и общего интереса,
состоящего в воспроизводстве традиции. В современном
обществе даже производство нового, противоположное
воспроизводству традиции, с трудом может быть отнесено к
общей цели или интересу. Скорее, это ценность, одобряемая
большинством, и, с другой стороны, механизм функционирования
____________________
12 См.: Александров В.Б. Народ и выбор
политика // Общественные науки и современность. 1992. N 5.
191
общества. Здесь имеется конкуренция частных интересов как
лиц, так и отдельных групп. Весьма важно признать эту
противоречивость интересов как объективный фактор, не
подменять противоречивость интересов противоречивостью
позиций. В частности, признание противоречивости интересов -
предпосылка демократии в политике, основа изживания "образа
врага". Последний есть продукт отрицания легитимности других
интересов и результат представлений о необходимости навязать
общий интерес. В современных обществах признана легитимность
всех не противоречащих законам интересов.
Рациональность традиционного общества, как уже было от-
мечено, является ценностной рациональностью. Она состоит в
сохранении общих ценностей, умении их формулировать и в на-
хождении путей следовать им. Рациональность современного об-
щества является целевой. Она состоит в правильном
определении целей и умении их достигать. При разнообразии
интересов и ценностей существует также и множество целей.
Умение согласовать их, представить как общие (национальные,
государственные, национально-государственные), а также
умение не довести конфронтацию частных интересов и целей до
раздирающей общество вражды характеризует рациональность
современного общества. Происходит рационализация конфликта,
позволяющая видеть в нем нормальное явление и даже
продуктивные и инновационные возможности. Конфликты никогда
не исчезают, не замиряются и не подавляются до степени их
отсутствия, но всегда непрерывно рационализируются,
разрешаются, открывают новые возможности. Рационализация
конфликта - часть политической культуры Запада, источник его
динамики. Рационализация конфликта и есть согласование
интересов.
5. Рациональная концепция справедливости и
рациональный "общественный договор"
Представления о справедливости и способах ее достижения
сильно отличаются в традиционном и современном обществе. В
традиционных обществах, где нет интенсивного производства,
наиболее понятны и приняты дистрибутивные
(распределительные) концепции справедливости. Эти общества
ставят вопрос о справедливости распределения и полагают
справедливой уравнительность. Данный принцип отвечает рацио-
нальности традиционного общества, но противоречит рациональ-
ности современного, неразрывно связанной с эффективным до-
стижением целей. В этих обществах также имеются дистрибутив-
ные модели справедливости, существуя в противоречии с
указанными нормами рациональности. Дж.Роулс предложил
концепцию, своего рода рациональный общественный договор, в
котором справедливость становится основанием социального
сотрудничества. Оно может быть достигнуто при наличии: 1)
рациональных представлений каждого человека о собственном
благе, которое он может сформулировать в виде целей и
планов, ожиданий и намерений, и 2) чувства справедливости.
Первое имеется у западного человека, живущего в условиях
риска. Никакой начальный социальный статус не гарантирует
192
человека современного (западного) общества от риска снижения
этого статуса, в том числе до самого низкого уровня из-за
потери доходов, работы или здоровья. Поэтому каждый человек
может мысленно поставить себя в нижайшую социальную позицию.
Исходя из этого, находясь в неведении относительно своего
будущего, каждый может быть согласен на то, чтобы сделать
минимальный уровень жизни выше, максимизировать социальный и
материальный минимум путем введения социальных правил,
налоговой политики, деятельности благотворительных обществ и
фондов. Общество, способное сделать это, является
справедливым. Оно обеспечивает основные свободы (слова,
совести, ассоциаций, передвижений, выбора профессии, участия
во властных структурах, продвижения по службе,
ответственности и др.). Оно создает баланс между
конкурирующими притязаниями и честно, в соответствии с
достигнутым соглашением (вариант "общественного договора"),
выполненными правилами.
В многочисленных дискуссиях по книге Дж.Роулса достигнуто
понимание не только процедурного, но и морального смысла его
концепции: справедливость - это не требование равенства, а
требование, чтобы люди разделяли судьбу друг друга. Роулс не
соглашается с локковским представлением о справедливости
неравенства. Как равенство может быть несправедливым из-за
того, что для его реализации требуется сдерживание наиболее
активных и продуктивных сил, чтобы заставить работать всех
для приобретения преимуществ теми, кто пассивен, менее
способен и пр., так и неравенство может быть несправедливым,
если оно не гарантирует выживания последних. Усилия
"строительства" новых капитализмов в посткоммунистической
Европе наглядно показали, что либеральные представления о
том, что капитализм поощряет лучших и подавляет худших в
противоположность социализму, поощряющему худших и пода-
вляющему лучших, явились по меньшей мере чрезмерной идеа-
лизацией, если вообще не фантастическим обманом.
Цивилизационные особенности России, видимо, таковы, что
здесь смена строя не меняет автоматически менталитета.
Отметим лишь, что активность даже позитивного толка тут ни-
когда не поощрялась ни религией (православием), ни властью,
ни культурой, ни воспитанием, ни литературой.
Результат выполнения общественного договора по Роулсу будет
различным для каждого и не удержит от падения вниз, но
смягчит ситуацию пребывания там (внизу). Очевидно, что люди,
не обладающие рациональной способностью представлять себе
свое собственное благо и не имеющие чувства справедливости,
не могут прийти к подобному договору. Игра по общим для всех
правилам - результат длительного опыта демократии.
Компромисс как способность поступиться частью своих интере-
сов также требует моральной зрелости и опыта компромисса.
Консенсус как общее согласие - лишь регулятивный идеал. Они
все - результат рационального поведения.
Ничего этого нет в России. Способность представить свое
благо и сформулировать свое представление о благе полностью
отсутствует как на индивидуальном, так и на национальном
уровне. Низкий уровень рациональности, отсутствие рациональ-
193
ной мотивации поведения и уравнительные представления о
справедливости затрудняют ныне все попытки достижения соци-
ального соглашения об общих для всех правилах. Прежние ос-
новы в виде идеологий, разделяемых большинством, и представ-
лений, ценностей и целей жизни исчезли и не могут иметь
места при нынешнем разнообразии стилей жизни, целей и
ценностей. Согласие по поводу базовых ценностей и интересов
в обществе должно неизбежно возникнуть, без этого оно не
выживет, но как, каким путем?
Роулс отмечает, что в условиях отсутствия автономного ин-
дивида, имеющего представление о собственном благе и чувство
справедливости, процедура соглашения может быть выработана
на основе здравого смысла. С нашей точки зрения, не
приходится говорить о здравом смысле людей, если у них нет
представлений о собственном благе.
Другой выход по Роулсу - обратиться к традициям и истории.
Попробуем построить модель общественного процедурного
договора, т.е. рационального согласования интересов, для
людей, которые не являются автономными индивидами,
руководствуясь этим методологическим указанием.
В России существуют две традиции: народная, основанная на
чувстве справедливости и требованиях равенства. (На практике
она становится предпосылкой уравнительности.) Эта тенденция
соответствует задачам традиционного общества и не
обеспечивает перехода к модернизации. Однако, как мы видим,
следуя Роулсу, само наличие чувства справедливости является
необходимой (хотя и недостаточной) предпосылкой согласования
общественных интересов, т.е. социальной рациональности.
Другая традиция является этатистской. Даже деспотический
этатизм в России часто имел модернизаторские стремления.
Однако до сих пор он реализовал свои модернинизаторские уси-
лия путем выделения слоя, приемлющего западный образ жизни
(поскольку модель модернизации в России всегда имела догоня-
ющий характер). Этот путь способствовал отчуждению больших
масс народа от модернизации, сохранению традиционного обще-
ства на большей части страны. Кроме того, этатизм всегда был
связан с формулировкой общего интереса. В этом смысле он со-
ответствовал целям традиционного общества.
Однако представляется, что в истории и традициях России нет
иного механизма перехода от традиционного общества к со-
временному, чем этатизм. Смена моделей модернизации
(вестернизации, догоняющей модели) на модель постмодерниза-
ции (на основе собственных традиций) может изменить роль
этатизма в постмодернизационном процессе. Максимизация ми-
нимума может стать в России делом демократического государ-
ства. Не избежать здесь и минимизации максимума, учитывая
дикий, непроизводительный характер нового русского капита-
лизма. Представление о собственном благе, не данное в опыте
традиционного общества каждому индивиду или не совпадающее с
представлением о благе людей современных обществ, может
внедряться не силой, а законом, который на базе чувства
справедливости и общего желания нормальной жизни способен
сформировать интересы индивида, его представления о
собственном благе и согласовать интересы - достигнуть
194
рационального общественного договора, максимизируя минимум и
минимизируя максимум, вводя налоговую политику, общественные
фонды, механизмы социальной защиты и социального поощрения.
Через закон власть может обеспечить справедливость - не
требование равенства, а чтобы люди разделяли судьбу друг
друга. Это уменьшило бы накал начатой "войны всех против
всех". И, кроме государства, этого сделать в России некому.
И никакой другой силы, кроме закона, она для этого не имеет.
Поэтому о наличии демократии в России можно судить лишь по
политике государства. Ментальные, культурные предпосылки
модернизации могут вырасти на базе рационального
юридического консенсуса, а не наоборот.
Русский историк Сергей Соловьев говорил, что нравы народа
указами не изменишь. Да, нельзя изменить так быстро, как
того хотят нынешние модернизаторы. Но другого способа
ненасильственной модернизации не существует для России.
Рациональный юридический общественный договор, с одной
стороны, предлагаемый сверху, а с другой стороны понятный и
принимаемый людьми и отвечающий их стремлениям своим
уважением к справедливости, может стать основой консенсуса,
рационального согласования интересов и одновременного выра-
щивания в массах необходимой для модернизации рациональности
и идеологии национального примирения и развития.
Если государство не способно обеспечить рациональный об-
щественный договор, до поры до времени действует нерацио-
нальный "договор" или даже некое "броуновское движение".
Собственно, это движение и есть нерациональный общественный
договор. В.Милитарев показал, что ему соответствует некая
однородность и пассивность населения13. Вот это броуновское
движение есть нерациональный общественный договор, который
на какой-то период был отчасти достигнут в России. Третья
характеристика - атомизированность населения. Великолепно
сказал один японский специалист по России: "западные люди
как кирпичики, из них можно строить все, что вы хотите. Мы,
азиаты, - как глина. У нас может все рухнуть, но мы держим
форму. Русские - как песок: убери форму, и они рассыпаются".
Это полностью совпадает с моделью Милитарева. Но есть и
четвертая точка, четвертая характеристика. Каковы свойства
песка, кроме названных? Есть еще возможность бифуркации,
прохождение точки бифуркации: вот падает, падает песок,
набирается его много, но вдруг упала песчинка - и все
рассыпалось или поднялась буря. Поэтому полагаться на
нерациональный общественный договор, стихийный гражданский
мир долго не приходится. Он хрупок, и война, которая может в
любую минуту начаться, уже развязана. Причем, государством,
говорящим о модернизации. Это не меняет нашего тезиса о
возможности рационального договора сверху, а означает лишь
то, что это государство не способно его осуществить, и в
____________________
13 "Новые русские - что нового и что русского?"
Стенографический отчет теоретического клуба "Свободное
слово". Конфедерация союзов кинематографистов. Международное
акционерное общество "Киноцентр". Заседание 24 сентября 1994
года. С. 51-60.
195
дело должна вступить оппозиция, способная к более
рациональному поведению. Главная задача свободного общества
- цивилизовать борьбу за власть, сменить тип лидера с
харизматического на легитимный, сделать эту борьбу более
рациональной, а по мере формирования представлений о благе
создать условия для формирования неполитических элит,
устраняющие ситуацию тотальной устремленности общества во
властные структуры.
6. Власть и оппозиция
В любом обществе существуют недовольные, но их существование
еще не говорит об оппозиции. Оппозиция - это те, кто
способен выдвинуть альтернативу власти или претензию на та-
кую альтернативу. Оппозиция может быть революционной или
нереволюционной. В "нормальном" демократическом обществе
оппозиция всегда есть, имеет институционализированный харак-
тер в механизме легальной сменяемости власти. В нашем обще-
стве слово "оппозиция" звучит пугающе и не имеет того
смысла, который ему придан в развитых демократиях.
Условиями существования оппозиции в западном смысле
является:
1) свобода выражения взглядов; 2) наличие общих для власти,
оппозиции и общества в целом базовых ценностей и интересов;
3) т.е. наличие согласия между властью и оппозицией по этим
ключевым вопросам. В масштабах общества в целом мы не найдем
таких условий. Напротив, здесь присутствует разное понимание
основополагающих принципов, интересов страны и пр. Однако,
поскольку процесс реформирования осуществляется сверху, то
среди реформаторов есть группы, которые имеют консенсус по
поводу российского общества как демократической и буржуазной
страны. Именно в этой группе могут формироваться власть и
оппозиция в смысле, приданном этим понятиям классической
демократией.
Однако реально они еще не сложились. Можно считать лишь, что
существует властная элита и (в относительной степени)
контрэлита. Первая, по способу своего происхождения,
связанная с прошлым и отрицающая его зеркально, путем пере-
хода в свою противоположность, теоретически ориентирована на
неолиберальную модель, которая предстает в утрированной
форме как рациональность индивидов, а на деле как либерализм
без справедливости, социал-дарвинизм, хищный, дикий капита-
лизм. Эти люди заявляют о себе, как о западниках. Однако
творимый их политикой капитализм не имеет ничего общего с
Западным, с западной рациональностью. Они, скорее, следуют
своему прежнему марксистскому взгляду: любой капитализм дик,
несправедлив и цивилизуется лишь со временем. Альтернативы
ему нет. Порядок будет сотворен из хаоса. И хотя подобная
возможность существует (из хаоса может возникнуть порядок),
имеется также возможность порядку не возникнуть или
появиться абсолютно другому порядку, противоположному ожи-
даемому.
Контрэлита, будучи достаточно слабой, все же существует и
составляет социальную базу возможной оппозиции. Она разли-
196
чает дикий архаический капитализм - паразит феодального об-
щества, черты которого сохранились в неразвитых капиталисти-
ческих обществах, и западный, т.е. цивилизованный
капитализм. Эти люди не называют себя западниками, поскольку
сознают уникальность западного опыта, и все же именно они
стремятся к тому, чтобы капитализм в России обрел
цивилизованные, близкие к западным, но соответствующие
российским возможностям черты. В отличие от Маркса, не
различавшего дикого и цивилизованного капитализма и типов
существующей в них рациональности, они следуют за М.Вебером,
который писал: "... капитализм по своему типу может
выступать как авантюристический, торговый, ориентированный
на войну, политику, управление и связанные с ними
возможности наживы. Нас интересует возникновение буржуазного
промышленного капитализма с его рациональной организацией
свободного труда, а в культурно-историческом аспекте -
возникновение западной буржуазии во всем ее своеобразии"14.
Этот слой должен быть способен культурно выразить себя, свое
мироощущение и мировидение.
Контрэлита не готова положиться на самосотворенный хаосом
порядок, ибо ценой такого порядка может стать исчезновение
России. Она хотела бы творить либеральный порядок,
социальное рыночное хозяйство, подобно тому, как это делали
ордолибералы в послевоенной Германии или даже тому, как это
было осуществлено в Турции после многих неудач стихийной
либерализации.
Властная элита конфронтирует с коммунистами и ЛДПР, полагая,
что они препятствуют ей в реализации реформ. Однако верно и
обратное: дикий капитализм порождает эти группы противников
и их (особенно ЛДПР) подъем - симптом состояния масс,
неудачи курса.
Обратите внимание на превратности трактовок поведения народа
на мартовском референдуме и декабрьских выборах 1993 г.
Первое толкуется, особенно западными обозревателями, как
решительный поворот народа к демократии, второе - как реши-
тельный переход того же народа к фашизму. Ни то, ни другое
не является правдой.
Народ испытывает желание нормально жить. Поддерживая
Б.Ельцина, он поддерживал идею улучшения своей жизни. В по-
литическом плане Б.Ельцин - амбивалентная фигура.
Интеллигенция склонна увидеть в нем демократа, народ -
"железную руку", способную навести порядок. Поэтому голоса
поддержавших Б.Ельцина включали не только демократов. По
мере ослабления надежд на улучшение жизни и наведение по-
рядка, симпатии людей переместились к тому, кто им это обе-
щал. Появление демократической оппозиции было бы рациона-
лизацией конфликта и способствовало бы более четкому форми-
рованию и выражению интересов социальных групп.
Следует признать, что не диверсификация интересов, а их
неартикулированность препятствует нормальной политической
____________________
14 Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 53.
См. также: Давыдов Ю.Н. Веберовская социология
капитализма // Социологические исследования. 1994. N 8/9.
197
жизни в России, что не отсутствие единства демократов, а,
напротив, нехватка оппозиции с четкими рациональными целями
препятствует демократическому движению, что не слабое
следование за Западом, а утрата собственной идентичности и
отсутствие собственной рациональности мешает осуществиться
надеждам. Как показывает американская исследовательница
М.Фармер, "можно убедительно доказать, что индивиды склонны
действовать в соответствии с собственными интересами, как
они их понимают15, но из этого отнюдь не следует, что
взаимодействие таких индивидов, вне зависимости от
институциональных рамок, в которых оно осуществляется...
приведет к устойчивому и общественно полезному результату.
Ориентированная на достижение эгоистических целей
деятельность может принять форму мошенничества, обмана,
убийства или просто принуждения контрагентов к заключению
сделок под дулом пистолета. Если в западных рыночных
системах такое поведение не является превалирующим, то это
связано не с "laissez=faire", а с воздействием целого ком-
плекса составляющих: юридического принуждения, принятых норм
"приличного" или "социально приемлемого" поведения, так-
тических представлений о том, что соответствует
эгоистическим интересам в расширенном временном контексте, и
многое другое"16. Рациональность - культурный проект, а не
произвольные правила деятельности, что в условиях
модернизации - аксиома социального выбора.
____________________
15 Выше мы показали, что это не является аксиомой для
традиционных или модернизирующихся обществ, где действует
ценностная рациональность.
16 Фармер М. Рациональный выбор: теория и
практика // Политические исследования. 1994. N 3. С. 57.
.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел философия
|
|