Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ниман Д. Адвентисты и здоровый образ жизни< ОГЛАВЛЕНИЕ > Глава 1 ЗНАЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ “Положительное значение здоровья заключается не в пассивном ощущении этого состояния, а в постоянной борьбе — усилиях, направленных на достижение цели, недосягаемой в своем совершенстве.” - Лансет 2 (1958): 638.
Д-р Берни Зигель в своей книге “Любовь, медицина и чудеса” описывает случай из собственной медицинской практики, касавшийся пациента Джонатана с привычным для нашего времени диагнозом рака легких. Он был помещен в больницу в достаточно удовлетворительном умственно-физическом состоянии. Однако, узнав о поставленном диагнозе, Джонатан резко ушел в себя и впал в продолжительную депрессию. Несмотря на все усилия д-ра Зигеля отвлечь больного от тягостных мыслей и ободрить его, Джонатан оставался безутешен и две недели спустя умер. Жена Джонатана выразив свою искреннюю признательность д-ру Зигелю за его участие и помощь, объяснила всю тщетность предпринятых им усилий, ибо ее муж внутренне смирился со своей участью и не захотел бороться за собственную жизнь. Незадолго до кончины он признался ей, что жизнь и работа потеряли для него какой бы то ни было смысл. Еще дренегреческий врач Гиппократ писал, что предпочел бы знать, что представляет собой сам больной, нежели недуг, поразивший его. Сэр Уильям Ослер, знаменитый канадский врач, живший в конце 1800-х годов, высказывал мысль, что туберкулез в большей степени имеет отношение к тому, что происходит в голове пациента, нежели в его легких. Хотя многими врачами уже давно признан факт огромного влияния психических, социальных и духовных факторов на здоровье и благополучие человека, современная медицина редко придает значение этому в реальной практике. Как отмечает д-р Зигель: “Врачи по-прежнему действуют так, будто бы именно болезнь настигает людей, а не наоборот, не осознавая зачастую ту непреложную истину, что человек сам навлекает на себя недуг, становясь уязвимым перед источниками болезней, влиянию которых мы все постоянно подвержены.” В этой главе, опираясь на библейскую и научную точки зрения, мы рассмотрим истинное значение здоровья, его сущность, а также, что значит для нас эта сфера человеческой жизни. Что говорит о здоровье Библия
Когда Иисус призвал Матфея, сборщика налогов, — “следуй за Мной” — , Матфей с радостью откликнулся и собрал на пир всех своих друзей и соратников, включая самого Иисуса. Когда фарисеи выразили свое возмущение по этому поводу, Христос отреагировал : “Не здоровые [hugiaino] имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию” (Лк. 5:31). Греческое слово hugiaino восходит к hugies — греческому термину, обозначающему такие понятия, как здоровье, разумность и цельность. Апостол Павел неоднократно употребляет это слово, когда говорит о “здравом учении” (1 Тим 1:10), “здравых словах” (2 Тим 1:13) и “быть здравым в вере” (Тит 1:13). Пожалуй, самый распространенный вариант библейского употребления этого термина мы находим у апостола Иоанна, который пишет: “Возлюбленный! Я молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя” (3 Ин 2). Через все Писание проходит мысль о неразрывной связи здоровья с психическим и духовным состоянием человека. Это наиболее очевидно при чтении Псалтыря. Например, в 6-м псалме, часто интерпретируемом как плач Давида по своему сыну Авессалому, мы читаем: “...Исцели меня Господи, ибо кости мои потрясены; и душа моя сильно потрясена” (Пс. 6:3,4). В Псалом 22 – Псалом креста, как и в 30-м Псалме , также описана эта тема: “Помилуй меня, Господи, ибо тесно мне; иссохло от горести око мое, душа моя и утроба моя. Истощилась в печали жизнь моя и лета мои в стенаниях; изнемогла от грехов сила моя, и кости мои иссохли” (Пс. 30:10,11). В книге Притчей, Соломон многократно повторяет, что постоянное пребывание в гармонии с любящим и всесведущим Богом благоприятствует здоровью человека. “Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое; ибо долготы дней, лет жизни и мира приложат тебе.” “Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла: это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих” (Прит. 3: 1;2;7;8). “Сын мой! словам моим внимай, и к речам моим преклони ухо твое; да не отходят они от глаз твоих; храни их внутри сердца твоего: потому что они жизнь для того, кто нашел их, и здравие для всего тела его” (Прит. 4: 20-22). “Страх Господень — источник жизни... Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей” (Прит. 14:27-30). В книге Елены Уайт “Служение исцеления” — классике мировой литературы о здоровье — основным лейтмотивом является идея о взаимосвязи физического, умственного и духовного здоровья человека. “От Него исходил поток целительной силы, и люди исцелялись — телом, разумом, душой” (Cлужение исцеления, “Источник жизни”, 1996, с. 5 {17}). “Любой вред, причиняемый здоровью, не только уменьшает физическую силу, но и ведет к ослаблению умственных и нравственных сил” (там же, с. 75{128-129}). “Между cостоянием психики и телом существует очень тесная связь. Заболевания физического характера влияют на состояние психики и наоборот... Мужество, надежда, вера, сочувствие, любовь способствуют здоровью и продлевают жизнь” (там же, с. 160 {241}). Значение здоровья в современном мире
Вне сомнения, наиболее всеобъемлющим и до сих пор самым влиятельным определением понятия здоровья, является определение, предложенное экспертами Всемирной Организации Здравоохранения. Оно было сформулировано в Преамбуле Устава этой организации в конце 40-х годов: “Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов.” Данное определение зиждется на твердой уверенности тех, кто, стоял у истоков ВОЗ, что безопасность и мир на всей земле прежде всего зависят от улучшения состояния физического, душевного (или психического) и социального здоровья людей. В нем четко отражена мысль о том, что здоровье подразумевает не просто избежание болезни, но и оптимальное состояние трех составляющих его компонентов: физического, умственного и социального. Определение, однако, не содержит упоминания о духовном компоненте здоровья. Возможно те, кто составлял устав ВОЗ, считали, что любое упоминание или выделение духовного здоровья в отдельную категорию может вызвать возражения некоторых государств. Под физическим здоровьем обычно понимают отсутствие болезни или нетрудоспособности, а также наличие у человека достаточного количества энергии и жизненных сил, чтобы выполнять свои повседневные задачи, не испытывая при этом чрезмерного утомления.Социальное здоровье означает способность к общению с другими людьми в условиях окружающей социальной среды и наличие личностных взаимотношений, приносящих удовлетворение. Достаточно очевидным является тот факт, что люди, имеющие обширные социальные связи с другими членами общества, менее подвержены болезням и чувствуют себя более здоровыми и счастливыми. Душевное или психическое здоровье (относится к разуму, интеллекту, эмоциям — прим. ред.) следует понимать как отсутствие любого рода психических расстройств, а также способность человека решать насущные жизненные задачи и осуществлять социальные контакты, не испытывая при этом проблем умственного, эмоционального или поведенческого порядка. Далее в нашей книге мы подробно рассмотрим неоспоримые доказательства того, почему психическое благополучие человека оказывает существенное влияние на его общее физическое состояние (См. главы 10 и 11). Несмотря на наличие этих доказательств, многие врачи до сих пор не считают убедительным тот факт, что мозг может оказывать значительное воздействие на организм. Так, например, в апреле 1990 года, д-р Редфорд Уильямс в своей статье, опубликованной в “Журнале американской медицинской ассоциации” отмечает: “... до сих пор среди специалистов существует скептическое отношение относительно того, насколько умственное состояние человека, а, следовательно, и мозг, играют важную роль при физических недугах; некоторые авторитетные эксперты относят данное утверждение скорее к области ‘фольклора’”. Д-р Уильямс, развивая свою мысль, объясняет, что данные многих исследований о взаимосвязи мозга и тела отличаются противоречивостью и непоследовательностью, поэтому многие исследователи без энтузиазма смотрят на перспективу их дальнейшего проведения.
Какова роль духовного здоровья?
Существует еще более стойкое предубеждение, когда речь заходит о взаимосвязи духовных вопросов с физическим здоровьем. Фактически, можно по пальцам пересчитать научные статьи по данной тематике. Такое положение дел можно объяснить несколькими причинами. Прежде всего важно отметить тот факт, что очень трудно подыскать приемлемые критерии измерения факторов духовного влияния. Наука тяготеет к тому, чтобы факторы, относящиеся к рассматриваемой проблеме, были подсчитаны и приведены в соответствие с объективными условиями, но это не так просто осуществить, когда имеешь дело с духовными составляющими. Никто не смог пока однозначно установить, какие именно факторы духовной жизни следует учитывать, или каким образом их можно определить и точно измерить. Во-вторых, духовные вопросы имеют сугубо личностную подоплеку. Некоторые исследователи в области здоровья с большой неохотой прибегают к обсуждению духовных аспектов со своими испытуемыми, так как опасаются, что это вызывет определенное отчуждение с их стороны и либо создаст ненужные препятствия. Другая причина отсутствия научных данных в области духовного здоровья связана с преобладанием в современной западной культуре материалистических ценностей и явным пренебрежением духовностью. Многие ученые попросту не берут в расчет духовные факторы, либо не уверены в их реальной значимости. Принимая во внимание вышесказанное, можно не удивляться тому факту, что в современной научной литературе имеются лишь отрывочные упоминания и ссылки на духовные вопросы. В качестве примера такого рода проблем, существующих в области измерения параметров духовного здоровья, рассмотрим результаты исследования, проведенного группой ученых из Иерусалима. Д-р Ехиль Фридландер из Клиники при Хадасском Медицинском Университете опубликовал несколько исследовательских работ, посвященных изучению взаимосвязи между соблюдением религиозных ритуалов и статистикой сердечно-сосудистых заболеваний жителей Иерусалима еврейской национальности. Он пришел к выводу, что те субъекты исследования, которые вели более светский образ жизни, имели больший риск сердечно-сосудистых заболеваний по сравнению с лицами ортодоксальной ориентации. Иными словами, чем значительнее была степень вовлеченности в религиозную жизнь среди еврейских жителей Иерусалима, тем меньше они страдали от сердечно-сосудистых болезней. Другие исследования также отмечают защитную роль “религиозности” в вопросах заболеваний сердца. Нетрудно предположить, однако, что некоторые христиане не считают обрядовую сторону религиозности достоверным показателем духовного здоровья. Для них наиболее важным представляется теснае духовная связь с Богом, любовь к ближнему, и способность творить добро. Лучшим примером для них служит история фарисеев из Нового Завета. Люди, “религиозность” которых проявляется чисто внешне, могут стремиться вести более здоровый образ жизни, и поэтому какое-либо преимущество их в здоровье следует относить к стремлению достигать превосходства именно в этом отношении, но не связывать с духовным здоровьем. В идеале, при проведении исследования, первым делом, следует набрать большую группу испытуемых, состоящую из убежденных атеистов, и произвольно разделить ее на две части. В контрольной подгруппе необходимо сохранить атеистический статус-кво. В экпериментальной группе следует предоставить испытуемым возможность ознакомиться с христианским учением. После длительного периода времени (по крайней мере 20 лет) необходимо провести сравнительный анализ двух групп, используя широкий спектр медицинских параметров, включая статистику по продолжительности жизни, чтобы удостовериться в наличии каких бы то ни было преимуществ у представителей “духовной” группы. Можно себе представить, с какими трудностями придется столкнуться ученым при проведении такого исследования (например, при решении таких вопросов, как определение наиболее приемлемых условий жизни для экспериментальной группы и выбор параметров измерения и оценки). И сколько атеистов, по вашему мнению, добровольно согласится на подобный экперимент? Абсолютно очевидно, что такое исследование практически не осуществимо. Тем не менее, некоторые публикации по данной тематике содержат ряд интересных открытий. Одна из лучших на сегодняшний день работ – “Религиозные, социальные отношения и здоровье”принадлежит д-ру Мелвину Полнеру из Калифорнийского Университета. В ней автор приводит результаты опросов, проводившихся в США в 1983-1984 гг в рамках программы “Общего Социального Анкетирования”. Вопросы, предложенные респондентам, в частности, касались отношения к религии в целом, а также конкретных религиозных взглядов и представлений о Боге (Journal of Health and Social Behavior, 30 [1989]: 92-104)1. Д-р Полнер, опираясь на собранные им данные, свидетельствует, что люди, имеющие обширные социальные связи и отношения, демонстрируют более высокий уровень здоровья и благосостояния, по сравнению с социально пассивными гражданами. Он также утверждает, что наряду с “реальным” социальным кругом общения у человека существуют определенные взаимосвязи с “воображаемыми индивидами.” К их числу относятся люди, с которыми человек никогда не встречался или не может встретиться, а также воображаемые персонажи, почерпнутые из средств массовой информации, истории или религиозного мира (например, известные киноактеры, президенты из прошлого, герои Ветхого Завета, и т. д.).
Недавний социологический опрос службы Гэллопа показал, что 87% взрослого населения США молятся Богу; 69% ощущают волю Всевышнего при решении тех или иных вопросов и проблем; и 36% считают, что Бог в той или иной форме обращался к ним напрямую. 80% американцев, по крайней мере, ощущают “некоторую близость” с Богом большую часть времени; 47% сообщают, что испытали на себе влияние духовной силы, которая как будто бы поднимала их жизнь на новую высоту. Основываясь на этих собщениях, д-р Полнер полагает, что многие американцы не только являются участниками социальных, но и “божественных” отношений, причем последние могут быть такими же значимыми для их психического здоровья, как и реальные социальные контакты с другими людьми. В ходе общего опроса реципиентам были заданы следующие вопросы: “Как часто вы ощущаете свою близость с Богом?”, “Как часто вы молитесь?”, “Как часто вы ощущали влияние мощной духовной силы, которая переполняла бы вас?” Кроме того, опрашиваемым предлагали вопросы о регулярности посещений церкви, уровне образования, среднем заработке, имеющие отношение к общему психическому состоянию. После тщательной обработки статистических данных, доктор Полнер пришел к заключению, что: “участие в религиозных отношениях оказывает самое значительное влияние на здоровье человека, превосходя по значимости такие, обычно предсказуемые факторы, как расовая принадлежность, пол, средний доход, возраст, семейное положение и частота посещения церкви... Какими бы не были формы этих отношений, их воздействие на человека очевидно и такое же сильное, как в случае с другими факторами, влияющими на здоровье и благополучие.” Другими словами, связь человека с Богом прямо влияет на его психическое здоровье. Хочется надеяться, что это интригующее исследование возбудит интерес многих ученых и исследователей, которые смогут развить данный вопрос и придать ему новый импульс. Остается еще множество неразрешенных проблем. В чем заключается сущность духовного здоровья
Важными вопросами для ученых, желающих дальше развивать исследования, подобные тем, что проводились д-ром Полнером, являются следующие: 1) Что такое духовное здоровье? 2) Как можно его измерить? 3) Можно ли зарегистрировать наличие явных улучшений общего (а не только психологического) состояния здоровья у духовно здоровых людей при сравнении с теми, кто им не обладает? Другими словами, может ли вообще духовно нездоровый человек иметь хорошее физическое здоровье? 4) Существуют ли какие-либо социальные преимущества у людей с принадлежностью к христианскому вероисповеданию, при сравнении с другими конфессиями, например, иудаизмом или мусульманством? Недавно американский журнал American Journal of Health Promotion сделав смелое отступление от общепринятых взглядов в области медицины, определил здоровье, как “баланс физического, эмоционального, социального, духовного и интеллектуального здоровья” (3, № 3 [1989]: 5)2. В данном издании было опубликовано несколько статей, посвященных вопросам духовного здоровья, в которых предлагалось следующее определение этого понятия: “Оптимальное духовное здоровье можно определить, как способность человека в полной мере развить духовную часть своего естества. К нему относятся: наша способность определять, формулировать и строить собственную жизнь в соответствии с наиболее целесообразным для нас жизненным смыслом и целью; научиться давать и получать любовь, радость и мир; стремиться к творческой и наполненной содержанием жизни; способствовать улучшению духовного здоровья окружающих” (там же, 1, № 2 [1987]: 12-17)3. Редакция журнала занимает однозначную позицию по вопросу существования у человека духовного измерения, считая, что профессионалы в области медицины не должны игнорировать данный аспект при ежедневных контактах с пациентами, избегая при этом “религиозного прозелитизма*, одностороннего теизма и догматизма...” “Возможно, мы значительно ограничиваем наши теории человеческих возможностей, исключая из общей картины духовный аспект” (5, № 4 [1994]: 273-281)4. В журнале приводится также перечень различных навыков в области духовной сферы человека, а именно: самопознание, самосознание, поиск знания, поведенческие установки, навыки общения и коммуникации, планирование и постановка цели, а также контролирование образа жизни. Врачам и специалистам рекомендуется проводить оценку духовного состояния пациентов на основе заранее подготовленных для данной цели анкет. Затем следует применить так называемые “вмешательства в духовное здоровье”. Для продолжения дискуссии можно также задать вопросы типа: “Как можно охарактеризовать понятие “успешная жизнь”?”; “До какой степени следует стремиться к осуществлению жизненых планов?”;“Что придает жизни смысл и значение?”;“Что определяет качество нашей жизни?”
*прозелитизм — стремление обратить других в свою веру (прим. ред.)
Что добавляет к жизни вера в Христа?
Как вы уже заметили, речь до сих пор шла в основном об общем подходе к проблеме улучшения духовного здоровья, без выделения необходимости постепенного формирования личных отношений со Христом. Очевидно, что для многих христиан такой подход неприемлем, но он, по крайней мере, может послужить в качестве некой отправной точки. Было бы интересно проследить, к чему нас приведут научные открытия в будущем. Вполне возможно, ученые когда-нибудь придут к выводу, что вера в любого рода божественную силу или религию приводит к сходным изменениям и улучшениям в состоянии здоровья. Другими словами, неважно во что ты веришь, важен сам процесс или состояние веры. Как вы отнесетесь к такому открытию? В то время, как все мы являемся странниками на этой земле (Послание к евреям 11:13), существует множество различных способов ведения здорового образа жизни, которые мы можем усвоить с тем, чтобы несколько облегчить свое временное пребывание в этом мире, сделав его более продуктивным и менее болезненным. Все имеет свое значение, начиная с рациона питания и заканчивая верой в Бога. Вне сомнения, Всевышний дарует возможность быть здоровым каждому, даже тем, кто не ищет Его путей. Трагические последствия, однако, связаны с тем, что не всякий живущий на земле, будет осенен высшей благодатью и обретет вечную жизнь в Царстве Божием. Нет более высшего преимущества здоровья, чем это – вечная жизнь -все остальное блекнет в сравнении с этим. Христос ясно дал понять, что следование Его стезей есть для человечества единственный путь обрести совершенную радость, мир и вечную жизнь(Евангелие от Иоанна 3:16, 11:25, 26, 14:6). В свое время Авраам Линкольн написал: “...мы были устроены Богом так, чтобы верить в Него.” Другими словами, только выполняя Божественное предназначение, за счет веры в Него и зависимости от воли Его, мы достигнем совершенного здоровья и полноты жизни. Жизнь без веры в Творца не может принести человеку здоровья и удовлетворения, ибо назначение всегда обусловлено замыслом. Например, человеческий организм устроен таким образом, что не способен обойтись без движения, и только регулярная физическая активность помогает ему быть здоровым, иметь хорошее самочувствие и избегать преждевременной смерти по причине различных заболеваний (См. главу 5). То же самое истинно и для наследуемого нами предназначения и необходимости веры в Бога. Здоровье похоже на мираж. Вы можете попытаться достичь его, но никогда полностью не удержите. Здоровье не есть нечто, чем мы владеем; его скорее можно уподобить некоему пути бытия. Человек не вправе сказать про себя “Я здоров.” Он постоянно находится в процессе достижения цели, недостижимой по своей природе. Здесь возникает очевидная параллель с духовной жизнью человека. Нельзя утверждать, что мы достигли высшей ступени духовности до тех пор, пока Христос не введет нас в свое Вечное царство. Христос есть наш Создатель и Искупитель, и как глупо поступают многие из тех, кто решил пройти свой земной путь без Него. *прозелитизм - новообращенность. |
|