Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Комментарии (2)
Ирмияева Т.Ю. История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты
Эпоха совершенства: исламское мировоззрение
833-932
Любое духовное учение проходит испытание временем. Люди ищут и принимают
лишь то, что способно вечно питать душу, придавая человеческой мимолетной
жизни смысл и непреходящее значение. Религия не может быть частным делом
отдельного человека, это ему не под силу. Веру принимает народ, и она
побуждает лучших его представителей напряженно трудиться над выявлением
той истинной картины бытия, которую скрыто несут в себе откровения
Пророков. Арабо-мусульманской цивилизации это удалось - благодаря
беспрестанному поиску и титаническим усилиям разума возникли реальные
представления о тех или иных сторонах человеческого существования,
критерием достоверности которых является исламское учение о дозволенном и
недозволенном, представленное в Коране.
Общеизвестно, что халифы покровительствовали ученым, поэтам и художникам.
Но "представитель Пророка в землях Аллаха" и не мог поступать иначе: халиф
не "покровительствовал", а вместе с общиной старался следовать по
истинному пути. Общество ученых - Бейт ал-Хикма - получало государственную
поддержку, и это означало поддержку не одного только халифа, но и всей
общины. В Доме знаний велись работы по переводу научных трудов Эвклида,
Птолемея, Аристотеля, Гиппократа, Галена и многих других. Также получали
развитие собственные научные направления, постоянно пополнялось богатейшее
собрание книг и рукописей.
Духовная работа, совершающаяся с момента возникновения ислама, вышла на
просторы всего Халифата, и она была не хаотической и не случайной. Ислам
должен был выдержать столкновение с разрушительной стихией человеческого
своеволия и слабости. Сколько духовных учений и благих теорий погибло в
этом единоборстве! И если бы ислам был одним из них, то сегодня никто бы
уже не помнил о нем.
История, география, химия, медицина, морское дело, строительство,
экономика, математика и астрономия - вот далеко не полный перечень
направлений научной мысли арабов, где они совершили множество
поразительных и полностью оригинальных открытий. В арабо-мусульманском
мире утвердился исключительно высокий престиж грамоты и книги. При дворе
халифов обязательно находились поэты, филологи, историки, законоведы,
врачи, переводчики и каллиграфы. Халиф ал-Мамун заплатил переводчику
Хунайну ибн Исхаку столько золота, сколько весили переведенные им
сочинения. А за "Историю древних арабских царей" ал-Мамун подарил ее
автору ал-Асмаи земельный участок. Конечно, переводы с древнегреческого,
древнееврейского и персидского сообщили мощный импульс развитию арабской
науки, но при этом показательно, что собственно арабо-мусульманская, или
исламская, философия (метафизическая в нашем понимании) почти не
развилась, в то время как в области естествознания арабам не было равных.
И, в этом отношении, они в течение столетий оставались наставниками
европейцев.
Практическая направленность является характерной чертой арабской научной
мысли. Арабы дали полное описание всех - от Испании до Туркестана и устья
Инда - стран, с обстоятельным перечислением населенных пунктов, с
характеристикой культурных земель и пустынь, с указанием ареалов
распространения видов растений и животных, а также залежей полезных
ископаемых. Их интересовали не только физико-географические или
климатические условия, но в равной степени быт, промышленность, культура,
язык, религиозные учения. Эти познания далеко выходили за пределы Халифата
и известного древним грекам мира.
Мухаммед ибн Муса ал-Харизми, один из первых багдадских математиков (ум.
после 846 г.), предварил свой знаменитый алгебраический трактат,
посвященный халифу ал-Мамуну, следующими словами: "Я составил краткую
книгу об исчислении алгебры и альмукабалы, заключающую в себе простые и
сложные вопросы арифметики, ибо это необходимо людям при дележе
наследства, составлении завещаний, разделе имущества и в судебных делах, в
торговле и всевозможных сделках, а также при измерении земель, проведении
каналов, инженерном искусстве и прочих разновидностях подобных дел". Также
и звездные каталоги ал-Баттани и Абдаррахмана ас-Суфи, относящиеся к X
веку, представляют собой расчеты лунного календаря, определения времени
молитвы и поста, направления киблы.
Главным предметом исторических трудов была история исламской общины,
отраженная в деяниях ее правителей. История в арабском понимании
представляет собой реализацию замысла Всевышнего по управлению
человечеством, а историк, в назидание потомкам, фиксирует все доброе и
дурное в этой реализации, осуществляемой людьми. Автором первого
исторического сочинения, посвященного арабским завоеваниям, под названием
"Футух ал-Булдан" ("Завоевание стран") был Ахмед ибн Йахйа ибн Джабир
ал-Балазури. Книга описывает все военные походы, предпринятые арабами в
VII-VIII веках. Она состоит из девяноста глав, каждая из которых посвящена
одному событию. "Относительно завоеваний мы не знаем сочинения лучшего,
чем его книга", - писал историк X века ал-Масуди.
Ахмед ал-Балазури (812-892) родился и вырос в Багдаде. Он был переводчиком
с персидского, в частности перевел стихами персидский эпос "Ахд Ардашир"
("Завещание Ардашира"), повествующий о мудрости этого выдающегося
государственного деятеля, основателя персидской династии Ардаширов.
Главный исторический труд ал-Балазури "Футух ал-Булдан" охватывает период
с 622 по 869 год. Ход арабских завоеваний описывается сначала в
направлении на север и северо-запад, а затем на северо-восток и восток с
момента завоевания Мекки и становления Медины как первой столицы Халифата.
Другой великий арабский историк и законовед Мухаммед ибн Джарир ат-Табари
(ок. 839-923) родился в знатной семье в столице Табаристана Амуле. В семь
лет он уже знал наизусть Коран, в восемь - предстоял на общей молитве, а в
девять начал записывать хадисы. В Рее он слушал предания о Пророке
Мухаммеда ибн Хумайда ар-Рази и записал с его слов свыше ста тысяч
хадисов, а также записал хадисы, переданные ему ал-Мусанной ибн Ибрахимом
ал-Убулли. На лекциях Ахмеда ибн Хаммада ад-Даула Аби ат-Табари записал
"Книгу начала и походов" Мухаммеда ибн Исхака в передаче Саламы ибн
ал-Муфаддала.
В 855 году ат-Табари приехал в Багдад учиться у знаменитого Ахмеда ибн
Ханбала, но этот прославленный ученый незадолго до его приезда умер. После
недолгого пребывания в Багдаде ат-Табари отправился в Басру, затем в Куфу,
где записывал хадисы со слов известного знатока преданий Абу Курайба
Мухаммеда ибн ал-Ана ал-Хамадани (ум. в 863 г.). После этого он вернулся в
Багдад, где основал школу права, названную им "Ал-Джаририйя" в честь отца.
На родине в Амуле ат-Табари побывал уже на склоне лет.
Главные сочинения ат-Табари - многотомная "История Пророков и халифов,
тридцатитомный комментарий к Корану "Тафсир ал-Куран" и "Книга различных
взглядов правоведов" - являются важнейшими источниками по истории
мусульман. "История Пророков и халифов" доведена до 915 года. В ней
сосредоточено громадное количество исторических сведений с указанием
трудов предшественников и выдержками из не дошедших до нас других
сочинений, которые ат-Табари приводит с большой точностью. Источниками для
ат-Табари были: "Книга исторических рассказов об Омейядах" Али ибн
Муджахида, "Жизнеописание Мухаммеда" и "История халифов" Мухаммеда ибн
Исхака, труды по истории Ирака(1) Абу Михнафа Луга ибн Йахйа. История двух
столетий хиджры лучше всего описана именно у ат-Табари: первые халифы,
ранние Омейяды, последние Омейяды, Аббасиды того периода, когда Хорасан и
Средняя Азия прочно вошли в состав Халифата.
Известна также и стихотворная "Всеобщая история" поэта Абу Хасана ибн
ал-Джахма ас-Сами, жившего при халифе ал-Мутаваккиле I. Эта касыда была
написана в Багдаде в конце 862 года. Она стала последним крупным
произведением поэта. "Всеобщая история" ведет повествование от сотворения
мира и заканчивается временем начала правления халифа ал-Мустаина I.
Сохранились исторические сочинения, которые представляют собой перечни лиц
по племенам и поколениям, принимавших участие в событиях ранней истории
Халифата, сопровождающиеся краткими изложениями самих событий.
Близкой к истории наукой была география. Первое географическое сочинение
на арабском языке называется "Худуд ал-Алам" ("Пределы мира"). Географ Абу
Касим Убайдаллах ибн Ахмед ибн Хордадбег был автором "Книги о путях и
государствах".
Значителен вклад арабов в теорию и практику морского дела - арабская
морская терминология частично вошла в европейские языки, а через них и в
русский. Мореплаватели всего мира считали арабские карты самыми надежными,
причем у арабов были собственные наименования звезд и небесных тел.
Арабские купцы, лоцманы и капитаны проложили пути по суше и по морю,
которыми европейцы прошли спустя века.
Оккультные знания и магические действа, имеющие практическое значение,
тоже не остались без внимания арабских исследователей алхимии, астрологии,
магии и каббалы. Эти мистические учения развивали в основном суфии.
В математике честь открытия алгебры принадлежит ученому, жившему во
времена халифа ал-Мамуна, - Мухаммеду ибн Мусе. Арабская математика была
тесно связана с астрономией. Мухаммед ибн Кетир ал-Фергани, астроном и
географ (ум. в 830 г.), описал элементы астрономии, развивая систему
Птолемея. Его трактаты переводились на древнееврейский, а затем на
латинский языки. Кроме того, ал-Фергани математически описал прибор
астролябию и устройство солнечных часов.
Один из величайших арабских астрономов и математиков - Мухаммед ибн Джабир
ал-Баттани (ок. 854- 929), составитель знаменитых астрономических таблиц,
основанных на собственных наблюдениях звездного неба с 882 по 900 год. Его
труд был переведен на латинский язык и широко распространился в Европе.
Ал-Баттани сделал важные открытия: определил процессию и эксцентричность
земной орбиты, движение вперед земного перигелия; высчитал величину
тропического года - 365 дней 5 часов 46 минут и 24 секунды, что лишь на
две минуты меньше принятого на сегодняшний день. Ал-Баттани
усовершенствовал тригонометрию.
Впечатляют успехи арабов в теоретической медицине и практическом
врачевании: полностью была описана система функционирования человеческого
организма и разработана теория врачебного дела - от диагностики до
хирургии.
Нельзя не упомянуть имя Йакуба ибн Исхака ал-Кинди - первого арабского
энциклопедиста.
Имя Авиценны стоит в одном ряду с величайшими именами Древней Греции. Абу
Али Гусейн ибн Абдаллах ибн Сина, философ и врач, известный под именем
Авиценна, родился в Бухаре в 980 году. Он изучал математику, астрономию,
медицину; был придворным врачом при наместниках Саманидах и Дейлемидах,
затем визирем в Гамадане, после чего поселился в Исфахане. Умер во время
похода эмира Ала ад-Даула в Гамадан в 1037 году. Самый знаменитый труд
Авиценны по медицине, прославивший его имя в Европе, называется "Канон".
На арабском языке "Канон" был издан в Европе лишь однажды - в Риме в 1593
году - и составил четыре тома. После этого он был переведен на латинский
язык и получил широкое распространение. Также в латинском переводе изданы
многие другие медицинские и философские сочинения Авиценны. Особое
внимание обратил на себя трактат Авиценны по метафизике, который
представлял собой комментарий к метафизике Аристотеля. Необходимо
отметить, что несовершенство латинских переводов, грубо искажающих
оригинал, часто вредило репутации арабских ученых. Этой участи не избежал
даже великий Аверроэс.
Аристотелевская логика вручила арабским законоведам действенное средство
против лукавства и изворотливости скрытых безбожников. Этим знанием нужно
было овладеть, чтобы не повторялся конфуз третейского суда в ал-Джандале,
когда хитрый, но недобросовестный ум одержал верх над умом простодушным,
но глубоко верующим. Одним из первых перевел Аристотеля на арабский
ал-Фараби. Арабские переводчики всячески избегали введения в лексику
родного языка иностранных слов, но при этом переводы персидского эпоса,
индийских легенд, древнегреческой логики и диалектики, споров христиан и
манихеев, учений сабиев и зороастрийцев, трудов стоиков и гностиков
отличаются очень высокой степенью точности. Сурово критиковались
отступления от языковой нормы (лахн), данной изначально и закрепленной в
староарабской поэзии и Коране. Такая преемственность чистоты языка привела
к тому, что современные арабы свободно читают и понимают тексты,
написанные много веков тому назад.
Современные исследователи уделяют мало внимания такому важному фактору
арабской экономики, как торговля. А ведь торговое дело связано со многими
знаниями: о землях, по которым пролегали караванные пути, о климате стран,
их растительном и животном мире, в котором нужно было различать годные в
пищу или ядовитые растения, о свойствах и повадках диких животных,
хищников, пресмыкающихся или насекомых. Купец должен был уметь не только
сохранить товар, но порой и собственную жизнь и жизнь сопровождавших его
людей, должен был уметь лечить заболевших животных - верблюдов, лошадей,
овец, от состояния здоровья которых часто зависел успех его предприятия.
Он должен был быть дипломатом и психологом, чтобы находить общий язык с
разными людьми, настроенными порой враждебно. Купец являлся центральной
фигурой на Востоке. Абу Ваил, один из сподвижников Пророка, говорил:
"Дирхем, заработанный мною торговлей, мне приятнее, чем десять из
казенного содержания".
Мусульманское право и этика исходят из того, что наиболее естественным и
подобающим является образ жизни зажиточного, экономически независимого
человека, у которого в таком случае появляется и больше возможностей для
добрых дел. Халиф Умар говорил попрошайкам: "Пусть никто из вас не
отказывается от работы, чтобы добыть себе средства для пропитания, и не
просит Аллаха: подай мне! Знайте, что небо не прольет вам дождя из золота
и серебра. Аш-Шайбани (749-805), ученик Абу Ханифа, в своей "Книге
приобретений" опровергал взгляды "невежд из числа аскетов и дураков из
числа суфиев", утверждавших, что заботы о мирских благах - грех. Даже
ал-Газали не прошел мимо этой темы и в своем фундаментальном трактате
"Оживление наук о вере" также порицал лентяев. В послании "Похвала купцам
и осуждение службы у султана" ал-Джахиз, современник аш-Шайбани,
подчеркивает независимость и высокие моральные качества купцов. Совсем
иное у тех, "кто приблизился к султану сам или связан с ним службой: их
одежда - унижение, а их примета - льстивость". В другом трактате, который
называется "Книга указаний о правильной торговле", автор ад-Димашки пишет:
"Купцу дано благоденствие, он обладает превосходными качествами, и одним
из особенных достоинств является то, что простая одежда не мешает ему
обладать многими тысячами. А у того, кто общается с эмирами, может не
хватать средств, но он должен всегда появляться в блестящем одеянии и
тюрбане, иметь красивых лошадей, чистую упряжь, седла и уздечки и держать
невольника". Богатство, нажитое торговлей, свидетельствует о
рассудительности и обширном уме его обладателя. Но когда в торговлю
вмешивается султан и начинает сам назначать цены, то его подданные гибнут,
- в этом сходились все арабские экономисты.
На протяжении веков центрами арабской науки оставались крупные города
Испании. Арабы оказали огромное влияние на население этой страны.
Своеобразие испанского характера, непохожего на другие европейские, -
гордого, воинственного, щепетильного в вопросах чести, - обусловлено
влиянием ислама, оставившего неизгладимый след в духовной и светской
культуре Испании.
Все путешественники времен правления испанского халифа Хакама II отмечали,
что в Испании почти каждый умел читать и писать, тогда как в остальной
Европе даже высокопоставленные особы, не принадлежащие к духовенству,
понятия не имели о грамоте. Хакам II был страстным коллекционером книг, у
него их было свыше четырехсот тысяч томов. Список одних лишь заглавий
этого книжного собрания составлял сорок четыре тома. Кордовский
университет насчитывал тысячи студентов. Велась подробная летопись
Кордовского халифата, в обсерваториях занимались астрономы и математики.
Уникальным архитектурным сооружением была Кордовская мечеть - сводчатые
галереи, опирающиеся на более чем тысячу колонн, журчащие фонтаны,
экзотические птицы и растения. Но поистине непревзойденным памятником
арабского зодчества остается Келат ал-Хамра ("Красная крепость"), или,
по-испански, Альгамбра - цитадель Гранады, возвышающаяся на скале с
юго-восточной стороны города. Эта старинная крепость мавританских
государей - уникальный памятник архитектуры. Величественный комплекс трех
с половиной километров в окружности обнесен стеной со многими башнями.
Внутри находится мавританский дворец, церковь, монастырь, жилые дома,
незавершенный дворец Карла V - на месте зимнего дворца халифов,
построенного в 1213-1338 годах. Грация бесконечно извивающихся арабесок,
утонченных архитектурных линий производит впечатление очаровательного
изящества. Богатейшая мозаика внутри и строгость форм снаружи; фонтан,
опирающийся на спины двенадцати каменных львов, блеск и великолепие
внутренних покоев; пустота покинутых роскошных залов и величественный
девиз Насридов, венчающий вход во дворец: "Нет победителя, кроме Аллаха!"
- такой увидел Альгамбру в конце XVIII века писатель Вашингтон Ирвинг,
будучи американским послом в Испании.
С Испанией была связана и жизнь величайшего арабского ученого Абу Зайда
Абдаррахмана ибн Мухаммеда ибн Халдуна. Его гениальное сочинение,
названное турецким переводчиком XVII века Хаджжи Халифом "Мукаддима"
("Введение", или "Пролегомены"), - первый в мире научный трактат,
посвященный социальным проблемам. Сам Ибн Халдун назвал свой труд так:
"Книга назидательных примеров и сборник начала и сообщения о днях арабов,
персов и берберов и тех, кто был современником их из обладателей высшей
власти". Уже из одного заглавия трактата видно, что речь в нем пойдет
прежде всего о народах, а потом уже о правителях, и уж никак не об
абстракциях, на что невольно настраивает безличное название "Пролегомены".
Последний его раздел, озаглавленный Ибн Халдуном как "Книга о природе
социальной жизни", дал повод турецкому ученому изменить общее название, но
оно совершенно не соответствует авторскому замыслу. Когда Ибн Халдун
закончил этот главный труд всей своей жизни, он взобрался на минарет и
прокричал: "Люди! Мне удалось сделать то, что не удавалось еще никому!"
Согласно социально-исторической теории Ибн Халдуна, развитие государства
обусловливают два рода движущих сил: фактор общественный, то есть
взаимоотношения между оседлыми и кочующими племенами(2), и фактор
личностный, то есть присущее каждому человеку стремление к единодушию -
полному согласию в мнениях и действиях с окружающими, а другими словами,
стремление к духовному братству. Свое исследование исламской
государственности Ибн Халдун начал со времен древних арабов, взгляды
которых на принципы объединения людей позволили ему сделать вывод о том,
что долговечность государства заключается не в одной только силе оружия и
порядка, но и в силе духовного авторитета, освящающего общественный союз.
Точно так же, как в случае необходимости каждый "человек помогает
родственникам, потому что хочет избежать позора, на который себя обрекает,
позволяя плохо обращаться с кем-нибудь, кто связан с ним родством", так и
каждый член общественного объединения будет защищать входящих в это
объединение людей, если идея их союза отражает не только необходимость
внешнего усиления той или иной группы относительно других групп, но и
полностью соответствует тому стремлению к единодушию, которое внутренне
присуще каждому человеку. Сила авторитета и неотразимость духовного учения
и заключается в том равновесии, которое приобретают в нем общественное и
личностное начала человеческого бытия. Ни одно из них не может быть
главенствующим, усиление одного влечет за собой ослабление другого, что
неизбежно заканчивается разрушением государства, распадом союза. В
наиболее полной, исчерпывающей форме такую идею выражает Пророк, и поэтому
государство, в основание которого положены откровения о волеизъявлении
Всевышнего, является единственно возможным государственным объединением
людей, равно общественным и духовным, внешним и внутренним.
Ибн Халдун родился в Тунисе 27 мая 1332 года в семье, принадлежащей к
знатному севильскому роду. Закончив образование, Ибн Халдун поступил на
службу к Хафсидам в Тунисе, но уже в 1352 году оставил их и отправился в
Магриб. В Фесе он получил приглашение султана Абу Йинана занять должность
секретаря. Эту должность Ибн Халдун занимал и при преемнике султана, Абу
Селиме.
В 1362 году Ибн Халдун отправился в Испанию, где служил при дворе эмира
Мухаммеда V, визирем которого был знаменитый писатель того времени Ибн
ал-Хатиб. В 1365 году Ибн Халдун подал прошение об отставке и вернулся в
Африку к Хафсидам. Спустя некоторое время он получил известие, что его
друг ал-Хатиб стал жертвой клеветы и был брошен в темницу. В заточении
ал-Хатиб написал такие строки:
Скажи моим друзьям: "Он исчез, сын Хатиба,
его больше нет!" - Но кто не умирает?
Скажи тем, кто обрадуется этому:
"Да, радуйтесь, если вы бессмертны!"
Ибн Халдун как истинный ученый-исследователь никогда не чувствовал себя
связанным ни временем, ни местом, ни службой. Переходя от одного двора к
другому, перенося тяжелые жизненные невзгоды, он все с большим усердием,
спокойствием и беспристрастием наблюдал происходящие вокруг него события,
постоянно пополняя свою великую книгу, пока ему не выпало в свите своего
последнего господина - мамлюкского султана в Египте - отправиться в поход
против монголов и попасть в плен к свирепому Тамерлану. Тамерлан после
беседы с ученым отпустил его на свободу. Ибн Халдун вернулся в Каир и
вскоре - в 1406 году - умер в возрасте семидесяти четырех лет.
(1) В Ирак в то время административно входил Хорасан.
(2) В разные исторические эпохи конкретные выразители этого фактора могут
называться по-разному: сословия, или классы, религиозные общины, народы,
нации и т.п. Во времена Ибн Халдуна "непохожесть" людей проявлялась в виде
неприемлемости для одних образа жизни других, то есть кочевники не могли
стать оседлыми, и наоборот, отчего казалось, что между ними существует
непреодолимая пропасть. Человеческий разум не в силах самостоятельно
установить равновесие между силой, разъединяющей людей, и силой,
сплачивающей их. Закон Всевышнего (шариат) дарит людям путеводную нить в
этом лабиринте человеческих страстей и заблуждений.
Комментарии (2) Обратно в раздел ислам
|
|