В отличие от В.Ф. Асмуса, у А.Ф.Лосева читаем: «Всякая вещь есть нечто;
и ответом на то, что такое это нечто, является эйдос (односторонне и совершенно неправильно трактуемый по-русски как "форма"). Этот эйдос вещи есть ее, как мы видели выше, материальная причинно-целевая конструкция. Весь космос поэтому тоже есть грандиозный эйдос, который является эйдосом всех эйдосов, то есть идеей всех идей. Такой космический эйдос всех эйдосов Аристотель называет "умом", а так как всякий эйдос обязательно является также причинно-целевой энергией, то и общекосмический ум трактуется у Аристотеля как {перводвигатель}.»
(А.Ф. Лосев. История античной
философии в конспективном изложении.)
А.Ф. Лосев умиротворяющее добавляет (выбирая для демонстрации своего подхода формулу предлагаемого им понимания раннего
эллинизма): «все такого рода точные формулы можно делать только в результате весьма тщательного подбора научных материалов,
оставляя в стороне бесчисленное количество других материалов, иной раз тоже весьма важных, но требующих для своего учета применения каждый раз тех или иных специфических точек зрения, тоже весьма
многочисленных. Поэтому все такого рода точные историко-философские формулы по необходимости имеют для нас только рабочее и потому только относительное, условное и временное значение. Таких разных подходов будет много и должно быть много.»
2014-09-01 16:46
MG42
"Эйдос эйдосов" должен быть "нус". В любом случае, мы имеем дело с древнегреческим языком, и, скорее, диалектом. "Форма" же латинское понятие. У греков это eidos или idea или morphe . В переводах на другие языки теряются смыслы. Скорее, может быть, это "оформленность", "созданность", - то есть, сущее, явление. В отличие от сущности. Может, еще не четко рациональное, но уже и не чувственное, а пограничное: эйдетическое. Это понятие использовал Гуссерль в своей феноменологии.
Комментарии: