Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Комментарии (1) Содержание книгиУЧЕНИЕ О ТАИНСТВАХ В ПЕРИОД ВЫСОКОЙ СХОЛАСТИКИиз книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИВ период схоластики постепенно формулируется точка зрения, которая затем стала общепринятой в католической церкви. Начи- ная с Петра Ломбардского, католические богословы выделяют семь таинств: крещение, конфирмацию, причастие, покаяние, последнее помазание, ординацию и брак. Фома понимает Таинства как «телесные» знаки, предназначенные для защиты и укрепления духовной жизни. Также как плотская жизнь начинается с рождения и затем требует роста и питания, духовная жизнь начинается с нового рождения в крещении, приобретает силы для роста через конфирмацию, а питание — через причастие. Затем духовной жизни способствует покаяние, устраняющее болезнь греха, и последнее помазание, удаляющее остатки греха. Два последних таинства определяют положение человека по отношению к сообществу церкви: ординация дает право власти над другими людьми (соответствует политической власти в мирском обществе), а брак, который одновременно относится как к духовной, так и к мирской жизни, имеет целью возрастание церкви. Так можно было обосновать существование семи Таинств. Однако было труднее представить определенное установление Христа для каждого из семи Таинств. Также нелегко было применить общепринятую схему, согласно которой Таинства состояли из внешнего элемента (материи) и из сопровождающего слова, придававшего им силу и действие (формы), например, по отношению к покаянию, ординации или браку. Все Таинства рассматривались как носители благодати, проис- текающей из заместительного страдания Христа, которое они раз- личным образом являли, передавая членам церкви его исцеляющее и возрождающее действие. В отношении идей это оформляли по- разному. Францисканцы и среди них в особенности Дуне Скот более придерживались августинианского символического понима- 138 «Сыновний страх». — Прим. перев. 159 ния и воспринимали средства благодати как действия, совершае- мые Богом непосредственно, независимо от внешнего употребле- ния Таинств. Иными словами, действие благодати сопровождало внешнее сакраментальное действие («concomitantia»). Фома Ак- винский, напротив, создал теорию о Таинствах как инструментах («causae instramentales») для сообщения благодати. Таким образом, считалось, что благодать не просто «нравственным» образом связана с внешним действием Таинства, но содержится в нем «фи- зическим» образом. Согласно этой теории, Таинства были не прос- то знаками той благодати, которую невидимым образом даровал Бог, но реальными причинами сообщения благодати. Поэтому обряд Таинства также считался действенным сам по себе, незави- симо от сопровождающей веры в слово обетования. При этом ис- пользовали особый термин, утверждение, что Таинства действуют «ex opere operato». Для того чтобы Таинство было действительным, кроме элемен- тов (материи) и сопровождающих слов (формы) требовалось на- мерение человека, преподающего Таинство, совершить его согласно учению церкви. Считалось, однако, что действие Таинства не зависит от веры или неверия со стороны совершающего. Остается кратко рассмотреть некоторые вопросы, возникающие в связи с различными Таинствами. Материей крещения является вода, а его формой — произнесенные совершающим обряд слова: «Ego te baptizo in nomine Patris, et Filii, et Spiritus Sancti».139 Считалось, что крещение, так же как конфирмация и ординация, накладывает «неизгладимую печать» («character indelebilis»), поэтому эти три Таинства никогда не совершались повторно и не могли стать недействительными через неверие. Вопрос о том, что означает эта печать, стал предметом обстоятельных дискуссий. Считалось, что конфирмация передает силы, необходимые для духовной борьбы христианина. Ее материей было миро, которым помазывали лоб конфирмируемого при произнесении слов: «Consigno te signo crucis et confirmo te chrismate salutis in nomine Patris etc».140 Причастие считалось главным из Таинств, поскольку оно было наиболее тесно связано с страданием Христа. Учение о трансуб- стантивации (пресуществлении), которое, как упоминалось ранее, 139 «Я крещу тебя во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». — Прим. перев. 140 «Знаменую тебя знамением креста и конфирмирую тебя помазанием спасения». — Прим. перев. 160 было утверждено уже на IV Латеранском Соборе в 1215 г., так истолковывалось Фомой Аквинским: субстанции хлеба и вина при освящении превращаются в тело и кровь Христа. Однако при этом элементы сохраняют свои акциденции: место в пространстве, запах, вкус и т.д.; нельзя также сказать, что субстанции уничтожаются («anihilatio»), поскольку они переходят в субстанции тела и крови Христа. Самым видным представителем другой теории был Дуне Скот. Он считал, что хлеб в причастии сохраняет свою субстанцию и что небесное тело Христа при освящении нисходит в хлеб и находится в нем вместе с естественной субстанцией хлеба, не количественно, но целиком и полностью в каждой частице сакраментального хлеба. Это так называемая теория консубстан- тивации или импанации (см. выше). Дуне Скот пытался связать ее с общепринятым учением церкви, которому она в действительности противоречила. Этот же богослов, однако, считал возможным и то, что субстанция хлеба заменяется телом Христа, и следовательно уничтожается («annihilatio»). Теория импанации позднее была принята номиналистами, но не смогла подавить уже официально принятое учение о пресуществлении. Покаяние понимали лишь как частную исповедь перед священ- ником, состоящую из трех актов, которые считались материей Та- инства: сокрушение сердца, исповедание уст и предписанная свя- щенником сатисфакция. Последняя состояла из поста, молитвы и милостыни. Формой Таинства были слова отпущения грехов: «Ego te absolvo etc». Покаяние в этой форме предполагало переданную священнику власть ключей, право связывать или разрешать человека по отношению к греху. Особую проблему представляли так называемые индульгенции («indulgentia»). Считалось, что власть ключей среди прочего также содержит право заменять са- тисфакцию, соответствующую греху, на другую или более легкую, или вообще отменить сатисфакцию. Индульгенции мотивировались тем, что церковь имеет сокровищницу сверхдолжных заслуг, приобретенных Христом и святыми. Первоначально индульгенцию могли объявить только в связи с исповедью и для ее действительности было необходимо искреннее покаяние. В связи с тем, что она более или менее отделилась от контекста собственно покаяния, возникли грубые злоупотребления, которые привели к мощной оппозиции уже в период позднего Средневековья. Последнее помазание совершалось лишь когда считали, что смерть человека близка. Оно состояло в помазании различных частей тела больного освященным маслом во время молитвы. Считалось, что это Таинство дополняет покаяние и что оно отчасти снимает ос- 161 татки греха, отчасти «там, где это угодно Богу», способствует ис- целению тела. Библейское основание для этого действия находили в Иак. 5:14. Ординация, то есть посвящение для различного служения в церкви, рассматривалась как Таинство, поскольку под видимым знаком она сообщала освящающую благодать. Внешнее действие посвящения (например, передача чаши и патены с вином и хлебом при рукоположении священника), однако, не считалось носителем благодати, как было в случае других Таинств; власть служения передавал лично совершающий обряд епископ. В данном случае, внешнее действие считалось символическим, не действенным само по себе (Фома Аквинский, Summa th. suppl. qu. 34, art 5). Боль- шинство богословов считали, что служения епископа и священника вместе составляли «священство» («sacerdotium»), тогда как другие считали епископское служение особым, выше всех прочих (как, например, Дуне Скот). Считалось, что брак, одновременно мирское и церковное уста- новление, приобретает характер Таинства, поскольку символизи- рует любовь Христа к церкви (Ефес. 5). Взаимное согласие («mutus consensus») считалось действующей причиной брака. Форму Та- инства составляло выраженное в словах согласие, а не благослове- ние священника. Нерасторжимость брака рассматривалась как следствие его сакраментального характера. Поскольку брак служил примером той любви, которую Христос доказал Своим страданием, несмотря на свой характер гражданского установления, брак содержит тот же аспект, что и остальные Таинства: передает благодать, которая является плодом страдания и смерти Христа. На соборе в Констанце 1414-1418 была отвергнута основатель-
ная критика, направленная против церковного учения о Таинствах
(Уиклиф, Гус), а на Флорентийском соборе 1439 г. было утверж-
дено сформировавшееся в период высокой схоластики церковное
учение о семи Таинствах (булла «Exultate Deo» Папы Евгения IV). |
|