Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Праздник жертвоприношения

 

Во всем мусульманском мире отмечается этот самый великий и значимый в Исламе праздник – Ид-аль-Адха.

Во многих религиозных течениях ритуал жертвоприношения имеет строго языческие корни. Вспомним хотя бы мифологический образ Азазела. Ему в жертву приносили изгоняемого в пустыню козла, на голову которого возлагали все грехи народа. Отсюда крылатое выражение «козел отпущения». Или вспомним культ бога Ваала, которому в Израиле в IX веке до н.э. приносили человеческие жертвоприношения, прежде всего детей. Подобные кровавые культы существовали издревле в истории человечества.

Что же касается мусульманского празднества жертвоприношения, то оно неразрывно связано с именем Пророка Ибрахима, потомками которого являются пророки Муса (Моисей), Иса (Иисус) и Мухаммад (мир им). Ибрахим, безропотно покорившийся Богу и готовый принести в жертву любимого сына, является примером абсолютной покорности Богу и образцом поведения для верующих всех времен и эпох. Отсюда сам термин «мусульманин», что означает «предавшийся», «покорившийся», впервые примененный Ибрахимом. Быть мусульманином - значит быть полностью покорным Создателю. Нельзя сказать, что обряд жертвоприношения существует исключительно в Исламе. Традиция жертвоприношения, установленная Ибрахимом, когда он принес в жертву вместо сына райского агнца, была унаследована всеми последующими пророками Бога, боровшимися против жертвования в честь языческих богов и идолов.

По этому поводу Всевышний Аллах говорит в Коране: «Установили Мы для каждого народа обряд (о жертвенных животных)...» (Сура «Хадж», аят 34).

Действительно, если мы откроем Библию, то сможем найти строки, посвященные ритуалам жертвоприношения: «И закалай Пасху Господу Богу Твоему из мелкого и крупного скота...» (В.З. Второзаконие, 16:2-3).

Однако именно в Исламе обряд жертвоприношения принял наиболее совершенную и уникальную форму, возведенную, в социальный статус мирового масштаба.

Начало праздника

Праздник жертвоприношения приходится на десятый день лунного месяца Зу-ль-Хиджа и совпадает со временем окончания паломничества.

Ид-аль-Адха начинается с праздничной молитвы, Саляту-ль-Ид, совершаемой спустя некоторое время после восхода солнца. Перед молитвой верующие купаются, умащаются благовониями и надевают свои лучшие наряды. Молитва является наиважнейшим фактором единения мусульманского общества. Поэтому желательно, по примеру Пророка Мухаммеда (мир ему), совершать молитву в одном месте всеми жителями населенного пункта. При Пророке (мир ему) праздничную молитву, Салат-уль-Ид, совершали за пределами Медины все ее жители: мужчины и женщины, взрослые и дети, старые и молодые. На время молитвы город буквально вымирал.

Обряд жертвоприношения

Сразу после праздничной молитвы, но не раньше нее, совершается обряд жертвоприношения. В течение четырех дней праздника (с 10 по 13 Зу-ль-Хиджа) мусульманин, имеющий финансовые возможности, может принести в жертву животное - мелкий или крупный рогатый скот. Жертвоприношение как поклонение входит в разряд Сунны - желательных действий, причем, как было сказано, для состоятельных мусульман.

Жертвенное животное не должно иметь видимых дефектов: хромоту, отсутствие хвоста, слепоту, сильную исхудалость и т. п. Барашек должен быть возрастом не менее 6 месяцев, коза – не менее 2 лет, крупнорогатый скот также - не менее двух лет. Примечательно, что одно животное можно принести в жертву от имени всей семьи. То есть, например, один человек приносит в жертву одного барашка за себя самого и за свою семью. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), когда приносил барашка в жертву, говорил: «это (жертвоприношение) – за меня, мою семью и тех (людей) из моей общины, кто не принес в жертву». Абу Айуб, сподвижник Пророка, говорил: «Во время пророка человек приносил в жертву за себя и свою семью». Помимо этого семеро человек могут участвовать в покупке быка или коровы и, соответственно, принести в жертву животное от имени семи семей.

Традиционно жертвенное мясо делится на три равные части: одна часть - на еду и угощение, другая - про запас, а последняя часть раздается родственникам, соседям, неимущим и нуждающимся.

Значение Ид-аль-Адха

Языческие жертвоприношения совершались, чтобы насытить и удовлетворить утробу кровожадных богов. К примеру, тот же ненасытный идол Ваал требовал так называемой первой жатвы: первого зерна жатвы, первого хлеба, первых ягнят и первых детей. Чтобы заручиться благословением Ваала, даже строитель дома погребал своего первенца под порогом.

Аллах, Создатель Вселенной, - самодостаточен и не нуждается в поклонении, жертвоприношениях и дарах своих творений. Как говорится в Коране: «Ведь ни их кровь, ни мясо их к Аллаху не восходит - лишь ваше благочестие возносится к нему» (Сура «Паломничество», аят 37).

Праздник жертвоприношения, как и любой вид поклонения в Исламе, нацелен на благо самих людей, а именно на социальную гармонизацию, на искоренение контрастности и поляризации общества. Ведь мясо не закапывается в землю и не сжигается в языческих жертвенниках, а распределяется среди бедных и неимущих слоев населения.

По этому поводу Коран говорит: «Ешьте их сами и кормите тех, кто к вам стыдится обратиться, и тех, кто просит не таясь» (Сура «Паломничество», аят 36).

А потому бедный человек, помимо реальной помощи, еще и ощущает поддержку общества, любовь своих братьев по вере и не чувствует себя покинутым и брошенным. Ведь сказал Пророк Мухаммад (мир ему);.«И не уверует из вас никто, пока не пожелает брату своему того же, чего желает самому себе».

Таким образом, еще раз проявляется универсализм Ислама, его реальный, практический характер, сочетающий в себе материальную и духовную стороны социального бытия.

yaseen.ru













 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.