Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Вандеман Дж. Столкновение империйСОДЕРЖАНИЕ: Глава 1. ОДИН МИР - ДВЕ ИМПЕРИИ Глава 2. КРУТАЯ ЛЕСТНИЦА К БОГУ Глава 3. ВОЙНА ЗА СЛОВО Глава 4. ВЛАДЕНИЯ САТАНЫ Глава 5. ВЕРНИТЕСЬ В ЭДЕМ Глава 6. РЫЧАШИЙ АГНЕЦ Глава 7. МОИ ДЕТИ, МОЯ КРОВЬ Глава 8. КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ БУДУЩЕЕ ПРЕЖДЕ ЧЕМ ВЫ ПЕРЕВЕРНЕТЕ ЭТУ СТРАНИЦУ...
32 года я говорил с американским и другими народами по телевидению. Это огромная ответственность, если принять во внимание тему моих бесед.
Беседы эти опубликованы, что дало возможность сохранить их в памяти слушателей, и «Столкновение империй», на мой взгляд, является самой значительной из них.
Проще говоря, здесь показан драматический характер великого спора между Христом и сатаной, спора, который с захватывающей дух быстротой движется к развязке. Много сил и энергии потребовалось мне и моим коллегам — составителям данной программы — для того чтобы сделать это убедительно. Надеюсь, что читатели так же, как и телезрители, живо воспримут эти телебеседы., напечатанные на этих страницах.
И, наконец, я с особым чувством выражаю свою признательность Стивену Мозли за участие в подготовке рукописи.
Надеюсь и молюсь, что истины, которые откроются с этих страниц, помогут понять Слово Божье, как единственный путь к выживанию перед лицом приближающегося кризиса.
Дж. Вандеман Глава 1 Один мир — двеимперии Людиговорят на разных языках, но они очень похожи друг на друга: вспышки гнева,ненависть, насилие — и все это нередко во имя религии! Мы проповедуем любовь ивзаимопонимание. Мы осуждаем кровопролитие — и этого действительно никто нехочет. Нопочему же тогда так много верующих оказываются втянутыми в кровопролития?Разве религия не призвана к тому, чтобы содействовать примирению? Почему жельется кровь во имя Князя Мира? Во имя Аллаха? Во имя Иеговы? Чтоже кроется за этой непрекращающейся, дьявольской борьбой? 1947год. Сотни тысяч мусульман двигались на север, на свою новую родину, вПакистан, оставляя в Индии все: землю своих предков, дома, имущество, работу.На этом же пути им встречались бесчисленные толпы беженцев, двигавшихся на юг.Это индусы, оставлявшие все в Пакистане, чтобы жить на своей новой родине —Индии. Разделение жителей Индии на мусульман и индусов сталопричиной возникновения небывалого конфликта и породило веками не затухающуюненависть. Я был в Индии в том печально знаменитом году и хорошопомню спасающих свою жизнь беженцев. На севере движимые жаждой местимусульмане. составлявшие там большинство, жестоко убивали индусов. На юге жеиндусы, составлявшие там большинство, безжалостно уничтожали мусульман. Наверное, самое ужасное кровопролитие было на железныхдорогах, где поезда беженцев ждала засада. Были такие дни, когда не было ниодного поезда, который прошел бы без своего страшного груза: раненых ж убитых. Тот, кто пережил весь этот кошмар, никогда не сможетзабыть страшного зрелища: когда открывались двери поездов, -прибывающих в Лахори Амритсар, на платформы потоками лилась кровь». Резня между мусульманами и индусами достигла такогоуровня, что даже солдаты — ветераны войны говорили: «Все это нельзя дажесравнить с жестокостями второй мировой войны». Как может человек убивать беззащитных? Как могут людиубивать детей на руках матерей? Почему самые страшные преступления совершаютсяво имя религии? Почему? Подчас мы, христиане, смотрим свысока, когда такназываемые «язычники» уничтожают друг друга, и, возможно, даже испытываемчувство превосходства по отношению к тем нациям, которые совершают такие невероятныежестокости. Однако трагедии, подобные вышеупомянутой, случаются не только наэкзотическом Востоке. У нас, на Западе, есть немало трагических событии,свидетельствующих о древней «традиции» кровопролития во имя Бога. Это случилось в Париже глубокой ночью. 24 августа 1572года в 1 час. 30 мин. звон с кафедральной колокольни возвестил: смертьгугенотам! ПолитикаФранции в то время сводилась к лавированию между двумя враждующимигосударствами: Англией придерживавшейся протестантизма, и католической Испанией. Большинство французов были католиками, ив этой сложной политической ситуации их страх и ненависть по отношению кгугенотам — протестантскому меньшинству — возросли до предела. Влиятельной католической верхушке удалось убедитьфранцузского короля в необходимости уничтожить мятежных протестантов. Ноособенно трагичным было то, что многие французы охотно взялись за оружие, чтобынаправить его против своих соседей — людей другой веры. Итак, в ту страшную ночь прозвонил колокол, и христианес мечами и дубинками бросились на улицы Парижа. Гугенотов — мужчин и женщин,стариков и детей — выволакивали из домов и убивали. Убийства начались вблизи Лувра, где находился руководительпротестантов, затем продолжались в Вилле, а йотом в университетском квартале.По улицам города текла кровь. Наутро парижане увидели жуткую картину, заставившую?их содрогнуться. Сена, дивной зеленой лентой рассекающая этот город вечнойвесны, была наполнена тысячами тел. Вода в реке была красной. То был день святого Варфоломея» В этот святой день,почитая одного из 12-ти учеников Христа, люди, призывавшие следовать Христу,зверски убивали других, которые тоже верили в Иисуса. Резня продолжалась а вдругих французских провинциях. Десятки тысяч гугенотов были безжалостно умерщвленытолько потому, что их вера была» признана ложной. Что это за безумие, толкавшее людей совершать подобное?Зачем? Трудно это понять. Что-то поистине дьявольское произошло в день св.Варфоломея 1572 года. И заметьте: ведь это случилось не в далекой Индии. Это неиндусы и мусульмане резали друг друга. Это христиане с сатанинскойкровожадностью уничтожали христиан. Ивот что очень тревожит: воинственные крики враждующих по религиозным мотивамслышатся и сегодня по всему миру. Они звучат враждебно и громко: продолжаютборьбу протестанты и католики в Северной Ирландии, христиане против мусульманв Ливане, мусульмане-шииты преследуют бахаистов в Иране и т. д. Убийства во имя Бога. Почему они сотрясают мир? Яотважусь предложить ответ, который кого-то может привести в замешательство.Бесспорно, среди причин этих раздоров есть и политические, и социальные, но мнекажется, следует заглянуть за кулисы происходящего, и тогда нам откроется инаякартина. Мы увидим другие более мощные силы, действующие в нашем мире. Длятого, чтобы яснее понять происходящую борьбу, необходимо вернуться к истокампервого столкновения. Это произошло на небесах. Люцифер, сияющий архангел,возгордился и стал роптать, выражая недовольство по поводу славы Божьей. ВБиблии об этом сказано так: «А говорил в сердце своем: «взойду на небо, вышезвезд Божиих вознесу престол мой... взойду на высоты облачные, буду подобенВсевышнему» (Исаия. 14:13, 14). Вместо того, чтобы наслаждаться общением с Богом,Люциферу захотелось соперничать с Ним. Он бросил вызов Божьему правлению.Люцифер-архангел превратился в сатану-обвинителя. Ему удалось увлечь третьючасть ангелов в открытое восстание против Божьего правления. Вот что сказанооб этом в Откровении: «И произошла на небе война... И низвержен был великийдракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всювселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12:7—9). Война на небе. Звучит почти невероятно, не так ли? Ноне спешите. Бог наделил созданные им существа свободным нравственным выбором.Отсюда — вероятность, что кто-то когда-то захочет противостоять Ему. Сатана какраз и бил первым этим «кто-то». Бог мог сразу же уничтожить этого неблагодарногопредателя, который распространял о Нем ложь, сея сомнения относительно Егосправедливости и доброты. Но это только породило бы сомнения, недоверие,подозрительность. Итак, Бог позволил сатане осуществлять свой, таксказать, альтернативный замысел на земле. Он дал сатане возможностьдоказывать, что в Божьем законе нет нужды, и люди могут быть счастливы и безтесного общения с Творцом. Миру была дана возможность убедиться,какой путь лучше. Какизвестно, Адам и Ева послушались сатану в Эдемском саду. Они поверили егольстивым уверениям, что Бог что-то скрывает от них. Сатана прельстил Адама иЕву обещанием, что они будут, как боги, и никогда не умрут. Итак,сатана, захватив плацдарм, начал действовать. Он принялся строить царство тьмы,свою альтернативную империю. Изэтой книжки вы узнаете, какой огромной и всепроникающей стала эта империя зла. Помните,как возникла эта империя? После того как произошла война с Богом. Сатана всегдавоевал с Богом, и это была религиозная война. Сатана будит в человеке самыехудшие его страсти в борьбе с Богом. Он пытается создать свою альтернативнуюрелигиозную систему. Обычномы ищем врагов Бога в атеистических, светских кругах. И это справедливо,поскольку сатана действует через безбожников. Но запомните: сатана не заинтересованв обычном противоборстве с Богом — он хочетзанятьЕго место. Он пытается подменить нашу искреннюю веру в Бога и изменить нашподлинный религиозный опыт. Он хочет не погасить наше усердие, а направить егов другое русло. Он пытается увлечь ревностных служителей разнообразнымигреховными страстями. Сатана ведет наступление против Бога через религию. Запомните:как только увидите искаженное ненавистью лицо фанатика, выкрикивающего:«смерть неверным!», вам недолго придется ждать, чтобы увидеть этих «верных»,убивающих друг друга. Сатана является участникомрелигиозных войн. Он ликует, когда ему удается использовать нашерелигиозное рвение для того, чтобы разбудить в нас самые жестокие инстинкты. НоБог не отдал планету Земля под безраздельное господство сатаны, чтобы она сталаимперией зла. В глубокой древности Он посеял семена Своего праведного царствав душе Авраама. Онвоспитал людей, которые следовали истинным путем во мраке идолопоклонства иразложения: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею,и всем разумением твоим и ближнего твоегокак самого себя». Веками хранил народ Израиля свой закон,совершал обряды, которые указывали на пришествие Спасителя. Человечествовсегда могло сделать выбор. И у Бога всегда были свидетельства Его истины. Наивысшимпророческим свидетельством было пришествие Иисуса Христа. Иисус прошел поГалилее и Иудее, исцеляя больных, изгоняя демонов, возвещая, что на землюпришло Царство Божье. И это было своего рода контрнаступление Бога —установление истинной империи, истинного царства, основанного на принципах, которымучил и которые воплотил в Своей жизни Христос. Этобыл Вождь, покоривший сердца масс, зажегший в их душах сильный религиозныйогонь. Он не призывал убивать неверных. Напротив, Он сам пролил Свою кровь заСвоих врагов. Он боролся с грехом, но не мечом. Он принял на Себя неизбежноенаказание. Восновании империи Христа был крест, Его жертвенная жизнь, отданная за нашигрехи. И именно эта империя должна была установиться во всем мире и броситьвывоз владычеству Сатаны. Матфей пишет о великом призыве Христа построить Егоимперию на земле: «...дана Мне всякая власть на небе и на земле: итак идите,научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдатьвсе, что Я повелел вам„.» (Матф. 28: 18—20). Когда сегодня мы смотрим на мир, нам кажется, что силытьмы торжествуют. После двух 1мировых войн, геноцида армян, евреев,камбоджийцев — и все это в XX веке — все выглядит так, будто ненависть инасилие, алчность и похоть одержали победу. Многие потеряли всякую надежду. Ноповерьте: -на нашей, планете есть и другая империя. Вездеи во всякое время, когда Слово Божье овладевает сердцами людей, победуодерживает Бог. Но победы его драматичны — драма происходит внутри. Он строитСвою империю в сердцах людей. Напути любви и примирения есть замечательные победы. Вот одна из них. Это случилось в Индии, стране, где религиозные распривылились в такие трагические формы, как описано выше. В 1867 году норвежский миссионер по имениЛарс поселился в местечке к северу от Калькутты, где жили2,5 млн. санталов. УЛарса были большие способности к языкам, и вскоре он овладел языком санталовнастолько хорошо, что люди приходили издалека специально послушать этогоиностранца, великолепно говорившего на их родном языке. И так он началпроповедовать о великою царстве Христа, разъяснять благую весть спасения. Ларса,как и многих других миссионеров, интересовало, сколько же лет понадобится длятого, чтобы эти люди — такие далекие от христианского влияния — проявилиинтерес к Евангелию, открыли свои сердца этой необычной для них благой вести. Но,к удивлению, Ларса, санталы были сильно возбуждены сказанным им. Один извождей воскликнул: «Все сказанное этим чужестранцем доказывает, что Thakur Iuiне забыл нас!» ОшеломленныйЛаре затаил дыхание; он знал, что на языке санталов Thakur означает «истинный», а Iui — «бог». Истинный Бог? Ларе вонял, что, говоря о Всевышнем,он не открыл этик людям ничего нового, и поэтому спросил: «Откуда вы знаете о Thakur Iui? Емуответили: «Наши отцы знали Его оченьдавно». «Но если вы знаете Thakur Iui, — сказал Ларс, — почему вы молитесь неЕму, а солнцу или, что еще хуже, демонам?» Лицалюдей помрачнели. «Это грустная история», — услышал он в ответ. Вперед вышелсамый старый из них и сказал: «Позволь рассказать о нас с самого начала». Истарец рассказал историю о том, как человечество отвернулось от истинногоБога, историю, так удивительно похожую на библейскую. «Сегодня,— продолжал старец, — говорят, что бог Солнца и есть Thakur Iui. Но наши предкизнали, что Thakur Iui — это совсем другое. Его нельзя увидеть, но Он видит все.Он все создал на этой земле, всему определил свое место и заботится обо всем —великом и малом». Лареслушал с возрастающим волнением: вот народ, готовый к принятию благой вести,подобно тому, как евреи были подготовлены своими жертвами и обрядами принятьХриста как Мессию. Проповеднику стало известно, что не одно поколение санталоввыросло, постоянно слыша восклицание: «О, если бы наши предки не совершилитакой страшной ошибки, мы бы сегодня знали
Thakur Iui (истинного Бога)! Но мы потеряли с Ним связь». И прежде чем Ларс осознал, что происходит, он увиделвокруг себя тысячи людей, в глазах которых стоял вопрос: как примириться сThakur Iui через Иисуса Христа? Радостное волнение охватило их при мысли, чтоим простятся грехи, что можно устранить разделение между ними и их истиннымБогом. И в самом деле: разделение было устранено. ВскореЛарс писал в своих отчетах: «80 санталов в день принимают крещение. Обращенныене только начинают отражать характер Христа, но несут своему народу Евангелие». Добрая весть принесла добрые плоды. Только один Ларсво время своей миссионерской деятельности крестил 85000 верующих. Кроме того,было организовано множество миссий с целью обращения тех, кто так долго ждал Thakur Iui. Империя зла сатаны огромна. Он увлекает в нее обманом,обольщая и запугивая. Но Бог тоже трудится на нашей планете. Он посеял всердцах людей семена, которые ждут своего часа, чтобы взойти и зацвести. Онстремится приобрести их для истинной веры через свидетельства любви. В нашем мире два царства, две империи соперничают,чтобы завоевать преданность человечества. Друзья, они накануне такогостолкновения, какого мир еще никогда не видел, столкновения, которое затмитвсе прежние споры и конфликты. Книга Откровения рисует ярую картину этойборьбы, которая венчает историю земли — борьбы за сердца и умы людей,населяющих эту планету, не на жизнь, а на смерть. Линии фронта обозначены четко. Враг применяет исуснейшуюложь, ловко искушая нас. Не всегда легко разграничить две противоборствующиеимперии. Иногда кажется, они сливаются воедино. Как это ни трагично, нонекоторые из заявляющих, что они проповедуют царство Христа, на самом делеукрепляют империю зла. Сама церковь может быть подвержена коррупции, голос ееискажен, руки — в крови. В следующих главах вы узнаете о борьбе этой империи,увидите, где проходит линия фронта в этой борьбе, и поймете истинные причиныконфликта. Божье Слово поможетнам увидеть всеобъемлющую истинную картину: через него мы обретем смысл нашего нынешнего положения и прекрасную перспективубудущего. Именнооб этом и хотелось поговорить в этой книжке под названием «Столкновениеимперий». Ибо только тогда можно сделать правильный выбор, когда ясно видныэти две империи и понятны их принципы. Только тогда мы сможем отстоять вечныеистины. Только тогда мы сможем обрести надежду на вечное Царство. Глава 2 КРУТАЯ ЛЕСТНИЦА К БОГУ Чтобы смыть свои грехи в священных водах Ганга, паломники совершают длительное путешествие к его берегам Чтобы достичь совершенства, верующие на Филиппинах подвергают сами себя бичеванию. Развитие культур этих двух групп отделяют тысячи миль, однако, как это ни парадоксально, та и другая - часть одной огромной империи. Для того чтобы понять это, давайте совершим путешествие в Рим, в церковь Santa Maria d'Aracoli. Ранняя христианская базилика. В XIII веке она была перестроена монахами-бенедиктинцами. Ее мраморные 122 ступени, ведущие в церковь, могут поведать интересную историю. В 1348 году здесь свирепствовала чума унесшая множество жизней. Естественно, что оставшиеся в живых были признательны Богу за Его милость и решили в знак благодарности построить мраморную лестницу из 122-х ступеней, ведущую в Его святилище.
Это долгий путь к церкви. Мне трудно объяснить, что заставило оставшихся в живых, построить эти великолепные ступени. Я уверен, что многие были просто благодарными искренними верующими. Но нам они оставили удивительно точный прообраз дилеммы, перед которой стоит человечество. Путь к Богу многим кажется долгим и крутым. Как вскарабкаться по этим крутым ступеням в Божье царство? Что нам, грешникам, надлежит делать, чтобы святой Бог принял нас? Мы ведь хотим выжить, избавившись от греха, не так ли? Мы все хотим, чтобы Бог спас нас. Многие думают, что Богу нужно принести в жертву какой-либо дар, чтобы Он принял нас. Как грешные земные существа могут достичь общения с Богом? Именно в ответе на этот вопрос и заключается различие между царством сатаны и царством Христа, двумя империями, которые ведут между собой апокалиптический спор. Насилие, ненависть, похоть - вот в чем проявляется империя зла сатаны. По существу она - религиозный соперник царства Христа, религиозная альтернатива. Если Христос обещает соединение с нашим небесным Отцом, то сатана должен, естественно, противостоять этому. Он предлагает свой путь к Богу, путь, который, кажется, обещает сделать нас подобными богам. Но это - фальшивка, подлог.
Предлагаю совершить путешествие в одно из многочисленных священных мест Индии. В индийских храмах совершаются искусно поставленные "спектакли" - традиционные жертвоприношения многочисленным индуистским богам. Верующие надеются таким образом заслужить расположение избранного ими божества. Верующие - аскеты избирают самую суровую форму благочестия. Истязая свое тело, они надеются стать подобными своему богу. Другие пытаются достичь этого посредством продолжительной медитации.
Воды Ганга считаются священными. Говорят, река приносит духовное богатство, чистоту и изобилие тем, кто купается в ее водах. Для индусов самым священным считается место слияния Ганга с рекой Jumna. Там во время праздничных церемоний собираются миллионы людей, чтобы войти в очищающие воды в надежде, что река унесет их грехи. Многие совершают паломничество, чтобы там умереть, веря, что таким образом обретут высшее существование в будущей жизни.
Главным принципом в индуизме является вера в то, что карма человека (сансхр. - деяние, т. е. общая сумма совершенных им в земной жизни поступков и их последствий, - прим. перев.) существует и после смерти и определяет более высокую или низкую форму перевоплощения. В индуистских сказаниях глупый после смерти перевоплощается в обезьяну, хитрый - в шакала, жадный - в ворону. Заслужить хорошую карму можно различными способами: добрыми делами, самоотречением, йогой, специальным знанием, посвящением. Для тех, кто серьезно воспринимает духовную жизнь, Индия является образцом. Больше нигде вы не увидите такого упорного стремления к святости, выраженного в многочисленных формах. Индию называют "страной, одержимой Богом". В определенной степени это позор для материалистического Запада. И тем не менее создается впечатление, что эти люди карабкаются и карабкаются по крутой лестнице, которой не видно конца. Они медленно, через огромное число жизней (перевоплощений, - прим. перев.) прокладывают свой путь к Богу.
Конечно, нет ничего проще, чем отвергнуть индуизм как примитивное стремление тех, кому недоступно ничто другое. Но давайте рассмотрим вопрос о длинной и крутой лестнице под другим углом зрения. Ведь христиане тоже нашли свой долгий и трудный путь к Богу. На Филиппинах, в святые дни можно видеть верующих, с трудом бредущих по дорогам и истязающих себя плетью. Некоторые несут тяжелую ношу, другие бичуют себя кнутом, третьи ползут на четвереньках. И все надеются, что эти действия помогут им получить благосклонность святого, а через него и Божью милость. Это флагелланты (люди, занимающиеся самобичеванием, - прим. перев.) на своем мучительном пути к совершенству. Эти люди верят в Иисуса. Они верят, что Он умер за их грехи. Но главное - Божью милость, считают они, нужно заслужить. В этом мире, где распространены покаяния, святые и чистилище, - понятие, что спасение нужно заслужить, довлеет над душами людей. И вновь на ум приходят те самые крутые ступени, бесконечная крутая лестница, ведущая к Богу.
Но разве это проблема одних католиков? У нас, протестантов, нет мест поклонения деве Марии, мы не молимся за находящихся в чистилище. Но, боюсь, нас тоже преследуют крутые ступени, но только в виде законничества. Формы, которые оно принимает у протестантов, многообразны. Пуритане, к примеру, уповают только на заслуги Христа. Спасение, полагают они, обретается через веру. Но часто это учение заслоняется стремлением достичь чистоты и непорочности сводом суровых и жестоких правил. Чудовищная боязнь греха иногда затмевает чудо прощения.
Сегодня легализм опять поднимает свою отвратительную голову. Сами того не понимая, мы ставим ударение на исполнении, чтобы таким образом заслужить себе место перед Богом. Мы принимаем щедрый Божий дар спасения, а потом стараемся заплатить Ему за этот дар, словно полагая, что на небе все оплачено сполна, а вот ежемесячные взносы по закладной должны делать МЫ. Идея длинной крутой лестницы преследует всех нас. И это, друзья, и есть та самая альтернатива, придуманная сатаной: с надрывным трудом прокладывать свой путь к Богу. Это есть подложное фальшивое евангелие сатаны - праведность посредством дел. На этом принципе он построил огромную империю, и люди всего мира оказались втянутыми в эту систему.
Это тюрьма, в которой миллионы честных людей трудятся не покладая рук, без надежды когда-либо добраться до верхушки лестницы. И пока сатана держит людей в напряженной борьбе, заставляя их сосредоточивать усилия в поисках Божьей милости, поддерживая в них тщетную надежду на то, что еще немного и лестница приведет к Богу, его империя в безопасности. Царство же Христа построено на абсолютно ином принципе. В наше время это вновь открыл нам человек, совершивший в 1510 году паломничество в святой город Рим. В тот год, чтобы уладить спор, возникший в ордене августинцев, к папе отправились два монаха. Одного из монахов звали Мартин Лютер. Посетить вечный город - он считал большой честью. Перед ним открывалась
возможность познакомиться с великолепными духовными богатствами Рима. Лютер намеревался отслужить торжественную мессу у священных гробниц, посетить катакомбы и базилики, почтить мощи святых мучеников, поклониться каждой священной реликвии. Но монаха постигло разочарование. Это было время усиливающегося разложения церкви, во главе которой стояли папы. Те итальянские священники, с которыми пришлось Лютеру встречаться, к своим обязанностям относились легкомысленно. Он был поражен рассказами о безнравственности, царившей в среде духовенства.
И вот тут-то, в этом огромном городе, где так много святых мест, одинокий монах начал сомневаться. Он задумался над действительным значением всех этих святынь и реликвий. А теперь давайте посмотрим на шаги, которые изменили христианский мир. Лютер начал взбираться по "лестнице Пилата", на которой, как полагают, стоял Христос. Покрывая поцелуями каждую ступеньку, на коленях, монах повторял молитву Господа, надеясь избавить душу от чистилища. А когда он добрался до последней ступени, то поднялся с колен и воскликнул: "А надо ли и в самом деле так поступать?"
В этот кульминационный момент он осмелился бросить вызов сатанинской альтернативной системе спасения посредством дел. В одно мгновение прервал он бесконечный путь по лестнице, путь индуистов, буддистов, мусульман, евреев и, конечно, христиан. Сначала Лютера одолевали сомнения, переходящие в отчаяние: если все эти средства заслужить спасение, предписываемые церковью, на самом деле не помогают обрести Божью благодать, где же тогда надежда?
Но, к счастью, в поисках выхода из душевного кризиса Лютер обратился за ответом к Писанию. Он начал "копать" глубже и глубже, изучал Послание к римлянам и начал глубоко осознавать значение благодати. Объяснение апостола Павла открыло Лютеру славу великого царства Христа, созидаемого только на вере. Лютер вновь открыл для себя евангелие, в особенности истину об оправдании верой, которую апостол Павел так ясно изложил в своем бесценном Послании к римлянам. Апостол хорошо знал столицу Римской империи. Он прибыл в Рим в 60 году н.э. с апелляцией к кесарю. Иудеи обвинили его в подстрекательстве к мятежу и требовали смертной казни. Апостол Павел провел под арестом два года. Именно тогда и написал он Послания к филиппийцам, колоссянам и ефесянам.
Считается, что в конце концов апостол предстал перед судом Нерона, был оправдан и освобожден. Однако спустя какое-то время его снова арестовали и доставили в Рим. На этот раз его посадили словно преступника в тюремную камеру. Почти все друзья покинули его, и только Лука остался верен ему до конца, до самой его казни. Но несмотря ни на что, Павел сохранил глубокую уверенность и твердую веру в свои отношения с Господом. Он встретил смерть с радостью.
Читая его послание к римской церкви, мы понимаем, почему оно было написано. В то время имперский Рим большую часть мира подчинил своим законам. Бесчисленные народы и племена от равнин центральной Европы до средиземноморского побережья Северной Африки оказались под властью кесаря. В своем же послании апостол Павел высказал мысль о том, что все в мире находится под властью высшего Божьего закона. Он заявил: "...весь мир становится виновен пред Богом... потому, что делами закона не оправдается пред ним никакая плоть... (Римл. 3:19-20).
Неужели, повинуясь закону, мы не можем заслужить спасение у Бога? Конечно, это казалось абсурдным и евреям и грекам. Разве возможен иной путь? Если мы не имеем прогресса на христианской лестнице возрастания, то каким же образом мы можем достичь ее вершины. Вот об этом и говорил апостол Павел. Он хотел показать людям совсем иную надежду. Апостол наступает на империю сатаны, разрушая самую основу ее - дьявольский замысел, суть которого в том, чтобы заставить человека трудом прокладывать себе путь на небо. Павел объяснял, что закон побуждает нас постоянно осознавать нашу греховность. Мы все далеки от Божьего совершенства. Вот что говорит апостол об основной идее Евангелия: "...все получают оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе" (Римл. 3:23, 24). Давайте это проанализируем. Мы оправданы. "Оправдание" - это юридический термин. Он относится к процессу оправдания в суде. Нас объявляют невиновными - наша репутация в обществе восстановлена. Грешники объявляются святым Богом праведными. Как это происходит?
По благодати, через искупление Христа. Христос уплатил выкуп Своей кровью на кресте. Он отдал Свою жизнь, приняв наказание, которого заслуживали мы. Он оплатил наши долги. Его совершенная жизнь - это образец безупречного выполнения требований закона. Итак, мы искуплены, мы свободны. Это чудесная, славная весть для всех нас, усердно старающихся преодолеть этот крутой бесконечный лестничный марш. Но апостол Павел хочет, чтобы его правильно поняли. Он говорит, что БОР оправдывает того, кто верит в Христа. Верит в Иисуса. В этом суть. Это единственное требование. Только благодаря этому оправдание возможно. Ни паломничество, ни бесконечная медитация, ни самоистязание и молитвы в святых местах, ни даже строгое соблюдение христианских норм -- ничто не оправдает человека, ничто не может быть за" слугой, чтобы Бог принял нас. Для апостола настал решительный час мощного наступления на сатанинскую империю, выдвинувшую план спасения посредством дел. Апостол Павел смело, провозглашает: "Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона" (Римл. 3:28).
Сильный удар. Открытый вызов альтернативной религиозной системе сатаны. Как только люди поймут, что Бог принимает их лишь тогда, когда они уверуют в Иисуса, империя сатаны начнет рушиться. И тогда индусы, подняв взоры к небу, перестанут совершать свои бесконечные ритуалы. Католики, согнувшиеся под бременем епитимьи, выпрямятся. Протестанты, старающиеся заплатить каким-либо иным способом Богу за Его милость, остановятся. Да и Лютер, поднимавшийся по священной лестнице в Риме, наконец остановился, и на него сошло озарение, И тогда твердое убеждение апостола Павла стало воинственным кличем Лютера: "Праведный верою жив будет!" Остальное - история. Лютер провозгласил истину об оправдании верой. Многие в церкви вновь для себя открыли Евангелие. Реформация изменила Европу. Я думаю, люди, построившие ту стодвадцатидвухступенчатую
мраморную лестницу, оставили нам хороший символ: путь наверх, к Богу, крут, долог. Пропасть, разделяющая святого светозарного Бога и людей, погрязших в жестокости и пороке, неизмеримо глубока.
Но есть Некто, Кто сошел с небес и совершил за нас это нелегкое путешествие к Богу. Некто послушный закону, заслуживший милость и удовлетворивший справедливость, - вместо нас. Это Иисус Христос. Бог оправдывает того, кто верит в Иисуса Христа. Он с ним на этом пути вверх по лестнице. Благая весть - только она учредила царство Христа на земле. Эта весть освободила бесчисленное множество людей по всему миру от сатанинской империи зла, выдвинувшей план спасения посредством дел. Эти две империи, два царства постоянно противоборствуют между собой. Сатана старается найти все новые и новые хитроумные способы, чтобы через систему дел затянуть людей в свое царство. Христос же пытается прийти на помощь и освободить посредством благой вести как можно больше людей. Основная борьба между двумя империями отражена в Евангелии. Возникают другие проблемы, появляются иные противоречия, устанавливаются новые линии фронта, но основной конфликт всегда остается тем же самым: как мы взбираемся по лестнице к Богу?
В Книге Откровения показан конфликт двух империй в конце времени. Бог через трех ангелов посылает Свое последнее предостережение человечеству. Вот как описывает это апостол Иоанн: "И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и ВСЯКОМУ племени и колену, и языку и народу" (Откр. 14:6). Каким путем Бог обращается со Своим последним призывом к человечеству? Провозглашая вечное Евангелие. Это истина, которая нуждается в защите. Она предмет нападок сатаны. У него множество хитроумных способов, которыми он пытается лишить нас веры в Христа, Христа, оправдывающего нечестивого. Это сатанинские методы, что человек может прийти к Богу и спасти сам себя, могут показаться разумными и благородными, но все они, в конечном счете, используются для того, чтобы привести на ту же бесконечную лестницу. Всецело ли вы положились верой на праведность Христа? Уповаете ли вы исключительно на Его спасительные действия, а не на свои собственные дела? Вы сами должны сделать выбор. Перед вами две империи. На первый взгляд кажется, что входы в ту и в другую империю расположены не очень далеко друг от друга, но ведут они в абсолютно разные миры. Всем существом убедитесь, что вы вошли в ту единственную тесную дверь с надписью: "Бог оправдывает того, кто верит в Иисуса".
Глава 3 ВОЙНА ЗА СЛОВО Париж - это город влюбленных, город вечной весны. Сегодня трудно представить, что когда-то над его прекрасными бульварами, величественными соборами, изысканными фонтанами прогремел призыв к революции. Какая, кажется, пропасть лежит между этими идиллическими картинами и властью гильотины! Свобода. Равенство. Братство. Французы первыми в феодальной Европе провозгласили эти революционные слова, разорвав таким образом веками существовавшую цепь абсолютной монархии. Известный парижский монумент "Республика" прославляет тех, кто сражался за первую демократическую республику на континенте. В то время, когда церковь выступала в защиту богатых и власть имущих, а высшие классы считали свое господство в обществе Богом данным правом, эти люди поднялись, чтобы заявить о правах простого народа. Французская революция дала миру великие идеи. Но прошло еще много времени, прежде чем Франция стала истинно демократической республикой. Идеалы демократии были растоптаны господством террора.
Максимилиан Робеспьер, выдающийся вождь революции, стал в конце концов абсолютным диктатором. Его основным орудием управления страной стала гильотина. Почему? Почему высокие идеалы породили страшное кровопролитие? Думаю, что одна из основных причин этого - мощная атака на церковь. Люди, штурмовавшие Бастилию во имя свободы, пришли, как оказалось, для того, чтобы насадить в народе свою атеистическую религию. Партия якобинцев, пришедшая к власти, ввела новый революционный календарь. Всеобщий календарь, в котором счет времени ведется от рождества Христова, был отвергнут, и установлена новая точка отсчета - 22 сентября 1792 года, день основания республики. По мнению якобинцев, это означало начало новой эры в истории, - эры без Христа. Якобинцы фактически объявили христианство вне закона. Крещение и причастие были под запретом. Книги Священного Писания были собраны и публично сожжены. Один из лидеров воскликнул: "Мы искупили в огне все глупости, которые были совершены человечеством под влиянием Библии!" Обещание свободы, равенства и братства обернулось господством гильотины. Закон Божий был отвергнут, авторитет Господа низвергнут. У власти оказались самые темные силы, не находящиеся под влиянием Слова Божьего.
С тех пор человек продолжает стремиться к свободе как альтернативе власти Божьего Слова. И как часто это приводит к господству террора и еще более ужасным катастрофам. Полагаю, у Бога есть альтернатива тем неудавшимся попыткам поисков свободы. Устанавливая Свое царство на земле, Христос говорил ученикам: "...если пребудете в слове Моем... познаете истину, и истина сделает вас свободными" (Иоанн 8: 31,32). Иисус говорил, что свобода не есть результат низвержения ложных авторитетов. Свободу можно обрести, только оставаясь верным Слову Божьему, Его истине. Царство Христа зиждется на авторитете Божьего Слова. Именно поэтому Его царство вечно, ибо основано на Его вечном Слове. Так сказано у Исаии: "Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно" (Исаия 40: 8). Противодействуя царству Христа, сатана все время старается уничтожить авторитет Божьего Слова. Это один из краеугольных камней его империи зла. Поэтому он иногда предпринимает мощные атаки на Его Слово, и одной из таких его атак является, например, французская революция. В иных случаях он действует не "в лоб", а косвенным подходом. Иногда сама церковь может противодействовать Слову Божьему. Собор святого Петра в Ватикане - самый большой и красивый храм во всем христианском мире, храм-дворец. Это шедевр архитектуры и искусства. Над фасадом церкви возвышается величественный купол работы знаменитого Микеланджело.
Внутреннее убранство собора поражает зрителей своими великолепными красками и искусной отделкой. Посетители в восхищении замирают перед золоченым алтарем работы Бернини (Лоренцо Бернини (1598- 1680) - итальянский архитектор и скульптор, - прим. перев.). Стоя на площади перед храмом, испытываешь потрясающее впечатление. Он словно возносится к небу. Вокруг вас - величественная колоннада, созданная Лоренцо Бернини. И колоннады, и скульптуры, и огромный купол - все настолько подавляет, что кажется будто ты гном в царстве великана. Становишься маленьким и робким перед этими величественными творениями, созданными во славу Божью. Многие приходят сюда, чтобы возродить свою веру: и, странное дело, красота и великолепие содействуют вере. В нашем огромном равнодушном мире человек часто одинок в борьбе за истинно христианскую жизнь. Но здесь христианские идеи обретают героическое, торжественное звучание. Конечно, мы благодарны художникам и мастеровым прошлого, которые своим талантом утверждали веру. Но нам. следует быть осторожными, так как иногда церковь ради собственной выгоды становится чересчур величественной и чересчур могущественной. Помните, мы говорили о том, что царство Христа учреждено на Его Слове - на авторитете и силе Его Слова. К сожалению, церковь нередко пытается присвоить авторитет и силу Слова. Она начинает претендовать на роль Хранителя этого Слова, а затем и учреждения, ставящего печать своего одобрения на Слово Божье. Сначала Слово должно быть растолковано, а затем принято. И вот церковь устанавливает свою монополию на истолкование и применение Слова, Вместо того чтобы предоставить Святому Духу возможность подвести каждого в отдельности к осознанию истины через Писание, церковь сама определяет истину раз и навсегда. Преданья постепенно приобретают больший авторитет, чем само Слово Божье. Таким образом истина оказывается заключенной в узкие рамки церковных догм. Но, друзья, Божья истина продолжает свое победоносное шествие. Мы должны познать чудесные истины Бога. Безропотно следовать столь заботливо лелеемым церковным преданиям - это трагедия. Бог хочет, чтобы мы шли вперед, открывали новые истины. Однако все это должно быть в согласии с Его Словом.
Без этого возрастания мы обречены на жалкое прозябание. Если мы не стремимся к Божьему свету, мрачные тени наступают на нас со всех сторон. В мире существуют два противоборствующих царства, две империи: основанная на Божьем Слове, и империя, подрывающая Его власть. Подвергая Слово Божье осмеянию, сатана наносит открытый удар. Но он действует и более хитро, используя религиозные традиции. Слово Божье подстерегает еще. одна опасность, и ее источник самый неожиданный для многих из нас.
В столице Индии Нью-Дели есть множество самых разнообразных храмов. Это вовсе не означает, что индуистские и мусульманские святыни мирно сосуществуют в одном месте. Просто количество индуистских богов и соответствующих храмов поражает воображение. На узких делийских улочках можно найти практически любое мыслимое божество. Этот огромный ассортимент вероисповеданий ошарашивает тех, кто пытается понять индуизм. При исследовании учений многочисленных сект создается впечатление, что верить можно во все что угодно. Предпосылки, лежащие в основе восточных религий, отличаются от всех других вероисповеданий. В этом кроется
причина тех огромных трудностей, с которыми сталкиваются западные исследователя. Толкование истины здесь иное. В индуизме истины не соперничают, они существуют параллельно. Не существует одной великой истины, которую следует искать, есть много истин. И все они ведут, словно спицы в колесе, к неподвижному миру, где заканчивается борьба и желания исчезают. Истина - это нечто субъективное, то, что каждый находит внутри себя. В последние годы эти идеи наводнили западный мир. Теперь мы с готовностью говорим о "поисках собственной истины". Люди начинают принимать эти идеи, поскольку принято думать, что все религии более или менее близки. Постоянно мы слышим призывы искать ответ на основной вопрос в нас самих. Нас убеждают, что найти Бога можно в своем сердце. Однако Библия указывает дам иной путь. Основная идея Библии - это Бог и Его вечные, неизменные принципы. Его закон не может быть пересмотрен. Истина Бога объективна, конкурирует со всеми другими истинами.
Но сегодня многие теряют способность это донять. Для них истина субъективна: истина есть то, что вы чувствуете. И, возможно, это более, чем что-либо другое, наносит удар по авторитету и силе Божьего Слова. Полагаю, это и есть главное оружие в империи зла сатаны. Если ему удается лишить людей Слова Божьего, тогда они полностью в его власти. Тогда они игнорируют призыв к высшей, нравственной жизни 'и отдаются во власть инстинктов. Сатана наступает на Слово Божье по трем направлениям: воинствующий атеизм, религиозные предания и убеждение в том, что истина заключена в нас самих. Его царство ведет атаку до этим трем направлениям. Это огромная империя, раскинувшаяся по всему свету. Друзья, это империя беззакония. Без крепкой опоры Божьего Слова и Его закона мы неизбежно окажемся в бездне беззакония. Кажется, что в мире сегодня наводнение. Возьмите любой большой город: порнография в изобилии, с преступностью невозможно справиться. Мы уже достигли периода господства террора. Торговля наркотиками не ослабевает: она затягивает преуспевающих, калечат молодых. Сексуальные извращения представляются как
свобода выбора. Убийство собственных еще неродившихся детей - обычное дело: ведь это средство контроля за рождаемостью! Публичные скандалы, вызванные неблаговидными поступками политических деятелей, деловых людей и, увы, религиозных лидеров, сегодня никого не удивляют. Беззаконие. Вот когда поднимает свою чудовищно безобразную голову империя сатаны! Вот когда наступает критический момент истории человечества! В 12-й главе книги Откровения описана великая борьба между дьяволом, называемым драконом, и истинной церковью Христа, которую олицетворяет целомудренная женщина: "И рассвирепел дракон на жену и пошел, чтобы вступить в брань с прочим от семени ее, сохраняющими заповеди Божий и имеющими свидетельство Иисуса Христа" (Откр. 12:17).
Что характеризует истинных верующих в конце времени? Они следуют Божьим заповедям и свидетельству Христа. Они не умаляют закон Божий и не приспосабливают учение Христа. Их нет в империи беззакония сатаны. Они защищают авторитет. Божьего Слова. Давайте обратимся к человеку, в честь которого воздвинут величественный храм в Ватикане, чьи останки покоятся под парящим куполом собора, к Петру, апостолу Иисуса Христа. Что, по Словам Христа, делает церковь сильной и что лежит в ее основании? Полагаю, что все написанное Петром так или иначе имеет отношение к нападкам сатаны на Слово Божье. В противовес воинствующему неверию Петр выдвигает свою мощную защиту: "...в начале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою" (2 Петр. 3:5). Вы хотите уничтожить Писания? Тогда уничтожьте и все созданное на земле, так как удивительное многообразие растительного и животного мира вокруг вас несет на себе свидетельство Божьего созидающего Слова. Грациозные газели, вековые дубы, грохочущие водопады - все свидетельствует о силе Его Слова. Он сказал, и все явилось. Можно свалить к кучу все Библейские книги и сжечь их, можно смеяться над Писаниями и объявить их вне закона. Но Слово Божье все равно возродится. Это живое Слово. Послушайте Петра: "Как возрожденные не от
тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего в век" (1 Петр. 1 :23). Слово Божье - это нетленное семя, которое дает нам новое рождение. Христос часто сравнивал Свое царство с растущим семенем. Здесь ясно видно, на чем основано это царство: на живом, вечном Слове Божьем.
Петр отражает нападение сатаны вечным Словом, которое выстоит даже тогда, когда все остальные средства исчерпают себя. Есть еще одно поле битвы, на котором сражаются две империи. Это сущность истины, которую восточные религии ищут внутри. Петр говорит и об этом: "Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, чрез познание Призвавшего нас славою и благостию" (2 Петр. 1:3), Как мы обретаем "все потребное для жизни и благочестия"? Через истинное познание Его, через истинное познание Иисуса Христа. Познание Иисуса Христа - это не размышление о нашем духовном достоинстве, не самосозерцание. Это познание реально существовавшего Спасителя, который жил в реально существовавшей Палестине в I веке. Прочтем следующий стих: "Которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы чрез них соделались причастниками Божественного естества..." (1 Петр. 1:4). Восточные религии пытаются убедить нас в том, что через самосозерцание можно обрести единство с Богом. Писание же говорит о том, что можно стать подобным Богу только благодаря Его обетованиям. Мы можем положиться на Его ясные объективные суждения. Если мы верим Слову, все обетования исполнятся. Божьи обетования возвышают нас, мы становимся подобными Богу в характере. Мы находим спасение в жизни и жертвенной смерти Иисуса. Ложные обетования субъективной религии сосредоточивают нас на самих себя, мы становимся подобными самим себе, движемся в никуда, и чувствуем себя в безопасности только в той, другой империи. А теперь о последней угрозе Слову Божьему - религиозных преданиях. По этому поводу апостол Петр высказался предельно ясно. Послушайте великолепное описание того, как строится империя Христа: "Приступая к Нему, камню живому... и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы
приносить духовные жертвы благоприятные Богу Иисусом Христом" (1 Петр. 2 : 4, 5). В этой главе Петр сравнивает живой камень с Иисусом Христом. Он есть основание, на котором мы строим. Каждый из нас строит на этом фундаменте. Мы - живые камни, из которых построен духовный дом. Петр был духовным руководителем, чей авторитет как апостола был необычайно уважаем ранней церковью. Но он не пытался занять место краеугольного камня. Он советовал строить свою жизнь на живом камне - Иисусе Христе. И это, говорил Петр, сделает церковь процветающей. В 1209 году в соборе итальянского города Ассизи присутствовал на службе благочестивый молодой человек по имени Франциск. Священник читал Евангелие от Матфея - поучения Христа ученикам, которых Он послал проповедовать и исцелять: "...даром получили, даром давайте. Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха" (Матф. 10:8-10).
Неожиданно молодой человек, словно в озарении, понял свое призвание. Слова Христа до глубины души поразили его. Франциск тут же снял свою одежду, обувь, оставив лишь простую шерстяную рубаху, подпоясанную бичевкой. И что самое главное: Франциск понял смысл поучения Христа "давать даром". Так, Франциск Ассизский начал жить жизнью, которая потрясла весь христианский мир. Он собрал по всей Европе братьев-единомышленников и начал проповедовать мир и добродетель, служа отверженным и больным, ничего не имея, любя каждого. Во времена Франциска большинство людей не могли читать Писания. У него тоже не было возможности изучать Библию. Но та частичка Слова Божьего, которую услышал Франциск, проникла глубоко в его сердце. Она стала для него и властью и силой. "Даром получили" - эти слова были нетленным семенем: они принесли обильный плод. Они сделали его "причастником божеского естества", воплотившего Божий характер по принципу, "даром давайте". Они стали тем самым живым Камнем, на Котором Франциск построил новую жизнь.
Какое убедительное свидетельство нам, ныне живущим, являет собой этот человек! У каждого из нас есть Библия, - этих книг великое множество! Но как легкомысленно мы к ней относимся! Так ли мы почитаем это сокровище Слова Божьего, как Франциск Ассизский почитал всего три стиха? Мы могли бы "устроить из себя" великолепный храм, если бы стояли на нетленном Божьем Слове, если бы почитали его принципы как авторитетные и его обетования стали бы для нас истиной и надеждой. Вот что такое империя Христа! Империя же сатаны ведет нас к беззаконию. Она распространилась сегодня по всему миру и ведет к страшной развязке. Империя Христа почитает вечный Божий закон. Стремитесь стать частью Его царства! С почтением относитесь к Его Слову, потому что оно откроет вам благую весть спасения в Иисусе Христе! Не оставайтесь во тьме беззакония! Обещайте следовать свету Слова Божьего" куда бы он вас не привел!
Ваш комментарий о книге
|
|