Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Комментарии (2)
Ирмияева Т.Ю. История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты
Пять веков исламской цивилизации
750-1258
Халифы Аббасиды ввели систему почетных титулов - алкабов (лакаб - ед.ч.)
для наследников власти. Имена халифов этой династии и представляют собой
высшие титулы, полученные ими при вступлении на престол.
При Аббасидах завоевательные походы почти не предпринимались, только
халифы ал-Мамун и ал-Мутасим успешно воевали в Анатолии. Так называли в те
времена Малую Азию, которую византийские императоры использовали в
качестве плацдарма для нападения на Армению и Азербайджан.
На протяжении столетий правления Аббасидов отмечается стабильность
всесторонне развитой средневековой исламской цивилизации. Необыкновенно
высокого уровня достигли естественные науки, философия, литература,
теология. Бурно развивалась экономика и торговля в Иране, Ираке, Египте,
Испании, Индии. Прочные торговые связи установились с Восточной Европой,
Дальним Востоком, Китаем, Центральной Африкой. Глава исламского
государства - халиф - являлся гарантом веры, справедливого суда и защиты
населения страны от внешнего и внутреннего врага. Халиф назначал верховных
судей, руководил "войной на пути Аллаха", контролировал правильность
налоговых сборов и расходования средств из казны, управляя специально
созданным для этого административным аппаратом. Административное
управление в Халифате можно оценить как мощную структуру, охватывающую все
стороны жизни подданных государства. Халиф располагал необходимыми
средствами для поддержания порядка внутри страны и отражения агрессии
извне. В мусульманском обществе не существовало сословных барьеров; любой
инициативный честный человек мог рассчитывать на поддержку, а с людьми
бесчестными, отступниками и лжецами расправа была короткой, что породило
много легенд о жестокости властей в Халифате, создателями которых были,
как правило, иноземные путешественники и купцы.
Ввиду обширности территорий Халифата практиковалось применение права
наследственного управления той или иной провинцией государства. Так,
например, в 759 году халиф ал-Мансур поручил Мухаммеду ибн Ашасу вернуть
берберов, впавших в ересь, под, власть Халифата. У Мухаммеда ибн Ашаса был
в хорасанском ополчении некий военачальник Аглаб, проявивший себя в
сражениях как талантливый командир. Сын Аглаба, Ибрахим, уже получил право
управлять провинцией Ифрикийей с обязательством вносить в казну
определенную сумму налога. В случае злоупотреблений халиф либо сам смещал
такого "династа", либо поручал соседнему наместнику наказать
провинившегося.
Практику наследственного управления крупными городами и провинциями
Халифата в случае, когда имелся достойный кандидат, "добросовестные"
европейские и неевропейские историки безнадежно путают с феодальными
династиями средневековой Европы. И это при том, что по существу сходства
нет никакого. Феодал мог произвольно устанавливать сумму вид налогов,
размер дополнительных поборов, лишать подданных земли и имущества,
изгонять их со своей территории или казнить. Европейский феодал был, по
сути, рабовладельцем, поскольку его крестьяне находились в полной личной
зависимости от него. Этот исторический факт старательно замалчивается, и
даже то, что арабские отряды в Испании были встречены как освободители от
феодального гнета, описывается скороговоркой. А между тем Испания на
протяжении восьмисот лет предпочитала оставаться под властью мусульман, и
лишь соединенными силами европейских монархов испанские феодалы сумели
вернуть себе своих подданных и земли. Все успехи Испании в области науки,
философии и культуры связаны с этим периодом, в то время как возвращение к
христианству ввергло этот цветущий край во мрак инквизиции и невежества.
Халиф никогда не терял контроля над управлением страной, ведая "войной,
молитвой и хараджем". Его наместники представляли эту власть на местах,
выраженную простой и точной формулировкой: обеспечение высокой
боеготовности армии, обеспечение исламской системы образования,
обеспечение благосостояния населения.
Система налогообложения в Халифате была несложной, но тщательно
разработанной. Дополнительные налоги (мукус) расценивались как нарушение
установлений Пророка и рано или поздно отменялись. Например, Салахаддин,
наместник Египта, придя к власти в провинции, отменил восемьдесят восемь
поборов ввенных ранее Фатимидами.
Иерархия мусульманского общества зависела от степени благочестия, и
поэтому не было никакой изначальной "врожденной" сословной
исключительности. Все необходимое для организации жизни общины дано в
предписаниях и откровениях Пророка. Государство не может быть
законодателем, оно лишь исполнитель шариата по отношению к подданным.
Собственно, и все правовые акты государя - это административные или
судебные распоряжения по поводу обеспечения "дозволенного" или
восстановления попранной, в результате допущения "запретного", законности.
Абу Абдаллах Суфьян ас-Саури (714-778) говорил: "Наилучший из правителей
тот, кто часто общается с людьми знания - чтецами Корана, знатоками сунны
и толкований, с учеными-законоведами и славными своим благочестием, и
наихудший из людей знания тот, кто часто советуется с правителем".
Комментарии (2) Обратно в раздел ислам
|
|