Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Философский словарьСовременный философский словарь включает в себя: основные философские термины, понятия и определения, учения и личности. ОГЛАВЛЕНИЕННАЦИОНАЛЬНО - ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ — одна из движущих сил совр. социального прогресса. Н.-о. д., получившее мощный стимул развития благодаря победе Октябрьской социалистической революции в России, приобрело широкий размах после второй мировой войны в результате разгрома германского фашизма и японского милитаризма. Совр. Н.-о. д., характеризуясь многообразием социально-политических сил, форм, методов и целей борьбы, идеологических течений, имеет общие осн. черты и закономерности. Это общее проявляется в процессе совместной борьбы угнетенных народов за новый, мировой экономический порядок, за контроль над собственными природными ресурсами, в борьбе освободившихся стран и народов против империализма, неоколониализма и расизма. Гл. движущими силами Н.-о. д. в странах Азии, Африки и Лат. Америки выступают растущий рабочий класс, крестьянство, патриотически настроенные слои интеллигенции и армии, а также национальной буржуазии. Общие черты Н.-о. д. проявляются через призму особенного, специфического, присущего этому движению в отдельных регионах и странах. Закономерным является усиление социального содержания Н.-о. д. Сохраняя как одну из своих важнейших целей достижение и укрепление национального суверенитета и политической независимости, оно все активнее направляется на решение коренных социальных проблем: преодоление феодальных и дофеодальных отношений, нищеты, голода и неграмотности, обеспечение социально-экономического и культурного обновления освободившихся стран. Происходит закономерная дифференциация и поляризация осн. политической силы Н.-о. д.— национальной демократии: одна ее часть повела свои страны по пути капиталистического развития, др. эволюционировала в сторону перерастания в революционную демократию. Революционная демократия отстаивала некапиталистический путь развития, осуществляла важные социально-экономические преобразования в об-ве. Вместе с тем опыт ряда стран, избравших (или только декларировавших) социалистическую ориентацию, показал недостаточный реализм провозглашенной политики, утопизм и поверхностность проводимых преобразований, что в сочетании с серьезными субъективными ошибками привело к застойным и кризисным явлениям в развитии этой группы молодых государств. С немалыми трудностями сталкиваются и освободившиеся страны, идущие по пути капиталистического развития; только нек-рым из них удалось заметно продвинуться по пути модернизации, большая же часть продолжает занимать зависимое положение в мировом капиталистическом хозяйстве, не смогла уменьшить остроту накопившихся в них социально-экономических противоречий. Освободившиеся страны ведут упорную, справедливую борьбу против вмешательства в свои внутренние дела. Сопротивление народов этих стран политике грабежа и разбоя объективно смыкается с общей борьбой народов за свободу, мир и социальный прогресс. НАЦИЯ ,.(лат. natio — народ) — исторически сложившаяся форма общности людей, к-рая приходит на смену народности. Н. свойственна прежде всего общность материальных условий жизни: территории и экономической жизни; общность языка, известных черт национального характера, проявляющихся в национальном своеобразии ее культуры. Н.— более широкая, чем народность, форма общности, складывающаяся с возникновением и формированием капиталистической формации. Экономической основой возникновения Н. послужили ликвидация феодальной раздробленности, упрочение экономических связей между отдельными областями внутри страны, объединение местных рынков в общенациональный. Руководящей силой возникавших в этот период Н. была буржуазия, что наложило определенный отпечаток на их социально-политический и духовный облик. Внутри них обострялись социальные противоречия. Буржуазия, стремясь заглушить классовые противоречия, нередко становилась на путь разжигания межнациональных антагонизмов, проповеди идеологии национализма и национального эгоизма. Пролетариат противопоставляет буржуазному национализму идеологию и политику интернационализма. Проходящие в совр. об-ве процессы существенно меняют облик Н. Ускоряется процесс интернационализации, к-рый ломает национальные перегородки и уничтожает национальную обособленность. Создаются новые возможности для экономического и духовного прогресса Н., развития равноправных и взаимовыгодных отношений различных Н. и народностей, хотя национальные раздоры остаются характерной чертой межнациональных отношений при капитализме. В нашей стране после Октябрьской революции в жизни Н. и народностей произошли крупные преобразования, укрепилась дружба и интернациональные связи народов СССР. Однако глубокие деформации и грубые нарушения в жизни советского об-ва, попрание демократических норм и принципов социализма в период культа личности Сталина, идеология и психология застоя привели к накоплению деформаций, разного рода негативных явлений, в т. ч. в сфере национальных отношений. Перестройка и демократизация призваны создать реальные предпосылки для возрождения национальной самобытности, углубления процесса интернационализации, взаимного влияния и обогащения Н. НЕГРИТЮД (фр. negritude, от negrе — негр) — идеологическое течение, включающее в себя философские, социально-политические и эстетические взгляды, абсолютизирующие специфику африканской культуры. Н. сложился в 30—40-е гг. 20 в. Большой вклад в развитие концепции Н. внес политический деятель и поэт Сенегала Л. С. Сенгор. По своей объективной социально-классовой сущности Н.— буржуазно-националистическая концепция негро-аф-риканского человека, основанная на эклектическом смешении спиритуалистических, иррационалистических идей, взятых из европейской мысли и традиционных мифологических, религиозных и общинных представлений мн. народов Африки. Противоречие докапиталистических и буржуазных отношений в концепциях Н. трансформируется в противопоставлении интуитивного разума африканца, его слияния с миром, с природой, поэтической экспрессивности, цельности восприятия, общинных идеалов справедливости рациональному разуму европейца, его оторванности от природы, голому расчету, индивидуализму. Осн. понятие в Н.— понятие культуры, культурной идентификации. Возрождение собственной культуры нег-ро-африканских народов, обретение ими культурной независимости от “бездуховного” Запада рассматривается здесь как важнейшая предпосылка политического и экономического освобождения. В период подъема антиколониальной борьбы Н. стал одним из течений идеологии национально-освободительного движения. Выступая за культурное возрождение порабощенных народов, он объективно приобрел антиколониальную направленность. Вместе с тем в Н. всегда проявлялись и реакционные тенденции: идеи консервации общинно-племенных отношений, изоляциона-лизма Африки и ее противопоставления др. странам и народам, элементы расизма. В последнее время влияние Н. идет на убыль, он подвергается критике со стороны представителей революционно-демократических сил. НЕЕВКЛИДОВЫ ГЕОМЕТРИИ — все геометрические системы, отличные от евклидовой. Однако обычно под Н. г. подразумевают геометрии Лобачевского, К. Гаусса, Я. Больяя и .Б. Римана. С т. зр. логической структуры геометрия Лобачевского характеризуется теми же аксиомами, что и геометрия Евклида, за исключением аксиомы о параллельных. В геометрии Лобачевского принимается, что через точку, не лежащую на прямой а, можно провести в плоскости (определяемой этой точкой и прямой а) не менее двух прямых, не пересекающих о (отсюда уже следует, что их бесконечное множество). Теоремы этой геометрии отличны от евклидовых; так, сумма углов треугольника здесь меньше двух прямых. В Н. г. Римана принимается, что любая прямая на плоскости пересекается с любой др. прямой, лежащей в той же плоскости (параллельных прямых не существует). Н. г. играют важную роль в совр. теоретической физике (Относительности теория. Квантовая механика). Их открытие важно и в философском отношении, т. к. опровергло положение Канта об априорности понятия пространства, метафизический взгляд на пространство как некую неизменную сущность. Н. г. диалектический взгляд на пространство как форму существования материи, способную изменяться вместе с ней. НЕЖОН Жак Андре (1738—1810) — фр. философ-материалист и атеист, борец против католической церкви. Мировоззрение Н. складывалось под непосредственным влиянием Дидро, к-рый привлек его к работе в “Энциклопедии”. В теории познания Н. придерживался материалистического сенсуализма. В 1768 опубликовал соч. “Воин-фило-соф” (“Солдат-безбожник”), в к-ром доказывал, что все религии ложны, основаны на чувстве страха. Бог выдуман лишь для того, чтобы запугивать рабов. Н. принимал участие в редактировании “Системы природы” Гольбаха и совместно с ним написал словарь “Карманное богословие”, где дана остроумная критика религии. НЕЗАВИСИМОСТЬ СИСТЕМЫ АКСИОМ — невыводимость аксиом к.-л. дедуктивной теории по правилам вывода этой теории из остальных аксиом. Исследование Н. с. а. имеет существенное значение. Так, установление независимости пятого постулата- Евклида в системе аксиом геометрии способствовало созданию неевклидовых геометрий (Аксиоматический метод). “НЕМЕЦКАЯ ИДЕОЛОГИЯ” — второе большое после “Святого семейства” (1844) совместное произв. Маркса и Энгельса, в к-ром они впервые дали развернутую концепцию материалистического понимания истории. Написана в 1845—46, впервые была опубликована в 1932 в СССР на языке оригинала и в 1933 на рус. языке. Состоит из 2-х тт.: 1-й посвящен критике идеализма младогегельянцев, 2-й — критике нем. мелкобуржуазного “истинного социализма”. В этом произв. Маркс и Энгельс впервые формулируют предпосылки, из к-рых исходит материалистическое понимание истории. Ими являются: люди, их деятельность и материальные условия их жизни. Здесь всесторонне развито важнейшее положение исторического материализма об определяющей роли материального производства в жизни об-ва, выдвинута и обоснована мысль о том, что общественное бытие людей определяет их общественное сознание. “Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни... Не сознание определяет жизнь. а жизнь определяет сознание” (Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч. Т. 2. С. 20). В “Н. и.” уже содержится понятие общественно-экономической формации (здесь оно выражено термином “форма собственности”); раскрывается роль государства, являющегося орудием экономически господствующего класса, показано, что классовая борьба и революция есть движущая сила исторического развития; получает научное обоснование положение марксизма о всемирно-исторической миссии пролетариата, ставится вопрос о необходимости завоевания им политической власти, что представляет собой зародыш последующего учения Маркса и Энгельса о диктатуре пролетариата; характеризуются гл. экономические, политические и идеологические предпосылки пролетарской революции и ее коренное отличие от всех предшествующих революций; в свете диалектико-материалисти-ческого понимания истории в общих чертах излагается теория будущего коммунистического об-ва. В “Н. и.” дается глубокая критика идеалистической философии нем. младогегельянцев, метафизичности, созерцательности материализма Фейербаха, его идеализма во взглядах на историю, буржуазного индивидуализма и анархизма Штирнера, реакционного “истинного социализма” К. Грюна, Гесса и др. В работе содержится много др. глубоких мыслей, имеющих методологическое значение для различных общественных наук. В то же время ряд идей и положений, выдвинутых в “Н. и.”, не получил подтверждения в историческом развитии, а нек-рые требуют переосмысления в свете новой реальности. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — этап развития философии, представленный учениями Канта/Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха. Будучи идеологическим выражением взглядов прогрессивной буржуазии эпохи ломки феодальных отношении конца 18 — первой половины 19 в., Н. к. ф. представляет собой своеобразное обобщение опыта буржуазных революций, к тому времени уже миновавших вершины своей революционности (англ. и фр. революции). Отсюда и ярко выраженные компромиссные тенденции в Н. к. ф., усиленные условиями тогдашней Германии (феодальная раздробленность, относительная слабость буржуазии и т. д.); отсюда же и стремление ограничить решение многих жизненных проблем областью или духовно-теоретической, или абстрактно-чувственной. Теоретическими источниками Н. к. ф. были крупнейшие достижения предшествующего духовного развития человечества, в особенности идейное наследие фр. и нем. Просвещения, рационализм Декарта, Спинозы. Лейбница, материалистическая линия в философии (Ф. Бэкон, Гоббс, Спиноза, Гассенди и др.). Н. к. ф. представлена всеми осн. философскими течениями: дуалистическим (Кант), субъективно-идеалистическим (Фихте), объективным идеализмом (Шеллинг, Гегель) и материализмом (Фейербах). Несмотря на разнообразие осн. философских позиций, Н. к. ф. является единым, относительно самостоятельным этапом развития философии, ибо все системы Н. к. ф. логически вытекают одна из др. Так, внутреннее противоречие философской системы Канта, заключающееся в признании объективно существующей “вещи в себе” и отрицании возможности ее познания, породило попытку его преодоления в рамках субъективного идеализма Фихте, а затем объективного идеализма Шеллинга и Гегеля. Идеалистические системы их основаны на принципе тождества субъекта и объекта, идеального и реального. Если “у Канта познание разгораживает (разделяет) природу и человека...” (Ленин В. И. Т. 29. С. 83), то у Гегеля реальность соответствует понятию, его категориям и законам. Причем последние берутся у Гегеля в движении, саморазвитии, что позволило ему угадать в диалектике понятий диалектику вещей. Основой этого гениального угадывания была логическая обработка всей истории мышления, то, что, по словам Ленина, “Гегель берет свое саморазвитие понятий, категорий в связи со всей историей философии” (там же. С. 104). Однако идеализм Гегеля, абсолютизация мышления и его истории, подчинение материального внутреннему движению духовного, т. е. замыкание мышления на само себя, в конечном счете и породили коренной порок его системы — диалектическое развитие стало, по существу, движением по замкнутому кругу. Выступив с критикой гегелевского идеализма, Фейербах отбросил абсолютную идею, а вместе с нею и диалектику духовного развития человечества, видя в ней лишь совокупность различных, нередко иллюзорных (отчужденных) форм проявления сущност-ных сил человека. Мышление, сознание он свел к чувственному созерцанию, а сущность человека — к природной чувственной основе. Отказ от идеи развития, созерцательность фейербахов-ского материализма обусловили его непоследовательность, сказавшуюся в идеалистическом толковании истории. Всем ходом своего развития Н. к. ф. показала, что наиболее полное, глубоко научное философское осмысление мира и человека может быть осуществлено лишь на материалистической основе с использованием всех достижений Н. к. ф., особенно ее диалектики. Именно это обстоятельство и позволило Н. к. ф. стать одним из осн. источников марксизма. НЕОБРАТИМОСТЬ — характеристика изменения, при к-ром не происходит возврата в начальное состояние, а есть переход в качественно новое состояние. Н. в большей или меньшей степени присуща всем процессам в мире. Это обусловлено: 1) бесконечностью материи, неисчерпаемой сложностью ее структуры и наличием в ней бесчисленного множества возможностей изменений, к-рые не могут быть полностью реализованы ни за какой конечный отрезок времени, 2) принципиальной незамкнутостью всех существующих материальных систем, многообразием их внешних связей, к-рые постоянно изменяются и переводят систему в новое состояние. Поэтому всякий цикличный процесс включает в себя элемент необратимых изменении, что и находит свое выражение в общем необратимом течении времени от прошлого к будущему. Н. нельзя сводить к к.-л. единой однонаправленности изменений всего мира. Развитие по восходящей линии или же, напротив, деградация систем с последующей гибелью являются частными случаями Н. Однонаправленное изменение может происходить лишь в конечных системах. В бесконечной вселенной Н. предполагает изменения в самых различных направлениях, непрекращающееся возникновение принципиально новых возможностей развития. НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ — философские категории, выражающие отношение к основанию (сущности) процесса его отдельных форм (проявлений). Те или иные явления, будучи осуществлением и развитием сущности, необходимы, но в своей единичности, неповторимости выступают как случайные. Иными словами, Н. есть то, что обязательно должно произойти в данных условиях, однако в такой форме, к-рая зависит не только от сущности происходящего, но и от сложившихся условий ее проявления. Т. обр., конкретная форма осуществления Н. может быть различной; по отношению же к основанию процесса она выступает как С. При метафизическом, рассудочно-эмпирическом подходе к взаимодействию явлений, их развитию человек оказывается перед неразрешимым противоречием. С одной стороны, все явления, события и т. п. возникают под действием какой-то причины, следовательно, они не могли не возникнуть. С др. стороны, их появление зависит от бесконечного числа разнообразных условий, при к-рых данная причина действует, непредугадываемое их сочетание делает такое появление необязательным, случайным. Не будучи в состоянии разрешить это противоречие, метафизическое мышление приходит либо к фатализму, при к-ром любое событие оказывается изначально предопределенным, либо к релятивизму и индетерминизму (Детерминизм и индетерминизм), при к-ром события превращаются в конечном счете в хаос случайностей. И в том и в др. случае целесообразная человеческая деятельность оказывается бессмысленной. Постигнуть Н. и с. в их внутренней взаимосвязи можно лишь на пути диалектического понимания процесса развития как становления в неповторимых формах единичных событий на основе определенного способа разрешения исходного противоречия. Любой процесс есть разрешение в пространстве и во времени нек-рого ранее назревшего противоречия. Противоречие, поскольку оно назрело, должно быть с Н. разрешено, но форма этого процесса может быть различной и в своей неповторимости случайной, т. к. в данный момент и при данных условиях в нем принимают участие ми. события и явления, рожденные на более широком или др. основании. Т. обр., Н., т. е. способ неизбежного разрешения противоречия, прокладывает себе дорогу сквозь С., а С. оказываются “дополнением и формой проявления” Н. (Маркс К., Энгельс Ф. Т. 39. С. 175). Задача целесообразной человеческой деятельности заключается в этом случае в том, чтобы соотнести разнообразные единичные, случайные события, обстоятельства с их общей основой и, выделяя способы разрешения противоречий, изменять эти обстоятельства. Марксистская философия исходит из того, что в любом событии можно выделить существенные (необходимые) и несущественные (случайные) свойства. Н. и с.— диалектические противоположности, не существующие друг без друга. За С. всегда скрывается Н., необходимая основа явлений, к-рая определяет ход развития в природе и об-ве. “...Где на поверхности происходит игра случая, там сама эта случайность всегда оказывается подчиненной внутренним, скрытым законам. Все дело лишь в том, чтобы открыть эти законы” (там же. Т. 21. С. 306). Задача науки состоит в том, чтобы вскрывать в случайных связях явлений их необходимую основу. Наука, говорит Маркс, прекращается там, где теряет силу необходимая связь. Каким бы сложным ни было то или иное явление, от какого бы множества С. ни зависело его развитие, оно в конце концов управляется объективными законами, Н. Диалектический материализм помогает понять не только связь, но и взаимопереходы Н. и с. Так, Маркс раскрыл эту сторону диалектики Н. и с., показав развитие форм стоимости в “Капитале”. Совр. наука обогащает диалектико-материалистические выводы о сущности Н. и с. новыми данными (Вероятностей теория. Статистическая и динамическая закономерность) . НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО — идеалистическое философское направление, возникло в Англии и США во второй половине 19 в. как реакция на естественно-исторический материализм и позитивизм со стороны идеалистически-спекулятивной философии (Г. X. Грин, Ф. Г. Брэдли, Дж. Ройс, Дж. Э. Мак-Таггарт и др.). В конце 19 — начале 20 в. Н. приняло антимарксистскую направленность, распространилось в Италии (Кроче, Джентиле), России (И. А. Ильин и др.), Нидерландах (Г. Болланд). Накануне 1-й мировой войны и после нее выдвинулось нем. Н. (Г. Глокнер, Р. Кронер, Т. Литт). После 2-й мировой войны Н. распространяется во Франции, во мн. сливаясь с экзистенциализмом (Ж. Валь, Ипполит, А. Ко-жев). Для Н. характерны отказ от диалектики или перенесение ее только в область сознания, иррационалистическое толкование Гегеля в духе философии жизни. В 30-х гг. дань Н. отдал Мар-кузе. Проблему противоречия неогегельянцы решают по-разному: от “примирения” противоречий до отрицания возможности разрешения их вообще (“трагическая диалектика” А. Либер-та). В социологии нек-рые представители Н. использовали реакционные стороны гегелевской философии духа для “обоснования” политики империалистического государства (Б. Бозан-кет), а затем и фашистского корпоративного государства как средства примирения классов в об-ве. В 1930 был создан центр Н.— “Международный гегелевский союз”, ныне не существующий. Созданные в последние годы многочисленные гегелевские об-ва разной идеологической ориентации не являются центрами Н. в собственном смысле слова: в осн. они ориентированы на извлечение уроков из системы и метода Гегеля для совр. философии и трактовки социальной действительности. НЕОКАНТИАНСТВО — идеалистическое направление, возникшее во второй половине 19 в. в Германии под лозунгом “Назад к Канту!” (О. Либман, Ф. Ланге). Получило распространение также во Франции (Ш. Ренувье, О. Ам-лен), в Италии (К. Кантони) и России (Введенский., Челпанов, т. наз. “легальный марксизм”). Н. воспроизводит и развивает идеалистические и метафизические элементы философии Канта, игнорируя ее материалистические и диалектические элементы. “Вещь в себе” или отбрасывается, или истолковывается субъективно-идеалистически как “предельное понятие” или познания (понятого как априорное конструирование чувственных данных), или ценностных стремлений. Наиболее полное выражение Н. получило в двух нем. школах: марбургской (Коген, П. Наторп, Касси-рер) и фрейбургской, или баденской (Виндельбанд, Риккерт). Первая особое внимание уделяла идеалистической интерпретации научных понятий и философских категорий, истолковывая их как логические конструкции. В центре интересов второй — обоснование противопоставления естественных и общественных наук на основе кантовского учения о теоретическом и практическом разуме и стремление доказать невозможность научного познания социальных явлений, якобы доступных лишь аксиологически-нормативному и телеологическому рассмотрению. Н. было использовано ревизионизмом в борьбе против марксизма и сделалось чуть ли не официальной философской догмой оппортунистов из II Интернационала (Бернштейн, М. Адлер, К. Форлен-дер). Ленин и Плеханов нанесли сокрушительные удары по неокантианскому ревизионизму. Через воззрения Г. Файхингера Н. марбургской школы стало одним из источников конвенционализма венского кружка неопозитивистов, а эволюция взглядов Кассирера привела к семиотическому варианту философской антропологии. В Германии влияние Н. было подорвано появлением “критической онтологии” Н. Гарт-ман. В настоящее время рецидивы Н. пользуются влиянием в нек-рых течениях аксиологии. Близки к мотивам Н. ныне представители критического рационализма, крайне преувеличивающие роль в познании т. наз. “теоретической нагруженности” эмпирических понятии. НЕОЛАМАРКИЗМ — направление в эволюционном учении, связанное с именем фр. естествоиспытателя Ж. Ламарка (1744—1829) и получившее широкое распространение в конце 19 в. Характерные черты Н.— объяснение эволюции только как результата физиологических процессов, отрицание творческой роли отбора, признание изначальной целесообразности организмов. Одной из разновидностей Н. был т. наз. механола-маркизм, разработанный в наиболее последовательной форме Спенсером в его теории равновесия организма и среды, к к-рому приводит их взаимодействие. Эволюция, по Спенсеру, является результатом непрерывного нарушения этого равновесия. Неспособность представителей механоламаркизма дать научное объяснение относительной целесообразности организмов приводила их к идеализму. Крайняя идеалистическая разновидность Н.— т. наз. психоламаркизм, основанный палеонтологом Э. Д. Копом (1840—97). Согласно психоламаркизму, источником эволюции являются примитивные формы сознания и воли, некий истолкованный в духе витализма “творческий” принцип. НЕОПЛАТОНИЗМ — завершающий этап развития античного платонизма, обобщение и итог более чем тысячелетнего развития античной философии. Основоположником Н. считается Аммоний Саккас (умер ок. 242), не оставивший письменных трудов; ему приписываются те идеи, к-рые легли в основу Н.: требование согласования платонизма с аристотелизмом, критика стоического учения о телесности души, учение о единстве духовного начала, к-рое делится, только нисходя в смертные тела, не убывая в то же время от этого деления. В историческом развитии Н. выделяют следующие этапы и школы: первый (3 в.) — римская школа, создавшая спекулятивно-теоретическую систему Н. Основатель — Плотин. Во взглядах его ученика Амелия прослеживается тенденция увеличения числа посредствующих ступеней сущего между богом и телесными объектами. Др. ученик Плотина, Порфирий,— автор получивших большой исторический резонанс произв. “Введение” к “Категориям” Аристотеля и комментария к ним (переведены на лат., сирийский, араб. и армянский языки), в к-рых поставлен вопрос о природе общих понятий, что явилось источником средневекового спора об универсалиях. Второй (4 в.) — малоазиатский Н., к-рый, не отказываясь от спекулятивных теорий, ставил гл. задачей практическую мистику. Представлен двумя школами: сирийской (Ямвлих, Феодор Асинский, Сопатр Апамейский, Дексипп) и пергамской (Эдемий Каппадокийский, Юлиан, Сал-мостий). Третий (5—6 вв.) — система-тизаторско-комментаторский Н.; представлен афинской и александрийской школами. В афинской школе (Плутарх Афинский, Сириан, Прокл, Дамаскин, Симпликий) преобладали теоретические интересы. В 529 г. император Юстиниан запретил преподавание Н. и закрыл афинскую школу. Александрийская школа (Гипатия, Асклепиодот, Аммоний, Иоанн Филофон, Олимпио-дор) ориентировалась больше на Аристотеля, чем на Платона. Она частично утеряла специфически языческий и приобрела скорее “нейтральный” философский характер; на почве исследований в области логики и науки происходило взаимовлияние неоплатонических и христианских идей. Лат. Н. (4—6 вв.) характеризуется некоторым уменьшением интереса к спекулятивной стороне и возросшим вниманием к сохранению и передаче культурных достижений. Своими переводами греч. соч. на латынь и комментариями лат. неоплатоники (Халкидий, Марий Викторин, Макро-бий, Марциан Капелла, Боэции) прокладывали античной философии путь в средние века. Н. оказал огромное воздействие на средневековую философию. Традиции Н. прослеживаются в восточной патристике, соч. Псевдо-Диенисия Ареопагита и его комментаторов — Иоанна Скифопольского и Максима Исповедника. В 11 в. Михаил Пселл возобновил преподавание И. в Константинополе. Христианский Н. в западноевропейской философии имел своим источником соч. Августина, Боэция и других лат. неоплатоников, а с 9 в.— Эриугены, который перевел на лат. язык Ареопагитики и развивал неоплатонические идеи в трактате “О разделении природы”. Влияние Н. заметно в шартрской и сен-викторской школах, в идеях Амальрика Венского и его последователей — амальрикан, в мистике 13—14 вв. Воздействие Н. прослеживается у ряда мыслителей эпохи Возрождения (Николай Кузанский, Ф. Пат-риццы, Бруно) и нового времени (кембриджские платоники, Спиноза, Лейбниц, Беркли). К концу 18 в. традиция Н. прекращается. НЕОПОЗИТИВИЗМ—одно из рас пространенных направлений философии 20 в., совр. форма позитивизма. Н. считает, что знание о действительности дается лишь в повседневном или конкретно-научном мышлении, а философия возможна только как деятельность по анализу языка, в к-ром выражаются результаты этих видов мышления (Аналитическая философия). Философский анализ с т. зр. Н. не распространяется на объективную реальность, он должен ограничиваться лишь “данным”, т. е. непосредственным, опытом или языком. Крайние формы Н., напр. 'ранний Н. венского кружка, ограничивая “данность” индивидуальными переживаниями, объективно склонялись к субъективному идеализму. Наиболее влиятельной разновидностью Н. явился логический позитивизм. К общей платформе Н. примыкали и англ. философы-аналитики, последователи Мура (Л. С. Стеб-бинг, Дж. Уисдом и др.). Неопозитивистскими были и философские взгляды ряда представителей логической львовско-варшавской школы (Айдуке-вич и др.). В 30-х гг. происходит идейное и научно-организационное слияние различных групп и отдельных философов, придерживавшихся неопозитивистских взглядов: австро-нем, логических позитивистов венского кружка (Карнап, Шлик, О. Нейрат и др.) и берлинского “Общества эмпирической философии” (Рейхенбах, К. Гемпель и др.), англ. аналитиков, ряда амер. представителей “философии науки” позити-вистско-прагматистского направления (О. Нагель, Ч. Моррис, Бриджмен и др.), упсальской школы в Швеции, мюнстерской логической группы (Германия) во главе с Г. Шольцем и др. С того времени регулярно созывается ряд международных конгрессов и осуществляется широкая пропаганда идей Н. в печати. Рекламируя себя в качестве “научного эмпиризма”, Н. оказывает в этот период заметное воздействие на различные круги ученых, под его влиянием складывается ряд идеалистических концепций в истолковании открытий совр. науки. В то же время следует отметить положительное значение конкретных результатов исследований по формальной логике и нек-рым вопросам методологии науки, достигнутых как самими неопозитивистами, так и учеными, к-рые не являлись неопозитивистами, но участвовали в организуемых ими конгрессах, дискуссиях и т. д. С конца 30-х гг. осн. центром Н. становятся США, где эта философия была представлена прежде всего логическим эмпиризмом. Начиная с 50-х гг. Н. переживает идейный кризис, связанный с неспособностью решить реальные проблемы научного мировоззрения и методологии науки. Это выражается, в частности, в резкой его критике со стороны таких направлений философии науки на Западе, как постпозитивизм и критический рационализм. НЕОПОЗИТИВИЗМ В ЭТИКЕ — см. Лингвистический анализ в этике, Логический позитивизм. Эмотивизм. НЕОПРОТЕСТАНТИЗМ — направ ление в совр. буржуазной теологии, получившее распространение после 1-й мировой войны в Европе (К. Барт, Э. Бруннер), а в 30-е гг.—в США (Рейнгольд и Ричард Нибуры, П. Тил-лих и др.) (Диалектическая теология). Выступив с резкой критикой либерального христианства, Н. противопоставил абсолютно авторитарного бога ограниченному в своих возможностях человеку. Бог в философском учении Н. понимается как свободно творящий .свою волю субъект в противоположность пониманию бога как вечного закона в неотомиэме. Человек с т. эр. Н. в своем земном бытии враждебен богу, необходимо преступает его волю; в этом состоит принципиально неустранимая человеческая греховность. Н. объявил иллюзорными все надежды людей на исторический прогресс, развитие об-ва, науки, просвещения и подверг критике светскую гуманистическую культуру, куда Н. относит все Возрождение, философию рационализма 17—18 вв.. Просвещение, а также марксизм. Социально-историческое бытие сторонники Н. считают “неподлинным”, толкающим человека на “бунт против бога”, соблазняющим его рассматривать себя как независимого субъекта и творца истории. Религия (и религиозная совесть) с этой т. зр. выполняет лишь критическую функцию — разоблачение подобных греховных притязаний человека. В этике Н. это нашло выражение в противопоставлении мирской и христианской морали. Первая, с т. зр. Н., подчинена материальным и социальным интересам, приспособлена к греховной натуре человека и имеет компромиссный характер. Вторая же абсолютна и безусловна; она вне всякой целесообразности, основана на принципе любви. Но христианская мораль, по мысли сторонников Н., не может практиковаться в социальной жизни и всегда остается лишь “невозможной возможностью”. Эту мораль нельзя выразить в понятиях, в системе конкретных принципов поведения. Она сводится лишь к безусловной критике всяких притязаний человека на моральность, полной покорности воле бога без попыток понять смысл и целесообразность ее требований. НЕОРЕАЛИЗМ—течение в англо-амер. философии 20 в. Осн. представители: в Англии — Мур, Рассел (в ранний период деятельности), Александер, Ч. Д. Броуд; в США — Р. Б. Перри, У. П. Монтэгю и др.; в Германии — Ф. Брентано, Н. Гартман и др. В основе теории познания Н., направленной против материалистической теории отражения, осуждаемой как “дуализм”, лежит идея “имманентности независимого”, признание того, что познаваемая вещь может непосредственно находиться в сознании, но в то же время не зависит от познания в отношении своего существования и природы. Одна из теорий познания Н.— “эпистемологический монизм” — связана, напр. у Рассела, с махистской концепцией “нейтральных элементов” опыта и “функциональным” различением физического и психического. В онтологии Н. признает реаль-ность общих понятий, обладающих “идеальным существованием”, а также независимость вещей от тех отношений, в к-рые они вступают (“теория внешних отношений”). Гносеологический источник Н.— отрыв общего от .единичных вещей, а также онтологиза-ция логических связей и понятий. В Н. существует также “космологическое” направление, развивающее на основе идеалистически понимаемой теории развития универсальные философские системы (теория эмерджентной эволюции Александера, “философия процесса” Уайтхеда, холизм Я. X. Смэтса). Обратно в раздел философия |
|