Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Философский словарьСовременный философский словарь включает в себя: основные философские термины, понятия и определения, учения и личности. ОГЛАВЛЕНИЕИИБН РУШД, или ИБН РОШД, Мохаммед (лат. транскрипция — Аверроэс; 1126—98)—средневековый араб. философ и ученый, живший в Испании в период Кордовского халифата. Не порывая с мусульманской религией, И. Р. доказывал вечность и несотворенность материи и движения (их “совечность” богу), отрицал бессмертие индивидуальной души и загробную жизнь. И. Р. обосновал учение о двойственной истине. Он подверг критике мистицизм мусульманского теолога Аль-Газали. Комментарии И. Р. к соч. Аристотеля сыграли большую роль в ознакомлении европейских философов с античной философией. Учение Аверроэса (Аверроизм) жестоко преследовалось мусульманской и христианской ортодоксией. Осн. соч.: “Опровержение опровержения”, “Рассуждение, выносящее решение относительно связи между философией и религией”. ИБН СИНА Абу Али (лат. транскрипция—Авиценна; 980—1037) — средневековый таджикский философ, врач и ученый. Жил в Бухаре и Иране. Сохраняя приверженность исламу, И. С. тем не менее сыграл большую роль в распространении среди арабов, а через них и в европейских странах философского и научного наследия античного мира. И. С. много сделал для утверждения рационального мышления и пропаганды естественнонаучных и математических знаний. В своем философском учении он сохраняет и материалистическую и идеалистическую тенденции Аристотеля, в нек-рых вопросах отступая от аристотелизма в сторону неоплатонизма. И. С. развивал логику, физику и метафизику Аристотеля. Он признавал вечность материи, рассматривая ее как причину многообразия единичных вещей, и выступал против астрологических и иных суеверий. Осн. соч.— “Книга знания” (“Даниш-намэ”) — содержит сжатое изложение логических и физических взглядов И. С. Широкую известность получили его “Книга исцеления”, “Медицинский канон” и др. ИДЕАЛ (греч. idea — вид, образ, представление, понятие) — 1) общественный — соответствующее экономическим и политическим интересам к.-л. социальной группы представление о наиболее совершенном общественном строе, к-рый является конечной целью ее стремлений и деятельности. В истории общественного сознания складывались как прогрессивные И., к-рые в той или иной степени соответствовали объективной тенденции развития об-ва и были идейной основой революционных движений, так и реакционные И., отражавшие интересы и представления отживших классов, противоречащие ходу общественного развития. Утопическими были мн. прогрессивные И. прошлого (Утопический социализм); 2) нравственный — представления о нравственном совершенстве, чаще всего выражающиеся в образе личности, воплотившей такие моральные качества, к-рые могут служить высшим моральным образцом. Он отражает социально-экономическое положение класса и соответствует его критерию нравственности и общественному И. Вместе с тем нравственный И. содержит и общечеловеческие ценности. Возможно большее приближение к нравственному И.— цель нравственного воспитания; 3) эстетический — исторически наиболее полное гармоническое единство субъекта и объекта, человека и общественного целого (а также природы), находящее выражение в свободном и универсальном развитии человеческих творческих сил как самоцели. Будучи основой творчества в любой области деятельности, эстетический И. служит одновременно и критерием оценки прекрасного в жизни и в искусстве. ИДЕАЛИЗАЦИЯ — мыслительный акт, связанный с образованием нек-рых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности. Идеализированные объекты являются предельными случаями тех или иных реальных объектов и служат средством их научного анализа, основой для построения теории этих реальных объектов; они, т. обр., в конечном счете выступают как отображения объективных предметов, процессов и явлений. Примерами идеализированных объектов могут служить понятия: “точка”, “прямая линия”, “актуальная бесконечность” — в математике; “абсолютно твердое тело”, “идеальный газ”, “абсолютно черное тело” — в физике; “идеальный раствор”— в физической химии. Наряду с абстракцией, с к-рой она тесно связана, И. выступает важным средством познания законов действительности. ИДЕАЛИЗМ (фр. idealisme, от греч. idea — вид, образ, понятие) — одно из гл. направлений в философии; исходит из первичности духовного, мыслительного, психического и вторичности материального, природного, физического. И. возник более 2,5 тыс. лет назад, но как философская доктрина, в решении ос-новного вопроса философии противостоящая материализму, воспроизводится и по сей день. И. представляет собой теоретически развернутую форму философского мышления, к-рая индуцируется достаточно глубокими основаниями, наз. гносеологическими и классовыми корнями И. Осн. познавательный исток И.— одушевление первобытным человеком объективного мира (антропоморфизм, гилозоизм, анимизм и др.), восприятие явлений по аналогии с обусловленной сознанием и волей человеческой деятельностью. В дальнейшем, с возрастанием степени абстрактности мышления, гносеологическими корнями И. служат отрыв общего от единичного, сущности от явления, предпосылки к-рых коренятся в самой природе мыслительной деятельности на теоретическом уровне. Оперирование абстрактными объектами (понятиями, концепциями, моделями) как самостоятельными предметами содержит возможность неоправданного их противопоставления реальным предметам, отвлечением от к-рых они получены. Будучи обособлены от материальных вещей, абстракции гипостазируются — выносятся вовне познавательного процесса и наделяются онтологически” статусом. В результате фиксируемые ими универсальные отношения приобретают .характер фундаментальных праформ, творящих объективные вещи. Последние, т. обр., становятся полностью зависимыми от абстракций. Гносеологические корни И. закрепляются социальными факторами. Классовые истоки И.— в социальной заинтересованности определенных общественных групп в сохранении неадекватных теоретических конструкций. С т. зр. своего генезиса и социального статуса И. внутренне родствен религии. Возникнув как теоретико-логическая проработка и выражение религиозного миросозерцания, И. нередко выступает средством оправдания и обоснования религиозной веры. Осн. формы И.— объективный и субъективный идеализм. Первый за первооснову сущего принимает безличный универсальный дух, им-персрнальное, надындивидуальное сознание. Второй отрицает к.-л. реальность вне индивида: реальность суть плод его духовного творчества. Субъективный И. непоследователен, в “чистом”, логически завершенном виде нереализуем. Во избежание солипсизма, эгоцентризма, крайнего скептицизма и релятивизма субъективный И. переходит на позиции объективного. В истории философии объективно-идеалистические учения первоначально возникают на Востоке (Веданта, Конфуцианство). Классической формой объективного И. была философия Платона. Особенность объективного И. Платона, свойственная дрёвн. И. вообще,— тесная связь с мифологическими представлениями. Эта связь усиливается в начале н. э., в эпоху кризиса античного об-ва, когда развивается неоплатонизм, сросшийся не только с мифологией, но и с крайним мистицизмом. Данная особенность объективного И. еще сильнее выражена в эпоху средневековья, когда философия полностью подчиняется теологии (Августин, Фома Аквинский). Перестройка объективного И., произведенная прежде всего Фомой Аквинским, основывалась на искаженном аристотелизме. После Декарта в философии нового времени по мере усиления индивидуалистических мотивов все больше развивался субъективный И. Классическим проявлением субъективного И. стала гносеологическая часть системы Беркли и философии Юма. В философии Канта с материалистическим утверждением о независимости- “вещей в себе” от сознания субъекта сочетается, с одной стороны, субъективно-идеалистическое положение об априорных формах этого сознания, а с др.— объективно-идеалистическое признание сверхындивидуального характера этих форм. Субъективно-идеалистическая тенденция в дальнейшем возобладала в философии Фихте, а объективно-идеалистическая — в философии Шеллинга и особенно Гегеля, к-рый создал всеобъемлющую систему диалектического И. В 20-м столетии широкое распространение получили такие формы И., как экзистенциализм и неопозитивизм, а также ряд школ католической философии, прежде всего неотомизм. Три названных течения — гл. разновидности И. середины 20 в., но наряду с ними и внутри них во второй половине века продолжался процесс расщепления И. Среди многообразных форм совр. И.— наиболее влиятельные феноменология, персонализм, прагматизм, философия жизни, философская антропология, критический рационализм, философская герменевтика. ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ—понимание исторического процесса, исходящее из признания первичности общественного сознания по сравнению с общественным бытием, абсолютизирующее и мистифицирующее субъективные факторы в истории. И. п. и. имеет гносеологические корни, заключающиеся в трудности различения объективных факторов истории, скрытых в глубине процессов материального производства, и выступающей на поверхности исторических событий роли идей, сознательной деятельности выдающихся личностей. И. п. и. имеет глубокие социальные корни и причины. Это прежде всего классовые интересы, побуждающие создавать теории, выгодные эксплуататорам, оправдывающие их цели и политику. Наряду с этим следует учитывать, что на основе и в рамках И. п. и. могли создаваться теории, отражающие прогрессивные для своего времени классовые интересы, а также чаяния народных масс, их мечты о лучшем будущем (социальные утопии), ибо до возникновения марксизма И. п. и. было не просто господствующим, но вообще единственным и единственно возможным пониманием истории. Концепции И. п. и. многообразны.С древн.времен господствовал взгляд, согласно к-рому исторические события непосредственно определяются волей богов, божественным провидением, судьбой, фатумом. В противовес этим теологическим взглядам просветители и материалисты 17—18 вв. выдвинули утверждения о сознательной деятельности людей, к-рые по своей воле устанавливают социальные порядки (Общественного договора теория). При этом в качестве определяющей силы истории у них выступает общественное сознание людей данной эпохи (“мнение правит миром”). У Гегеля определяющей силой истории стала мистифицированная в виде “абсолютной идеи”, “мирового разума” познавательная и созидающая деятельность человека. Позже приобрели распространение антропологические теории, как прогрессивные (Фейербах, Чернышевский), так и субъективистские, волюнтаристские (младогегельянцы. народничество и др.). Развитие промышленности и естествознания породило концепции, переносящие на об-во биологические закономерности (Конт, Спенсер), привлекло внимание к отдельным материальным условиям жизни об-ва — географической среде, народонаселению (мальтузианство). ИДЕАЛЬНОЕ—субъективный образ объективной реальности, возникающип в процессе целесообразной деятельности человека. “...Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней” (Маркс К., Энгельс Ф. Т. 23. С. 21). В материалистической философии до Маркса предметы рассматривались как нечто внешнее, противостоящее субъекту в виде объекта созерцания, а не деятельности. В результате И. оказывалось либо совокупностью реакций организма на воздействие материальных сил, либо проявлением духовной активности субъекта, при к-рой связь его духовных и телесных отправлений выступала как непостижимая. Идеалисты, как правило, подчеркивали сверхчувственный характер такой активности, рассматривая И. как характеристику, проявление особой нематериальной субстанции: “мирового разума” и т. п. При этом они абсолютизировали ту роль, к-рую И. играет в человеческой деятельности, видя в ней исходный пункт, всеобщее начало последней (нем. классический идеализм). С т. зр. марксистской философии И.— формы (образы) не зависящего от человека бытия и вся совокупность их общественных значений, образующих цели и мотивы его сознательной деятельности. Эти образы не только отражают объективно существующие предметы, явления, но и несут на себе печать отношений людей, навыков и способов их деятельности и общения. Хотя сознание функционирует только с помощью определенных материальных средств и процессов (практическая деятельность об-ва, физиология центральной нервной системы, сигнальные средства языкового общения и т. п.), оно не сводится ни к одному из них. Оперируя не реально существующими вещами, а их образами, языковыми значениями и смыслом, к-рьге выступают в качестве “заместителей” вещей, их моделей, И. способно исследовать объективные законы и на их основе создавать проекты будущего. Оно способно также создавать иллюзорные представления и понятия, искажающие объективную действительность. Поэтому в процессе деятельности происходит постоянное сравнение образов предметов с самими предметами и выясняется, насколько точно и полно в них отражается объективная сущность последних. И.— это формы культуры, осваиваемые индивидами, это созданные историей человечества образы, с помощью к-рых мир не только осознается, но и преобразуется. ИДЕНТИФИКАЦИЯ (лат.identificare — отождествлять) —установление на основании определенных признаков тождества различных объектов. ИДЕОЛОГИЯ — совокупность общественных идей, теорий, взглядов, к-рые отражают и оценивают социальную действительность с т. зр. интересов определенных классов, разрабатываются, как правило, идейными представителями этих классов и направлены на утверждение либо изменение, преобразование существующих общественных отношений. В сфере И. формируются системы ценностей различных общественных классов, здесь они осознают свои коренные интересы, место в об-ве, отношение к др. классам, формулируют и обосновывают цели и программы своей деятельности. Господствующей в данном об-ве является И. господствующего класса, к-рый держит в своих руках средства материального и духовного производства. И.— часть надстройки и необходимый фактор формирования идеологических (политических, правовых и др.) отношений. Будучи частью общественного сознания, И. занимает определенное место в его структуре как иной уровень сознания по отношению к общественной психологии и обыденному сознанию* проявляет себя в различных формах общественного сознания. Соответственно различаются политическая и правовая И., философия и религия, нравственное и эстетическое сознание. Наука является преимущественно формой познания, а не И., но испытывает влияние И., ибо научные открытия осмысливаются в различных формах И., а фундаментальные теории общественных наук носят идеологический характер. В классово-антагонистическом об-веотношения и столкновения различных классов находят отражение в области И., т. е. являются одной из форм классовой борьбы, как, напр., противоборство буржуазной и пролетарской, социалистической И. Принципы научного анализа И. впервые разработаны марксизмом. Согласно им для всесторонней оценки каждой конкретной И. необходимо учитывать ее социально-классовую принадлежность (буржуазная, мелкобуржуазная, империалистическая либо демократическая, социалистическая и т. д.), характер отражения ею действительности (иллюзорная или научная И.) и выполняемые ею социальные функции, ее роль в общественной жизни (прогрессивная и революционная либо консервативная и реакционная И.). Вместе с тем И. обладает относительной самостоятельностью, опирается в своем развитии на имеющийся мыслительный материал, и потому ее связь с классовыми интересами может быть не прямой, а опосредствованной. Особенно это касается идеологических форм, удаленных от их экономической основы (философия, религия, мораль). При анализе И. необходимо руководствоваться принципом партийности, выявляя связь идеологических построений с интересами определенных классов, а также принципом конкретно-исторического подхода, имея в виду, что сами классы и их интересы меняются в ходе истории. Поскольку И. отражает природу того или иного общественного строя, то идеологические различия неустранимы, пока существуют разные социальные системы. Но это не дает никаких оснований переносить идеологические разногласия в сферу межгосударственных отношений. Гл. задачей нашего времени является предотвращение ядерной катастрофы, укрепление международной безопасности, развитие делового сотрудничества и единение людей в борьбе за сохранение мира. В этих условиях признание приоритета общечеловеческих ценностей становится насущной задачей. КПСС выдвинула широкую программу обеспечения всеобщей безопасности, развития международного сотрудничества, руководствуясь принципами нового политического мышления, отвечавшего реалиям и прогрессивным тенденциям совр. эпохи. Это, однако, не означает, что исчезают противоречия между идеологиями, ценностными ориентациями различных социальных слоев и систем. Поиски общечеловеческого консенсуса предполагают диалог различных идеологий. ИДЕЯ (греч. idea — буквально: “то, что видно”, образ) — философский термин, обозначающий “смысл”, “значение”, “сущность” и тесно связанный с категориями мышления и бытия. В истории философии категория “И.” употребляется в различных смыслах. Когда И. рассматривается только как существующая в сознании, она обозначает: I) чувственный образ, возникающий в сознании как отражение чувственных предметов (Наивный реализм); 2) “смысл” или “сущность” вещей, сводимые к ощущениям и впечатлениям субъекта или к творческому началу, порождающему мир (Субъективный идеализм). В нек-рых философских системах И. обозначала и материалистический принцип (так, Демокрит называет свои атомы “идеями”). В системах объективного идеализма. И. считается объективно существующей сущностью всех вещей (Объективная идея). У Гегеля, напр., И.— смысл и творец всех вещей,— развиваясь чисто логически, проходит стадии объективную, субъективную и абсолютную. Решение вопроса об И. зависит от правильной постановки вопроса об отношении мышления к бытию. Последовательно научно он разработан только в диалектическом материализме, где И. рассматривается как отражение объективной реальности. Вместе с тем подчеркивается и обратное влияние И. на развитие материальной действительности в целях ее преобразования. Под И. понимается также одна из форм, способ познания, смысл к-рых заключается в формулировании обобщенного теоретического принципа, объясняющего сущность, закон явлений. Таковы, напр., идеи о материальности мира, о двойственном корпускулярно-волновом характере вещества и поля и т. д. ИЕРАРХИЯ (греч. hieros — священный и arche — власть) — тип структурных отношений в сложных многоуровневых системах, характеризуемый упорядоченностью, организованностью взаимодействий между отдельными уровнями по вертикали. Понятие И. широко применяется в различных областях совр. науки вследствие распространения идей и принципов кибернетики и системного подхода. Иерархические отношения имеют место во многих системах, для к-рых характерна как структурная, так и функциональная дифференциация, т. е. способность к реализации определенного круга функций, причем на более высоких уровнях осуществляются функции интеграции, согласования. Необходимость иерархического построения сложных систем обусловлена тем, что управление в них связано с переработкой и использованием больших массивов информации, причем на нижележащих уровнях используется более детальная и конкретная информация, охватывающая лишь отдельные аспекты функционирования системы, а на более высокие уровни поступает обобщенная информация, характеризующая условия функционирования всей системы, и принимаются решения относительно системы, а на более высокие уровни поступает обобщенная информация, характеризующая условия функционирования всей системы, и принимаются решения относительно системы в целом. В реальных системах иерархическая структура никогда не бывает абсолютно жесткой в силу того, что И. сочетается с большей или меньшей автономией нижележащих уровней по отношению к вышележащим, и в управлении используются присущие каждому уровню возможности самоорганизации. ИЕРОГЛИФОВ (или символов) ТЕОРИЯ — гносеологическая концепция, согласно к-рой ощущения — не образы, отражающие черты предметов и явлений, а символы, знаки, иероглифы, не имеющие ничего общего с вещами и их свойствами. Термин “иероглиф” в его гносеологическом значении ввел Плеханов. И. т. была разработана Гельмголь-цем на базе т. наз. “закона специфической энергии органов чувств”, сформулированного нем. физиологом И. Мюллером, считавшим, что ощущения есть переживание организмом состояния своих собственных нервов, а специфика ощущений зависит не от внешних воздействии, а от особенностей органов чувств (напр., любое воздействие на орган зрения порождает ощущение света). Такая т. зр. вносит в гносеологию элемент агностицизма. Ощущения, возникающие при взаимодействии с объективным миром, зависят и от специфической организации органов чувств. Однако последняя определяется в конечном счете теми объективными факторами (электромагнитные, воздушные колебания и т. п.), к-рые используются организмом в процессе его активной ориентировки. Поэтому ощущения есть субъективный образ объективного мира. Они связывают нас с действительностью, а не являются непроходимой пропастью, разделяющей сознание человека и объективный мир. Критику И. т. дал Ленин в “Материализме и эмпириокритицизме”. ИЗМЕНЕНИЕ—наиболее общая форма бытия всех объектов и явлений, представляющая всякое движение и взаимодействие, переход из одного состояния в др. И. включает в себя любые пространственные перемещения тел, внутренние превращения форм движения, все процессы развития, а также возникновение новых явлений в мире. И. охватывает как количественное увеличение или уменьшение характеристик тел, так и их качественные трансформации. Исторически претерпевают И. не только любые конкретные свойства тел, но и сами законы движения материи. В философии И. всегда противопоставлялись покой и устойчивость тел, но они относительны, так как являются частным случаем и результатом общего движения материи. ИЗМЕРЕНИЕ — познавательная процедура, осуществляемая на эмпирическом уровне научного исследования и включающая определение характеристик (веса, длины, координат, скорости и пр.) материальных объектов с помощью соответствующих измерительных приборов. В конечном счете И. сводится к сравнению измеряемой величины с нек-рой однородной с ней величиной, принятой в качестве эталона (единицы). Посредством той или иной системы единиц И. дается количественное описание свойств тел, составляющее важный элемент познания. И. повышает степень точности нашего знания. Неправильно истолковывая возрастающую роль И. в изучении микроявлений, позитивисты трактуют его как порождение, “приготовление” объекта субъектом (“приборный идеализм”) или сводят содержание физических понятий к отдельным измерительным операциям (Опера-ционализм). ИЗОМОРФИЗМ И ГОМОМОРФИЗМ (греч. isos — одинаковый, ho-moios — подобный и morphe — форма) — понятия, характеризующие соответствие между структурами объектов. Две системы, рассматриваемые отвлеченно от природы составляющих их элементов. являются изоморфными друг другу, если каждому элементу первой системы соответствует лишь одни элемент второй и каждой связи в одной системе соответствует связь в др., и обратно. Такое взаимооднозначное соответствие называется И. Полный И. может быть лишь между абстрактными, идеализированными объектами, напр. соответствие между геометрической фигурой и ее аналитическим выражением в виде формулы. И. связан не со всеми, а лишь с нек-рыми фиксированными в познавательном акте свойствами и отношениями сравниваемых объектов, к-рые в др. своих отношениях и свойствах могут отличаться. Г. отличается от И. тем, что соответствие объектов (систем) однозначно лишь в одну сторону. Поэтому гомоморфный образ есть неполное, приближенное отображение структуры оригинала. Таково, напр., отношение между картой и местностью, между грамзаписью и ее оригиналом — звуковыми колебаниями воздушной среды. Понятия “И.” и “Г.” широко применяются в математической логике и кибернетике, физике, химии и др. областях знания. В теории познания эти понятия применяются при анализе сходства (соответствия) между образом и предметом, теорией и объектом, при анализе преобразования информации. И. и г. тесно связаны с понятиями “модель” (Моделирование). “сигнал”, “образ” (Отражение, Идеальное), “адекватность”. ИЛЛЮЗИИ (лат. illusio—обман, заблуждение) — искаженные восприятия действительности. Различают два типа И. Одни вызываются необычными внешними условиями, при к-рых воспринимаются объекты; при этом физиологические механизмы функционируют нормально. Др. обусловлены патологическим функционированием физиологических механизмов, участвующих в процессе восприятия. Представители идеалистической философии нередко используют И. в качестве аргумента для доказательства неадекватности наших восприятий объективному миру. Но уже тот факт, что мы можем выделить И. в качестве, особого класса явлений и противопоставить их адекватным воприятням. говорит о ложности агностических “выводов”. От И. следует отличать галлюцинации, к-рые, в противоположность И., возникают при отсутствии внешних объектов. ИЛЬИН Иван Александрович (1882— 1954) — рус. философ, политический мыслитель, публицист. Окончил юридический факультет Московского ун-та. После окончания ун-та и научной командировки в Германию (1910—1912) преподавал в Московском ун-те и ряде др. учебных заведений. В 1922 выслан из СССР, жил и преподавал в Рус. Научном институте в Берлине; в 1934 уволен нацистами с запретом преподавания и публичных выступлений, с 1938—в. Швейцарии. Получил известность как автор фундаментального труда о Гегеле “Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека” (1918). Философия, считал И„ должна быть исследованием духа и духовности, выражением внутреннего религиозного и нравственного опыта жизни, иначе она будет лишена предметности и очевидности. Высоко оценивая гегелевскую систему, он видел в Гегеле прежде всего религиозного философа, интерпретируя философский аппарат и метод Гегеля как своеобразный перевод религиозного постижения мира и человека на язык философии. Вопрос о сущности и условиях возникновения религиозного опыта и органически связанного с ним чувства нравственной ответственности занимает центральное место в последующем философском творчестве И. (“Религиозный смысл философии”, 1925; “Аксиомы религиозного опыта”, 1953). Значительное внимание привлекла также книга И. “0 сопротивлении злу силою” (1925). Гл. установка ее сводится к обоснованию того, что хотя с христианской т. зр. зло всегда побеждается любовью и только любовью (религиозным и нравственным самосовершенствованием, духовным воспитанием др.), в определенных случаях, когда все др. способы противления злу исчерпаны и не принесли успеха, вполне правомерно использование всех средств внешнего принуждения, в т. ч. смертной казни и военной силы. В трудах И. большое место занимают вопросы философии и теории государства и права, к-рые он анализировал в тесной связи с осмыслением исторического опыта становления и развития государственности и правового сознания в России, в т. ч. в послеоктябрьский период (“О сущности правосознания”, 1956, “0 монархизме и республике”, 1979; “Наши задачи”, 1978), размышления о своеобразии рус. культуры, о предпосылках и путях духовного обновления России. ИММАНЕНТНАЯ ШКОЛА В ФИЛОСОФИИ (лат. immanens—присущий, свойственный) — одно из субъективно-идеалистических направлений в философии конца 19 в. Наиболее известными его представителями были В. Шуппе, Р. Шуберт-Зольдерн, И. Рем-ке, А. Леклер. Свое родство с этим направлением признавали Мах, Авенариус. Оно имело сторонников в России (Лосский и др.). Имманенты выступали с критикой учения Канта о “вещи в себе” (т. наз. критика Канта справа), с требованием вернуться от кантианства к Беркли и Юму. Осн. тезисы этой философии: существует только то, что мыслится, бытие имманентно сознанию, объект неразрывно связан с субъектом. Чтобы избежать солипсизма, имманен-ты (за исключением Шуберта-Зольдер-на, открыто заявлявшего, что он стоит на позициях “теоретико-познавательного солипсизма”) ввели понятие сознания вообще, или родового сознания, существующего якобы независимо от человеческого мозга. Глубокая критика имманентной философии, ее прямой связи с религией была дана Лениным в книге “Материализм и эмпириокритицизм” (Т. 18. С. 222). Отрицание имманентами теории отражения, характеристика по156 знания как “вхождения вещей в сознание” были позднее восприняты представителями неореализма. К началу 20 в. И. ш. в ф. выродилась во множество мелких течений. ИММАНЕНТНОЕ — внутренне присущее тому или иному предмету, явлению или процессу свойство (закономерность). Термин “И.” по своему смысловому значению восходит к Аристотелю; в его буквальном значении впервые стал применяться в средневековой схоластике. Совр. понимание И. было дано Кантом. И. в отличие от трансцендентного обозначает пребывание ч.-л. в самом себе. И. критика — критика идеи или системы идей, исходящая из собственных предпосылок этой идеи или системы; И. история философии — идеалистическое рассмотрение философии как процесса, определяемого исключительно своими собственными законами, исключающее влияние на эволюцию философской мысли экономики, политики, различных форм общественного сознания. ИМПЛИКАЦИЯ (лат. implico — тесно связываю) — логическая операция, образующая сложное высказывание из двух высказываний посредством логической связки, соответствующей союзу “если... то”. В импликативном высказывании различают антецедент — высказывание, к-рому предпослано слово “если”, и консеквент — высказывание, следующее за словом “то”. В классической математической логике исходят из понятия материальной И., к-рая определяется посредством функции истинности: И. ложна лишь в случае истинности антецедента и ложности консеквента и истинна во всех остальных случаях. ИМЯ (в логике) — выражение языка, обозначающее нек-рый предмет, понимаемый в самом широком смысле — как все, что мы можем назвать, а не только как материальный объект. В логической семантике обычно рассматривается т. наз. “семантический треугольник”: 1) имя; 2) предмет, обозначаемый им (денотат, или десигнат); 3) смысл имени (Значение и смысл). В отличие от обычного словоупотребления совр. логика рассматривает в качестве имен не только термины (слова), но и предложения. Денотатом термина считается обозначаемый им объект, смыслом термина — выражаемое им свойство. Денотатом предложения считается его значение истинности (т. е. истина или ложь), смыслом — выражаемое им суждение.
Обратно в раздел философия |
|