Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Комментарии (4)
Содержание книги

Карсавин

из книги Блинников Л.В. - Краткий словарь философских персоналий
Лев Платонович Карсавин (1882-1952) - русский 
философ. Родился в семье артиста балета, сестра - всемирно 
известная балерина Тамара Карсавина. Окончил 
Петербургский университет, в 1922 г. был выслан Советским 
правительством вместе с другими представителями 
интеллигенции из России. Был профессором в Вильнюсе до 
1946 г.
Основные работы Карсавина: "Культура Средних 
веков" (1914), "Введение в историю" (1920), "Восток, Запад и 
русская идея" (1922), "Философия истории" (1923), "О 
началах" (1925), "О личности" и др.
Свою философию Карсавин создает на основе 
концепции абсолюта, понимая его как всеединство и следуя в 
этом отношении за Вл. Соловьевым. Карсавин пишет, что 
"абсолютность выше всякого разумения, выше нашего 
понятия об относительном, полагаемом в необходимом 
противостоянии относительному" [Философия истории. С. 
351].
Карсавин различает четыре значения всеединства: "I) 
божественное как абсолютное совершенное всеединство; 2) 
усовершенствованное или обожествленное 
(абсолютизированное) тварное всеединство, отличное от Бога 
тем, что когда оно есть, Бога нет, а оно само есть ставшее 
Богом "ничто"; 3) завершенное или стяженное тварное 
всеединство, стремящееся к своему усовершенствованию как 
идеалу или абсолютному заданию и через него к слиянию с 
Богом- к становлению Богом и гибели в Боге; 4) 
незавершенное тварное всеединство, т.е. относительное 
многоединство, всеединство, становящееся совершенным 
через свое завершение, или момент всеединства в его 
ограниченности" [С. 358].
В своей религиозной метафизике Карсавин 
рассматривает вопрос о сотворении мира и полагает, что его 
позиция отличается как от теизма, так и от пантеизма. По его 
мнению. Бог сотворил мир из ничто, однако это не означает, 
что это сотворенное нечто отличается от него самого.
Карсавин развивает свою систему сотворения мира в 
книге "О началах". Он пишет, что сотворение мира есть 
теофания, т.е. проявление Бога в нечто, и прежде всего - в 
человека. Человек есть тварь, созданная Богом из "ничто". 
"Сотворение меня Богом из ничего вместе с тем есть и мое 
собственное свободное самопорождение" [С. 37].
Таким образом, согласно Карсавину, все, что 
сотворено, это проявление Бога, Бог самоотчуждается и 
создает сотворенное содержание всего того, что существует. 
"Наш гнев, зависть и ненависть божественны; не только 
блаженство, но и страдание тоже божественны. Иначе Бог не 
был бы всеединством и существовало бы некоторое иное злое 
Божество, что является абсурдным, нечистивым 
предположением" [Там же. С. 21]. Таким образом, в основе 
системы Карсавина лежит принцип всеединства, которым 
является Бог, тварь же представляет собой "ничто".
При этом Карсавин вскрывает в божественной 
реальности и в сфере сотворенного бытия триединство, 
которое у него проявляется как истина, любовь, всеблагость.
Всеединство для Карсавина представляет единство 
противоположностей - как неопределимость, как 
определимость и как воссоединение этих полюсов.
Карсавин рассматривает также и проблему личности. 
Для него личность выступает прежде всего как "конкретно-
духовная, телесно-духовная определенная сущность, 
единственная в своем роде, незаменимая и многосторонняя" 
[О личности. С. 2]. Личность является "всецело духовной и 
всецело телесной, множественность же проявляется в 
телесной природе". Принцип личности, по Карсавину, 
неопределим, он выступает как усия - некая сущность, 
проявляющаяся в отношении к определенному 
первоначальному единству - Отцу, к самораздельному 
единству - Сыну и к самовоссоединяющему единству - Св. 
Духу.
В решении проблемы теодицеи Карсавин 
рассматривает зло как проявление неполноты теофании. И 
путь к совершенствованию состоит "не в борьбе с каким-
либо несуществующим злом, но в полноте нашей любви к 
Богу и с Богом" [О личности. С. 68]. "В преодолении 
слабости нет никакого зла" [С. 69]. Познавайте "только 
добро, ибо нет зла" [С. 75]. "Быть может, на вашу долю 
выпадет защита слабого путем насилия, спасение жизни 
путем убийства виновного" [С. 70]. "Есть такие вещи, как 
справедливое убийство и справедливая война" [С. 72].
Карсавин развивает свою теорию телесности. 
Телесность - это множественность, обусловленная 
определенностью Я. Данная определенность "приводит в 
соотношение мое тело с другими телами не через их внешнее 
соотносительное положение или контакт, но через их 
взаимное проникновение и взаимное слияние. Мое тело 
содержит телесность, внешнюю по отношению к нему, а 
внешняя телесность содержит меня. Все, что я признаю, 
помню или даже воображаю, есть моя телесность, хотя не 
только моя, но и также внешняя для меня. Весь мир, 
оставаясь телесностью, внешней для меня, становится также 
моей телесностью" [С. 128].
В работе "Философия истории" Карсавин развивает 
свои идеи в отношении исторического бытия. Он полагает, 
что "высочайшая цель исторического мышления состоит в 
том, чтобы осмыслить весь космос, все сотворенное единство 
как единый развивающийся субъект" [С. 77]. История в таком 
случае выступает в виде развития "человечества как единого 
всепространственного и всевременного субъекта" [С. 75].
По его мнению, историческое бытие состоит из 
субъектов, которые взаимно пронизывают друг друга, 
развиваясь при этом свободно, так как в любом субъекте 
содержится в зародышевой форме все содержание. 
Историческое развитие не подчинено концепции 
причинности, так как причинность - это проявление 
внешнего влияния, а развитие состоит в качественном 
диалектическом изменении, происходящем внутри "целого", 
а не посредством дополнения целого чем-то извне.
Так, воздействие двух народов друг на друга в ходе 
своего развития происходит в силу того, что они составляют 
аспекты высшего субъекта, который включает их в себя.
Особо Карсавин подчеркивает влияние природы на 
социальную жизнь. Он полагает, что это не внешнее влияние. 
Влияние природы происходит в силу того, что она, как и все 
материальные элементы существования, отражена в сознании 
и преобразована в социально-психический элемент, она 
составляет часть интеллекта [С. 95-100].
Для Карсавина история человечества представляет 
собой "эмпирическое становление и гибель земной 
христианской церкви" [С. 214]. Отсюда Карсавин делает 
вывод, что историческая наука должна иметь религиозный 
характер и быть православной. Церковь является телом 
Христовым, а государством выступает как необходимая 
самоорганизация греховного мира. Государство, стремящееся 
к истинам и идеалам церкви, является христианским 
государством. Церковь и государство, по мнению Карсавина, 
должны быть соединены, но необходимо определить границы 
деятельности церкви и государства. Задача церкви в том, что 
поддерживать государство, осуждать зло и поощрять добро, 
задача же государства в том, чтобы обеспечивать 
независимость церкви в своей собственной деятельности- 
воспитательной, миссионерской и др. Однако церковь не 
должна использовать государство для преследования 
еретиков.
Как и большинство русских философов, Карсавин 
рассматривает характерные черты русского духа в работе 
"Восток, Запад и русская идея". Он полагает, что 
существенная особенность русского народа состоит в его 
религиозности, которая в то же время содержит и 
воинствующий атеизм. Русское мышление также 
характеризует борьба против эмпиризма и рационализма, и 
вообще интерес к метафизическим проблемам. Взаимное 
проникновение церкви и государства -вот русский идеал. 
Русское православие пассивно и бездеятельно. Карсавин 
пишет, что русские созерцают абсолют сквозь дымку мечты. 
Русские стремятся действовать, стремясь к некоему 
абсолюту. Если же русский стал сомневаться в абсолютном 
идеале, то становится безразличным ко всему и даже грубым, 
он "способен перейти от невероятного законопослушания к 
самому необузданному бунту" [С. 79].


<<назад Содержание дальше >> Комментарии (4)
Обратно в раздел философия










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.