Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Леви И. Беседы об иудаизме

Принимая вызов эпохи

ОГЛАВЛЕНИЕ

ЧАСТЬ I . НАРОД И ЗЕМЛЯ

Лекция 3. Государство Израиль — испытание на прочность

До сих пор мы обсуждали еврейский национализм как абстрактную концепцию. Что можно сказать о ее практическом воплощении - о Государстве Израиль?

Принято считать, что современное демократическое государство создается по взаимному соглашению его граждан, решивших жить вместе в соответствии с четко определенными правилами, в рамках политической системы, обеспечивающей набор определенных услуг. Если у этого государства есть идеалы, их создают сами граждане. Можно предположить, что светские евреи рассматривают Государство Израиль именно в таком плане.

Хотя государство как таковое не имеет собственной идеологии, светский уклон большинства его населения неизбежно приводит к конфликтам между государством и Торой. Иногда такие конфликты заметно обостряются, порой заводя в тупик правительство, но, как правило, они решаются более или менее успешно. И все же евреи Торы не могут мириться с таким положением. Ибо мы обязаны превратить Израиль в государство Торы. При всей амбициозности этой задачи, в ней заключена сама основа еврейского существования; за ее осуществление мы молились на протяжении всех веков изгнания.

Решение ООН и его значение

Благодаря самой возможности заселить Страну Израиля, предоставленной нам решением ООН о создании в ней Еврейского государства, мы получили уникальный шанс освятить Имя Б-га и тем самым прекратить "международное" осквернение Его Имени, начавшееся с нашим уходом в галут. "И когда пришли они к народам, то осквернили Имя Мое святое, и говорили о них: 'Народ Г-спода они, и из земли Его вышли'"(Иехезкель 36:20).

Кроме того, Тора заповедует нам назначить судей, которые будут принимать Галахические решения по частным и общенациональным вопросам, а также чиновников ("надсмотрщиков") для осуществления судебных решений (Дварим 16:18).

Когда большинство народов мира согласилось предоставить Израилю независимость, еврейский народ получил возможность - и обязанность - исполнить эти мицвот.

Таково веление Торы. Однако к нашему стыду и глубокому сожалению, в реальности все обстоит по-другому.

Нынешнее положение

В Израиле был образован светский суд, который, хотя и укомплектован евреями, функционирует во всех отношениях как нееврейская судебная система. Существуют раввинские суды, которые могут решать финансовые споры, но они лишены власти, чтобы добиваться осуществления своих постановлений и поэтому ограничиваются лишь посредническими и консультативными функциями.

То же самое можно сказать и об освящении Имени Б-га при возвращении евреев на свою землю: эта возможность не была реализована. Совершенно очевидно, что как бы не осквернялось Его Имя в период нашего пребывания в изгнании, оно еще больше "оскверняется перед народами", когда мы бунтуем против Него в стране Израиля (см. пророчества Иехезкеля 20:21-23).

Что же происходит сегодня? У каждого еврея, верного Торе или хотя бы сохранившего в себе частицу еврейского духа, болит сердце при виде публичного попрания законов и традиций иудаизма в Государстве Израиль, будь то судебная система, напоминающая аркаот шель гоши (нееврейские суды), промышленность или некоторые другие сферы, для которых шаббат как будто не существует, и что самое тревожное, таково положение существует и в системе просвещения, которая растит целое поколение евреев, лишенных искры еврейства. Короче, есть от чего прийти в отчаяние.

Но для отчаяния, находящего выражение в полной самоизоляции или усталом смирении и покорно-безразличном участии в делах государства, просто нет оснований.

Такой пессимизм основан на преувеличенном восприятии той вражды, которую светское большинство, якобы, испытывает к иудаизму. Пессимизм был действительно оправдан в период зарождения государства. "Государство существует уже почти год, а нам все еще разрешают печь мацу", - грустно посетовал известный мудрец Хазон Иш в 1949 году, направляясь в пекарню. При тех обстоятельствах его замечание звучало вполне актуально. Однако Б-г в милости Своей изменил ход событий. Именно благодаря созданию государства, Эрец-Исраэль превратилась в центр изучения Торы, какого не было за последние столетия. Оно создало благоприятную почву для расцвета еврейской религиозной жизни. Свидетельство тому - появление большого числа религиозных кварталов и поселений, относящихся к различным направлениям иудаизма, а также сопутствующих религиозных учреждений. Поэтому сегодня, несмотря на все тревожные признаки упадка и разложения, нет оснований утверждать, что надежда умерла. Наши мудрецы говорили: "Тот, кто стремится к очищению, удостаивается помощи Всевышнего". Когда Б-жественная помощь приобретает столь широкий размах, то лучше не отрицать ее наличие, ни перед собой, ни перед другими.

"Перст Б-жий"

Среди нас нет сейчас пророков, которые могли бы истолковать пути Провидения. И все же каждый, у кого есть глаза, видит, что создание Еврейского государства на Святой земле стало событием огромного исторического значения. Тот, кто отрицает это, просто обманывает самого себя.

Еще в период британского мандата крупнейший руководитель старого ишува в Иерусалиме раввин Йосеф-Хаим Зонненфельд корил своих сторонников: "Где верные Торе евреи диаспоры? Неужели они не видят перст Б-жий?... Представьте себе маленькое облачко, появившееся на горизонте после двух тысяч лет засухи. Разве не воскликнули бы все мы с надеждой: "А вдруг, а вдруг, несмотря ни на что!" Не подобен ли мандат этому облачку?"

В заселении Эрец-Исраэль и строительстве поселений Рав Зонненфельд видел явные признаки атхалта ди-геула (начало избавления), несмотря на печальное состояние религиозного образования и несоблюдение заповедей в этих поселениях (из книги "Иш аль Га-Хома").

После основания государства "перст Б-жий" стал проявлять себя еще явственней. Раввин Деслер, автор книги "Михтав ме-Элиягу" и выдающийся машгиах (наставник) в Поневежской иешиве, писал: "...наш народ селится в своем государстве на Святой земле. Из этого мы должны делать выводы и укреплять веру в своих сердцах. Горе тому, кто явится в День суда, все еще не видя этого очевидного факта".

Таких же позиций придерживался раввин Е.М.Блох, руководитель иешивы Тельз: "Несмотря на все пороки и недостатки, присущие властям Государства Израиль, само его существование, обусловленное явными чудесами, имеет огромное значение, которое мы должны признавать и ценить. И это признание надо выражать публично".

В другом случае он сказал: "Здоровые элементы в еврейском народе несут огромную ответственность за выживание Еврейского государства".

Брискский рав Ицхак-Зеэв Соловейчик высказался в том же духе, хотя и более сдержанно: "Когда Объединенные нации согласились с образованием государства, Б-жественное Провидение улыбнулось нам, однако власти испортили улыбку".

Чья же задача вернуть эту улыбку? Сам факт признания Израиля мировым сообществом потенциально (или даже реально) означает важный шаг на пути к главной цели: превращению еврейского народа в царство священников. Поэтому каждый из нас обязан внести свой вклад в достижение этой цели.

Условия конечного Избавления

Выполнению задачи мешает не только "слепота" некоторых людей в оценке нынешних тенденций. Те, кто категорически утверждают, что события последних лет являются началом избавления вне зависимости от наших собственных действий, впадают в другую крайность. Их тоже ожидает неизбежное разочарование. Простая логика подсказывает, что условием для избавления должно быть покаяние. Ведь мы помним, что Храм был разрушен из-за беспричинной вражды между евреями. Как можно ожидать его восстановления, если эта ненависть до сих пор не изжита: будь то между "национальным иудаизмом" и лагерем "харедим", между "Нетурей Карта" и "Агудат Исраэль" или между различными хасидскими дворами?

На зависимость избавления от покаяния указывают также мудрецы Талмуда. Рабби Элиезер и рабби Иегошуа спорят о том, придет ли избавление в назначенное время даже без покаяния. Рабби Элиезер говорит: "Если евреи раскаются, то будут спасены, а иначе нет". Его оппонент рабби Иегошуа лишь мягко возражает: "Может ли быть, что они не будут спасены, если не раскаются? Скорее всего, Б-г подчинит их царю, который, подобно Гаману, издаст жестокие указы, и тогда евреи покаются и вернутся к праведности". Другими словами, он тоже считает, что покаяние должно предшествовать полному избавлению.

Не будем, однако, слишком углубляться в смысл этих слов. Лучше вспомним слова Рамбама: "Все, что написано по этому поводу о Машиахе, является метафорой. Точное значение и символика таких метафор станут известны нам всем в мессианскую эпоху... Пока эти события не произойдут, никто не узнает, какую форму они примут. Они туманно описаны у пророков, и наши мудрецы, не имея соответствующей традиции, вынуждены опираться на собственное понимание текстов. Вот почему в этих вопросах наблюдается такое разночтение. Во всяком случае, хронология и детали этих событий не относятся к основам нашей веры. Не следует глубоко копаться в талмудических сюжетах и толкованиях по этим вопросам..., ибо они не добавляют человеку ни благоговения, ни любви к Б-гу... Наши мудрецы говорили:

'Пусть испустят дух те, кто подсчитывают конец дней".

Когда я говорю, что события наших дней следует рассматривать в качестве уникального шанса, Б-гом данной возможности ускорить избавление, то тем самым лишь повторяю мнение раввина Йосефа Каганемана, руководителя Поневежской йешивы, который сравнил образование Государства Израиль с пробным шаром, запущенным Всевышним для проверки нашей готовности к избавлению.

Нам, конечно, трудно узреть в действиях врагов Торы позитивное влияние Провидения. Но уж если сам Рамбам писал, что христианство и ислам "служат лишь для того, чтобы расчистить путь Машиаху", почему бы не дать такую же оценку Государству Израиль?

"Начало избавления" или "происки дьявола"?

Одни считают нынешние события началом избавления, другие видят в них "происки дьявола". Кто же прав?

Вероятно, эти события включают в себя элементы и того, и другого. Поэтому в какой-то степени правы обе стороны. Каждое из двух мнений указывает лишь на часть истины, если интерпретировать эти две оценки несколько по-иному, чем то, что имели в виду их авторы.

Ведь кто такой "дьявол", если не ангел, с помощью которого Б-г хочет испытать нас? А что такое Государство Израиль? Возможно, величайшее из всех испытаний, посланных нам Творцом за весь период изгнания (физический террор - исключение).

Нас не должны смущать ни утверждения о начале избавления, ни жалобы на вмешательство дьявола, если обе позиции высказаны в предположительной форме. С осторожностью и подозрением надо относиться лишь к тем, кто предельно категоричен в оценках, к какому бы из двух лагерей они не относились. Ибо самоуверенность и высокомерие могут помешать нам делать то, что от нас требуется.

Физикам известно, что на основе одних только законов природы невозможно рассчитать движение элементарных частиц, поскольку, согласно квантовой теории, их конечная форма зависит от вмешательства наблюдателя. Если такова природа отдельных электронов и фотонов, то в насколько большей степени эта непредсказуемость характерна для гораздо более сложных систем, включая человеческое общество, где каждый член свободен выбирать собственный курс действий. Другими словами, нынешние события - это испытание для нас, исход которого не поддается прогнозу.

Нет сомнений, что если мы успешно выдержим экзамен, то Машиах не заставит себя долго ждать. Ведь всем нам было обещано: "Если вы ныне послушаетесь голоса Моего" (Тегилим, 95:7).

В этом случае события наших дней откроются как начало избавления. Нам лишь необходимо испытать долю трепета, страха, без самоуверенности, что мы обязательно преуспеем. Иначе мы ослабим усилия, и эта самоуверенность подведет нас. Лучше взять пример с рабби Зейры. Увидев, что мудрецы подсчитывают сроки прихода Машиаха, он взмолился: "Прошу вас, не отдаляйте его!"

Если мы будем рассматривать выпавшее нам испытание в таком плане, то наверняка сумеем преобразовать "происки дьявола" в "начало избавления". Вскоре, в наши дни!

Перед нами ясный путь. В наших руках необходимые инструменты, и у каждого своя задача на этом пути. Дезертирами являются те, кто закрывают глаза, и те, кто впадают в отчаяние. Кое-кто полностью изолирует себя от государства, боясь прослыть соучастником разрушения Торы. Но, возможно, от них требуется как раз противоположное: ибо, активно участвуя в событиях и стремясь исправить положение, мы тем самым полностью выполняем свой долг; а то, что выходит за рамки наших возможностей, называется анус рахмана патрия (согрешивший по принуждению не подвергается наказанию). И наоборот, если кто-то не использует представившуюся ему возможность для исправления общества и сознательно отстраняется от борьбы, то именно он становится невольным соучастником злодеяний государства, ибо "нерадивый в своем деле - брат губителю" (Мишлей, 18:9).
Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел иудаизм












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.