Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Комментарии (1) Содержание книгиОППОЗИЦИЯ ПЕРИОДА ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯиз книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИКак было указано выше, номиналистское богословие означает во многих отношениях острую критику общепринятого церковного учения в его схоластическом оформлении. Однако речь не идет о какой-то явно выраженной оппозиции или глубоком скептицизме, который часто хотят найти в оккамизме. Богословы, принад- лежавшие к этому направлению, обычно строго придерживались рамок церковных догматов. Они избегали противоречий и возмож- ных еретических последствий, ссылаясь на авторитет церкви как основание веры и на разрыв между богословским и рациональным знанием. Более явная критика средневековой церковности встре- чается в некоторых других направлениях, например, у вальденсов и у отдельных теологов, таких как Уиклиф и Гус. 145 «Влитая благодать». — Прим. перев. 166 Джон УИКЛИФ (ум. 1384) подверг резкой критике авторитет Папы. Главой церкви является лишь Христос. Церковь и государ- ство образуют единство под властью Христа и с Писанием в каче- стве закона. Таким образом, Уиклиф разработал идею самостоя- тельной национальной церкви. В богословском отношении он сначала придерживался номи- нализма, но позднее принял реалистическое понимание, поскольку считал, что оно лучше соответствует содержанию откровения. Уиклиф находил поддержку своих оппозиционных настроений по от- ношению к средневековой церкви у Августина. Он также обраща- ется к августинианскои точке зрения в своей острой критике учения о пресуществлении, которое, по его мнению, не имеет библейского основания. Он противопоставляет такому пониманию сим- волическое толкование Причастия, обращаясь к августинианско-му различию между знаком Таинства и его духовным содержанием («signum» — «res»). Обширная критика Уиклифом господствующей церковной и догматической системы включает также критику ис- кажения учения о покаянии и торговлю индульгенциями. Позднее идеи Уиклифа воспринял Ян ГУС (ум. 1415), деятель- ность которого привела к широким оппозиционным движениям в Богемии. ЖАН ЖЕРСОН (ум. 1429) относится к средневековым авторам, с которыми во многих отношениях мог бы согласиться Лютер. Он принадлежит к номиналистам, но подвергает критике схоласти- ческую науку и в противовес ей подчеркивает субъективный опыт веры. Таким образом, Жерсон соединяет богословскую точку зре- ния номинализма с мистическим взглядом на жизнь. Реформация является не только продолжением оппозиции рим-
ской церкви периода позднего Средневековья, но означает более
глубокое и всеохватывающее обновление. Она ни в коем случае не
становится независимым переворотом, но имеет глубокие корни в
средневековом развитии богословия. |
|