Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Комментарии (2)

Ирмияева Т.Ю. История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты

ОГЛАВЛЕНИЕ

Халифат Усмана ибн Аффана ал-Умави
644-656

В назначенный халифом Умаром избирательный комитет вошли: Абдаррахман ибн
Ауф, Али ибн Абу Талиб, Усман ибн Аффан, аз-Зубайр - родной брат Хадиджи
по отцу и двоюродный брат Мухаммеда по матери, Тальха и Саад ибн Абу
Ваккас - внук Абу Суфьяна по матери и, следовательно, троюродный племянник
Усмана ибн Аффана. Сын убитого халифа Умара ибн ал-Хаттаба, Абдаллах,
отказавшийся от претензий на халифат, был включен в комитет с правом
совещательного голоса, то есть без права участвовать в голосовании и быть
избранным. Задачей комитета было избрание из своего состава нового халифа.
В решающий момент совещания, когда остались Две главные кандидатуры - Али
и Усмана, им был задан вопрос: "Клянетесь ли вы следовать Корану Аллаха, и
обычаю Пророка, и деяниям Абу Бекра и Умара?" Али ответил: "О Аллах!
Клянусь стараться делать это в меру сил". Усман ответил: "Да", - и был
избран халифом.
Халиф Умар завещал не смещать назначенных им наместников провинций в
течение года. Это были: в Мекке - Халид ибн ал-Ас ал-Махсуми, в Таифе -
Суфьян ибн Абдаллах ас-Сакафи, в Йемене - Йала ибн Мунйа, в ал-Джанаде -
Абдаллах ибн Абу Рабиа, в Куфе - Мугира ибн Шууба, в Басре - Абу Муса
ал-Ашари, в Египте - Амр ибн ал-Ас, в Химсе - Умайр ибн Абу-л-Ас.
При халифе Усмане завоевания продолжались: в 646 году верховную власть
Медины признала Армения, в 647 году - Киренаика, в 649 году был завоеван
Кипр. В 654 году мусульманский флот, построенный в Египте, разгромил
византийскую эскадру у южного побережья Малой Азии. В состав Халифата
вошли территории Хорасана. Династия могущественных Сасанидов прекратила
свое существование.
Усман ибн Аффан происходил из рода Омейи, к которому принадлежали самые
непримиримые лидеры мекканских язычников, выступавших против Пророка.
Усман, будучи благочестивым мусульманином, не стремился к личному
обогащению, но не сумел найти разумного компромисса в отстаивании
государственных интересов, с одной стороны, и интересов своих
родственников - с другой. А среди них были и такие, которые не имели
достаточного религиозного авторитета у мусульман. Назначая их на важные
посты, Усман не задумывался о том, что тем самым обесценивает понятие
высшей власти, освященной авторитетом Мухаммеда: правитель, не имеющий
заслуг перед исламом, не может стоять во главе мусульман. К тому же Усман
позволил себе изменить и молитвенный ритуал. Нарушение установленного
Пророком было расценено современниками как возвращение к джахилийе. Своими
действиями Усман вносил раскол в единство уммы. Все это было расценено как
вызов, побуждающий объявить джихад против внутреннего врага. Результатом
стало гражданское неповиновение со стороны некоторых наместников. В 655
году волнения были подавлены.
Но недовольство Усманом возрастало. В апреле 656 года из Куфы, Басры и
Египта прибыло вооруженное ополчение численностью в пятьсот человек и
расположилось лагерем у ворот Медины. С египтянами прибыл Абдаллах ибн
Саба, куфийцами руководил Малик ибн ал-Аштар. Усман, при посредничестве
Али, вступил в переговоры с мятежниками и пообещал убрать своих
ставленников. В то же самое время он в письме к правителю Египта Ибн Абу
Сарху предписывал предать бунтовщиков казни, когда они вернутся из Медины.
Это письмо было перехвачено, и мятежники потребовали от Усмана
добровольного отречения от власти. После десяти недель осады халифского
дворца распространился слух, что на помощь Усману идут его войска из Басры
и Дамаска. Тогда восставшие ворвались во дворец, и 17 июня 656 года
престарелый Усман, склонившийся над Кораном, был убит.
Так сбылось пророчество Мухаммеда об Усмане.
Рядом с халифом до самого конца оставался один Али. Абдаллах ибн Саба
предложил избрать Али халифом, и с ним согласились все остальные. Но
сподвижники Пророка Тальха и аз-Зубайр, пережидавшие события в Мекке,
выступили против. На их стороне была "мать правоверных" Аиша, вдова
Пророка и свояченица аз-Зубайра. Отказался признать Али халифом и
полководец Саад ибн Абу Ваккас. Наместник Сирии Муавийя обвинил Али в
убийстве Усмана.
Свое назначение на должность халифа Усман расценивал как волю Всевышнего,
избравшего род Омейи управлять Халифатом. Поэтому Усман не видел ничего
плохого в назначениях родственников на все ключевые посты в государстве,
независимо от их деловых и нравственных качеств. Мусульмане, по его мысли,
должны беспрекословно подчиняться, если они по-настоящему преданы воле
Аллаха. Эту идею Усман сумел внушить своим родичам - отсюда и
непоколебимая уверенность Муавийи в том, что именно он, старший в роде
Омейядов, должен стать халифом после Усмана. Так проявлялось еще неизжитое
языческое подсознание, которое "помнило", что сейиды должны происходить из
одного рода. Сказав: "Да, буду исполнять волю Аллаха", - Усман исполнял ее
так, как считал истинно верным. С этой точки зрения Али казался Омейядам
самозванцем. А от такой убежденности недалеко было и до прямого обвинения
Али в убийстве Усмана, хотя никаких доказательств у Муавийи не было.
Этот трагический момент исламской истории свидетельствует, с одной
стороны, о постепенном "выветривании" бедуинского представления о чести:
требование кровной мести стало всего лишь политическим лозунгом; а с
другой - о складывании прогрессивного, истинно исламского мировоззрения,
провозвестником которого был Али, при всех обстоятельствах своей жизни
хранивший верность заветам Пророка.

Комментарии (2)
Обратно в раздел ислам











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.