Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Комментарии (3) Новейший философский словарьОГЛАВЛЕНИЕЗЕРКАЛО ПРИРОДЫпонятие, введенное в научный оборот Рорти для характеристики классической философской традиции. Функции З.П. в таком контексте исполняет ум, выступающий основным цензором человеческих репрезентаций. Представление об уме как о "зеркале" связывается Рорти с философскими системами, восходящими к Декарту и Канту и стремящимися выявить "основания" философского знания, а также показать, что только философия может претендовать на постижение Абсолютной Истины. С помощью эмпирических методов поверхность З.П. подвергается шлифовке, которая улучшает его свойства, анализирует репрезентации и элиминирует те из них, которые не соответствуют истине. В этом ракурсе "познать - значит точно репрезентировать то, что находится вне ума". Генеалогия З.П. как определенного подхода возводится Рорти к терминам "ума" как отдельной сущности (философия Декарта), "ментальным сущностям" (философия Локка) и к трактовкам философии как той области, где достигается подлинная рефлексивная глубина и где конституируются убеждения, обосновывающие деятельность человека и раскрывающие, таким образом, смысл человеческой жизни. Идея З.П. связана, по Рорти, с концепцией, идущей от традиции Декарта - Локка - Канта и показывающей, что человеческая деятельность должна происходить в рамках строго определенного каркаса, который исходно изолирован от субъекта - уже до того, как тот осуществляет исследование мира. Философия, основанная на презумпциях "образа-отражения" и З.П., верит в абсолютную истину и формулирует принципы, согласно которым она может либо принимать, либо отвергать определенные культурные течения. Философ такого склада превращается, по мысли Рорти, в амбициозного "познавателя сущностей", имеющего в своем распоряжении некий абсолютный критерий, позволяющий ему судить о том, какие из предложенных теорий соответствуют истине, а какие - нет. Понятие "З.П." Рорти считает правомерным связывать не только с картезианско-кантианской традицией, но также и с программой аналитической философии. На фундаменте веры во всемогущую силу ума, который может объяснить и классифицировать все существующие явления, философия превратилась, по мысли Рорти, в цензора, определяющего каждой науке ее место в культуре. Такое понимание природы философского знания Рорти полагает необходимым конструктивно преодолеть. Комментарии (3)Обратно в раздел философия |
|