Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Комментарии (3) Новейший философский словарьОГЛАВЛЕНИЕБЫТИЕкатегория, фиксирующая основу существования (для мира в целом или для любой разновидности существующего); в структуре философского знания выступает предметом онтологии (см. Онтология); в теории познания рассматривается как базисная для любой возможной картины мира и для всех прочих категорий. Первые попытки разрешения проблемы источника существования того, что есть - в мифологиях, религиях, в натурфилософии первых философов. Философия как таковая ставит целью прежде всего нахождение подлинного (в отличие от кажимого) БЫТИЯ и его осмысление (или - участие в нем). Наукообразная философия идет по пути определения понятия БЫТИЯ и его места в структуре знания, а также выделяет уровни и типы БЫТИЯ как объективного существования. В наибольшей мере концентрировал различные аспекты понятия БЫТИЯ Парменид. Он выделяет основные характеристики БЫТИЯ - целостность, истинность, благость и красоту - и манифестирует единство мысли и БЫТИЯ (и - не-мысли и небытия). Разделение (точнее, удвоение) мира у Платона на мир идей (мир истины) и на действительность (мир подобий) является началом европейской метафизики и на ее закате переходит в марксизме в разделение материального (мир) и идеального (связанного с сознанием) БЫТИЯ. Классифицирующий анализ БЫТИЯ у Аристотеля (в частности, он выделяет уровни - возможное и действительное БЫТИЕ) по сию пору служит примером для всякого наукообразного подхода к Бытию. В период средневековья БЫТИЕ рассматривается с религиозных позиций: истинное БЫТИЕ - Бог, мир же несамостоятелен, сотворен из ничто и без заботы Бога исчезнет в ничто. Возрождение рассматривает БЫТИЕ как природу, с одной стороны - самостоятельную (все существующее - творение природы), с другой - нуждающуюся в человеке как творце и хозяине. Новое время акцентирует внимание как раз на подвластности Бытия человеку как оформляющему, собирающему из него мир (как в плане познавательном, так и в плане практическом). Это становится причиной "инфляции" понятия Бытия - теперь оно воспринимается как внешнее, неуловимое человеком в его познании, а вскоре начинает восприниматься как философская иллюзия. В то же время Энгельс предлагает развернутую классификацию видов Бытия с точки зрения науки: механическое, химическое, физическое, биологическое, социальное. Реабилитация понятия Бытия в философии 20 в. связана с именем Хайдеггера. Он говорит о новом условии усмотрения Бытия (отличного от существования) - о поэтическом мышлении. Бытие - вечно проясняемое раскрытие присутствия (конкретного единства вещей и человека). Современная философия видит в абсолютизации понятия Бытия одну из причин "смерти философии" в современной культуре и акцентирует внимание на альтернативах - понятиях Ничто, Различания, Критики. (См. также Виртуальная реальность, Событие, Событийность, Differance, След, Складка, Складывание, Онтология.) Комментарии (3)Обратно в раздел философия
См. также
Библиотека Гумер - Философия - Мамардашвили М.К. Введение в философию Библиотека Гумер - Философия - Спиркин А.Г. Философия |
|