Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Философия. Конспект лекций

ОГЛАВЛЕНИЕ

Автор-составитель: Якушев А. В.

Вопрос 20. Философия Августина Блаженного
1. Наиболее авторитетными представителями средневековой теологической философии
являлись Августин Блаженный и Фома Аквинский.
Аврелий Августин (Блаженный) (354 — 430) — христианский теолог, епископ г.
Гиппона (Северная Африка, Римская империя), заложил основы католицизма как
главного в то время направления христианства. Был одним из основателей ранней
схоластики. Главное произведение Августина Блаженного — "О граде Божьем" — на
протяжении столетий стало распространенным религиозно-философским трактатом, на
который опирались средневековые теологи при изучении и преподавании схоластики.
Иными известными произведениями Августина являются: "О прекрасном и пригодном",
"Против академиков", "О порядке".
Можно выделить следующие основные положения философии Августина Блаженного:
• ход истории, жизнь общества — это борьба двух противоположных царств —
Земного (грешного) и Божественного;
• Земное царство воплощается в государственных учреждениях, власти, армии,
бюрократии, законах, императоре;
• Божественное царство представлено священнослужителями — особыми людьми,
наделенными благодатью и близкими к Богу, которые объединены в христианскую
Церковь;
• Земное царство погрязло в грехах и язычестве и будет рано или поздно побеждено
Божественным царством;
• в связи с тем, что большинство людей грешны и далеки от Бога, светская
(государственная) власть необходима и будет существовать далее, но будет
подчинена духовной власти;
• короли и императоры должны выражать волю христианской Церкви и подчиняться ей,
а также непосредственно Папе Римскому;
• Церковь — единственная сила, способная объединить мир;
• бедность, зависимость от других (ростовщиков, землевладельцев и т. д.),
подчинение не угодны Богу, но, пока эти явления существуют, с ними надо
смириться и терпеть, надеяться на лучшее;
• высшее блаженство — счастье человека, которое понималось как углубление в
себя, ученость, понимание истины;
• после смерти праведники в награду от Бога получают загробную жизнь.
55
2. Особое место в философии Августина Блаженного занимают размышления о Боге:
• Бог существует;
• главными доказательствами существования Бога являются его присутствие во всем,
всемогущество и совершенство;
• все — материя, душа, пространство и время — является творениями Бога;
• Бог не только сотворил мир, но и продолжает творить в настоящее время, будет
творить в будущем;
• знания (чувства, мысли, ощущения, опыт) реальны и самодос­таточны
(самодостоверны), однако высшее, истинное, неоп­ровержимое знание достигается
только при познании Бога.
3. Значение философии Августина Блаженного в том, что им:
• уделено большое внимание проблеме истории (редкость для того времени);
• Церковь (часто подвластная государству и преследуемая в Римской империи)
объявлена тоже властью наряду с государственной (а не элементом государства);
• обоснована идея господства Церкви над государством, а Римского Папы — над
монархами — главная идея, за выдвижение которой и ее последующее воплощение в
реальности католическая Церковь чтила и боготворила Августина Блаженного,
особенно в средние века;
• выдвинута идея социального конформизма (смирение с бедностью и чужой
властью), что также было крайне выгодно как Церкви, так и государству;
• воспевался человек, его красота, сила, совершенство, богоподобность (что
также было редкостью для того времени и устраивало всех);
• одновременно человеку рекомендовалось умерщвлять плоть, развивать и возвышать
дух, познавать Бога и полностью подчиняться Богу.
Вопрос 21. Философия Фомы Аквинского (томизм)
1. Фома Аквинский (1225 — 1274) — доминиканский монах, крупный теологический
средневековый философ, систематиза­тор схоластики, автор томизма — одного из
господствующих направлений католической Церкви.
Основные произведения Фомы Аквинского: "Сумма теоло­гии", "Сумма философии"
("Против язычников"), комментарии к Библии, комментарии к произведениям
Аристотеля.
56
2. Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое дока­зательство
существования Бога (то есть "очевидное" доказательство существование Бога,
выводимое из существования его творе­ния — окружающего мира, как считал Августин
Блаженный).
Фома выдвигает пять собственных доказательств существова­ния Бога:
• движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) дру­гим — следовательно,
есть первичный двигатель всего — Бог;
• причина: все, что существует, имеет причину — следователь­но, есть
первопричина всего — Бог;
• случайность и необходимость: случайное зависит от необхо­димого —
следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;
• степени качеств: все, что существует, имеет различные сте­пени качеств (лучше,
хуже, больше, меньше и т. д.) — следо­вательно, должно существовать высшее
совершенство — Бог; -
• цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, на­правляется к цели, имеет
смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к
цели, придает смысл всему, - Бог.
3. Также Фома Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего
сущего. В частности, он:
• разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистен­цию). Их разделение —
одна из ключевых идей католичества;
• подразумевает в качестве сущности (эссенции) "чистую идею" вещи либо явления,
совокупность признаков, черт, назначе­ния, которые существуют в разуме Бога
(Божественный за­мысел);
• подразумевает в качестве существования (экзистенции) сам факт бытия вещи;
• считает, что любая вещь, любое явление есть сущность, ко­торая обрела
существование по воле Бога (то есть "чистая идея", которая приобрела
материальную форму в силу акта Божественной воли);
• доказывает, что бытие и благо обратимы, то есть Бог, дав­ший сущности
существование, может данную сущность су­ществования и лишить, следовательно,
окружающий мир бренен и непостоянен;
• сущность и существование едины только в Боге, следова­тельно, Бог не может
быть обратим — Он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от иных внешних
факторов.
Исходя из данных посылок, согласно Фоме:
• все состоит из материи и формы (идеи);
57
• суть любой вещи — единство формы и материи;
• форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище
различных форм;
• форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи;
• идея (форма) любой вещи троична: существует в Божествен­ном разуме, в самой
вещи, в восприятии (памяти) человека.
4. Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к сле­дующим выводам:
• откровение и разум (вера и знание) - не одно и то же (как считал Августин
Блаженный), а различные понятия;
• вера и разум одновременно участвуют в процессе познания;
• вера и разум дают истинное знание;
• если человеческий разум противоречит вере, то он дает не­истинное знание;
• все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что
разумом непознаваемо;
• разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие
человеческой души и др.;
• не поддаются рациональному (разумному) познанию про­блемы сотворения мира,
первородного греха, троичность Бо­га, а следовательно, могут быть познаны через
Божественное откровение;
• философия и теология — разные науки;
• философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;
• все остальное (божественное откровение) может познать только теология.
5. Историческое значение философии Фомы Аквинского (прежде всего для
католической Церкви) в том, что им были:
• даны пять доказательств существования Бога;
• систематизирована схоластика;
• закреплено разделение эссенции и экзистенции (сущности и существования), что
доказывало всемогущество Бога и пол­ную зависимость от Него, Его воли всего
сущего;
• доказаны (с точки зрения католиков) правильность, пре­имущество идеализма над
материализмом, существование Божественных идей, которые предшествуют вещи:
господ­ство идеи над материей (а следовательно, Бога над окру­жающим миром);
• выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае
соответствия разума вере;
• вычленены сферы бытия, которые могут быть познаны толь­ко через откровение;
58
• разделены философия и теология, причем философия постав­лена в подчиненное
положение по отношению к теологии;
• логически доказан ряд положений теологии и схоластики.
В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римско­го было объявлено
официальной идеологией католицизма.
В настоящее время получил распространение неотомизм — философско-религиозное
учение, основанное на идеях Фомы Аквинского.
Вопрос 22. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения
1. Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений,
возникших и развивавшихся в Ев­ропе в XIV — XVII вв., которые объединяла
антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку,
вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеут­верждающий и
оптимистический характер.
Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрождения были:
• совершенствование орудий труда и производственных отно­шений;
• кризис феодализма;
• развитие ремесла и торговли;
• усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и
политические центры, независимые от феодалов и Церкви;
• укрепление, централизация европейских государств, усиле­ние светской власти;
• появление первых парламентов;
• отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (цер­ковной) философии;
• повышение уровня образованности в Европе в целом;
• великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);
• научно-технические открытия (изобретение пороха, огне­стрельного оружия,
станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в
области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения).
59
2. Основными направлениями философии эпохи Возрождения явля­лись:
• гуманистическое (XIV - XV вв., представители: Данте Алигь­ери, Франческо
Петрарка, Лоренцо Валли и др.) - в центр внимания ставило человека, воспевало
его достоинство, ве­личие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;
• неоплатоническое (сер. XV - XVI вв.), представители которо­го - Николай
Кузанский, Пико делла Мирандола, Пара­цельс и др. - развивали учение Платона,
пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;
• натурфилософское (XVI - нач. XVII вв), к которому при­надлежали Николай
Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд
положений уче­ния Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мирозда­ния,
опираясь на астрономические и научные открытия;
• реформационное (XVI - XVII вв.), представители которого -Мартин Лютер, Томас
Монцер, Жан Кальвин, Джон Усен­лиф, Эразм Роттердамский и др. - стремились
коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотноше­ние между
верующими и Церковью;
• политическое (XV - XV] вв., Николо Макиавелли) - изучало проблемы управления
государством, поведение правителей;
• утопическо-социалистическое (XV - XVII вв., представители -Томас Мор, Томмазо
Кампанелла и др.) - искало идеально-фантастические формы построения общества и
государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеоб­щем
уравнении, тотальном регулировании со стороны госу­дарственной власти.
3. К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:
• антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к чело­веку, вера в его
безграничные возможности и достоинство;
• оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой
религии, Бога, а организации, сделав­шей себя посредником между Богом и
верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви
философии — схоластики);
• перемещение основного интереса от формы идеи к ее со­держанию;
• принципиально новое, научно-материалистическое понима­ние окружающего мира
(шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не
наоборот, бес­конечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);
60
• большой интерес к социальным проблемам, обществу и го­сударству;
• торжество индивидуализма;
• широкое распространение идеи социального равенства
Вопрос 23. Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии
эпохи Возрождения
1. В философии эпохи Возрождения (XIV - XVII вв.) принято выделять следующие
основные направления:
• гуманистическое;
• неоплатоническое;
• натурфилософское;
• реформационное;
• политическое;
• социалистическо-утопическое.
Последние три течения принято объединять под общим на­званием
"социально-политические направления". Предметом их исследования являлись
проблемы общества, государства и Церк­ви. Более подробно они описаны в вопросе
24 "Социально-политическая философия эпохи Возрождения". Данный же во­прос
посвящен гуманистическому, неоплатоническому и натур­философскому направлениям,
предметом исследования которых были проблемы человека, бытия и природы.
2. Гуманизм как философское направление получил распростра­нение в Европе в XIV
- середине XV вв. Его центром была Италия.
К основным чертам гуманизма относились:
• антицерковная и антисхоластическая направленность;
• стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать само­ценность человека;
• антропоцентризм - особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия,
возможностей;
• жизнеутверждающий характер и оптимизм.
По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась
иносказательно и в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты
одновременно были писателями. К ним прежде всего относились Данте Алигьери,
Франческо Петрарка, Лоренцо Балла.
Данте Алигьери (1265 - 1321) - автор "Божественной комедии" (им самим названной
просто "Комедия", поскольку в то время
61
комедиями именовались литературные произведения с благопо­лучным концом). В
своем произведении Данте:
• воспевает христианство, но одновременно между строк вы­смеивает противоречия и
необъяснимые истины (догмы) христианского учения;
• восхваляет человека;
• отходит от трактовки человека исключительно как божест­венного создания;
• признает за человеком наличие как божественного, так и природного начала,
которые гармонируют друг с другом;
• верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу.
Тем же духом пронизаны иные произведения Данте ("Новая жизнь" и т. д.).
Франческо Петрарка (1304 - 1374) - автор "Книги песен", трак­тата "О презрении к
миру" (на лат. языке) и иных трудов. По своим взглядам близок к Данте.
Петрарка вносит в литературу, философию, культуры чуж­дые схоластике идеи:
• человеческая жизнь дается один раз и уникальна;
• человек должен жить не для Бога, а для самого себя;
• человеческая личность должна быть свободной — как физи­чески, так и духовно;
• человеку принадлежит свобода выбора и право выражать себя в соответствии с
этим;
• человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы, имеет для
этого достаточный потенциал;
• загробной жизни, скорее всего, не существует и бессмертия можно добиться лишь
в памяти людей;
• человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и
любить;
• внешний облик и внутренний мир человека прекрасны.
Лоренцо Балла (1507 - 1557), автор трактата "О наслаждении как об истинном
благе":
• ниспровергал церковные авторитеты;
• критиковал схоластику за искусственность, надуманность и
неистинность;
• в центр мироздания ставил человека;
• верил в возможности человека и его разум;
• отвергал аскетизм и самоотрешение;
• призывал к активному действию, борьбе, смелости в изме­нении мира;
62
• был сторонником равенства мужчины и женщины;
• высшим благом считал наслаждение, которое понимал как удовлетворение
материальных и моральных запросов человека.
3. Неоплатонизм — идеалистическое направление в философии, которое ставило своей
целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и
его дальнейшее развитие. Особого расцвета неоплатонизм достиг в эпоху
Воз­рождения, в XV в.
Теоретики неоплатонизма:
• противопоставляли сложившейся и чрезмерно систематизи­рованной схоластической
философии новую философскую систему, основанную на идеях Платона;
• предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось
значение первоначальных (по от­ношению к миру и вещам) идей;
• не отрицали божественную природу человека, но в то же время рассматривали его
как самостоятельный микрокосм;
• призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней фи­лософии и созданию
целостной мировой философской сис­темы, которая охватила бы собой и согласовала
все имею­щиеся философские направления.
Наиболее известными представителями неоплатонизма эпо­хи Возрождения являлись
Николай Кузанский и Джованни Пи­ко делла Мирандола.
Николай Кузанский (1401 — 1464) был священнослужителем, богословом, однако
придерживался новаторских для своего време­ни философских взглядов. Дал новую
трактовку бытия и позна­ния, согласно которой:
• не существует разницы между Богом и Его творением (то есть мир един, а Бог и
окружающий мир, Вселенная — одно и то же);
• "единое" (Бог) и "бесконечное" (Его творение) относятся между собой как
минимум и максимум (противоположности), а по­скольку Бог и Его творение
совпадают, то совпадают мини­мум и максимум;
• исходя из этого, Николаем Кузанским был выведен закон совпадения
противоположностей: поскольку противополож­ности совпадают, то совпадают форма и
материя (следова­тельно, сущность (эссенция) и существование (экзистенция)
неразрывны и бытие едино);
• едины идея и материя;
• реально существует (поглощая все остальное) актуальная бесконечность;
63
• Вселенная бесконечна, не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра, Земля
не является центром Вселенной;
• Вселенная — это чувственно изменчивый Бог, абсолютный и завершенный (мир,
природа, все сущее заключено в Боге, а не Бог — в окружающем мире);
• бесконечность сама по себе объединяет противоположности, что доказывается
математически (вписанный в круг квадрат при бесконечном увеличении в нем углов
станет кругом и т. д.);
• бесконечность Вселенной, окружающего мира приводит к бес­конечности познания;
• невозможно достичь абсолютного (полного) знания, увели­чение знаний приведет
только к учености, но не истинному знанию ("ученому незнанию" — термин Николая
Кузанского). Таким образом, Николай Кузанский, будучи философом
идеалистического направления и богословом, очень близко по­дошел к
материалистическому объяснению окружающего мира (Вселенной) и подготовил почву
для натурфилософских учений — Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея
и др.
Джованни Пико делла Мирандола (1463 — 1494) попытался объединить все известные
ему религиозные и философские уче­ния и создал эклектическое произведение "900
тезисов", главные идеи которого заключались в том, чтобы:
• возвысить человека и отделить от окружающего мира, при­знать отдельной
реальностью ("четвертым миром" космоса, наряду с элементарным, небесным и
ангельским);
• признать за человеком полную свободу выбора;
• объединить все философские учения и найти "золотую сере­дину" путем их
согласования.
4. В период Позднего Возрождения (XVI — XVII вв.) в Европе (осо­бенно Италии)
получили распространение натурфилософские идеи.
Представители натурфилософии:
• обосновывали материалистический взгляд на мир;
• стремились отделить философию от теологии;
• формировали научное мировоззрение, свободное от теологии;
• выдвигали новую картину мира (в которой Бог, Природа и Кос­мос едины, а Земля
не является центром Вселенной);
• считали, что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувственному познанию
и разуму (а не Божественному от­кровению).
Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись
Андреас Везалий, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео
Галилей.
64
Андреас Везалий (1514 — 1564) совершил революцию в фило­софии и медицине.
Везалий материалистически объяснил происхождение мира, в центре которого ставил
человека.
Везалием были опровергнуты взгляды, более тысячи лет гос­подствовавшие в
медицине со времен Галена (130 — 200) — древнеримского врача, который описал
физиологию и строение человека, опираясь на исследования животных. Напротив,
Веза­лий основывал свои выводы на многочисленных анатомических экспериментах и
издал знаменитую для своего времени книгу "О строении человеческого тела", где
подробно описал анатомию человека, которая гораздо больше соответствовала
реальности, чем анатомия, описанная Галеном.
Николай Коперник (1473 — 1543), опираясь на астрономические исследования,
выдвинул принципиально иную картину бытия:
• Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм);
• Солнце является центром по отношению к Земле (геоцентризм заменялся
гелиоцентризмом), Земля вращается вокруг Солнца;
• все космические тела движутся по собственной траектории;
• космос бесконечен;
• процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены
"священного" смысла.
Джордано Бруно (1548 — 1600) развил и углубил философ­ские идеи Коперника:
• Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной;
• Вселенная не имеет центра и бесконечна;
• Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд);
• звезды — небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы;
• число миров во Вселенной бесконечно;
• все небесные тела — планеты, звезды, а также все, что име­ется на них,
обладают свойством движения;
• не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог — одно целое.
Идеи Джордано Бруно не были приняты католической Цер­ковью, и он был сожжен на
костре в 1600 г.
Галилео Галилей (1564 — 1642) на практике подтвердил пра­вильность идей Николая
Коперника и Джордано Бруно:
• изобрел телескоп;
• с помощью телескопа исследовал небесные тела;
• доказал, что небесные тела движутся не только по траекто­рии, но и
одновременно вокруг своей оси;
65
• обнаружил пятна на Солнце и разнообразный ландшафт (горы и пустыни - "моря")
на Луне;
• открыл спутники вокруг других планет;
• исследовал динамику падения тел;
• доказал множественность миров во Вселенной.
Галилеем был выдвинут метод научного исследования, кото­рый заключался в:
• наблюдении;
• выдвижении гипотезы;
• расчетах воплощения гипотезы на практике;
• экспериментальной (опытной) проверке на практике выдви­нутой гипотезы.
Вопрос 24. Социально-политическая философия эпохи Возрождения
1. Для эпохи Возрождения было характерно не только повы­шение интереса к
человеку, но и большой интерес к проблеме государства, устройства общества,
взаимоотношений Церкви и государственных институтов, верующих. Данная
проблематика нашла отражение в социально-политической философии эпохи
Возрождения, основными направлениями которой были:
• философия Реформации;
• политическая философия;
• философия социалистов-утопистов.
2. Философия Реформации имела своей целью реформу като­лицизма, демократизацию
Церкви, установление более справед­ливых отношений между Богом, Церковью и
верующими.
Предпосылками возникновения данного направления были:
• кризис феодализма;
• зарождение и укрепление класса торгово-промышленной бур­жуазии;
• ослабление феодальной раздробленности, становление евро­пейских государств;
• незаинтересованность руководителей данных государств, политической элиты в
чрезмерной, национальной, надгосу­дарственной, общеевропейской власти Папы
Римского и ка­толической Церкви;
• кризис, моральное разложение католической Церкви, ее ото­рванность от народа,
отставание от жизни, практика выдачи индульгенций;
• распространение в Европе идей гуманизма;
66
• рост самосознания личности, индивидуализм;
• рост влияния антикатолических религиозно-философских уче­ний, ересей, мистики,
гусизма.
В Реформации выделяются два основных течения:
• бюргерско-евангелическое;
• народное.
Лидерами бюргерско-евангелической Реформации являлись М. Лютер, У. Цвингли, Ж.
Кальвин.
Народная Реформация была представлена движением Т. Мюн­цера, анабаптистами,
диггерами и др.
Основоположником Реформации считается доктор богосло­вия Мартин Лютер (1483 -
1546). 31 октября 1517 года на дверях Виттенбергской замковой церкви в Германии
им были прибиты 95 тезисов против индульгенций, что положило начало
идеологиче­ской (а в ряде стран и вооруженной) борьбе против католицизма.
Основные идеи М. Лютера сводились к следующим:
• общение между Богом и верующими должно происходить напрямую;
• между Богом и верующими не должно быть такого посред­ника, как католическая
Церковь;
• необходимо упрощение обрядов;
• церковь должна стать демократичной, а обряды — понятны­ми людям;
• необходимо уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы
Римского и католического духовенства;
• должен быть восстановлен авторитет государственных инсти­тутов и светской
власти;
• дело служения Богу — не только профессия, которую моно­полизировало
духовенство, но и функция всей жизни ве­рующих христиан;
• необходимо освободить культуру и образование от засилья католических догм;
• необходимо запретить индульгенции.
Другим крупным лидером бюргерско-евангелической Ре­формации был Жан Кальвин
(1509 — 1564). Он продолжил дело Лютера и систематизировал его идеи.
Согласно Кальвину:
• ключевой идеей протестантизма является идея предопределения;
• смысл данной идеи в том, что людям изначально предопре­делено Богом либо быть
спасенным, либо погибнуть, не со­стояться в жизни;
67
• все люди должны надеяться, что именно они предопределе­ны к спасению;
• выражением смысла жизни на Земле для человека является профессия;
• профессия — это не только способ зарабатывания денег, но и место служения
Богу;
• добросовестное отношение к своему делу — путь к спасению;
• успех в работе — признак богоизбранности;
• вне работы необходимо быть скромным и аскетичным. Кальвин не только выдвинул
собственное теоретическое ре­лигиозно-философское учение и систематизировал идеи
Лютера, но и воплотил протестантизм на практике:
• возглавил реформационное движение в Женеве;
• добился признания реформированной (кальвинистской) Церк­ви в качестве
официальной, упразднил в Женеве католиче­скую Церковь и власть Римского Папы
(сам Кальвин полу­чил прозвище "Женевский Папа");
• подчинил кальвинистской Церкви светскую власть;
• провел реформы как внутри собственной Церкви, так и в горо­де: были запрещены
пышные католические обряды, праздники, яркая одежда, развлечения, танцы, ношение
украшений, был установлен строгий пасторский надзор за населением, целью
которого было воспитание граждан в духе аскетизма, пурита­низма, добросовестного
отношения к работе.
Результатом теоретических изысканий Кальвина и его прак­тической деятельности
стала универсализация Реформации, пре­вращение ее из узкогерманского в
международное явление.
Народное направление Реформации возглавил Томас Мюнцер (1490 — 1525). Будучи
священником, он первоначально примк­нул к Лютеру, стал его сторонником, однако в
1520 г., через три года после начала Реформации, разошелся с учителем. В целом
соглашаясь с Лютером, Мюнцер выдвинул и собственные идеи Реформации, смысл
которых в следующем:
• необходимо реформировать не только Церковь, но общество
в целом;
• цель изменения общества — достижение всеобщей справед­ливости, "Божьего
царства" на земле;
• главная причина всех зол — неравенство, классовое разделе­ние, в основе
которого лежат частная собственность и част­ный интерес;
• частный интерес необходимо подавить, все должно стать общим (имелось в виду
прежде всего имущество, новый спо­соб организации производства);
68
• жизнь и деятельность человека должны быть полностью под­чинены интересам
общества, что угодно Богу;
• власть и собственность должны принадлежать простому на­роду — "ремесленникам и
пахарям".
В 1524 — 1525 гг. Томас Мюнцер возглавил антикатолическую и революционную по
своим социальным целям Крестьянскую войну в Германии. Война была проиграна, а
сам Мюнцер погиб.
Значение философии Реформации в том, что она послужила идео­логическим
обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу Церкви и против
католицизма, которая продолжалась в течение XVI в. и в дальнейшем почти во всех
странах Европы.
Результатом этой борьбы стало падение католицизма в ряде государств и
религиозное размежевание в Европе:
• торжество различных направлений протестантизма (люте­ранство, кальвинизм и
др.) в Северной и Центральной Ев­ропе — Германии, Швейцарии, Великобритании,
Голландии, Дании, Швеции, Норвегии;
• сохранение католицизма в странах Южной и Восточной Ев­ропы — Испании, Франции,
Италии, Хорватии, Польше, Че­хии и др.
3. В отличие от философии Реформации, предметом которой были отношения между
Богом, Церковью, человеком и государством, политическая философия исследовала
проблемы управления реаль­но существующим государством, методы влияния на людей,
прие­мы политической борьбы. Ярким представителем политической философии являлся
Никколо Макиавелли (1469 - 1527) - итальян­ский (флорентийский) политический
деятель, философ и писатель. Философия Макиавелли опирается на следующие
основные положения:
• человек обладает изначально злой природой;
• движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной
выгоде;
• совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать
только свои эгоистические интересы;
• для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма соз­дается особая
организация — государство;
• правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе
подданных;
• правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в
действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества
приведут к противоположному ре­зультату (правитель будет свергнут далеко не
благородными со­ратниками либо противниками, а казна — промотана);
69
• ни в коем случае руководитель не должен посягать на иму­щество и личную жизнь
людей;
• в борьбе за освобождение родины от иностранного владыче­ства за ее
независимость допустимы все средства, в том чис­ле коварные и аморальные.
Философия Макиавелли, основанная на реалистическом от­ношении к окружающей
действительности, стала руководством к действию для многих политиков как
средневековой, так и после­дующих эпох.
4. В эпоху Возрождения наблюдается повышенный интерес к проблемам общества и
государства, Церкви. Как правило, при их изучении философы стремились опираться
на реальные фак­ты, исследовать положение в конкретном обществе и государст­ве,
пытались при жизни изменить ситуацию к лучшему. Однако часть философов основное
внимание сосредоточила на разра­ботке проектов идеального государства, где были
бы уничтожены все социальные противоречия и восторжествовала социальная
справедливость. Поскольку их проекты были сильно оторваны от реальности и
практически неосуществимы, данные философы вошли в историю как
социалисты-утописты.
Наибольший вклад в развитие теории утопического социа­лизма внесли Томас Мор и
Томмазо Кампанелла.
Томас Мор (1478 — 1535) считается основателем утопическо­го социализма. Ему
хорошо были знакомы проблемы реального государства, так как он профессионально
занимался политиче­ской деятельностью: с 1504 г. являлся членом парламента, 1523
— 1529 гг. — председателем палаты общин, 1529 г. — лордом-канцлером
Великобритании (высший пост в государстве после короля). В 1535 г. Т. Мор был
казнен как сторонник католицизма за от­каз дать присягу королю как главе
независимой от Папы Рим­ского англиканской Церкви.
Свои идеи по поводу устройства общества и государства бу­дущего Т. Мор изложил в
произведении "Утопия". Утопия (греч. — место, которого нигде нет) — выдуманный
остров, на котором находится идеальное государство.
Согласно Т. Мору в Утопии:
• не существует частной собственности;
• все граждане участвуют в производительном труде;
• труд осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности;
• все произведенные продукты (результаты труда) поступают в собственность
общества (общественные склады) и затем равномерно распределяются между всеми
жителями Утопии:
• в связи с тем, что трудом заняты все, для обеспечения Уто­пии достаточно
короткого рабочего дня — шесть часов;
70
• от трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к
наукам;
• самые грязные работы выполняют рабы — военнопленные и осужденные преступники;
• первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья, а "трудовая
семья" (фактически — трудовой коллектив);
• все должностные лица избираются — прямо или косвенно;
• мужчины и женщины имеют равные права (как и равные обязанности);
• жители верят в Бога, существует полная веротерпимость. Другой проект
идеального общества был дан Томмазо Кам­панеллой (1568 — 1639) в произведении
"Город Солнца". Дейст­вие происходит в фантастическом Городе Солнца, где его
жите­ли — солярии — построили идеальное общество, основанное на социальной
справедливости, и наслаждаются жизнью и трудом. По Кампанелле, в Городе Солнца:
• отсутствует частная собственность;
• все граждане участвуют в производительном труде;
• результаты труда поступают в собственность всего общества, а затем равномерно
распределяются между его членами;
• труд совмещается с одновременным обучением;
• жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробно­стей, от подъема до
отхода ко сну;
• солярии все делают вместе: ходят с работы и на работу, тру­дятся, едят,
отдыхают, поют песни;
• большое внимание уделяется воспитанию — с рождения ре­бенок забирается от
родителей и воспитывается в специаль­ных школах, где обучается наукам и
приучается к коллек­тивной жизни, другим правилам поведения Города Солнца;
• во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (из­бираемый соляриями) —
Метафизик, владеющий всеми зна­ниями своей эпохи и всеми профессиями.
Идеи социалистов-утопистов, выдвинутые в эпоху Возрож­дения, были ответом на
имевшую место социальную несправед­ливость и имели много сторонников среди
желающих изменить мир как в эпоху Возрождения, так и в будущем.
Вопрос 25. Арабская (арабоязычная) философия средних веков
1. Под арабской (арабоязычной) подразумевается философия, соз­данная арабами, а
также народами Ближнего и Среднего Восто­ка, находившимися под культурным и
часто политическим влияни­ем арабов.
71
Арабская средневековая философия в своем развитии про­шла два основных этапа:
• VII — IX вв — период зарождения арабской философии;
• IX — XV вв. — период усвоения арабской философией древ­негреческой философии,
превращение арабской философии в арабо-греческую.
2. Основными направлениями арабской философии периода зарож­дения были:
• школа мутакаллимов;
• школа мутазилитов;
• суфизм.
Мутакаллимы были сторонниками радикального ислама. Пред­ставители школы
мутакаллимов философски обосновывали религи­озные догмы ислама и фактически
играли роль арабо-исламских схоластов.
Мутазилиты ("обособившиеся") также являлись исламскими философами, однако ряд
положений их учения носил относи­тельно материалистический характер. В
частности, мутазилиты:
• отвергали многие догмы (недоказуемые "исходные" истины) ислама о происхождении
мира, человека, предопределенно­сти судьбы и пытались объяснить проблемы с
позиций ра­ционализма и материализма;
• отвергали антропоморфные представления о Боге (согласно
которым Бог имел человеческий облик);
• отождествляли Бога и Вселенную;
• верили в силу и разум человека;
• считали, что человек способен познать окружающий мир с
помощью разума.
Представители суфизма (суфисты, от суф - шерсть, влася­ница; по мнению
Аль-Бируни, созвучно слову "софист") считали высшим благом для человека
добровольное отрешение от окру­жающего мира, аскетизм, уход в себя, созерцание,
мистику. 3. В IX в. начался новый этап арабской философии, для которо­го были
характерны:
• усиление влияния материалистических идей (что стало ре­зультатом открытий в
области медицины и естественных наук);
• заимствование идей европейской философии, особенно древнегреческой,
превращение собственно арабской фило­софии в арабо-европейскую
(арабо-греческую). Наибольший вклад в становление новой (европеизирован­ной)
арабской философии внесли Аль-Кинди, Ибн-Сина, Аль-Фараби, Ибн-Рушд (Аверроэс).
72
Аль-Кинди (800 — 879) сделал первый шаг по европеизации арабской философии. Ему
принадлежит заслуга открытия древ­негреческой философии для арабов, в частности
Аристотеля. Под влиянием идей Аристотеля в арабскую философию пришли многие
материалистические идеи, понятие категорий, логика, учение о познании.
Взяв в качестве примера учение Аристотеля о 10 категориях (бытие и 9
характеристик бытия — время, место и т. д.), Аль-Кинди выдвинул собственное
учение о прасубстанциях (араб­ский аналог категорий), к которым причислил:
• материю;
• форму;
• движение;
• пространство;
• время.
Также философ выдвинул революционную для своего времени идею о познаваемости
мира человеческим разумом (что отвергали мутакаллимы — ортодоксальные "исламские
схоласты") и выделил три ступени научного познания, через которые
последовательно необходимо пройти, чтобы добиться истинного знания:
• логическо-математическую;
• естественно-научную;
• метафизическую (философскую).
Причем, по мнению Аль-Кинди, только разум может быть источником и эталоном
познания.
Философия Аль-Кинди значительно опережала эпоху и была непонятна его
современникам (философ подвергался преследо­ваниям, а его произведения
уничтожались), однако именно Аль-Кинди заложил традицию аристотелизма в арабской
философии (восточная перипатетика) и создал предпосылки для ее превра­щения в
одну из самых прогрессивных в Европе и Азии (по сравнению со средневековой
схоластикой).
Аль-Фарби (870 — 950) систематизировал и пытался адапти­ровать философию
Аристотеля к арабским условиям. Первым выдвинул идею об "эманации" и
невсемогуществе Бога. Его идеи послужили фундаментом философии Ибн-Сины
(Авиценны).
Ибн-Сина (Авиценна) (980 - 1037) вывел арабскую филосо­фию на новый уровень
прогресса. Главные труды по филосо­фии: "Книга исцеления" ("Книга спасения"),
"Книга знания".
Авиценна:
• высмеивал косность и догматизм исламских теологов;
• пытался отделить философию от религии (в то время как многие его современники
считали их неразрывно связанными
73
и видели роль философии в обосновании положений и догм ислама);
• видел в философии отдельную науку, которая должна обоб­щать достижения
человеческого разума;
• основывал многие философские идеи на достижениях естест­венных наук (например,
собственных медицинских открытиях);
• не отрицал наличие Бога, но выступал против признания за ним всемогущей воли;
• считал, что многие явления в окружающем мире происходят помимо воли Бога, по
естественным законам природы;
• причину возникновения мира видел в "эманации" — истека­нии мира из Божества,
но не по воле Бога, а в силу естест­венной необходимости;
• выступал против идеи "первотолчка", которую заменял идеей о движении, которое
является неотъемлемым свойством материи;
• считал, что все существующее материально (как Бог, так и окружающий мир);
• наделял душу особыми свойствами — идеальностью (сущест­вованием наряду с
материей) и вечностью;
• также считал вечным Бога и окружающий мир. 4. Из арабских философов в
средневековой Европе наибольшей известностью и популярностью пользовался
Ибн-Рушд (Аверро­эс) (1126- 1198).
Аверроэс жил и работал в Испании, находившейся под вла­стью арабов, и был
представителем западноарабско-европейской философии. Им была создана философия
аверроизма, получив­шая широкое распространение в Европе и противостоящая
ка­толицизму и схоластике.
Философия Аверроэса была материалистична по своей сути и возникла как синтез
передовой арабской философии (предста­вители — Аль-Кинди, Авиценна) и
систематизированного и тво­рчески переработанного учения Аристотеля. Можно
выделить ее следующие основные положения:
• отвергалась идея творения (мир вечен, он несотворим и не­уничтожим);
• допускалось наличие Бога, но за ним не признавалась пер­вичность по отношению
к материи (Бог и окружающий ма­териальный мир "совечны");
• за Богом признавались весьма ограниченные возможности, которые сводились к
главной — придать материи форму;
• отвергалась идея о том, что Бог приводит все в движение;
74
• доказывалось, что движение — самостоятельное свойство материи, заключенное в
ней самой;
• выдвигалась идея жесткого детерминизма (обусловленности и необходимости всего
в природе);
• отвергалась возможность бессмертия души (смерть тела есть одновременно смерть
души, но коллективный разум — разум все­го человечества, частью которого
является душа отдельного человека, — бессмертен);
• была выдвинута идея о "двойственной истине" — философ­ские и религиозные
истины раздельны; то, что истинно в религии, может быть ложно для философии и
наоборот. Материалистическая, антирелигиозная философия Аверроэса
оказала большое влияние на европейскую философию. Аверро­изм получил широкое
распространение, преподавался в универ­ситетах, был духовным центром притяжения
философских уче­ний, противостоящих схоластике. Впоследствии убежденным и
последовательным критиком аверроизма и борцом против фило­софских идей Аверроэса
был видный теоретик католицизма и схоластики Фома Аквинский: среди его трудов
есть сочинение "О единстве разума против аверроистов".


Обратно в раздел философия
Список тегов:
философия схоластики 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.