Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Комментарии (1) Содержание книгиНОВОЕ ВРЕМЯиз книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИОт РЕФОРМАЦИИ ДО НАШИХ ДНЕЙ 21. ЛЮТЕР Реформаторская деятельность Лютера является начальной точ- кой всего евангелическо-лютеранского богословия. Его творчество также в большей или меньшей степени стало непосредственным источником вдохновения для богословского мышления и проповеди церкви на протяжении всех эпох, прошедших со времени Реформации, а поэтому оно занимает центральное место в истории теологии. Задача последующего описания состоит лишь в том, чтобы дать обзор основных идей теологии Лютера на фоне предшествующей и современной ему богословской традиции. ЛЮТЕР ДО СЕЙМА В ВОРМСЕ 1521 г. Современные исследователи Лютера часто имеют пристрастие говорить о «богословии молодого Лютера». Этот интерес основан на представлении о том, что можно генетически объяснить Рефор- мацию, вернувшись к молодому Лютеру для того, чтобы увидеть, как развивались его идеи. Они считают, что именно у молодого Лютера и в его раннем относительно неизвестном мире идей можно найти явные точки соприкосновения с определенными формами современного ему богословского мышления. Однако следует отме- тить, что при таком подходе богословие реформатора рассматрива- ется с иной точки зрения, отличной от той, которой придерживался он сам в зрелые годы. Он сам относился критически к своему раннему творчеству, считая, что тогда он во многих отношениях заблуждался и ясно не осознавал своего противостояния схоласти- ческой теологии, в рамках которой он получил образование. Несмотря на это, для понимания личности и проповеди Лютера, конечно, представляет ценность знакомство с его ранними взглядами и тем образованием, которое он получил до своего об- щественного выступления. После подготовительного школьного обучения в Магдебурге и Эйзенахе, в 1501 году МАРТИН ЛЮТЕР (Luther, 1483-1546) поступил в Эрфуртский университет, где обучался на «Artistenfakultat» 173 и сдал экзамен на степень магистра 7 января 1505 года. Он позна- комился с философией Аристотеля согласно «via moderna», то есть в интерпретации номиналистов. Представители этого направления, которые в это время преобладали в нескольких немецких уни- верситетах, выступали против томизма («via antiqua»), считая, что они более правильно понимают и истолковывают философию Аристотеля; иногда это находит отражение в полемике Лютера. Среди друзей он прославился как «блестящий диалектик». После получения степени магистра Лютер начал изучать юрис- пруденцию и одновременно читать лекции на факультете искусств. Тогда и произошел кризис, приведший его летом 1505 года к ре- шению стать монахом (удар молнии близ Штоттернгейма 2 июля 1505 года). Итак, Лютер поступил в августинский монастырь в Эрфурте. Через два года он был рукоположен в священники (1507 г.) и изучал богословие в соответствии с правилами монастыря. В этот период он познакомился с догматикой оккамизма. Он изучал такие произведения, как «Collectorium» Билл, комментарии Пьера Альи и Оккама к «Сентенциям». В 1509 году после годичного пребывания в Виттенберге и преподавания этики Аристотеля Лютер сам стал так называемым «сентенциарием», то есть получил право читать лекции по «Сентенциям» Петра Ломбардского. Его записи по этим лекциям дошли до наших дней. Тогда же он начал изучать древнееврейский, что было необычным для того времени. В связи с некоторыми противоречиями в августинском ордене Лютер в 1510 году был послан в Рим; так же как и другие палом- ники, посещавшие Рим, он испытал разочарование из-за падения нравов, царящего в то время в Риме. После возвращения в Герма- нию Лютер был вынужден покинуть Эрфурт и переехал в Виттен- берг, где курфюрст Фридрих Мудрый основал в 1502 году неболь- шой университет. Там же жил Штаупиц (Staupitz), генеральный викарий ордена, к которому принадлежал Лютер. Именно по совету Штаупица Лютер продолжил образование и проповедническую деятельность. В следующем 1512 году он стал доктором и профессором «lectura in biblia» в университете. В это время Лютера охватило внутреннее беспокойство, кото- рое он не мог преодолеть, даже постоянно прибегая к исповеди. Его не удовлетворяло оккамистское учение о благодати. Оно пред- полагало, что если человек сделал то, что было в его силах («facere qoud in se est»), Бог также дарует Свою благодать. Но как мог человек быть уверен в том, что выполнил требования к собственному приготовлению? Согласно тому же оккамистскому богословию, 174 человек своими природными силами мог даже любить Бога превы- ше всего. К тому же у Лютера были сомнения в отношении соб- ственного избрания (искушения предопределения). В этом положении определенную помощь Лютеру оказал Шта- упиц, который был духовником Лютера. Он был томистом и ми- стиком и принадлежал иной богословской традиции, нежели Лютер. Среди прочего он призвал Лютера смотреть на Распятого, вместо того, чтобы размышлять об избрании, и видеть в испытаниях и искушениях знак Божией благодати. Через новое понимание, открывшееся Лютеру в то время, он пришел к большей уве- ренности и преодолел свое беспокойство. Лютер также позднее говорит об «искушении» (оно занимает важное место в его бого- словии), но в конкретном плане существует различие между иску- шениями периода жизни в монастыре и теми, о которых он говорит позднее. В дальнейшем они больше связаны с трудностями в призвании его жизни: с сопротивлением или безразличием народа, с преследованием и противодействием со стороны Папы и энтузиастов, с осознанием того, что он один отстаивает дело Реформации. В монастыре, напротив, на первый план выходит вопрос о предопределении. Мнение о том, что его духовные боре- ния в монастыре были выражением депрессии, совершенно не обо- снованы; среди прочего оно опровергается работоспособностью Лютера в этот период. В 1513-1517 гг. Лютер проповедует и участвует в чтении лек- ций, проповедях и диспутах. В этот период он читает лекции по Псалтири (1513-1515), по Посланию к Римлянам (1515- 1516), к Галатам (1516-1517) и к Евреям (1517-1518). Эти лекции частично сохранились, благодаря записям слушателей и примечаниям самого Лютера. Это раннее творчество представляет собой подготовку сформи- ровавшейся позднее концепции Реформации. В вопросах толкования Писания Лютер придерживается мнения, что Писание можно понять лишь исходя из религиозного опыта, точнее говоря через упражнение в вере. В этот период Лютер отождествляет свою точку зрения с уче- нием Августина. Именно его взгляды о грехе и благодати Лютер противопоставляет схоластическому учению об оправдании. Это является определяющим также и для понимания его оценки окка- мизма, которая подробнее рассматривается в следующем разделе. Многие из учений, усвоенных Лютером из номиналистской тра- диции, оказали сильное влияние на его мышление. Так, например, можно указать на различие между теологией и наукой, кри- 175 тику учения о способности или идею о «Potentia Dei absoluta et ordinata». Но если рассмотреть существенные вопросы, обнару- жится, что Лютер радикально порывает с оккамистской теологией. Его полемика уже на ранней стадии очень часто обращена именно против этого направления. Пелагианское учение о благодати и смешение теологии и философии подвергнуты им жесткой критике в диспуте против схоластического богословия 1517 года. Мысль о том, что человек естественными силами может любить Бога пре- выше всего и таким образом подготовиться к благодати, неразум- на. Для естественного человека более характерно то, что он любит самого себя и мир, но враждебен по отношению к Богу. Благодать предшествует благой воле, и тот, кто хочет делать добро, должен сначала сам быть благим. Когда оккамисты говорят об особой «логике веры», действительной также в отношении тайн веры, они подвергают положения богословия суду разума и смешивают теологию и философию. Если в Средние Века говорили, что никто не может стать богословом без Аристотеля, Лютер, наоборот, утверждает, что никто не может стать богословом, если не станет им без Аристотеля. Первое выступление Лютера привлекло мало внимания, но когда он 31 октября 1517 года обнародовал 95 тезисов, в которых выступил против процветающего злоупотребления индульгенциями, он пробудил бурю, которая в течение нескольких ближайших лет привела к полному разрыву с католическим богословием и церковной организацией. Лютер обменялся полемическими по- сланиями с Сильвестром Прериасом (Prierias) и в 1518 г. предстал на плохо организованном процессе в Аугсбурге перед кардиналом Каэтаном (Cajetanus). Курия стремилась добиться отречения Лютера. Важный диспут между римским богословом Иоганном Экком (Eck) в 1519 году в Лейпциге не привел к решающей победе ни одну из сторон. С богословской точки зрения важнее был диспут, проведенный Лютером при посещении Гейдельберга в апреле 1518 года. На нем не рассматривался актуальный на других диспутах вопрос об ин- дульгенциях, но обсуждались вопросы о грехе и благодати, о не- способности человека делать добро, о свободной воле и вере. Как и в вышеупомянутых тезисах против схоластической теологии 1517 г., на этом диспуте жало критики было направлено против теологии и философии оккамизма. Лидеры этого направления, работающие в Эрфурте, были возмущены критикой со стороны Лютера. Но тем больше он привлек внимание молодого поколения. Виттенбергский университет достиг в эти годы такого про- 176 цветания, что вскоре он мог сравниться с крупнейшими учебными заведениями Германии. Событием, которому сам Лютер придает решающее значение в предисловии к собранию своих трудов 1545 г. и которое он срав- нивает с подготовкой второго комментария к Псалтири в 1518-1519 гг., было открытие того, что «праведность Божия» в Послании к Римлянам означает не осуждающую и требующую праведность, но праведность, дарованную Богом по благодати. В толковании стиха в Пс. 30 (согласно Вульгате), «in tua iustitia libera me»,146 он обращается к словам Рим. 1:17: «В нем (в Евангелии) открывается правда Божия» и т.д. — и после долгих исканий приходит к этому пониманию. Это открытие также дало ему ключ к пониманию других подобных терминов в Писании, и он обрел новую ясность в том, что стало центром богословия Реформации. Значение этого открытия (получившего название «das Turmerlebnis») оживленно обсуждается исследователями. В течение 1519 и 1520 годов были опубликованы некоторые из важнейших произведений Лютера. Доказательством его большой работоспособности в этот период служит тот факт, что за второе полугодие 1519 года он издал не менее 16 книг общим объемом 50 печатных листов. 80 страниц (в WA 40) большого ответного письма Сильвестру Прериасу были написаны за два дня. В эти годы были написаны среди прочих малый комментарий к Посланию к Галатам (1519 г.), «Sermon von den guten Werken», «Von der Freiheit eines Christenmenschen» (1520 г.). В том же году вышло открытое письмо «an den christlichen Adel deutscher Nation» с предложениями реформ в области образования и церкви, а также полемическое произведение «О вавилонском пленении церкви», в котором Лютер среди прочего шел на разрыв с католическим пониманием Таинств и института монашества. При этом подвергались критике также некоторые из важнейших основ средневековой культурной жизни. Впоследствии в Риме была составлена булла, в которой Лютер обвинялся в ереси согласно 41 пункту, но при этом не затрагива- лись основные идеи его богословия, ограничиваясь отчасти смехо- творными пустяками. Булла была обнародована в Германии через вышеупомянутого доктора Экка, а также через папского нунция Алеандера (Aleander). Булла также предписывала сожжение произ- ведений Лютера. Однако организованные в нескольких местах кос- тры из книг привлекли мало внимания. 10 ноября 1520 года Лю- 146 «Освободи меня в Твоей праведности». — Прим. перев. 177 тер, в свою очередь, устроил под Виттенбергом аутодафе с сож- жением канонического права и некоторых других католических книг. Тогда же он бросил в огонь папскую буллу — событие, которое, однако, прошло почти незамеченным для современников. Более важным был в этом случае отказ от канонического права, символом чего и было сожжение книг по каноническому праву. После долгих переговоров курфюрсту Фридриху Саксонскому
удалось добиться рассмотрения дела Лютера на рейхстаге, созван-
ном императором Карлом V в апреле 1521 года в Вормсе. Лютера
призвали отречься перед собравшимся рейхстагом. В своем зна-
менитом ответе, данном на следующий день, он сказал, что если
его не переубедят на основании Священного Писания или ясных
доказательств разума, он не сможет отречься. Переговоры, кото-
рые затем велись в Вормсе между Лютером и ведущими
католическими богословами, еще яснее показали, что никакое
взаимопонимание с католическим богословием и римской
церковью более уже невозможно. |
|