Комментарии (2)
Ирмияева Т.Ю. История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты
Халифат ас-Саффаха
750-754
После разгрома Мервана II Абдаллах ибн Мухаммед ибн Али ас-Саффах, первый
халиф Аббасидов, принял присягу войска и высших государственных чинов. В
большой мечети Куфы новый халиф произнес речь, которую закончил следующими
словами: "О люди Ирака, объект неусыпной заботы нашей и благорасположения.
Вы те, благочестие которых никогда не мог изменить или отклонить напор
злодеев. Такими вы остались и по сей день, и Аллах даровал вам династию
нашу. И вы станете счастливейшими из людей нашими заботами, чего вы и
заслуживаете вполне за вашу к нам преданность. Жалуем вам еще по сто
дирхемов годового содержания сверх установленного. Но будьте всегда в
готовности, ибо, объявляю вам, я тот, который станет проливать кровь
отступников беспощадно, я - гибель несущий мститель".
Местом своей резиденции халиф избрал город Анбар. При нем в официальных
документах слово "араб" было заменено словом "мусульманин".
Халиф сдержал свои обещания, данные в тронной речи. Ситуация в Ираке
требовала решительных действий. Ас-Саффах и его брат ал-Мансур огнем и
мечом восстанавливали закон там, где люди уже забыли и думать о нем. Ирак,
большинство населения которого составляли новообращенные персы, греки и
другие народности этого многонационального региона, жил по инерции своих
прежних смутных представлений о власти и подчинении. По шариату эта
двойственность является преступлением против веры, предполагает готовность
к предательству, ненадежность, многобожие. Главой семьи Пророка был
признан Ибрахим, старейший в роде Аббасидов. Незадолго до победы Абдаллаха
он скончался в темнице, куда его бросили Омейяды. Кровь сторонников
Омейядов лилась в Халифате рекой. Столь решительный поворот к законности
нравился не всем. Абу Салама, проповедник Аббасидов, до сих пор
действовавший единодушно с Абу Муслимом, стал призывать к провозглашению
халифом Мухаммеда ибн ал-Ханафийя. Абу Салама остановился на этом
кандидате, потому что никто из настоящих внуков Пророка его не поддержал.
Но уже в конце 750 года армия халифа расправилась с мятежниками. Впрочем,
тем, кто сдавался добровольно, разрешалось отправляться на джихад -
защищать границы Халифата от вторжения языческих племен.
Всем остававшимся в живых Омеиядам объявили амнистию и пригласили на прием
во дворец халифа. Там их ждала бесславная гибель от руки палача. Так
вероломство Муавийи закончилось вероломством по отношению к потомкам
Омейядов. Эти внутренние распри, усмирение бунтов и волнения поглотили все
силы ас-Саффаха, он заболел и умер в своей резиденции 21 июня 754 года в
возрасте тридцати лет. Перед смертью халиф привел войска и придворных к
присяге своему брату Абу Джафару и двоюродному брату Исе ибн Мусе как
следующему за Абу Джафаром наследнику халифата. Абу Джафар в это время
совершал хаджж в Мекку.
Комментарии (2) Обратно в раздел ислам
|