Комментарии (2)
Ирмияева Т.Ю. История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты
Основание военных городов:
Басры, Куфы и Фустата
636-642
После победы при Кадисии под властью арабов оказалась Бактрия - Иранская
провинция, расположенная к северу от Гиндукуша и по среднему течению
Аму-Дарьи. Заняв Хульван, арабы двинулись в глубь Иранского нагорья.
Судьбоносное сражение 642 года при Нехавенде, что к югу от Хамадана,
принесло арабам вторую решающую победу. Персидский полководец Фирузан пал
в бою. После этого окончательное завоевание Ирана было лишь вопросом
времени.
Арабы переселялись в Иран племенами, и поэтому в городах многие кварталы
стали называться по имени того или иного живущего в нем племени. Крупные
города управлялись наместниками халифа. Почти везде арабы не отделялись от
местных жителей, которые также не проявляли к ним враждебности.
Необходимость иметь постоянные базы для армии, все более и более
удалявшейся от Медины в своих завоевательных походах, привела к закладке
новых городов. Так, в Ираке в 635-636 годах была построена Басра - при
впадении речки Шатт ал-Араба в Персидский залив. Основателем города
считается военачальник Утба ибн Газван. Басра стала форпостом Халифата.
Отсюда арабы отправлялись на завоевание Азербайджана, Армении и
Северо-Восточного Кавказа до Дербента в 642-643 годах.
Таким же городом стала и построенная в 638 году Куфа - военная база в
Шуристане. Город основал Саад ибн Абу Ваккас. Басра застраивалась
хаотично, без плана. Строительство же Куфы осуществлялось по плану халифа
Умара. Главные улицы закладывались шириной в сорок локтей, второстепенные
- в тридцать и двадцать, участки под строительство домов нарезались по три
тысячи шестьсот квадратных локтей каждый. Такие нормы градостроительства
были обычными для того времени. Через несколько лет после Куфы арабы
заложили еще один военный город на севере Ирака, который стал базой для
завоевания Армении и Азербайджана, - Мосул. Он расположился на правом
берегу Тигра, напротив древней ассирийской столицы Ниневии.
В 642 году в завоеванном Египте был заложен город Фустат ("Лагерь"), в
котором участки были поделены между арабскими племенами. В Фустате
построили Резиденцию для халифа, но Умар, презирая роскошь, приказал
превратить ее в базар, о чем свидетельствует египетский историк Ибн
Абдалхакам. Выполнить это распоряжение было несложно, поскольку первые
дворцы и административные здания представляли собой квадратные постройки с
внутренним двором, куда выходили все помещения здания. Глухой внешний
фасад, похожий на крепость, прорезал один монументальный проезд.
В Фустате были построены и другие дворцы, а также торговые ряды, жилые
кварталы, бани. Первые мечети этих военных городов были, по существу,
большими площадями в центре города. В 642 году Амр ибн ал-Ас построил в
Фустате знаменитую пятничную мечеть. Лишь в 665 году наместник восточной
части Халифата построил в Басре мечеть, ставшую образцом для последующих.
Через пять лет такую же мечеть построили в Куфе. Это были квадратные в
плане здания с квадратным же внутренним двором, окруженным со всех сторон
галереями на колоннах. С южной стороны галерея была глубиной в пять рядов
колонн. Мечеть являлась центральным зданием города или квартала и служила
местом сбора для пятничной молитвы всех взрослых мусульман. Имамами
выбирались те, кто лучше всех знал Коран и молитвы. Обычно эту обязанность
выполняли наместники или начальники гарнизонов. Сакрального значения
должности имама не придавалось. Мечеть одновременно служила и школой. В
Дамаске в середине XII века было более двухсот сорока мечетей, а в его
пригородах - сто сорок восемь. Главные мечети городов стали называться
ал-масджид ал-джами.
Рядом с главной мечетью обычно находилась резиденция наместника. Дальше
начинались базары - торговые ряды, расположение которых было строго
регламентировано. Сначала шли лавки ювелиров, торговцев тканями,
пряностями, другими ценными товарами, а затем остальные. За базарами
наступала очередь жилых кварталов и ближе к окраинам - ремесленных
мастерских, у дверей которых выставлялся на продажу произведенный товар.
Комментарии (2) Обратно в раздел ислам
|