Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Комментарии (4)
Содержание книги

Боэций

из книги Блинников Л.В. - Краткий словарь философских персоналий
Аниций Манлий Торкват Северин Боэций (ок. 480-
524) - один из последних крупных философов поздней 
античности.
В V-VI веках Западная Римская империя прекратила 
свое существование. В 493 г. король остготов Теодорих 
захватил Северную Италию и образовал остготское 
государство, что способствовало стабильной политической 
обстановке в этом районе и привело также к оживлению 
экономической ситуации. Получила развитие культура. В 
этих условиях и протекала деятельность Боэция. Он занимал 
при Теодорихе значительные государственные посты, стал 
консулом в Равенне. Но это возвышение закончилось 
падением. После обвинения в предательских связях с 
Византией был заключен в тюрьму и казнен. "Последний 
римлянин", как его называли, прожил недолгую жизнь - 
всего около 45 лет, - но сумел сделать очень много для 
развития философии, его идеи служат своего рода мостом, 
соединяющим наследство античности с западноевропейским 
средневековьем.
Боэцию принадлежит большое литературное 
наследство. Им написаны труды: "О музыке", "О святой 
Троице" (где он выступает против арианства), "О 
католической вере", "Утешение философией" (написанное в 
тюрьме перед казнью). Боэций много сделал в области 
переводов с греческого языка на латинский произведений 
греческих философов и ученых. Он перевел логические 
труды Аристотеля "Об истолковании" и "Категории" с 
"Введением" Порфирия (которое в литературе часто 
упоминается под древнегреческим названием "Исагога"); 
первые четыре (из тринадцати) книги Евклида, правда без 
доказательств, что значительно снизило научный уровень 
последующей средневековой науки- "Основания 
арифметики" Никомаха. Эти переводы сыграли свою 
значительную роль в распространении философии и 
образованности в средневековье. Порфирий во Введении к 
"Категориям" Аристотеля обращает внимание на проблему 
соотношения общего и единичного и их существования - 
существуют ли они самостоятельно или только в мыслях. 
Боэций дает свой комментарий на эти положения Порфирия 
в духе Аристотеля: общее возникает в уме на основе тех 
общих свойств, которые присутствуют в единичных вещах. 
Эта проблема соотношения общего и отдельного благодаря 
произведениям Боэция стала предметом тщательного 
исследования в средневековой философии.
Основное произведение Боэция, принесшее ему 
всемирную известность - "Утешение философией". В нем он 
пытается решить проблему совмещения свободы воли с 
промыслом Бога. С одной стороны, если Бог все предвидит, 
то свободы воли не существует. С другой - свобода человека, 
его воли все-таки существует, а это подрывает способность 
Бога проникать в мрак будущего. Это видимое противоречие 
Боэций объясняет тем, что знание Богом наших будущих 
действий, их предвидение, не является необходимой 
причиной этих самых действий.
В своей книге Боэций наставляет читателя, чтобы он 
уклонялся от зла, свое сердце устремлял к добродетели, а ум 
- к истине.


<<назад Содержание дальше >> Комментарии (4)
Обратно в раздел философия











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.