Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Комментарии (1)

Содержание книги

БОГОСЛОВСКОЕ ВОЛЬФИАНСТВО

из книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИ

КРИСТИАН ВОЛЬФ (Wolff, ум. 1754 г.; профессор математики, а позднее также и философии в Галле и Марбурге) стремится пост- роить рациональную философскую систему по образцу математики. В своей метафизике он исходит не только из закона противополож- ности (одна и та же вещь не может одновременно существовать и не существовать), но также из положения Лейбница о достаточном основании («все существующее должно иметь достаточное разумное основание» и «ничего не существует без достаточного разумного основания»). В то время как прежняя академическая философия рассматривала многообразие бытия более эмпирически, так называемый демонстрационный метод Вольфа имеет целью представить изложение, в котором одно определение выводится из другого в строго логической взаимосвязи. Наука должна быть построена на ясных и четких понятиях и не представлять ничего без доказательства — таковы основные положения системы Вольфа.

Вольфианство по сравнению с богословием переходного перио- да означает тяготение к более объективному способу рассмотре- ния: вне зависимости от практической цели и субъективного опыта богословие представляет собой логически последовательную систему, доступную для полного рационального обоснования. По- скольку эта философия также стала нормативной для науки того времени вообще, она оказывала сильное влияние на богословие в течение нескольких десятилетий начиная с 1720-х годов. Неко- торые, включая пиетистов, боролись против нее как опасного ра- ционализма, другие же рассматривали ее как решение научных проблем также в области теологии.

Среди тех, кто пытался непосредственно применить метод Вольфа в догматике, выделяются И.Г. КАНЦ (Canz, ум. 1753; профессор в Тюбингене) и ЯКОБ КАРПОВ (Carpov, ум. 1768; «Theologia revelata methodo scientifica adomata»; 1737-1765).

Одним из наиболее видных систематиков середины XVIII века был ЗИГМУНД ЯКОБ БАУМГАРТЕН (Baumgarten, ум. 1757; профессор в Галле), который находился под сильным влиянием вольфиан- 294 ства, но в то же время продолжал традицию ортодоксии и пиетиз- ма. Его труд «Evangelische Glaubenslehre» (1759-1760) является пер- вой подробной догматикой на немецком языке. Для него харак- терны трезвая рассудительность и скрупулезное логическое рассмотрение материала. Предполагается наличие гармонии между разумом и откровением: естественное знание о Боге уже ведет к мысли об особом откровении, и рациональные доказательства истинности Писания убеждают в том, что Библия — источник этого откровения. Его содержание дополняет естественную религию. Для понимания Баумгартена характерно требование свободы научного исследования. Он стоит между прежней традицией XVIII века и собственно неологией, появление которой он в определенной степени подготавливает, хотя и не имеет никаких намерений уклоняться от лютеранской ортодоксии.

<<назад Содержание дальше >> Комментарии (1)
Обратно в раздел история Церкви












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.