Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Комментарии (4)
Содержание книги

Хомяков

из книги Блинников Л.В. - Краткий словарь философских персоналий
Алексей Степанович Хомяков (1804-1860) - русский 
философ, развивал идеи славянофильства в философии.
Он был родом из семьи дворянина-помещика, умер от 
холеры. Хомяков заложил основы метафизической 
философской системы, развитой в работах последующих 
русских философов. Он полагал, что Божия истина выходит 
за пределы логического постижения. Она есть объект веры, в 
то же время вера не есть нечто, противоречащее логическому 
пониманию, хотя она и обладает металогическим характером. 
Он считал, что гармония веры и рассудка дает "всецелый
разум".
Человек представляет собой существо, обладающее 
рациональной волей и нравственной свободой. Свобода 
выражается в свободе выбора между праведностью и грехом.
Все, что сотворено, находится в греховном состоянии- 
или действительном или возможном. Спасение от греха 
состоит или в отсутствии искушения или в Божией милости. 
Бог указал сотворенному путь спасения от греха. Он явился в 
образе Богочеловека - Иисуса Христа, верховного судьи 
сотворенного во грехе. Он заставляет человека осознать 
полную свою вину, однако одновременно проявляет и 
любовь отца. Он, по словам Хомякова, объединяет себя с 
каждым, кто Его не отвергает, с каждым, кто тянется к 
правде, которая заключена в церкви.
Заложив основы метафизической религиозной 
системы. Хомяков наметил основные принципы ее, которые 
потом были разработаны в трудах корифеев русской 
философской мысли - Вл. Соловьева, Бердяева и др. Хомяков 
понимал церковь как органическое целое, как тело, во главе 
которого стоит Иисус Христос. Человек верующий находит в 
церкви более совершенную жизнь. "Песчинка, - говорит 
Хомяков, - действительно не получает нового бытия от 
груды, в которую ее забросил случай... Но всякая частица 
вещества, усвоенная живым телом, делается неотъемлемой 
частью его организма и сама получает от него новый смысл и 
новую жизнь: таков человек в Церкви, в теле Христовом, 
органическое основание которого есть любовь" [Полн. собр. 
соч. Т. II, С. 115].
Церковь обеспечивает многим людям свободу, 
которая возникает тогда, когда это единство покоится на 
самоотверженной и бескорыстной любви. Свобода 
верующего возникает в силу того, что он находит в церкви 
"самого себя, но себя не в бессилии своего духовного 
одиночества, а в силу своего Духовного, искреннего 
единения со своими братьями, со своим Спасителем.
Он находит в ней себя в своем совершенстве или, 
точнее, находит в ней то, что есть совершенного в нем самом 
- Божественное вдохновение, постоянно испаряющееся в 
грубой нечистоте каждого отдельного существования. Это 
очищение совершается непобедимою силою взаимной любви 
христиан в Иисусе Христе, ибо эта любовь есть Дух Божий" 
[Полн. собр. соч. Т. II. С. 114-115]. "Христианство, - указывал 
Хомяков, - есть свобода во Христе" [С. 198].
Основным принципом церкви для Хомякова 
выступала соборность, которая означала, что абсолютным 
носителем истины является только церковь, а не патриарх, 
духовенство, вселенский собор в отдельности.
Для Хомякова церковь означает всегда православную 
церковь, поэтому о католицизме и протестантизме Хомяков 
не говорит как о церкви. В то же время он не считал, что 
православная церковь владеет всей правдой, так как 
принципы христианства еще нигде не осуществились в 
полной мере. Для Хомякова католицизм воплощает в себе 
единство без свободы, а протестантизм - свободу без 
единства. Только христианство, по Хомякову, воплощает в 
себе сочетание единства и свободы, т.е. истинный принцип 
соборности, который опирается на любовь к Богу и на 
любовь ко всем, кто любит Бога.
Наиболее ценным в философских работах Хомякова 
является его акцентирование важности единства любви и 
свободы, их неразрывного единства. Для него христианство 
воплощает в себе религию любви, что является источником 
свободы.
Первенствующее значение Хомяков придавал русской 
деревенской общине, которая на своих сходках принимала 
единодушное решение в соответствии с принципами 
справедливости, совести и истины.
Хомяков выступал за демократию, отстаивая идеалы 
гуманности, считая, что каждая народность должна 
развиваться мирно и самобытно. Он также выступал против 
рабства, полагая, что главным злом рабства является 
безнравственность.
Хомяков подобно Киреевскому оценивает 
европейскую культуру как формальную, сухую и 
рационалистическую, в то время как русская культура 
связана с идеями разумности и цельности.
В то же время Хомяков указывал на недостатки 
русской жизни, часто осуждая порядки, существовавшие в 
России. Он полагал, что Россия не смогла воплотить свой 
идеал в полной мере в жизнь потому, что очень мало 
внимания у русского народа уделяется логическому способу 
мышления, без соединения его со сверхлогическим 
познанием действительности. Однако у Хомякова была 
великая вера в значительную миссию русского народа. Он 
верил, что наступит время, когда русский народ проявит все 
свои духовные силы и всецело будет придерживаться 
принципов православия.
Россия, по его словам, должна стоять в центре 
мировой цивилизации, и основной характеристикой России 
будет то, что она станет "самым христианским из всех 
человеческих обществ".
В то же время, превознося Россию и видя в ней идеал, 
к которому идет истинное общество. Хомяков ценил в 
Западной Европе многое, она являлась для него 
сосредоточением многих духовных ценностей, страной 
"святых чудес". Однако в Западной Европе не была развита 
идея соборности, которая была так мила и близка Хомякову. 
Соборность для Хомякова означала любовь людей к одним и 
тем же ценностям, выражающаяся в свободе и единении всех 
людей. Соборность - это характерная черта церкви и 
общины, она применима для разрешения многих трудных 
проблем социальной жизни. Для Хомякова именно 
христианство являлось той религией, которая соединяла в
себе любовь и свободу.


<<назад Содержание дальше >> Комментарии (4)
Обратно в раздел философия











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.