Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Комментарии (4) Содержание книгиМальбраншиз книги Блинников Л.В. - Краткий словарь философских персоналийНикола Мальбранш (1638-1715) - главный представитель окказионализма, получившего свое развитие на основе идей картезианства. Основные произведения Мальбранша: "Разыскание истины" (1675), "Беседы о метафизике и о религии" (1688). Возникновение окказионализма обязано дуалистической неопределенности Декарта в решении психофизической проблемы. Исходное положение окказионализма: материальная и духовная субстанции сами по себе не могут воздействовать друг на друга в силу своей абсолютной независимости. Но все-таки такое взаимодействие происходит, значит, оно зависит от Бога, только при участии божественной воли происходит взаимодействие духовных и материальных явлении. Бог - единственная причина этого взаимодействия. Таким образом, если Декарт сводил роль Бога к минимуму и склонялся к деизму, то Мальбранш, напротив, максимилизирует роль Бога, возвращаясь к августианскому пониманию Божеской воли в жизнедеятельности человека. Мальбранш отрицал существование объективных причинных связей между вещами, так как полагал, что духовная движущая сила тех не находится в движущихся телах, ибо эта движущая сила не что иное как воля Божья. "Единственная причина, - писал он в "Разыскании истины" - не есть реальная и истинная причина, а причина случайная, определяющая решение Творца природы действовать тем или иным образом в том или ином случае". В этих словах сформулирована своего рода "философия случайности" (отсюда название этого течения - окказионализм - учения о случайности), при которой развитие мира не имеет своей самостоятельности, а целиком зависит от Бога Отсюда следует и главный гносеологический вывод Мальбранша. познание вещей - это всего лишь наше "видение их в Боге". В то же время Мальбранш сохраняет основные исходные установки Декарта: рационалистическое требование ясности как критерия истинности. Чувственные представления подтверждают существование вещей, но свойства вещей мы познаем посредством идей. Вещи мы воспринимаем ясно и отчетливо, но это свидетельствует лишь об истинности божественных идей, которые отражаются в вещах. Мальбранш защищал в основном пантеизм, в силу чего его книги трижды вносились католической церковью в "Индекс запрещенных книг". <<назад Содержание дальше >> Комментарии (4) Обратно в раздел философия |
|