Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Комментарии (2)

Ирмияева Т.Ю. История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты

ОГЛАВЛЕНИЕ

Эпоха "перераспределения властей".
Окончательное становление централизованного государства
870-949

Пришедший к власти в 870 году халиф ал-Мутамид вновь должен был
разбираться с внутренними беспорядками. Армия не могла противостоять
серьезному противнику. Муса ибн Буга, сын непокорного эмира и брат
казненного Мухаммеда ибн Буги, после ряда выступлений подчинился халифу.
Ал-Мутамид вернул двор в Багдад, наместником которого был его брат Тальха
ал-Муваффак, назначенный преемником ал-Мутамида. После смерти ал-Муваффака
в 891 году преемником халифа был объявлен его сын, после которого право на
халифат получал сын Тальхи ал-Муваффака - Абу Аббас Ахмад ал-Мутадид I.
Сын халифа уступил право наследования двоюродному брату и после смерти
ал-Мутамида ал-Мутадид I стал халифом.
Сын ал-Мутадида I, Али ал-Муктафи I, назначил своим преемником брата -
тринадцатилетнего Джафара ал-Муктадира, который стал халифом в 908 году.
После раскрытия заговора против ал-Муктадира его личный телохранитель
Мунис получил звание эмира эмиров, то есть генералиссимуса. Таким образом
борьба за влияние на халифа среди эмиров обострилась. Под их давлением
ал-Муктадир отрекся от халифата в пользу брата Мухаммеда ал-Кахира, но
ненадолго. Собрав сторонников, он вернулся и сместил Муниса, назначив на
его место Булейка. Мунис, в свою очередь собрал приверженцев и выступил в
начале 932 года против ал-Муктадира. В сражении халиф был убит. Ал-Кахир,
став халифом, отомстил за брата - вновь лишил Муниса звания эмира эмиров и
передал его Тарифу. Заговорщики были казнены. Однако восстали сторонники
Муниса и свергли ал-Кахира, который был ослеплен и лишен прав на халифат.
Ал-Кахир умер в 950 году.
Его сын, Ахмад ар-Ради, будучи не в силах справиться с вышедшими из-под
контроля военачальниками, обратился за помощью к наместнику Васита
Мухаммеду ибн Райку. Тот согласился помочь на условиях получения им звания
эмира эмиров. Халиф пообещал, и Ибн Раик быстро расправился с мятежниками,
но в итоге новый генералиссимус подчинил себе не только армию, но и
захватил контроль над администрацией халифа. Борьба за власть и влияние
при дворе все более ужесточалась.
Следующий халиф, ал-Муттаки, обратился за помощью к Буидам - наместникам
Северо-Западного и Центрального Ирана. Буиды сместили эмира эмиров Хасана
Хамданида и стали влиятельнейшими фигурами при дворе. В 944 году халиф был
свергнут и ослеплен заговорщиками. Эмиры возвели на престол сына халифа
ал-Муктафи I - ал-Мустакфи I, который пожаловал Бунду Ахмеду звание
генералиссимуса и султана. Ахмед, достигнув такого могущества, приказал
ослепить ал-Мустакфи I и объявил халифом сына ал-Муктадира, ал-Мути. После
этого Ахмеду был присвоен титул Муизз ад-даула ("Опора государства").
Халиф ал-Мути силой своего ума и характера сумел уравновесить ситуацию при
дворе. С его халифата начинаются "долгие" правления, что свидетельствует
об устойчивости высшей власти в новых условиях. Но периодом дворцовых
переворотов воспользовались враги Халифата - Византия вернула себе
утраченные ранее территории, а в провинциях время от времени возникали
волнения и беспорядки.
К X веку завершилась разработка мусульманского гражданского и уголовного
законодательства - шариата. Мусульманское право имеет четыре "корня" - это
Коран, сунна, иджма и кийас. Два последних применялись в том случае, когда
Коран или предания не давали достаточно ясного ответа в той или иной
конкретной ситуации.
Составители двух тематических сборников хадисов - Малик ибн Анас (ум. в
795 г.) и Ахмед ибн Ханбал (ум. в 855 г.) стали основателями-эпонимами
школ исламского правоведения - мазхабов фикха, - маликитской и
ханбалитской. Абу Ханифа (ум. в 767 г.) и аш-Шафии (ум. в 820 г.) заложили
основы двух других мазхабов, детально разработанных их последователями.
Каждый из мазхабов рассматривает весь круг вопросов жизни мусульман в
умме: молитва, соблюдение поста, паломничество в Мекку, милостыня, участие
в джихаде, раздел военной добычи, заключение торговых и иных сделок,
налоги, брак, судопроизводство, наследование и раздел имущества, формы
собственности и многие другие. Каждый вопрос рассматривается в отдельной
главе, в которой за изложением сути следуют доказательства и примеры.
Все четыре правоверных юридических толка одинаково прочно стоят на
фундаменте исламского права. Шариат является общим законодательством для
всех мусульман - суннитов и шиитов. Так называемый раскол внутри
мусульманской общины существует, на мой взгляд, лишь в воображении
европейских историков и ученых. Шииты и сунниты не пришли к единодушному
мнению лишь в отдельных вопросах, ответы на которые может дать только
время.
Основным доказательством правильности того или иного судебного решения
служит прецедент, зафиксированный либо в Коране как веление свыше, либо в
хадисах как установление Пророка, либо в практике первых халифов как факт
единодушия исламской общины (иджма), либо в общепризнанных мнениях
авторитетных факихов, знатоков шариата, - о возможности или невозможности
судить по той или иной аналогии, имеющейся в вышеперечисленных источниках
(кийас).
Мусульманское право называют прецедентным. Государственное
законодательство зафиксировано в многотомных "Основах фикха": справочных
руководствах по юриспруденции, судопроизводству, собраниях фетв -
конкретных судебных решений. Равенство всех перед законом выражает
поговорка: "Малейший фарраш и стремянный в шариатском собрании равны с
раисом Хорасана и амилом Исфахана". Любой богач в Халифате - всего лишь
налогоплательщик, который должен платить больше, и только этим он
отличается от других.
Что касается мусульманской богословской догматики, то ее основателем
считается ал-Ашари. Суфизм как мистическое учение долго не признавалось.
Лишь в конце XI века ал-Газали до некоторой степени оправдал суфизм в
глазах законоведов. Суфии также оставили свои сочинения, но больше из
области индивидуального постижения Божественной сути.
В мусульманском университете ал-Азхар в Каире преподаются системы всех
четырех мазхабов. В Мекканской Каабе имеются четыре возвышения (макамы)
для имамов каждого из толков. Но такое "равновесие" было достигнуто не
сразу; мусульманское право сложилось в упорной борьбе с ересью,
искажениями и отклонениями от предписаний Пророка. В дальнейшем, когда
основные проблемы были разрешены, муджтахиды (букв, "ревнители") - высшие
авторитеты в области права, основатели школ - уже не принимали участия в
разрешении частных вопросов судопроизводства. Мусульманское право перешло
к исполнителям - ученикам и продолжателям, которые не имели права
высказывать собственное мнение или давать юридические толкования ни по
вопросам "корней" права (усуль), ни по вопросам его "ветвей" (фуру) -
частным вопросам, разрешаемым на основе усуль. Они - специалисты в области
права, составляющие фетву - судебное решение по каждому конкретному случаю
обращения мусульманина в шариатское собрание.
Мусульманское право (шариат), изложенное в четырех мазхабах фикха,
полностью располагается в границах дозволенного и запретного, определенных
Кораном и сунной, в чем и выражается юридическое единство этих правовых
школ.
Халифат представлял собой государство, основанное на незыблемых принципах
ислама. Халиф олицетворяет высшую власть, освященную авторитетом Пророка,
и гарантирует существование исламского государства: хранит веру, исполняет
обязанности имама на общей молитве, выносит судебные решения, назначает
верховных кадиев, следит за финансами и экономикой, является верховным
главнокомандующим в "войне на пути Аллаха" - оборонительно-наступательной
или наступательной, в соответствии с принятым мазхабом фикха.
Уполномоченными халифа в областях Халифата, провинциях и крупных городах,
являются наместники, осуществляющие государственную власть на местах.
Расширение территорий Халифата сделало необходимым создание сильного
централизованного государства с развитой системой
административно-хозяйственного управления. Все составляющие этой системы
были строго подотчетны центральной власти. О подобной системе
государственного управления в Европе впервые заговорили только в Новое
время, начиная с XVII века.
Каждая провинция Халифата имеет свою историю, в которой как в капле воды
отражается вся история мусульманского мира. Как уже говорилось выше,
наместник, вышедший из повиновения халифу, тут же смещался, его
ставленники также лишались своих должностей. Люди инициативные,
благочестивые поддерживались и выдвигались на ответственные посты,
независимо от их происхождения и национальности. Показательна в этом
отношении судьба Тулунидов.
Основатель династии Тулун (тюрк. "Полная луна") в начале IX века был
прислан из Бухары в числе рекрутов, составлявших часть подати. Его сын,
Ахмед ибн Тулун, уже служил в Египте помощником наместника, а при халифе
ал-Мутамиде сам стал наместником Египта, Сирии и Палестины. Ал-Мутадид I
при вступлении на халифат в 892 году пожаловал сыну Ахмеда, Хумаравайху, и
его наследникам право управления Египтом, Сирией до гор Тавра и
ал-Джазирой - Северной Месопотамией, за исключением Мосула, - сроком на
тридцать лет с обязательством вносить в казну ежегодную подать в триста
тысяч динаров.
Египетские историки считают время правления Тулунидов "золотым веком".
Ахмед ибн Тулун построил сильный флот, который стал господствовать на
Средиземноморье; он был строг и не допускал злоупотреблений, отчего
население благоденствовало. Наместник отстроил Фустат, заложил новый
военный квартал ал-Катаи и построил знаменитую мечеть, в которой могли
молиться все те солдаты, которых не вмещала мечеть Амра ибн ал-Аса.
Но Тулуниды не смогли справиться самостоятельно с восстанием карматов, и
халифу пришлось отправить в Сирийскую пустыню свою армию, которая очистала
провинцию от еретиков. Тулуниды получили новые назначения, уступив
наместничество Мухаммеду ибн Сулайману.
Лжепророки всегда начинали с того, что привлекали на свою сторону шиитов,
"определяя" сроки появления Махди, а заканчивали тем, что объявляли
мессией себя. Когда "пророчества" не сбывались, шииты отпадали от таких
"предсказателей". О батинитах и карматах говорится в "Китаб ал-Байан":
"Основание их веры внешне состоит в исповедании шиитской догмы и любви к
повелителю правоверных Али, но внутренне они - неверные".
Восстание Абу Сайда Джаннаби, главаря карматов, и его сына Абу Тахира в
Бахрейне и Лхасе случилось во времена правления халифа ал-Мутадида I. В
конце концов Абу Сайд за все свои жестокости и зверства был убит евнухом
своего же гарема, но сын превзошел отца в кровавых злодеяниях. На его
счету избиение паломников, кража Черного Камня из Каабы, содомия и садизм.
Черный Камень был расколот на две части и осквернен. Карматы осквернили
также списки Торы, Евангелия и Корана. Абу Тахир умер в 943 году. Когда в
950 году люди Ирака и Хорасана собрались воевать с карматами, те,
испугавшись, привезли Черный Камень и подбросили его в Куфийскую пятничную
мечеть.
В Хорасане другой еретик, некий Мухаммед ибн Ахмед Нахшаби, добился
благосклонности эмира Хорасана - Насра ибн Ахмеда. Но подчиненные эмира
восстали и обратились к одному из военачальников, сипах-салару, с просьбой
разрешить им перейти под его командование. Так был составлен заговор с
целью убить эмира-кармата, но кто-то предупредил его сына Нуха о
готовящейся расправе, и они опередили заговорщиков. Сипах-салар был
казнен. А поскольку ни у эмира к подчиненным, ни у подчиненных к эмиру не
осталось больше доверия, то было решено присягнуть Нуху. Нух ибн Наср
простил всех за то, что их цель была благой, и в то же время заметил: "Вот
сипах-салар задумал злое и нашел себе возмездие, вот мой отец сбился с
правого пути и тоже познал возмездие. Вы условились после удачного
осуществления заговора отправиться на джихад против тюрок-язычников в
сторону Баласагуна. А священная война с неверными - у самых дверей нашего
дома. Займемся этой войной. Где бы кто ни стал отступником, в Мавераннахре
ли, в Хорасане ли, где бы кто ни впал в неверие, все их имущество и
достояние - ваше, ибо такое имущество не достойно ничего другого, как
разграбления, так как приобретено неправедным путем. Но я предписываю
осторожность: пусть не будет убит по ошибке ни один мусульманин". Так
восторжествовала справедливость, и отступники Хорасана и Мавераннахра во
главе с предводителем Мухаммедом Нахшаби и его приспешниками, прозванными
потом "эмирчишками", были казнены.
Затем ересь перекинулась в Сирию и Магриб. Начались грабежи и убийства
правоверных. Против Абу Абдаллаха Мухтасиба был послан сипах-салар Али ибн
Вахсудан из Дейлема, который разбил бунтовщиков. Мухтасиб бежал и укрылся
в одном городе, под тайласаном - покрывалом судей, проводя время как
благочестивый, пока его не опознали.
Восставали и наместники. Под влиянием проповедей лжешиитов наместник
Систана Йакуб ибн Лайс двинулся на восток - к Кабулу в Афганистане, в то
время еще языческой области на границе с Индией, и сверг тамошних
правителей. Затем Йакуб напал на Хорасан, а в 873 году захватил его
столицу Нишапур. Одновременно с ним восстали еретики в Гуре и Гурджистане,
глава которых, Абу Билал Хариджит, упомянут в "Тари-и-Систан". Наместник
Мавераннахра Эмир-и-адил Исмаил ибн Ахмед послал против этого
десятитысячного сброда пятьсот гулямов, которые бунтовщиков частью
перебили, а частью рассеяли. Их главарь Абу Билал умер темнице, а его
подручные были повешены. После нишапурского похода Йакуб ибн Лайс двинулся
на Багдад с целью свержения ал-Мутамида, но потерпел поражение в
столкновении с армией халифа и был казнен. Брат Йакуба, Амр ибн Лайс,
пытался в это время захватить Мавераннахр, но также был разгромлен отрядом
Исмаила ибн Ахмеда и попал в плен. Ему дали время на раскаяние. Амр
осознал свою неправоту, но утраченного доверия к себе вернуть уже не смог.
Тогда он сказал халифу, что хочет показать, где спрятаны его с братом
сокровища, но халиф отказался их принять как приобретенные неправедным
путем.
После смерти эмира Исмаила ибн Ахмеда главнокомандующим войск в
Мавераннахре стал его сын Наср ибн Исмаил ибн Ахмед, также прославившийся
в войнах за веру. Эти и другие подобные им случаи успешно преодолеваемых
волнений и беспорядков свидетельствуют о силе и организованности
исламского государства. Дисциплина и строгая иерархия характерны для
Халифата.
Вот какой пример приводит визирь Низам ал-Мулк в своей книге
"Сиасет-намэ":
Эмира Алтунташа, своего главного хаджиба, султан Махмуд Газневи назначил
в 1017 году на власть хорезмшаха с обязательством полностью и в срок
доставлять собранные налоги в казну. Собрав деньги, Алтунташ,
нуждавшийся в них для выдачи жалования войску, обратился к визирю
султана, Ахмеду ибн Хасану, с предложением разрешить ему, хорезмшаху,
взять из приготовленной для казны суммы налога необходимую часть на
выплату жалованья. Алтунташ обосновывал свою просьбу тем, что все равно
визирь, составив ведомость, пришлет эту часть денег обратно с гонцом. В
ответ Алтунташ получил грозную отповедь: "Да будет разница между
владыкой и рабом, между Махмудом и Алтунташем! Ведь как порядок дел
государя известен, так и делу войска определена мера. А речи хорезмшаха
должны быть безошибочны. Между тем, обратившись с такой просьбой, он или
на султана взглянул пренебрежительно, или же Ахмеда ибн Хасана счел
простаком и невеждой в делах. Великая опасность для раба - искать
соучастия в царстве со своим владыкой".
И Низам ал-Мулк добавляет от себя:
Вот так подобает хранить порядок царства и правила, дабы дела
государства не отрывались одно от другого, укреплялось благополучие
народа и благоустройство казнохранения, пресекались нелепые вожделения
относительно имущества султана и общины.
Несомненным представляется и то, что такое государство не смогло бы долго
просуществовать, не имея соответствующей системы образования. Грамоту дети
осваивали дома, а затем они должны были посещать лекции и беседы знатоков
Корана и сунны. Обучение велось на общественных началах. В X веке на
частные пожертвования стали организовываться мусульманские университеты -
медресе, которые получили широкое распространение. Глава медресе
(мударрис) получал грамоту и назначение от халифа. Число таких
университетов быстро росло: например, наместник Сирии и Мосула Нураддин
Занги к шестнадцати медресе в своих владениях добавил еще пятьдесят три. В
начале XIII векав Дамаске было уже девяносто два медресе, а в Халебе -
сорок два. Содержание преподавателей, служителей и студентов
осуществлялось на доходы с вакфной недвижимости учредителей и на частные
пожертвования.
Первые мусульманские медресе возникли в городах Мавераннахра и Хорасана,
но именно багдадские, созданные визирем Низам ал-Мулком и названные по его
имени "низамийями", стали образцовыми. Первая низамийя была построена в
1064-1066 годах. Методом обучения в медресе было совместное с учителем
чтение, разбор, толкование и заучивание книги наизусть. Европейская
система образования развилась под сильным влиянием мусульманской, в
частности европейские университеты создавались по образцу медресе.

Комментарии (2)
Обратно в раздел ислам










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.