Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Философия. Конспект лекций
ОГЛАВЛЕНИЕ Автор-составитель: Якушев А. В. Вопрос 1. Философия как разновидность мировоззрения 1. Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место человека в нем.
В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения:
• мифология;
• религия;
• философия.
2. Мифология — форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества,
которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие
окружающей действительности.
Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие
основные вопросы:
• происхождение Вселенной, Земли и человека;
• объяснение природных явлений;
• жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения;
• вопросы чести, долга, этики и нравственности.
Чертами мифа являются:
• очеловечивание природы;
• наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком;
• отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии);
• практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач
(хозяйство, защита от стихии и т. д.);
• однообразие и поверхность мифологических сюжетов.
3. Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических,
сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.
При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная,
образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей
действительности.
Религия исследует вопросы те же, что и миф:
• происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека;
• объяснение природных явлений;
• поступки, судьба человека;
• нравственно-этические проблемы.
4
Основными мировыми религиями являются:
• христианство;
• ислам;
• буддизм.
Крупнейшие и наиболее распространенные в мире национальные религии:
• синтоизм;
• индуизм;
• иудаизм.
Помимо мировоззренческих религия имеет ряд иных функций:
• объединительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей);
• культурологическую (способствует распространению определенной культуры,
влияет на культуру);
• нравственно-воспитательную (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему,
сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).
4. Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское
мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:
• основано на знании (а не на вере либо вымысле);
• рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);
• логично (имеет внутреннее единство и систему);
• опирается на четкие понятия и категории.
Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения,
отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической
оформленностью.
5. Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:
• космоцентризм;
• теоцентризм;
• антропоцентризм.
Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение
окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность
внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и
космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему
Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).
Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение
всего сущего через господство не-
5
объяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой
Европе).
Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит
проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени,
современные философские школы).
Вопрос 2. Специфика философского знания
1. Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так
как оно:
• имеет очень много общего с научным знанием — предмет,
методы, логико-понятийный аппарат;
• однако не является научным знанием в чистом виде.
Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия
является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных
человечеством знаний.
Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия
обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все
научное знание, не стоит над ним. 2. Можно выделить следующие особенности философского знания:
• имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);
6
• носит предельно общий, теоретический характер;
• содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе
иных наук;
• во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения
отдельных философов;
• является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов
своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;
• изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;
• имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание
обращено как на мир предметов, так и само на себя);
• испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними
философами;
• в то же время динамично — постоянно развивается и обновляется;
• опирается на категории — предельно общие понятия;
• неисчерпаемо по своей сути;
• ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта),
имеет неразрешимые, "извечные" проблемы (происхождение бытия, первичность
материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо
отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть
достоверно разрешены логическим путем.
Вопрос 3. Предмет и методы философии
1. Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую
структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных
раздела:
• онтология (учение о бытии);
• гносеология (учение о познании);
• человек;
• общество.
2. В рамках данных четырех основных разделов философии можно выделить множество
изучаемых ею частных вопросов:
• сущность бытия;
• происхождение бытия;
• материя (субстанция), ее формы;
• сознание, его происхождение и природа;
• взаимоотношение материи и сознания;
7
• бессознательное;
• человек, его сущность и существование;
• душа, духовный мир человека;
• общество;
• общество и человек;
• природа;
• природа и общество;
• духовная сфера жизни общества;
• материально-экономическая сфера жизни общества;
• социальная сфера общества;
• общественно-экономические формации, цивилизации;
• перспективы человека, общества;
• экология, проблемы выживания;
• особенности познания;
• влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты;
• ограниченность и безграничность познания;
• движение;
• философские категории;
• диалектика и ее законы;
• иные вопросы.
3. Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых
осуществляется философское исследование) являются:
• диалектика;
• метафизика;
• догматизм;
• эклектика;
• софистика;
• герменевтика.
Диалектика - метод философского исследования, при котором вещи, явления
рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних
противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы
противоположностей.
Метафизика — метод, противоположный диалектике, при котором объекты
рассматриваются:
• обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности) ;
• статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития);
• однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания
противоречиям, не осознается их единство).
8
Догматизм — восприятие окружающего мира через призму догм — раз и навсегда
принятых убеждений, недоказуемых, "данных свыше" и носящих абсолютный характер.
Данный метод был присущ средневековой теологической философии.
Эклектика — метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не
имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате
которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся
достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо
взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной
ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века
— в религии, в настоящее время — в рекламе).
Софистика — метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно
поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но
ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод.
Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель не получения истины,
а победы в споре, доказательства "чего угодно кому угодно" и использовалась как
прием ораторского искусства.
Герменевтика — метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко
распространен в западной философии.
Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются:
• материализм;
• идеализм;
• эмпиризм;
• рационализм.
При материалистическом методе действительность воспринимается как реально
существующая, материя — как первичная субстанция, а сознание — ее модус — есть
проявление материи. (Материалистическо-диалектический метод господствовал в
советской философии и имеет широкое распространение в современной российской.)
Суть идеалистического философского метода — признание в качестве первоначала и
определяющей силы идеи, а материи — как производной от идеи, ее воплощением.
Идеалистический метод особенно широко распространен в США и ряде стран Западной
Европы (например, Германии).
Эмпиризм — метод и направление в познании, согласно которому в основе
познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в
результате чувственного познания. ("Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не
было в опыте и чувственных ощущениях".)
9
Рационализм — философский метод и направление в философии, в силу которого
истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью
разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все
можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение — это уже работа мысли, разума.)
Вопрос 4. Функции философии
1. Функции философии — основные направления применения философии, через которые
реализуются ее цели, задачи, назначение.
Принято выделять следующие функции философии:
• мировоззренческую;
• методологическую;
• мыслительно-теоретическую;
• гносеологическую;
• критическую;
• аксиологическую;
• социальную;
• воспитательно-гуманитарную;
• прогностическую
2. Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины
мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов
взаимодействия с окружающим миром.
Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные
методы познания окружающей действительности (см. вопрос 3 "Предмет и методы
философии").
Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит
концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую
действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего
мира.
Гносеологическая — одна из основополагающих функций философии — имеет целью
правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм
познания).
Роль критической функции - подвергать сомнению окружающий мир и существующее
знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная
задача данной функции — расширение границ познания, разрушение догм,
окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios — ценный)
заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных
ценностей - мораль-
10
но-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель
аксиологической функции — быть "ситом", через которое пропускать все нужное,
ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция
особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков — поиск
новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения;
Реформация; кризис капитализма конца XIX — начала ХХ вв. и др.).
Социальная функция — объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию,
современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть
противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования
общества.
Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать
гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу,
способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем
мире и найти смысл жизни.
Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся
философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания
спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных
процессов, человека, природы и общества.
Вопрос 5. Основной вопрос и основные направления философии
1. Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к
бытию, а бытия - к мышлению (сознанию).
Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения
зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем,
а это и является главной задачей философии.
Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные
характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса
философии — онтологическая и гносеологическая.
Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в
постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?
Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или
непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?
11
В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются
основные направления — соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм
и рационализм.
При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии
можно выделить такие направления, как:
• объективный идеализм;
• субъективный идеализм;
• материализм;
• вульгарный материализм;
• дуализм;
• деизм;
гносеологической (познавательной) стороны:
• гностицизм;
• агностицизм;
• эмпиризм (сенсуализм);
• рационализм.
2. Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют:
• материализм;
• идеализм;
• дуализм.
Материализм (так называемая "линия Демокрита") — направление в философии,
сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной
является материя.
Следовательно:
• материя реально существует;
• материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от
мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);
• материя является самостоятельной субстанцией — не нуждается в своем
существовании ни в чем, кроме самой себя;
• материя существует и развивается по своим внутренним законам;
• сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать
саму себя (материю);
• сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с
материей;
• сознание определяется материей (бытием).
К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит;
философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон; Локк;
Спиноза; Дидро и иные
12
французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин.
Достоинство материализма — опора на науку,. в особенности на точные и
естественные (физику, математику, химию и т. д.), логическая доказуемость многих
положений материалистов.
Слабая сторона материализма — недостаточное объяснение сущности сознания,
наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.
В материализме выделяется особое направление — вульгарный материализм. Его
представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно
увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее
механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность
ответно влиять на материю.
Материализм как господствующее направление философии был распространен в
демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной
революции (XVII в.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в ХХ в.
Идеализм ("линия Платона") — направление в философии, сторонники которого в
отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).
В идеализме выделяются два самостоятельных направления:
• объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);
• субъективный идеализм (Беркли, Юм).
Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции
объективного идеализма:
• реально существует только идея;
• идея первична;
• вся окружающая действительность делится на "мир идей" и "мир вещей";
• "мир идей" (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном
Замысле и т. д.);
• "мир вещей" — материальный мир не имеет самостоятельного существования и
является воплощением "мира идей";
• каждая единичная вещь — воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь
— воплощение общей идеи лошади, дом - идеи дома, корабль - идеи корабля и т.
д.);
• большую роль в преобразовании "чистой идеи" в конкретную вещь играет
Бог-Творец;
• отдельные идеи ("мир идей") объективно существуют независимо от нашего
сознания.
13
В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и
др.) считали, что:
• все существует только в сознании познающего субъекта (человека);
• идеи существуют в разуме человека;
• образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека
через чувственные ощущения;
• вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.
Слабая черта идеализма — отсутствие достоверного (логического) объяснения
самого наличия "чистых идей" и превращения "чистой идеи" в конкретную вещь
(механизма возникновения материи и идеи).
Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции,
средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других
странах Западной Европы.
Наряду с полярными (конкурирующими) главными направлениями философии —
материализмом и идеализмом — существуют промежуточные (компромиссные) течения —
дуализм, деизм.
Дуализм как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма
заключается в том, что:
• существуют две независимые субстанции — материальная (обладающая свойством
протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);
• все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой
указанных субстанций (материальные вещи — от материальной, идеи — от духовной);
• в человеке соединяются одновременно две субстанции — и материальная, и
духовная;
• материя и сознание (дух) — две противоположные и взаимосвязанные стороны
единого бытия;
• основного вопроса философии (что первично — материя или сознание) в
действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг
друга и существуют всегда. Деизм — направление в философии, сторонники которого
(преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога,
который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем
развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то есть признавали Бога,
практически не имеющего никаких "полномочий", который должен лишь служить
нравственным символом). Деисты также считали материю одухотворенной и не
противопоставляли материю и дух (сознание).
14
3. Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена:
• эмпиризмом (сенсуализмом);
• рационализмом.
Основателем эмпиризма является Ф. Бэкон.
Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные
ощущения ("Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и
чувственных ощущениях").
Основоположником рационализма (от лат. ratio — разум) считается Р. Декарт.
Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть
выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта.
(Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение — мысль —
деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума
(аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, — "Бог
существует", "У квадрата равные углы", "Целое больше, чем его часть" и т. д.)
В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр).
Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а
следовательно, никогда не будет познан разумом.
С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия
гностицизма и агностицизма.
Представители гностицизма (как правило, материалисты) считают, что:
• мир познаваем;
• возможности познания неограничены. Противоположной точки зрения придерживаются
агностики
(как правило, идеалисты):
• мир непознаваем;
• возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого
разума.
К числу видных теоретиков агностицизма принадлежал Иммануил Кант (1724 - 1804).
Согласно Канту человеческий разум обладает большими возможностями, но и эти
возможности имеют свои границы. Исходя из конечности и ограниченности
познавательных возможностей человеческого разума, существуют загадки
(противоречия), которые человеком не будут разгаданы никогда, например:
Бог существует Бога не существует
Всего таких неразрешимых противоречий (антиномий) Хант выделяет четыре (см.
вопрос 36 "Философия Иммануила Канта").
15
Однако, по Канту, даже то, что входит в познавательные возможности
человеческого разума, все равно не будет никогда познано, поскольку разум может
лишь познать отображение веши в чувственных ощущениях, но никогда не познает
внутреннюю сущность данной вещи — "вещи в себе".
4. В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной
вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической
стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой.
В ХХ в. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания
традиционному основному вопросу философии, так как он трудноразрешим и
постепенно теряет свою актуальность.
Ясперс, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы того, что в будущем может
появиться другой основной вопрос философии -проблема экзистенционализма, то есть
проблема человека, его существования, управления собственным духовным миром,
взаимоотношений внутри общества и с обществом, его свободного выбора, поиска
смысла жизни и своего места в жизни, счастья.
Вопрос 6. Общее понятие и характерные черты китайской философии
1. Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа:
• VII в. до н. э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших
национальных философских школ;
• III — XIX вв. н. э. — проникновение в Китай из Индии буддизма (III в. н. э.)
и его влияние на национальные философские школы;
• ХХ в. н. э. — современный этап — постепенное преодоление замкнутости
китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и
мировой философии.
2, Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись:
• даосизм;
• конфуцианство;
• легизм.
Меньшее распространение получили:
• моизм;
• натурфилософия;
• номинализм.
После проникновения в Китай буддизма (III в. н. э.) и до конца XIX в. (второй
этап) основу китайской философии составляли:
• чань-буддизм (национальный китайский буддизм, возникший в результате влияния
китайской культуры на индийский буддизм, заимствованный Китаем;
16
• неодаосизм;
• неоконфуцианство.
В ХХ в. национальная китайская философия обогатилась достижениями мировой
философской мысли, в частности идеями:
• христианской религии;
• марксизма;
• ведущих европейских философов;
• американской философии прагматизма.
3. Для китайского видения мира и окружающей действительности (что нашло
отражение в китайской философии) характерно:
• восприятие своей страны — Китая — как центра существующего мира;
• понимание отдельных событий, истории в целом как циклического процесса;
• осознание своей ответственности перед Небом и Землей за правильное воплощение
на Земле космических циклов;
• восприятие человека, природы и космоса как единого целого;
• консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен;
• невыделение отдельной человеческой личности из коллектива;
• осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии
(разливов рек, ураганов и др.); приоритет, отдаваемый коллективным (массовым)
формам труда (строительство Великой Китайской стены, строительство плотин, рытье
каналов, борьба с наводнениями, ирригационное земледелие и др.); отсюда —
уважение и трепет перед организующей силой — государством;
• восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как
единого целого; распространение в обществе вертикальных связей (власти и
подчинения), субординации, послушание начальству, восприятие главы государства
(императора) высшей объединяющей силой государства, а государства —
объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, его
власти;
• конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и недеянию;
• понимание жизни прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение
земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного
человека на Земле (с помощью трав, физических упражнений, правильного образа
жизни и правильного отношения к окружающей -действительности);
17
• восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших;
• уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов
("шэнов").
Вопрос 7. Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской
философии и мифологии
1. Несмотря на то что человек в Китае отождествляется с природой и космосом и
не выделяется из общества, он занимает центральное место в китайской философии.
Согласно китайской философской традиции человек является сгустком трех видов
космической энергии:
• цзин;
• ци;
• шэнь.
Цзин — энергия зарождения всего сущего, "корень", "семя"
живого организма.
Выделяются два вида данной психофизической энергии:
• "семя Прежнего Неба" — то, что дано человеку от рождения, генетическая
программа, физические данные;
• "семя Последующего Неба" — то, что человек накапливает в течение жизни.
Нередко цзин отождествляется с сексуальной энергией.
Ци — материально-духовная энергия, которая служит "строительным материалом"
всего сущего (в отличие от цзин — энергии зарождения).
Энергия ци подразделяется на:
• вещественную ци, благодаря которой вещи и живые организмы приобретают
материальную форму;
• духовную ци - душу человека и других живых существ. Духовная ци - основа жизни
человека. Удачливый, физически и
морально здоровый человек обладает "светлой", "чистой" ци. Больной, слабый,
неудачливый — "тяжелой", "загрязненной", "темной" ци.
Путь к успеху, физическому и духовному здоровью, счастью — освобождение ци от
всего лишнего, очищение души.
Шэнь — неистребимая духовная энергия, существующая в человеке, которая
составляет "стержень" человеческой личности и не исчезает после смерти человека
(в отличие от ци).
18
Помимо трех видов космической энергии (энергии зарождения — цзин; энергии
материального и духовного существования — ци; постоянной духовной энергии,
остающейся после смерти, — шэнь) китайская философия выделяет два вица
сексуальной энергии:
• ян — мужская сексуальная энергия;
• инь — женская сексуальная энергия.
Отсюда все сущее делится на два противоположных начала -мужское и женское. Это
касается как живой природы (различие всех людей на мужчин и женщин, аналогичное
половое деление среди животных), так и неживой природы (например, китайская
философия относит к активному мужскому началу ян Солнце, небо, день, сухость,
легкость, а к пассивному женскому началу инь — Луну, Землю, равнины, ночь,
влагу).
В основе существования живой и неживой природы, всей окружающей
действительности лежит "Тай-цзи" - единство, борьба, взаимопроникновение и
взаимодополнение ян и инь.
Восприятие китайской философией человека имеет ряд особенностей. В отличие от
западной философской традиции китайская философия:
• не дает четкого понятия человека, пытается вникнуть в сущность человека не
путем вывода четких понятий, а путем создания и изучения его образа (поэтому
правильнее говорить не о понятии человека в китайской философии, а об
образах-понятиях как человека, так и иных явлений);
• начинает отсчет человеческой жизни не с момента рождения, а с момента
зачатия;
• не исключает человека навсегда из системы человеческих отношений после его
смерти, то есть человек (его дух, обладающий некоторой телесностью — "шэн")
остается в системе человеческих отношений после смерти наравне с живыми людьми —
нуждается в питании, заботе, сохраняет прежнюю должность, может быть повышен,
награжден, снят с должности, наказан — в зависимости от поведения его потомков;
• выделяет в качестве духовного центра человека не голову (мозг, лицо, глаза и
т. д.), а сердце;
• воспринимает человека как часть природы и космоса, не соглашается с идеей
господства человека над природой и остальными живыми существами, не
приветствует индивидуализм и противопоставление отдельной личности другим
членам общества;
• призывает ценить земной отрезок жизни, максимально продлить его
продолжительность.
19
Главными условиями долголетия в Китае считаются:
• поддержание в чистом состоянии духовной психофизической энергии ци, что
включает освобождение от ненужных переживаний, отказ от вредных и злых
помыслов, правильное отношение к окружающей действительности, уважение к
окружающим и старшим, сдержанный оптимизм, правильное расположение жилища и
мебели внутри его, избегание общения с людьми, обладающими "грязной",
нездоровой ци, общение с людьми, имеющими чистую, здоровую ци;
• работа над своим телом и душой — "син чун" — окультуривание себя;
• работа над судьбой, принесение пользы обществу — "мин чун";
• соблюдение общественных порядков;
• употребление лекарств и целебных трав, правильное питание;
• проживание в Китае, соединение с китайской культурой, подпитка духовной
энергией Китая.
2. Древнекитайская культура дает философски-мифологическое объяснение
происхождения жизни на земле, живой и неживой природы, которое включало в себя
ряд последовательных этапов:
• великий Хаос, напоминающий по форме огромное Яйцо;
• зарождение в Яйце-Хаосе в течение 18000 лет Первопредка всего сущего — гиганта
Пань-Гу;
• выход гиганта Пань-Гу из Яйца, что привело яйцевидный Хаос к гибели;
• образование из Хаоса Неба и Земли путем концентрации всего легкого и сухого
вверху (Небо) и тяжелого, влажного внизу (Земля);
• 18000-летнее стояние гиганта Пань-Гу между Небом и Землей, в результате
которого Небо и Земля закрепились на своих местах;
• смерть Пань-Гу, создание всего сущего из его тела: Солнца и Луны - из глаз,
грома - из голоса, ветра - из выдоха, рек -из крови, дорог — из жил, камней и
полезных ископаемых — из костей, зубов и т. д.;
• возникновение человека из паразитов, ползавших по телу Пань-Гу, либо в
результате любви фантастических первопредков Фуси и Нюйвы — людей-драконов.
Старинное философское произведение "И-Цзин" объясняет происхождение мира из пяти
первоэлементов — земли, дерева, металла, огня, воды, которые находятся в
постоянном круговороте.
Древнекитайская мифология и философия дали первичное объяснение происхождения
мира, природы и человека, образы-понятия человека, явлений окружающей жизни,
создали почву для возникновения всемирно известных философских школ Китая —
даосизма, конфуцианства, легизма.
20
Вопрос 8. Даосизм – древнейшее философское учение Китая
1. Даосизм — древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить
основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому
должны следовать человек, природа и космос.
Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый Учитель), живший в конце VI —
начале V вв. до н. э. Главные источники — философские трактаты "Даоцзин" и
"Дэцзин", совместно именуемые "Даодэцзин".
2. Основными понятиями даосизма являются "Дао" и "Дэ". "Дао" имеет два значения:
• путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа,
универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира;
• субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло
собой энергетически емкую пустоту. "Дэ" — благодать, исходящая свыше; энергия,
благодаря которой первоначало "Дао" преобразовалось в окружающий мир.
3. Философия даосизма несет в себе ряд основных идей:
• все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не
были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями;
• материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в
природе ("все происходит из земли и уходит в землю"), то есть сегодняшний
человек вчера был воплощен в виде иных форм, существующих во вселенной — камня,
дерева, частей животных, и после смерти то, из чего состоял человек, станет
"строительным материалом" иных форм жизни или явлений природы;
• мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли
человека, следовательно, главный принцип жизни человека — покой и недеяние
("у-вэй");
• особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами и
высшими силами; через личность императора на Китай и все человечество сходит
"Дэ" — животворящая сила и благодать; чем ближе человек к императору, тем
больше "Дэ" перейдет от императора к нему;
• познать "Дао" и получить "Дэ" можно лишь при полном соблюдении законов
даосизма, слиянии с "Дао" — первоначалом, послушании императору и близости к
нему;
21
• путь к счастью, познанию истины — освобождение от желаний и страстей;
• необходимо во всем уступать друг другу.
Вопрос 9. Социально-философские школы Древнего Китая -конфуцианство и легизм
1. Конфуцианство — древнейшая философская школа, которая рассматривает человека
прежде всего как участника социальной жизни.
Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 —
479 гг. до н. э., главным источником учения - произведение Лунь Юй ("Беседы и
суждения").
Основные вопросы, решаемые конфуцианством:
• Как необходимо управлять людьми?
• Как вести себя в обществе?
Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом.
В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а
в качестве главного условия — отношение подчиненных к начальникам как сыновей к
отцу, а начальника к подчиненным — как отца к сыновьям.
Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай
другим того, чего не желаешь себе.
2. Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов:
• жить в обществе и для общества;
• уступать друг другу;
• слушаться старших по возрасту и по званию;
• подчиняться императору;
• сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;
• быть человечным.
3. Большое внимание Конфуций уделяет вопросу, каким должен быть начальник
(руководитель).
Руководитель должен обладать следующими качествами:
• подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам;
• управлять на основе добродетели ("бадао");
• обладать необходимыми знаниями;
• верно служить стране, быть патриотом;
• обладать большими амбициями, ставить высокие цели;
• быть благородным;
• делать только добро государству и окружающим;
• предпочитать убеждение и личный пример принуждению;
22
• заботиться о личном благосостоянии подчиненных и страны в целом. В свою
очередь, подчиненный должен:
• быть лояльным по отношению к руководителю;
• проявлять старание в работе;
• постоянно учиться и самосовершенствоваться.
Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении китайского общества. Оно
остается актуальным и в настоящее время, спустя 2500 лет со времени жизни и
деятельности автора.
4. Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм (школа
законников, или Фацзя). Его основателями были Шан Ян (390 - 338 гг. до н. э.) и
Хань Фэй (288 - 233 гг. до н. э.). В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа (III в. до н.
э.) легизм стал официальной идеологией.
Основной вопрос легизма.(как и конфуцианства): как управлять обществом?
Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного
насилия, опирающегося на законы. Таким образом, легизм — философия сильной
государственной власти.
5. Основными постулатами легизма являются следующие:
• человек обладает изначально злой природой;
• движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы;
• как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп)
взаимопротивоположны;
• чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное
вмешательство в общественные отношения;
• государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан
и жестоко карать провинившихся;
• основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх
перед наказанием;
• основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения
наказания должны являться законы;
• законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к
простолюдинам, и к высшим чиновникам (независимо от звания), если они нарушили
законы;
• государственный аппарат должен формироваться из профессионалов (то есть
чиновничьи должности должны даваться кандидатам, обладающим необходимыми
знаниями и деловыми качествами, а не передаваться по наследству);
• государство — главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет
право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.
23
Вопрос 10. Древнеиндийская философия
1. В основе периодизации древнеиндийской философии лежат различные источники
философской мысли, известные как в древности, так и в современную эпоху. В
соответствии с данными источников в древнеиндийской философии выделяются три
основных этапа:
• XV — VI вв. до н. э. — ведический период;
• VI — И вв. до н. э. — эпический период;
• II в. до н. э. — VII в. н. э. — эпоха сутр.
Веды (дословно — "знания") — религиозно-философские трактаты, которые
создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и
Ирана племенами арийцев.
Веды, как правило, включали в себя:
• "священное писание", религиозные гимны ("самхиты");
• описание ритуалов ("брахманы"), сочиненное брахманами (жрецами) и
используемое ими при отправлении религиозных культов;
• книги лесных отшельников ("араньяки");
• философские комментарии к Ведам ("упанишады"). До наших дней дошло всего
четыре Веды:
• Ригведа;
• Самаведа;
• Яджурведа;
• Атхарваведа.
Наибольший интерес у исследователей древнеиндийской философии вызывают
заключительные части Вед — Упанишады (дословно с санскрита — "сидение у ног
учителя"), в которых дается философская трактовка содержания Вед.
Наиболее известными источниками философии Древней Индии второго (эпического)
этапа (VI — II вв. до н. э.) являются две поэмы — эпосы "Махабхарата" и
"Рамаяна", в которых затрагиваются многие философские проблемы эпохи.
В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам:
• буддизм;
• джайнизм;
• чарвана-лакаята.
Одновременно возникает ряд философских школ ("даршан"), которые развивают
ведическое учение:
• йога;
• веданта;
• вайшешина;
• ньяя;
24
• миманса;
• санкхья.
Завершает период древнеиндийской философии эра сутр (II в. до н. э. — VII в. н.
э.) — кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы
(например, "нама-сутра" и др.).
В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии
заняло учение Гаутамы Будды — буддизм.
В XVIII — ХХ вв. индийская философия обогатилась достижениями европейской
философской мысли (в частности, английской).
2. Онтология индийской философии (учение о бытии и небытии) опирается на закон
Риты - космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и
небытие ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса
(Бога-творца). В свою очередь, Космос-Брахма (Бог-творец) живет 100 космических
(8640000000 земных) лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие,
которое длится также 100 космических (8640000000 земных) лет — до нового
рождения Брахмы.
Вся бесконечная история — это чередование жизни Космоса (Маха Манвантара) и
Абсолютного Небытия (Маха Пралайя), которые сменяют друг друга через каждые 100
космических лет. При каждом новом рождении Космоса-Брахмы заново появляется
жизнь, но в более совершенной форме.
Мир взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, явление природы) влияет на
жизнь Космоса. Цель эволюции, развития — достижение все более совершенного духа
через постоянную смену материальных форм.
3. Главной особенностью древнеиндийской гносеологии (учения о познании) является
не изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений (что характерно для
европейского типа познания), а изучение процессов, происходящих в сознании при
соприкосновении с миром предметов и явлений.
В этой связи индийская философия выделяет /при вида сознания.
• "пракрити" — материальное сознание;
• "пуруша" — чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли Вселенная и
люди);
• "майя" — сознание сновидения, мираж.
Каждое из данных видов сознания согласно индийской философии реально и
заслуживает изучения — в отличие от европейской философии, которая признает
только материальное сознание и длительное время (до И. Канта) не рассматривала
вопросы подлинного и неподлинного бытия, сущности и иллюзорности.
25
4. Душа в индийской философии состоит из двух начал:
• атмана;
• манаса.
Атман — частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен,
вечен.
Манас — душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас постоянно
эволюционизирует, достигает высоких ступеней либо ухудшается в зависимости от
поступков человека, его личного опыта, хода судьбы.
Также для индийской философии характерны учения о сансаре, ахимсе, мокше и
карме.
5. Сансара - учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку
страданий в земной жизни.
Карма — предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы - провести
человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась
высшего нравственного развития - мокши. (Для достижения этой цели душа может
пройти через десятки, сотни земных жизней.)
Мокша — высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция
души (карма) прекращается. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития
души) — высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни.
Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечной жизни и становятся
Махатмами — Великими Душами.
Ахимса - единство всех форм жизни на земле (следовательно, единение человека,
животных и всей окружающей природы). Важнейший принцип ахимсы - непричинение
вреда тому, что окружает (людям, животным, живой природе), неубиение.
Вопрос 11. Буддизм и его основные идеи
1. Буддизм - религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после V
в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после III в. н. э.), а также в иных
регионах.
Основателем данного учения считается Гаутама Будда (Сидхардха Шакьямуни) (563 -
483 гг. до н. э.), родившийся в княжеской семье в Северной Индии. Будда прошел
сложный жизненный путь (наследник престола, аскет-отшельник, мудрец), после
чего "прозрел" (527 г. до н. э.) и передал свои духовные достижения людям.
Главная идея буддизма - "Средний путь" жизни между двумя крайними: "путем
удовольствия" (развлечений, праздности, лени, физического и морального
разложения) и "путем аскетизма"
26
(умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и морального изнеможения).
"Средний путь" — путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания,
просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана —
высшая благодать.
2. Будда вывел четыре благородные (арийские) истины:
• земная жизнь полна страданий;
• страдания имеют свои причины — жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т.
д.;
• от страданий можно избавиться;
• существует путь, освобождающий от страданий, — отказ от земных желаний,
просветление, Нирвана.
3. Буддистская философия предлагает каждому человеку план личностного
самосовершенствования, целью которого является Нирвана - Великое Освобождение.
Данный план — так называемый Восьмеричный путь — предусматривает соблюдение
следующих принципов:
• правильное видение — понимание основ буддизма и своего пути в жизни;
• правильная мысль - жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей
(с неправильных на правильные, благородные) меняется жизнь;
• правильная речь - слова человека, его речь воздействуют на его душу, характер;
• правильное действие — жить в согласии с собой и другими людьми, непричинение
другим зла;
• правильный образ жизни — соблюдение буддистских заповедей в каждом поступке;
• правильное умение — усердие и трудолюбие;
• правильное внимание - контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую
жизнь;
• правильное сосредоточение - регулярные медитации, осуществляющие связи с
космосом.
4. К пяти заповедям-ориентирам буддизма относятся следующие:
• не убий;
• не. укради;
• будь целомудренным;
• не лги;
• не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ.
27
Обратно в раздел философия
|
|