Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Комментарии (1) Содержание книгиТЕОЛОГИЯ ПОСРЕДНИЧЕСТВА. ХРИСТОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.из книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИТрадиции Шлейермахера продолжились в направлении, которое обычно называют теологией посредничества, начало которой можно датировать 1827 годом, когда был основан журнал «Изуче- ние и критика богословия». В журнале было заявлено, что его программа — посредничество между библейской верой и духом современной науки. Одновременно со стремлением к посредниче- ству между христианством и наукой эта богословская школа также ставила перед собой задачу посредничества между различными направлениями. Ее сторонники прежде всего были последователями Шлейермахера, но также сохраняли сильную связь с прежней традицией, с движением духовного пробуждения, а иногда и со взглядами Гегеля. Представителями этой теологии прежде всего являются учени- ки самого Шлейермахера К.И. Нитчш (Nitzsch; ум. 1868, его «Система христианского учения», 1829, относится к числу наиболее широко используемых руководств по догматике того времени) и А.ХР. ТВЕСТЕН (Twesten; ум. 1876). Далее следует отметить Й.А. ДОРНЕРА (Dorner; ум. 1884), который с помощью идей Гегеля стремился представить новое изложение христологии («История развития учения о личности Христа», 1839 г.). 313 Основанием христологии Дорнера стали противоречия между историческим образом личности Иисуса, созданным в наше время, и ранним учением о двух природах. Дорнер отвергает идею энипостасии и представляет человеческую природу как самостоя- тельную личность. Божественность Христа при этом описывается как постепенное развитие единства с Отцом. В общем эти идеи воздают должное представлениям ранней традиции о воплощении. Если божественность Христа представляется как определяющее и служащее примером для человечества общение с Богом, речь более не идет о вочеловечении Логоса или о подлинном Богочело- веке. Другая попытка решения христологической проблемы имеет место в рамках так называемой кенотики, представителем которой прежде всего является эрлангенский теолог Г. ТОМАЗИУС (Thoma-sius; ум. 1875, «Личность и деяния Христа», 1852-1861). Он с резкой критикой выступает против Дорнера, и в противовес ему желает твердо придерживаться традиционного учения о двух природах. Его основная идея состоит в том, что при воплощении Логос опустошил Себя («kenosis»), лишив всего, что превосходит человеческое сознание, и отказался от божественных свойств по отношению к окружающему миру: всемогущества, вездесущности и т.д. При прославлении Христос вновь воспринял эти свойства. С помощью этих рассуждений автор стремится воздать должное человеческой природе Христа и в то же время сохранить ранние определения. Следует, однако, отметить, что это учение о кенозисе отклоняется от древней традиции. В классической христологии говорится не о самоопустошении божественного Логоса, но о том, что соединенная с Логосом человеческая природа во Христе отка- зывается от использования божественных свойств; таким образом, они сохраняются у Христа, а именно у божественной личности даже во время Его земной жизни. Кенотические идеи выводят на яркий свет проблему, прохо- дящую через все богословие XIX века: каким образом древние определения церковного вероучения можно соединить со взглядами нового времени. При этом оказывается, что даже консервативным церковным направлениям трудно сохранить древнюю традицию неизменной. К теологии посредничества относится также датчанин X. ЛАС- СЕН МАРТЕНСЕН (Lassen Martensen; ум. 1884), его «Догматика» (1849 г.) в течение длительного времени также использовалась в Швеции в качестве учебника в сфере высшего образования. Тем не менее, Мартенсен присоединяется к кенотической христологии, которую он образцово разрабатывает. Он испытал влияние ЗН не только Шлейермахера, но и Гегеля, а также теософской мис- тики, что проявилось прежде всего в учении о Таинствах. Наиболее своеобразным теологом этого направления стал РИ-
ЧАРД РОТЕ (Rothe; ум. 1867), который отчасти на основании идей
Гегеля и Шлейермахера построил целостную религиозно-философ-
скую систему, представленную в сочинении «Богословская этика»
(1845-1848). Он стремится выйти за пределы теологии посредни-
чества и приближается к точке зрения либерального богословия. |
|