Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Комментарии (4)
Содержание книги

Вольтер

из книги Блинников Л.В. - Краткий словарь философских персоналий
Вольтер (1694-1778) - псевдоним французского 
писателя, философа, публициста Франсуа Мари Аруэ, 
крупнейшего мыслителя французского Просвещения.
Вольтер родился в Париже, в семье нотариуса. 
Несмотря на протесты отца, избрал карьеру литератора. С 
молодых лет проявлял свободомыслие и иррелигиозность. За 
сатиру, высмеивающую феодально-абсолютистскую 
Францию, 11 месяцев провел в Бастилии. В 1726-1729 гг. жил 
в Англии, так как из Франции был выслан. Пребывание в 
Англии и знакомство с ее жизнью оказало большое влияние 
на формирование его взглядов. В 1758 г. поселился в 
приобретенном имении вблизи границы с Швейцарией в 
местечке Ферне, где прожил 20 лет. В этот фернейский 
период им созданы самые значительные произведения. 
Незадолго перед смертью посетил Париж, где и умер.
Литературное наследство Вольтера огромно. Им 
написано в общей сложности сотни произведений, которые 
составили собрание сочинений объемом в несколько 
десятков томов. Кроме работ, он писал пьесы, повести, 
публицистику.
Основные социально-политические взгляды Вольтера 
отражали идеологию формирующейся французской 
буржуазной демократии и развенчивали феодальный 
устаревший режим. Вольтер не был философом, 
выдвинувшим свои новые философские идеи, но был 
просветителем, много сделавшим для философского 
просвещения общества. Основная направленность всех 
произведений Вольтера - антифеодальная, в центре которой 
антиклерикализм. Он всю жизнь боролся против церкви, 
религиозной нетерпимости и фанатизма.
Философские взгляды Вольтера выражены в 
"Философских письмах" (1733), "Трактате о метафизике" 
(1734), "Основах философии Ньютона" (1738), философской 
повести "Кандид" (1759), "Философском словаре"(1764-69).
Философские воззрения Вольтера тесно переплетены с 
его иррелигиозными взглядами. Его борьба с католической 
церковью сформулирована им очень кратко: "Раздавите 
гадину!". В своих произведениях Вольтер показывал 
несостоятельность религии как системы. Однако он оставался 
на позициях деизма, не отрицая целиком веру в Бога как 
Творца нашего мира. По его мнению, источником религии 
выступают невежество и обман. Он полагал, что религия 
возникла тогда, когда повстречались мошенник и глупец. В 
то же время считал, что религия необходима, так как 
религиозная вера - это сила, управляющая поведением 
людей. Он говорил: "Если бы Бога не было, его следовало бы 
выдумать". Вольтер в "Кандиде" подвергает критике теорию 
предустановленной гармонии Лейбница, считая, что люди 
должны вмешиваться в жизнь, чтобы изменить ее и 
установить более справедливые порядки.
Вольтер весьма критически относился к 
рационалистическим воззрениям Декарта, Спинозы, 
Лейбница и не