Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Бохеньский Ю. Сто суеверий
ЦЕННОСТЬ
То, что позволяет дать предмету оценку; кроме того, так иногда называют, в менее строгом смысле, ценные вещи. С понятием ценности связано несколько предрассудков.
1. Первый из них основан на смешении ценностей и оценок. Это — полнейшее недоразумение, подобное отождествлению числа и счета. Данный предрассудок есть следствие психологизма, неспособности понимать вещи, которых не существует в реальности. На самом деле каждая оценка приписывает предмету определенную ценность, и поэтому ценность является ее объектом подобно тому, как вещь, которую мы видим, есть объект нашего видения.
2. Согласно другому предрассудку, ценности в ходе истории изменяются: то, что вчера было ценностью, сегодня ею уже не является, и наоборот. Действительно, человеческие оценки со временем меняются, и многие ценности, которые признавались древними греками, не признаются нынешними поляками. Но то же самое можно сказать о географических и даже математических взглядах. Древние египтяне в течение тридцати столетий придерживались ложных представлений о площади треугольника. Но из этого вовсе не следует, что принципы построения треугольника; со временем изменились; иным стало только наше знание об этих принципах. Точно так же обстоит дело с ценностями: люди по-разному, то лучше, то хуже, постигают их в те или иные периоды времени. Сами же ценности неизменны наподобие чисел и т. п.
3. Третий предрассудок касается относительности наших оценок: утверждается, что для одного человека ценно одно, а для другого другое. Наиболее распространено заблуждение, согласно которому оценки полностью зависят от принадлежности к культурным группам, обществу, классу и пр. Действительно, наше понимание ценностей всегда носит односторонний характер и зависит от того, кто мы такие, в том числе и от наших социальных потребностей. Но верно и то, что некоторые потребности являются общими для всех и основные оценки остаются в принципе неизменными.
Причинами популярности этих суеверий следует считать скептицизм и преувеличение роли общества в человеческой жизни.
См.: релятивизм, этика.
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
Главным предрассудком, связанным с понятием человечества, является прямое идолопоклонство французского философа О. Конта, который называл человечество «великим существом» (grand etre) и обожествлял его. Под влиянием Конта это идолопоклонство распространилось во многих странах, где человечество до сего дня почитают не только как великое, но и как священное существо. Об этом предрассудке нужно сказать следующее. Во-первых, человечество не есть нечто витающее в облаках, это всего лишь совокупность индивидов, которые и составляют единственную подлинную реальность. Во-вторых, человечество не является ни великим, ни священным, а есть нечто весьма убогое, живущее в течение ничтожной доли астрономической минуты на поверхности той космической пылинки, какую представляет собой Земля. Обожествление такого существа граничит с умопомешательством, которым периодически страдал создатель «религии человечества».
Другой предрассудок — мнение о том, что человечество обладает теми же чертами, что и нация, и более мелкие сообщества. Отсюда выводят, что люди должны любить остальных членов человечества так же, как представителей собственного народа, и должны быть готовы пожертвовать собою ради всего человечества. Такие взгляды также являются предрассудком, ибо любовь к соотечественникам и т. п., как известно, выполняет свою особую функцию во время войны: члены сообщества должны быть солидарны друг с другом, чтобы успешно противостоять другим враждебным сообществам. Однако, когда речь идет о человечестве, никакой «другой» группы не существует. Распространение на все человечество принципов, принадлежащих какому-либо одному народу и т.д.,—сущее недоразумение. А. Бергсон (Збытковер), обративший на это внимание, утверждал, что если любовь к человечеству вообще возможна, то на совершенно иной основе — через интуитивное восприятие Бога.
См.: альтруизм, гуманизм, идолопоклонство.
ЧИНОВНИК
Чиновники в точном смысле слова, т.е. представители государственной бюрократии, исполнительной власти (в отличие от служащих государственных предприятий),—могущественный класс, состоящий по большей части из паразитов и эксплуататоров. Новейшие исторические исследования показывают, что довольно часто чиновники жестоко эксплуатировали творческих людей; так было в Древнем Египте, так же обстоит дело и сегодня в коммунистических странах. Но и в других странах численность и сила класса чиновников постоянно увеличивается.
Чтобы скрыть паразитический характер своего класса, чиновники распространяют предрассудки, связанные с «государством», «властью», «классом» и т. п., хотя в действительности речь идет только об их собственных интересах. Ибо чиновники, как и кролики, имеют естественную склонность к размножению. Чтобы обеспечить должности своим родственникам и друзьям, они издают все новые и новые приказы и распоряжения. Класс чиновников—своего рода социальная раковая опухоль, которая растет за счет здорового организма и в конце концов убивает его, если не удалить ее вовремя. Разоблачение предрассудков, распространяемых чиновниками, является условием хотя бы частичного освобождения общества от эксплуатации.
Вот пример разрастания этой опухоли. В Японии постоянно росло количество законов и предписаний, касающихся авиации, и это привело к тому, что в настоящее время авиационному ведомству требуется два часа для составления плана каждого полета, даже если речь идет о простом облете аэродрома. В результате в Японии невозможно получить специальность летчика; начальное образование японские летчики получают в Соединенных Штатах Америки. В своей собственной стране чиновники просто уничтожили малую авиацию и возможности для начальной подготовки летчиков.
Одной из причин распространения предрассудков, связанных с чиновничеством, является социализм, а именно стремление к ликвидации частных предпринимателей, место которых должны занять чиновники. Катастрофический результат их хозяйствования общеизвестен, но социалистические идеи столь притягательны, что люди не замечают опасность предрассудков, пропагандируемых чиновниками. Коммунизм как крайняя форма социализма также является одной из наиболее сильных причин, способствующих поддержке этих предрассудков.
См.: государство, коллективизм, коммунизм, социализм.
ЭГОИЗМ
Позиция человека, который собственное благо ставит выше блага других людей; противоположность альтруизма. Со времен О. Конта распространено суеверие, согласно которому человек не вправе заботиться о самом себе, пока не позаботится о других людях и особенно о человечестве. Если же он этого не делает, то его считают эгоистом, достойным только презрения. Здравый смысл утверждает, что истина в обратном, хотя уже в течение нескольких веков в сознание людей внедряются подобные предрассудки. С точки зрения здравого смысла, поскольку у человека есть также и социальные потребности, он обязан заботиться о других — в некоторых ситуациях даже жертвовать собой ради других людей,—но при этом его долг по отношению к другим в конечном счете опирается на его обязанности по отношению к самому себе. Значит, выполнение этих обязанностей не только не является злом, но, напротив, составляет главное моральное требование. Ибо наш долг по отношению к другим людям зиждется на их частичном тождестве с нами. Так, самые важные обязанности лежат на родителях, дети нам ближе, чем все другие, это часть нас самих. Тот же, кто отказывает человеку в праве заботиться о самом себе, подрывает основу его обязанностей по отношению к другим людям.
Этот предрассудок связан с двумя другими: с коллективизмом и моральным эгалитаризмом (см. равенство). Первый требует ставить благо сообщества, особенно всего человечества в целом, выше своего собственного блага; согласно другому, ближние не должны иметь преимущества перед дальними и заботиться необходимо обо всех в равной мере.
Предрассудки, подобные эгоизму, обязаны своей популярностью тому обстоятельству, что многие люди уделяют слишком большое внимание индивидуальным потребностям, забывая о нуждах всего общества. Необходимо понять, что потребности общества — это также и потребности личности, и если их игнорировать, то в будущем нас ожидает злая судьба. Но из необходимости учитывать общественные потребности вовсе не следует, что мы не вправе заботиться о самих себе, как утверждает предрассудок эгоизма. См.: альтруизм, любовь, коллективизм, равенство, человечество.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел философия
|
|