Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Комментарии (2)
Ирмияева Т.Ю. История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты
Миссия Пророка
Около 570-632
Мухаммед
История не располагает письменными свидетельствами современников о
Мухаммеде. Предания о его жизни и деяниях (хадисы), долгое время
распространявшиеся устно, были записаны позднее. Основанная на хадисах
первая биография Мухаммеда была составлена Ибн Исхаком (ум. в 767 г.), а
до нас она дошла в переработке Ибн Хишама (ум. в 834 г.) и отчасти в
обширных выдержках из трудов историка ат-Табари (ум. в 923 г.).
Согласно традиции, принято считать, что Мухаммед ибн Абдаллах, курейшит из
рода Хашим, родился в "год слона" - год неудачного похода Абрахи против
Мекки, то есть около 570 года. Он принадлежал к одной из благородных
мекканских семей, ведущей свое происхождение от Кусая. Мухаммед рано
осиротел - он совсем не знал своего отца Абдаллаха, который умер до его
рождения, а в шесть лет лишился и матери. Когда ему было лет
девять-десять, умер его дед Абд Мутталиб. Отец Мухаммеда был небогатым
купцом и, умирая, оставил своей жене Амине пять верблюдов, несколько овец
и одну рабыню. Мухаммеда взял к себе дядя Абу Талиб, глава рода Хашимидов,
человек великодушный и добрый, но чрезвычайно бедный. Мухаммед вел
трудовую жизнь: будучи ребенком, пас овец и коз - презренное занятие с
точки зрения мекканцев, а когда подрос, стал наниматься сопровождать
караваны. С ними он побывал в Сирии, где познакомился с христианским
вероучением, ритуалы которого остались для него непонятными. В детстве
Мухаммед был очень одинок и много времени проводил на горе Хира, у
подножия которой расположена Мекка.
В двадцать пять лет Мухаммед женился на Хадидже, вдове богатого купца,
которая и сама возглавляла большое торговое дело. У него родились дети, в
том числе дочь Фатима, ставшая прародительницей многочисленных потомков
Пророка - Хасанидов и Хусейнидов. Фатима ненадолго пережила отца,
скончавшись в 633 году. Мухаммед при жизни Хадиджи не брал себе других
жен, а после ее смерти в память о ней часто устраивал угощения для
бедняков. О таком заповедании говорится в суре Корана "Утро":
Клянусь утром и темнотой наступающей ночи! Не покинул тебя твой Господь и
не возненавидел. Ведь последнее для тебя - лучше, чем первое. Ведь даст
тебе твой Господь, и ты будешь доволен. Разве не нашел Он тебя сиротой - и
приютил? Разве не нашел Он тебя заблудшим - и направил на путь? Разве не
нашел Он тебя бедным - и обогатил? И вот сироту ты не притесняй, а
просящего не отгоняй, но возвещай о милости твоего Господа (Коран,
93:1-11)(1).
В 610 году Мухаммед впервые услышал обращенный к нему божественный призыв.
Архангел Джабраил повелел Мухаммеду говорить, вернее, читать (из Небесной
Книги), но Мухаммед еще не знал что и поэтому молчал. На второй призыв
Мухаммед осмелился спросить и лишь на третий произнес стихи, ставшие сурой
Корана "Сгусток", которая начинается так:
Читай, во имя Господа твоего, который сотворил - сотворил человека из
сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший, который научил Каламом, научил
человека тому, чего тот не знал (Коран, 96:1-5)(2).
Слово икра' (читай) имеет корень кр' с двумя близкими значениями:
"декламировать наизусть" и "читать по книге вслух". Именно от него
происходит слово Кур'ан (Коран). Таким образом, первое же слово
божественного воззвания неопровержимо свидетельствует об откровении:
Мухаммед был избран посредником между Словом (Каламом), исходящим от
Аллаха, и людьми, которые сами не могли ни услышать его, ни прочесть. Тем
же, кто начал распускать слухи, что Мухаммед на самом деле беседует с
неким сирийцем, был Дан следующий ответ:
Мы знаем, что они говорят: "Ведь его учит только человек". - Язык того, на
которого они указывают, иноземный, а это - язык арабский, ясный (Коран,
16:105)(3).
Мухаммед не создавал учения, а творил формы существования - в соответствии
с обретенным пониманием Бога, как реальное исполнение Его наказов и
запретов. Мухаммед назван в Коране предостерегателем (мунзир) и
посланником (расуль).
Первыми уверовали в проповедь Мухаммеда его жена Хадиджа, дочери Рукайя,
Умм Кульсум и Фатима, а также Али, двоюродный брат Мухаммеда, сын Абу
Талиба. В то время Али было двенадцать или тринадцать лет. Впоследствии,
женившись на Фатиме, он стал зятем Пророка и четвертым халифом. Уверовали
в Мухаммеда его вольноотпущенник и приемный сын Зайд ибн Харис, богатый
купец Абу Бекр (впоследствии первый халиф), родственники Мухаммеда -
аз-Зубайр и Саад ибн Абу Ваккас (впоследствии знаменитый полководец,
победитель персов в битве при Кадисии в 637 году). Тогда же примкнули к
Мухаммеду купцы Тальха, Абдаррахман ибн Ауф и Абдаллах ибн Саад, а также
Усман ибн Аффан из рода Омейядов (впоследствии третий халиф и зять Пророка
- его женой стала Рукайя) и, кроме того, бывший раб, пастух Абдаллах ибн
Масуд - один из виднейших сподвижников Мухаммеда.
Мекканская знать отнеслась к проповеди Мухаммеда с неприкрытой
враждебностью. Его врагами стали богатый купец Абу Суфьян, глава рода
Омейядов, его жена Хинда и их зять, а также Амр ибн Хишам, прозванный
сторонниками Мухаммеда Абу Джахль ("Отец невежества"), и родной дядя
Мухаммеда - Абд Узза ибн Абд Мутталиб, прозванный им Абу Лахаб ("Отец
адского огня").
Через пять лет последователей Мухаммеда в Мекке насчитывалось не более ста
пятидесяти человек. К этому времени, то есть около 615 года, в ислам
обратились Хамза ибн Абд Мутталиб - второй дядя Мухаммеда, прозванный
потом "Лев Аллаха и Его посланника", и Умар ибн ал-Хаттаб, молодой человек
двадцати шести лет, не богатый и не знатный, богатырского сложения,
решительный, пылкий и чрезвычайно добрый. Умар настоял на том, чтобы
мусульмане молились не в частном доме, а открыто, у Каабы. Мекканцы
насмехались над ними, спрашивая: "Когда же наступит наконец ваш Судный
день?"
Немаловажным представляется следующее: если бы проповедь Мухаммеда
оказалась недоступной пониманию его современников, он не обрел бы
последователей, и вскоре и сам он, и его миссия были бы преданы забвению,
подобно тому, как это происходило и происходит с большинством новых учений
о Боге. Мухаммед явился своему народу как арабский Пророк, возвещающий
неизменную с начала времен истину:
Скажи: "Поистине, молитва моя и благочестие мое, жизнь моя и смерть - у
Аллаха, Владыки миров, у Которого нет подобных Ему. Это мне повелено, и я
- первый из предавшихся" (Коран, 6:163)(4).
Комментарии (2) Обратно в раздел ислам
|
|