Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Философский словарь

Современный философский словарь включает в себя: основные философские термины, понятия и определения, учения и личности.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Б

БАБУВИЗМ — революционное движение во Франции 18 в. за “Республику равных” — единую, управляемую из единого центра, общенациональную коммуну. Движение наз. по имени его руководителя и наиболее последовательного теоретика — Гракха Бабёфа (1760—97). Б. означал разрыв сложившегося в период революции конца 18 в. союза эксплуатируемых, плебеев с буржуазией. Он явился политическим и идейным отражением начала процесса выделения предпролетариата из общей плебейской массы, участвовавшей во фр. революции. Бабувисты — идейные наследники фр. материализма 18 в., идей Мелье о народной революции, “рационалистического” коммунизма Морелли, организационного и идейного опыта наиболее левых течений фр. революции. Они впервые пытались превратить социализм из теории в практику революционного движения; выдвинули идею о необходимости сохранения диктатуры трудящихся после победоносной революции; высказали положение, что история есть борьба между богатыми и бедными, патрициями и плебеями, хозяевами и слугами, сытыми и голодными. Идейное и организационное наследие Бабёфа и его соратников было важной вехой на пути развития социализма из утопии в науку.

БАДЕНСКАЯ ШКОЛА—одна из влиятельных в начале 20 в. школ неокантианства. Название получила вследствие того, что учения Б. ш. излагались профессорами Виндельбандом и Рик-кертом в ун-тах земли Баден — в Гей-дельберге и Фрейбурге. Осн. идея Б.

ш.— противопоставление метода истории методу естествознания; история — якобы наука об индивидуальных фактах развития, представляющих культурную ценность; естествознание — наука о повторяющихся и общих закономерностях явлений природы. И в тех и в др. науках понятия — не отражение реальности, а ее преобразование в мысли, подчиненное априорным принципам: в естествознании — установке на познание общего, в истории — на познание индивидуального. Б. ш. исходит, опираясь на Канта, из противопоставления бытия, или сущего, должному. Характерное для нее отрицание исторической закономерности связывается с т. наз. теорией ценностей, исходным пунктом к-рой явилось одно из значений “вещи в себе” у Канта. Учения эти были развиты Г. Мюнстер-бергом (1863—1916), Э.Ласком (1875— 1915), в применениях к эстетике— И. Коном (1869—1947) и Б. Христиан-сеном, а в применении к социологии — Вебером. В немарксистской социологии 60-х гг. 20 в. идеи Б. ш. развивались в духе субъективизма и волюнтаризма. Представители этого направления в ФРГ — В. Таймер и Г. Риттер.

БАЗИС И НАДСТРОЙКА—категории исторического материализма, выработанные для характеристики осн. структурных элементов каждой общественно-экономической формации. Они позволяют дать анализ этих структур под углом зрения материалистического решения основного вопроса философии применительно к об-ву. В противовес различного рода концепциям технологического детерминизма, пытающимся непосредственно вывести характеристики об-ва из используемой им техники и технологии, марксизм доказывает, что основой господствующих в об-ве идей, учреждений и организаций является экономический" В., т. е. присущая об-ву совокупность производственных отношений, необходимо складывающихся в соответствии с определенным уровнем развития производительных сил. Ленин характеризовал Б. как “экономический скелет” общественной формации. Н.— это взаимосвязанная система общественных явлений, порожденных экономическим Б. и активно влияющих на него. В Н. входят: а) совокупность духовных образований (мыслей, чувств, настроений, идей, теорий, учений), расчленяемых при дальнейшем анализе на политические, правовые, нравственные, религиозные, эстетические и философ-ско-мировоззренческие; б) совокупность отношений между людьми, к-рые в отличие от базисных, материально-производственных отношений, складывающихся независимо от воли и сознания людей, наз. идеологическими, ибо, определяясь Б., они складываются в соответствии с указанными формами идеологического сознания, выступая как политические, правовые, нравственные и т. д. общественные отношения; в) совокупность учреждений и организаций — политических (государство, партии), правовых (суд), религиозных (церковь) и т. д. Б. и н.— понятия соотносительные. Б. определяет качественную особенность данной формации, тем самым отделяя ее от других, а порожденная им Н. характеризует своеобразие социальной и духовной жизни каждой формации. Взятые вне связи с понятием формации, они становятся мертвыми, как органы, отделенные от организма. Б. и н.— явления, обязательные для всех формаций и специфичные для каждой из них. Живя в об-ве и подчиняясь требованиям объективных законов, люди вынуждены вступать в материальные отношения, образующие Б. всей их общественной жизни. При переходе от одной формации к другой Б. новой формации зарождается в недрах старой в виде экономического уклада. Поскольку люди действуют как сознательные существа, т. е. объективные законы, потребности, интересы так или иначе отражаются в их сознании, побуждая их к деятельности, на основе материальных отношений с необходимостью возникают определенная идеология и соответствующие ей отношения, учреждения и организации, к-рые образуют Н. данной формации и служат защите и укреплению ее Б. С возникновением классового об-ва осн. учреждением Н, становится государство, обеспечивающее классу, господствующему в экономике, господство во всей системе Н. В ходе развития данной формации и обострения ее противоречий создаются новые идеи, учреждения и организации классами, заинтересованными в ее ликвидации. Эти надстроечные элементы не входят в господствующую Н., к-рая стремится их подавить или по крайней мере ограничить сферу их влияния. В антагонистических формациях Н. со всеми ее идеями, идеологическими отношениями, учреждениями и организациями есть продукт, результат и орудие классовой борьбы. На основе преемственности в материальной жизни об-ва возникает преемственность и в надстроечной сфере. Завоевания классово-антагонистических формаций становятся моментами общечеловеческого прогресса. Классовый подход не отрицает общечеловеческого, а является формой его проявления. Надстроечные явления обладают относительной самостоятельностью, что обеспечивает им возможность активно воздействовать на все стороны общественной жизни, в том числе и на Б. Революционный переход от одной формации к др. связан прежде всего с заменой одного Б. др., в соответствии с чем более иди менее быстро происходит переворот во всей Н. Определенную эволюцию Б. и н. претерпевают и в рамках одной формации, напр. в ходе развития социалистического об-ва, как и в процессе приспособления капитализма к совр. ситуации в мире. Н. хотя и обусловливается Б., но непосредственно выступает как продукт целенаправленной деятельности людей. Поэтому даже в рамках одной общественно-экономической формации она обладает огромной вариативностью и различной степенью активности. Так, совр. Н. зап. государств демонстрируют все новые возможности поддержания устойчивости капиталистического Б., а при социализме смогла сложиться противоречащая природе его Б. Н. в виде командно-бюрократической системы. Революционная перестройка, осуществляемая в нашей стране, призвана прежде всего преобразовывать сферу Н., чтобы сделать ее способной служить прогрессивному развитию социалистического об-ва и его Б.

БАКУНИН Михаил Александрович (1814—76) — рус. революционер, идеолог анархизма и народничества. В 1836—40 жил в Москве, увлекался учениями Фихте и Гегеля, истолковывая философию последнего.в консервативном духе (“Гимназические речи Гегеля. Предисловие переводчика”, 1838). Статья Б. “0 философии” (1840) — одна из первых в России попыток определить предмет и задачи философии, опираясь на идеи “Логики” и “Феноменологии духа” Гегеля. С 1840— в эмиграции, примыкал к младогегельянцам (“Реакция в Германии”,1842), испытал влияние идей Фейербаха, что позднее сказалось на разработке Б. идей “антитеологизма”. Участник революции 1848—49 в Праге и Дрездене. С 1851 — в заключении; с 1857 — в ссылке в Сибири. Бежал в 1861. В 60—70-х гг. жил в Зап. Европе; сотрудничал с Герценом и Огаревым; активно участвовал в организации анархистского движения, боролся с Марксом в I Интернационале, из к-рого был исключен в 1872. Один из виднейших теоретиков рус. народнического движения 70-х гг. Анархистская теория Б. окончательно сложилась к концу 60-х гг. (“Государственность и анархия”, 1873, и др.). История, по Выдвижение человечества из “царства животности” в “царство свободы”. Гл. угнетатель человечества — государство, опирающееся на фикцию бога. Религия - “коллективное сумасшествие”, уродливый продукт сознания угнетенных масс, а церковь — “род небесного кабака”, в к-ром народ старается забыть о своей ежедневной беде. Чтобы привести человечество к “царству свободы”, необходимо прежде всего “взорвать” государство и исключить из жизни народа принцип власти. На его месте должна появиться “свободная федерация” земледельческих и фабрично-ре-месленных ассоциаций. Слепо веривший в социалистические инстинкты и неистощимость стихийной революционности народных масс. Б., в сущности, отрицал необходимость тщательной подготовки революции (отсюда его расхождение с идеями Герцена и Лаврова), бросался в революционные авантюры, выступал против марксистского учения о диктатуре пролетариата. Анархистские идеи Б. имели значительное распространение не только среди революционных народников 70-х гг. в России, но и в др. странах (в Италии, Испании и др.). Анализ полемики Б. с концепциями “государственного социализма” представляет сегодня определенный интерес при осмыслении идеологии и практики сталинизма, разработке концепции социалистического самоуправления народа.

БАТУРИН Пафдутий Сергеевич (ок. 1740—1-803) — рус. просветитель, автор антимасонского трактата “Исследование книги о заблуждениях и истине” (1790); направленного против изданного в России соч. фр. мистика Л. де Сен-Мартена “О заблуждениях и истине, или Воззвание человеческого рода ко всеобщему началу знания” (1775). Эту антипросветнтельскую книгу он охарактеризовал как “отменное сумасбродство”, “соборише химер безобразных”. Привлекая многочисленные данные естественных наук, Б. разоблачал “мнимые таинства”, в т. ч. мистику чисел и геометрических фигур, духовиденне и оккультизм, критиковал каббалистику, зороастризм, мистику Саеденборга, противопоставляя этим и др.“мрачным писаниям” взгляды Бейля и Лота, Ломоносова и Ф. Бэкона. Резко осуждал реакционные социальные идеи Сен-Мар-тена, восхваление войны как “естественного состояния” человечества, убедительно показывая пагубность войн, особенно захватнических. Решительно отвергая домыслы о прогрессирующей деградации человеческого рода, Б. указывал на развитие гражданских законов, наук, распространение просвещения как на важные источники совершенствования человека и человечества.

БАУМГАРТЕН Александр Готтлиб (1714—62)—нем. философ, последователь Вольфа и Лейбница. В работе “Философские размышления о некоторых вопросах, касающихся поэтического произведения” (1735) впервые ввел термин “эстетика”, к-рым он обозначил науку о чувственном познании, постигающем и создающем прекрасное и выражающемся в образах искусства, в противоположность логике — науке о рассудочном познании. Вопросам чувственного познания Б. посвятил незавершенный труд “Эстетика” (Т. 1, 1750; Т. 2, 1758). Б. не является основателем эстетики как науки, но введенное им понятие “эстетика” соответствовало потребностям развития эстетической мысли и способствовало становлению эстетики как самостоятельной философской дисциплины.

БАШЛЯР Гастон (1884—1962) —фр. философ. В условиях кризиса неопозитивизма и логического формализма Б. попытался создать философию, соответствующую “новому научному духу”, духу неклассической науки, введя в нее своеобразно интерпретируемые элементы диалектики. Он именовал свое учение то “прикладным рационализмом”, то “диалектическим рационализмом” и даже “техническим рационализмом”. Работы Б. содержат нек-рые плодотворные идеи для анализа совр. науки и ее роли в об-ве. Вместе с тем смешение материализма и идеализма, понимание науки как некой совокупности конструкций, создаваемых познающим разумом, сближают его с концепциями Поппера, Куна и новейшим критическим рационализмом. Соч.: “Новый научный дух” (1934), “Рациональный материализм” (1953), “Прикладной рационализм” (1962) и др.

БЕБЕЛЬ Август (1840—1913)— один из основателей нем. с.-д. партии, видный пропагандист и теоретик марксизма. Центр теоретических интересов Б.— исторический материализм. Особую ценность представляют исследования Б. по женскому вопросу. В работе “Женщина и социализм” (1879) он показал, что положение женщины зависит в конечном счете от общественных отношений. Появление частной собственности — начало “принижения женщины и даже презрения к ней”. Поэтому ее раскрепощение — часть проблемы ликвидации эксплуатации и социального гнета. Б. вел неустанную борьбу с буржуазной идеологией, разоблачал мальтузианство, пал глубокую критику идеализма и религии. Большое значение имели выступления Б. против национализма и шовинизма, в защиту пролетарского интернационализма. Хотя у Б. были нек-рые ошибочные положения и тактические ошибки, его теоретическая и практическая деятельность имела огромное значение в борьбе рабочего класса за ликвидацию социального угнетения.

БЕЗОБРАЗНОЕ — эстетическая категория, характеризующая явления действительности, сущность к-рых противоположна прекрасному. В Б. находит выражение отрицательное отношение человека к этим явлениям. В противоположность прекрасному, Б. в общественных отношениях проявляется, напр.. во враждебности социальных условий свободному проявлению и расцвету жизненных сил человека, в ограниченном, уродливо-одностороннем развитии их, распаде эстетического идеала. В Б. человеческая сущность противоречит самой себе, выступает в искаженном, бесчеловечном виде. В буржуазном мире Б. часто господствует над прекрасным, что находит свое отражение в преобладании отрицательных типов над положительными в искусстве критического реализма, к-рое в образах отрицательных персонажей и характеров подвергает критике и разоблачению бесчеловечные стороны жизни, разрушающие красоту человека. В искусстве изображение Б. есть своеобразная форма утверждения идеала прекрасного. Задача воспитания личности в духе гуманизма неразрывно связана с борьбой против явлений Б.. к-рые выступают в виде пережитков прошлого.

БЕЯЛЬ Пьер (1647—1706) —публицист, философ-скептик, один из ранних представителей фр. Просвещения; был проф. Седанской академии и Роттердамского ун-та. Б. исходил из несовместимости религии и знания, проповедовал веротерпимость. Хотя сам он не был атеистом, однако характер его религиозного индифферентизма тонко подметил Вольтер, сказав, что если сам Б. и не неверующий, то он делает неверующими др. Б. положил начало критике христианского учения как разновидности языческой мифологии. Основу его критической аргументации составлял восходящий к декартовскому сомнению и Мон-теню скептицизм, к-рый, по словам Маркса, подорвал доверие ко всякой метафизике и богословию. Б. высказал мысль, что этические проблемы нельзя связывать с религией, они должны рассматриваться с т. зр. естественного разума. Он доказывал, что возможно существование об-ва одних атеистов. Своими произв. (гл. из них — “Исторический и критический словарь”, 1695—97) Б. подготовил почву для фр. материализма и атеизма 18 в.

БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич (1811—48)—революционный демократ, литературный критик, основоположник рус. реалистической эстетики. Предшественник полного вытеснения дворян разночинцами в рус. освободительном движении. Идейное творчество Б. относится к периоду, когда передовая рус. общественная мысль, осмысливая уроки декабризма, только лишь начинала поиски путей борьбы с самодержавием и крепостничеством, поиски научной теории общественного развития. Это обусловило чрезвычайно сложный и интенсивный характер идейной эволюции Б. Сильно увлекаясь одно время (1837— 39) философией Гегеля, Б. истолковывал его положение “все действительное — разумно” в духе политического консерватизма, как идею “примирения” с действительностью. Но даже и в этот период, закончившийся выдвижением Б. идеи отрицания, принципа борьбы со всем отживающим, неразумным, гл. тенденция его идейных исканий заключалась в стремлении понять, каким законам подчиняется жизнь об-ва и человека. С начала 40-х гг. Б. постепенно переходит на позиции материализма. При рассмотрении вопроса об отношении материального и идеального он пытается понять “духовное” как “деятельность физического”, указывая вместе с тем на активную роль сознания в процессе взаимодействия человека со средой. Подвергнув критике консерватизм системы Гегеля, Б. усмотрел в его диалектике основоположения метода научного исследования, зародыш подлинной “философии истории”. Идея объективной закономерности конкретизируется Б. применительно к об-ву как идея необходимости прогресса, пробивающейся через совокупность различных форм деятельности людей .и находящей выражение, в частности, в деяниях великих личностей. Приветствуя социалистический идеал истинно справедливого об-ва, где “не будет богатых, не будет бедных, ни царей и подданных, но будут братья, будут люди”, Б. вместе с тем скептически относился к реформаторским проектам нек-рых западноевропейских социалистов. Б. полагал, что новое об-во вряд ли установится “временем, без насильственных переворотов, без крови”; однако сам он все же не смог дать обоснования неизбежности социализма. С этим связана апелляция Б. к идеям первоначального христианства как основы нравственности будущего. Б. признавал прогрессивность буржуазных порядков по сравнению со средневековыми и считал, что ближайшей задачей преобразований в России является уничтожение патриархально-крепостнических форм жизни (прежде всего крепостного права), проведение ряда демократических реформ. Исходя из этого, Б. с позиций революционного просвещения вел беспощадную борьбу с ретроградными идеями “официальной народности”, высмеивал славянофильскую идеализацию патриархального прошлого России, резко критиковал соглашательский либерализм, но также и утопические иллюзии насчет близости народной революции в России (полемика с Бакуниным). Вершиной революционного демократизма В., его духовным завещанием явилось письмо к Гоголю (июль 1847) — одно из лучших произв. бесцензурной демократической печати России 19 в. Идея историзма пронизывает и эстетические суждения Б. Усматривая сущность и специфику искусства в образном воспроизведении действительности в ее типических чертах, Б. выступал против реакционного романтизма, дидактической беллетристики, пропагандировал принципы реализма в творчестве Пушкина и возглавлявшейся Гоголем натуральной школы”. Указывая на связь понятий народности и реализма в искусстве, Б. выдвинул важнейшие положения о зависимости общественного значения литературы от преодоления пропасти между т. наз. образованным “об-вом” и народной массой, о “сочувствии современности”, т, е. прогрессу, как неотъемлемом качестве подлинного художника.

БЕЛЛ Даниэл (р. 1914) — амер. социолог и политолог, один из создателей теории “постиндустриального об-ва”. Пытаясь наметить контуры будущего об-ва, основанного на таких принципах, как экономика услуг, “плюралистическая демократия” и меритократия. Б., по сути дела, дает идеализированную модель совр. капиталистического об-ва. Методологической основой его социологических взглядов служит положение о независимости друг от друга таких сфер общественной жизни, как экономика, политика, культура (построенных соответственно на принципах эффективности, равенства и самореализации). В 70-е гг. Б. отказался от ранее выдвинутой (“Конец идеологии”, 1960; 1988) теории “деидеологизации”, подчеркнув социальную значимость идеологии, особенно религии. В 1-й половине 80-х гг.— один из ведущих идеологов неоконсерватизма. В последние годы Б. призывает к укреплению политических устоев в духе либерализма, осуждая крайности “консервативного мятежа” против современности. Осн. соч.: “Становление постиндустриального общества” (1973), “Культурные противоречия капитализма” (1976), “Социологические заметки” (1980), “Общественные науки после второй мировой войны” (1982) и др.

БЁМЕ Якоб (1575—1624) — нем. философ-пантеист. сохранивший тесную связь с теологией. Самоучка, он не создал последовательной и стройной системы. Свои диалектические догадки о противоречивой природе вещей и мира в целом он выражал языком поэтических образов и символами, заимствованными из христианства, астрологии, алхимии и каббалы. В его соч. простое переложение библейских мифов, одухотворенное силой религиозной мечты, перемежается с глубокими наблюдениями. Бог и природа, по Б., едины, вне природы ничего нет. Во всем содержится противоречие, даже в боге заключено добро и зло. В этом раздвоении Б. видел источник развития мира. Ряд совр. западных философов проявляет особый интерес к мистической стороне учения Б. Осн. произв. Б. “Аврора, или Утренняя заря в восхождении...” (1612) было осуждено как еретическое. Идеи Б. оказали влияние на последующее развитие философии (Гаман. Гегель, Шеллинг. Соловьев, Бердяев, С. Франк и др.).

БЕНТАМ Иеремия (1748—1832) — англ. моралист и правовед, один из теоретиков англ. буржуазного либерализма. В этической теории Б. сводил мотивы поведения к удовольствию и страданию, а моральность — к полезности поступка (Утилитаризм). Моральность, по Б., может быть математически исчислена как баланс удовольствий и страданий, полученных в результате к.-л. поступков. Метафизичность и механицизм в понимании нравственности (“моральная арифметика”) дополнялись у Б. прямой апологией капиталистического об-ва, поскольку он объявлял удовлетворение частного интереса (“принцип эгоизма”) средством обеспечения “наибольшего счастья для наибольшего числа людей” (“принцип альтруизма”). Критиковал теорию естественного права и был близок к Мальтусу (Мальтузианство). Отрицая “естественную религию”, конструирующую понятие бога по аналогии с земными властителями, защищал “религию откровения”. В теории познания — номиналист. Осн. соч.—“Деонтология, или наука о морали” (1834).

БЕРГСОН Анри (1859—1941) — фр. философ-идеалист, представитель версии интуитивизма, выступавшей под названием “философии жизни”. С 1900 — проф. Коллеж де Франс, с 1914 — член Фр. академии. В учении Б. использова-. ны мотивы Платона, позднего Шеллинга. Шопенгауэра и др. мыслителей-идеалистов. Центральное понятие идеализма Б.— “чистая”, т. е. нематериальная. “длительность” (отличаемая от “времени” как искаженного человеческим интеллектом представления о “длительности”) — первооснова всего сущего. Материя, время, движение — лишь различные формы проявления “длительности” в человеческом представлении и в рассудочных схемах науки. Познание “длительности” доступно лишь интуиции, понимаемой как непонятийное, непосредственное “узрение”, “постижение”, где “акт познания совпадает с актом, порождающим действительность”. Диалектике Б. противопоставляет свое учение о “творческой эволюции”, основанное на универсализации понятий, заимствованных из биологического идеализма (Витализм). Б. оправдывал классовое господство и подчинение, считая его “естественным” состоянием, а войну — неизбежным “законом природы”, философия Б.— яркое выражение интуитивизма. Соч.: “Непосредственные данные сознания” (1889), “Материя и память” (1896), “Творческая эволюция” (1907), “Два источника морали и религии” (1932) и др.

БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874—1948) — рус. философ-идеалист. Учился в Киеве: в кадетском корпусе, затем в ун-те. За связь с с.-д. партией и пропаганду марксизма был исключен из ун-та и сослан в Вологду. Период его увлечения “легальным марксизмом” был непродолжительным. Уже в ссылке начался поворот Б. от марксизма к “этическому социализму” и затем к религиозной идеологии. С начала 20 в.— один из гл. идеологов богоискательства. Участвовал в написании программных манифестов рус. идеализма: “Проблемы идеализма” (1902), “Вехи” (1909), “Из глубины” (1918). После Октября — проф. Московского ун-та; один из основателей Вольной академии духовной культуры. В 1922 выслан из СССР. Жил в Берлине, где создал Религиозно-философскую академию. Затем переехал в Париж, редактировал журнал “Путь” (1926—39). Здесь он создал ряд крупных произв., принесших ему мировую известность, философия Б. впитала в себя множество разнообразных источников. В различные периоды его вдохновляли Кант. Маркс, Бёме. Шопенгауэр. Ницше. Из рус. мыслителей на него заметное влияние оказали Михайловский, Хомяков, Достоевский, Соловьев и др. Ранний Б. пытался сочетать гуманизм Маркса с антропологическим социализмом Михайловского и метафизикой неокантианства. Зрелые философские воззрения Б. представляют собой одну из первых в Европе разновидностей христианского экзистенциализма. Философия Б- антропоцент-рична — проблемы духовности, свободы и творчества, судьбы, смысла жизни и смерти всегда были в центре его философских размышлении. По Б.. “личность вообще первичнее бытия”, бытие — воплощение причинности, необходимости. пассивности, дух — начало свободное, активное, творческое. Понятие объективного мира Б. заменяет термином “объективированный мир”, интерпретируя его как “объективацию реальности”. порожденную субъективным духом- Частично признавая социальную обусловленность бытия личности, он вместе с тем считает гл. в человеке то, что определяется его внутренним миром. а не внешним окружением. Личность, по Б-, прежде всего категория религиозного сознания, и поэтому проявление человеческой сущности, ее уникальности и неповторимости может быть понято лишь в ее отношении к богу. Религиозный персонализм дополнен у Б. учением о “коммюнотарности” — метафизической и мистической разновидности коллективизма, выработанной, по его мнению. рус. народной жизнью и философской культурой России, начиная со славянофилов. “Коммюнотарность” противопоставлена созданной Западом теории и практики индивидуализма, совр. дегуыаннзированной машинной цивилизации. Философия истории Б. проникнута мотивами эсхатологии: рассматривая три типа времени (космическое, историческое и экзистенциальное, или метанс-торнческое). он гл. обр. озабочен предсказанием того. как “метаистория входит в историю”, обоснованием приближения конца истории. Эти мотивы особенно сильно проявились в его последних работах. Труды Б. содержали критику против социалистического преобразования России. Вместе с тем за рубежом он выступал и с позиций зашиты рус. культуры, против различных форм русофобии. Его перу принадлежат ценные работы о Хомякове, Леонтьеве, Достоевском и др. Осн. произв.: “Субъективизм и индивидуализм в общественной философии” (1901), “Философия свободы” (1911), “Смысл творчества” (1916), “Философия неравенства” (1923), “Новое средневековье” (1924), “Философия свободного духа” (1927— 28), “О назначении человека. Опыт парадоксальной этики” (1931), “Русская идей” (1946), “Опыт эсхатологической метафизики” (1947).

БЕРКЛИ Джордж (1685—1753) -англ. философ, субъективный идеалист. С 1734 — епископ англиканской церкви в Клойне (Ирландия). Исходя из того, что человек непосредственно воспринимает только свои “идеи” (ощущения), Б. пришел к выводу, что существование вещей состоит в их воспринимаемости (esse est percipi). Идеи, по Б., усваиваются бестелесной субстанцией, человеческой душой, к-рая обладает способностями воспринимать идеи (разум) и в определенных пределах вызывать их или воздействовать на них (воля). Стремясь избежать солипсизма, Б. признает множественность духовных субстанций, сотворенных “бесконечным духом”, богом, а в качестве критерия истины выдвигает яркость, общепризнанность восприятии. Идеи потенциально'существуют в божественном уме, но актуальное существование они получают в человеческом разуме. Мышление Б. сводил к механизму образования типичных представлении. Позже Б. переходит на близкие неоплатонизму объективно-идеалистические позиции, признав вечное существование идей в уме бога. С целью опровергнуть атеизм и материализм он •подвергает критике понятие материи как, по Б., внутренне противоречивое и бесполезное для познания. Основа берк-лианской критики материи — идеалис-тический номинализм. Б. отвергает теорию первичных и вторичных качеств (Локк), объявляя все качества чисто субъективными. Отрицая мировоззренческое значение науки, Б. считал задачей ученого “научиться понимать язык творца”, а не притязать на объяснение событий телесными причинами. С этих позиций отвергаются ньютоновская теория абсолютного объективно-реального пространства и теория тяготения, т, к. она говорит о естественной причине движения материальных тел, в то время как сам Б. признавал активность лишь духовной субстанции. Отрицательно относился Б. к созданному Лейбницем и Ньютоном исчислению бесконечно малых, поскольку признание бесконечной делимости “реального пространства” противоречило осн. положениям его философии, ведь бесконечно малое не воспринимается. Со 2-й половины 19 в. начинается реанимация философии Б. и заимствование ее мн. школами идеализма: имманентной школой, эмпириокритицизмом, прагматизмом, ранним неопозитивизмом и т. д. Философия Б. и его эпигонов в начале 20 в. подвергнута критике в работе Ленина “Материализм и эмпириокритицизм”. Соч.: “Опыт новой теории зрения” (1709), “Трактат о началах человеческого знания” (1710), “Три разговора между Гиласом и Фило-нусом” (1713).

БЕРНАЛ Джон Десмонд (1901— 71) — англ. физик, социолог науки, общественный деятель, лауреат международной Ленинской премии “За укрепление мира между народами” (1953). Был членом Лондонского королевского об-ва (с 1937), академий наук ряда стран, в т. ч. АН СССР (с 1958), президентом-исполнителем Всемирного Совета Мира. Кроме исследований в области физики, биохимии, кристаллографии Б. принадлежат работы (“Социальная функция науки”, 1939; “Наука и общество”, 1953; “Наука в истории общества”, 1954), обобщающие достижения науки в целом, раскрывающие ее философское значение, роль в истории человечества. Б. первым выдвинул понятие “научно-техническая революция”. К анализу истории науки Б. подходил с позиций диалектического материализма. Книга “Мир без войны” (1958) рисует перспективы мирного использования завоеваний науки на благо человечества.

БЕРНШТЕЙН Эдуард (1850 — 1932) — нем. социал-демократ. В своих статьях под общим заголовком “Проблемы социализма” (1896—98) он подверг ревизии осн. положения марксизма в области философии, политической экономии, теории научного социализма. Провозгласив лозунг “Назад к Канту”, Б. отказался от последовательно материалистического решения основного вопроса философии: отождествлял марксистскую диалектику с гегелевской. Б. отрицал саму возможность научного социализма. Социализм, по Б., является лишь морально-этическим идеалом. Отвергая идею диктатуры пролетариата, он проповедовал теорию затухания классовой борьбы и признавал единственной задачей рабочего класса борьбу за мелкие реформы в рамках капитализма. Отсюда его известная фраза: “Конечная цель — ничто, движение — все” В борьбе против ревизионистских взглядов Б. в области философии большое значение Имели выступления Плеханова. Всесторонний критический анализ взглядов рус. последователей Б.— “экономистов” и меньшевиков осуществлен Лениным.

БЕРТАЛАНФИ Людвиг фон (1901— 72) — австр. биолог и философ (с 1949 — в США и Канаде). Одно время был близок к неопозитивизму т. наз. Венского кружка, но в дальнейшем выступил с критикой ряда аспектов неопозитивистской программы “единой науки”. Был одним из авторов оригинального построения общей теории жизни, выдвинул одну из первых в зап. литературе версий общей теории систем. В этой теории Б. обобщил принципы целостности, организации, эквифинальности (достижения системой одного и того же конечного состояния при различных начальных условиях) и изоморфизма (Изоморфизм и гомоморфизм). В 1954 стал одним из инициаторов создания “Общества исследований в области общей теории систем”; был редактором издаваемого с 1956 ежегодника “General Systems” (“Общие системы”). Осн. соч.: “Теоретическая биология” (Т. 1, 1931; Т. 2, 1951), “Биологическая картина мира” (1949), “Роботы, люди, разум” (1967), “Общая теория систем. Основания, развитие, применение” (1968).

БЕСКОНЕЧНОЕ И КОНЕЧНОЕ— категории, выражающие неразрывно связанные между собой противоположные стороны объективного мира. Б. характеризует: 1) существование мира в пространстве, неограниченное многообразие пространственных структур материи, принципиальную незамкнутость всех материальных систем; 2) существование мира во времени, несотвори-мость и неуничтожимость материи, вечность ее бытия; 3) количественную неисчерпаемость материи вглубь, бесконечное многообразие ее свойств, взаимосвязей, форм бытия и тенденций развития; 4) качественную неоднородность строения материи, существование бесчисленного множества качественно различных уровней структурной организации материи, на каждом из к-рых материя обладает различными специфическими свойствами и подчиняется разным закономерностям. Теоретическое понимание Б. постоянно совершенствуется с прогрессом научного знания. В истории науки вначале акцентировалось внимание на количественных аспектах Б., к-рые изучались математикой. Бесконечная величина (либо бесконечно малая) определялась как неограниченно возрастающая (убывающая) переменная величина, способная стать и становящаяся больше (меньше) любой, наперед заданной, сколь угодно большой (малой) конечной величины. Бесконечное множество рассматривается как множество, в к-ром отсутствует верхний последний элемент и в к-ром существует собственная часть (подмножество), равномощная (или эквивалентная) целому множеству (напр., множество всех чисел натурального ряда и множество квадратов, кубов и т. д.). Диалектический материализм обращает внимание на необходимость учитывать не только количественные, но и качественные аспекты Б. реального мира, связанные с его структурной неоднородностью и неисчерпаемым качественным многообразием материальных систем. К. представляет всякий ограниченный в пространстве и времени объект. Всякое конкретное качество в мире конечно, существует в определенных границах меры. Но К. неразрывно связано с Б. Каждый конечный объект неисчерпаем в своей структуре, материя, порождающая конечные объекты, несотворима и неуничтожима, бесконечно существует, превращаясь из одних форм в др. Т. обр., К. так же заключает в себе Б., как Б. складывается из бесчисленного множества конечных предметов и явлении. Противоречивое единство Б. и к. делает возможным познание Б. через раскрытие всеобщего и абсолютного в свойствах и законах движения материи; “всякое истинное познание природы есть познание вечного, бесконечного...” (Маркс К„ Энгельс Ф. Т. 20. С. 549) (см. также Бесконечность дурная. Вечность).

БЕСКОНЕЧНОСТЬ ДУРНАЯ - метафизическое понимание бесконечности мира, предполагающее допущение монотонного, без конца повторяющегося чередования одних и тех же конкретных свойств, процессов и законов движения в любых масштабах пространства и времени. Применительно к строению материи Б. д. означает допущение неограниченной делимости материи, при к-рой каждая меньшая частица обладает теми же свойствами и подчиняется тем же специфичным законам движения, что и макроскопические тела. В понимании строения вселенной она предполагает бесконечную иерархию механических систем с одними и теми же свойствами и законами существования. В понимании развития природы Б. д. означает признание бесконечных круговоротов материи с постоянным возвратом материи к тем же исходным пунктам. Понятие Б. д. ввел Гегель, к-рый, однако, истинную бесконечность считал свойством абсолютного духа, но не материи. Диалектический материализм отвергает Б. д., исходит из признания неисчерпаемости и неоднородности материального мира, существования бесчисленного множества качественно различных уровней структурной организации материи, вечного саморазвития и качественных изменений материи и форм ее движения.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ. 1. Действие, совершаемое автоматически, рефлек-торно, когда причина его не успела дойти до сознания (напр., реакция защиты и т. п.), а также при естественном или искусственном отключении сознания (во сне, при гипнозе, в состоянии сильного опьянения, при лунатизме и пр.). 2. Активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, а поэтому и сами в данный момент не осознаваемые (Подсознательное). 3. В совр. философской и психологической литературе термин Б. часто употребляется как обозначение особой области психики, сосредоточившей в себе вечные влечения, мотивы. стремления, смысл к-рых определяется инстинктами и недоступен сознанию. Наиболее полное развитие данное представление о Б. получило во фрейдизме. Согласно этой концепции, психика образуется из трех “слоев”: В., подсознательное и сознание. Б.— глубинный фундамент психики, определяющий всю сознательную жизнь человека и даже судьбы личностей и целых народов. Бессознательные влечения к наслаждению и смерти (инстинкт агрессии) — смысловое содержание всех эмоций и переживаний. Подсознательное (или предсознательное) — это особая пограничная область между сознанием и Б. В эту область прорываются бессознательные влечения, и здесь же особая психическая “инстанция”, порожденная общественной жизнью человека, его “сверх-я” (или совесть), подвергает их строгой цензуре. Сознание — это поверхностное проявление психики на стыке с внешним миром, и зависит оно прежде всего от бессознательных сил. Б. как таинственная причина всех сознательных актов присутствует в концепциях Гербарта, Шопенгауэра и др. идеалистов.


Обратно в раздел философия










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.