Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Комментарии (1) Содержание книгиОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАиз книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИХотя писания мужей апостольских по времени написания стоят близко к апостолам и Новому Завету, в остальном, как по форме так и по содержанию, различия между ними поразительно велики. Некоторые из них пользовались настолько большим авторитетом, что их ставили на один уровень со ставшими каноническими книгами Нового Завета, но не случайно и то, что впо- следствии они были исключены из канона. Ибо различия между каноническими новозаветными писаниями и трудами мужей апостольских очевидны во многих отношениях. Предпринимались попытки проследить влияние различных апостолов, Петра или Павла, и обсудить, чье влияние испытывал конкретный писатель (Баур). Этот вопрос оказался излишним. Теология мужей апостольских не происходит от какого-либо конкретного апостола, а дает усредненную картину веры первых церковных общин. Сходство с новозаветными писателями не обязательно объяс- няется прямым заимствованием у того или другого, дело в том, что они говорят об одном и том же и представляют одну и ту же веру. Различия по отношению к Новому Завету в особенности прояв- ляются в том, что обычно называют морализмом апостольских мужей (А. Нюгрен использует термин «номизм», в англоязычной литературе принят термин «легализм» («legalism»). Тот факт, что в этих произведениях проповедь закона занимает столь большое место, отчасти связан с тем, что по своему характеру они были этическими наставлениями и предназначались для новых общин христиан языческого происхождения, в которых нужно было за- менить прежние обычаи христианскими. При этом происходило частичное возвращение к иудейской проповеди закона и иудейс- кому устройству общины, несмотря на критическое отношение к иудаизму и к обрядовому закону Моисея. Евангелие представляли как новый закон, которому научил Христос, тем самым показав путь к спасению. Старый закон устарел и отменен, но в учении и примере Христа заключен новый закон. Христианская жизнь описывается в основном как послушание этому закону. Морализм заключается не в проповеди закона как таковой, но в том, каким образом она представлена. В трудах мужей апос- тольских есть сильная тенденция говорить о послушании закону, о следовании за Христом как о пути к спасению и как о суще- ственном содержании христианства. Основа спасения — это смерть и воскресение Христа. Через него дается прощение грехов, дар жизни, бессмертие, освобождение от сил зла. Но даже когда говорится об этих аспектах, обычно сильно подчеркивается закон и новое послушание. Анализ некоторых основных понятий проливает свет на эту тенденцию. Праведность описывается, как правило, не как дар, данный Богом верующим (ср. Рим. 3:21 и далее), но в большей степени как правильное христианское поведение. Часто это представляется таким образом, что Христос дает силу творить добро и Сам 8 совершает его, но в то же время с некоторой односторонностью проповедуется новое послушание как предпосылка прощения гре- хов и спасения. Последнее рассматривается не как дар, лишь по благодати, данный уже здесь и сейчас через веру, но как нечто, следующее в конце жизни, и предстающее тогда в качестве награ- ды за послушание, следование за Христом. За исключением Пер- вого Послания Климента, эти произведения на удивление слабо связаны с Посланиями апостола Павла и его учением об оправда- нии через веру. В центре стоит не незаслуженная благодать, а измененное поведение, которому учит Христос и через которое Он дарует силу. И все-таки отчасти это зависит от характера и предназначения произведений и вызвано тем, что они были написаны в связи с конкретным случаем и не претендуют на то, чтобы дать целостное представление о вере, но предполагают устную проповедь, в которой другие стороны христианства могли быть изложены должным образом. Спасение в большей степени представляется как бессмертие и вечная жизнь, чем как прощение грехов. Другая сторона, которая сильно подчеркивается, это знание. Христос даровал знание истины. Он послан от Бога и являет нам Бога, учит познавать истинного Бога и тем самым освобождает нас из тьмы идолослужения и от власти ветхого завета. Однако Христос не только учитель, но сам Бог, который через Свою смерть и вос- кресение дарует бессмертие. Грех описывается как порча, злое желание и нахождение во вла- сти смерти, а также как заблуждение, неведение; тогда как мысль о вине перед Богом отодвигается на задний план. Это соответству- ет тому, что говорилось о спасении — оно рассматривалось как бессмертие или просвещение истиной. Мысль о спасении как про- щении или примирении также встречается (в особенности у Вар- навы), но не занимает такого места, как у апостола Павла или, например, в протестантской традиции. Спасение связывается с физической жизнью как свобода от смерти и тления. Свет и жизнь, составляющие ее содержание, связаны с законом. Путь послушания — это путь к жизни. Морализаторская тенденция мужей апостольских яснее всего проявляется в их представлениях о благодати («gratia», «%api<;»). В Новом Завете благодать есть любовь и благость Божия, явленная во Христе. Следовательно, она относится к Самому Богу и к деянию спасения, исполненному во Христе. Человек получает оправдание по благодати, т.е. не через собственные дела. Это понятие благодати у мужей апостольских заменяется другим, и благодать рассматри- 9 вается как дар, который Бог через Христа дает человеку. Этот дар, который иногда сравнивают со знанием, дарованным Христом («yvaxnq»), представляется как связанная с духом внутренняя сила («8wauiQ>), благодаря которой человек может стремиться к праведности и идти по пути нового послушания. Следовательно, благодать, конечно же, является предпосылкой спасения, но не в том смысле, как в Новом Завете (праведность — Божий дар, данный через веру во Христа). Скорее, благодать дает силы, посредством которых человек может обрести праведность и достичь спасения. Представленный здесь ход мыслей указывает на то, что
средневековое представление о благодати с его тенденцией к
«учению о делах», возможно, имеет образец уже в этой ранней
традиции (ср. Torrance, «The Doctrine of Grace in the Apostolic
Fathers», 1948). Однако существуют также высказывания, которые
приближаются к учению апостола Павла об оправдании. Далее, в
связи с этим также следует принять во внимание то, что здесь мы
имеем дело с нравоучительными писаниями, предназначенными
для воспитания в духе требований новой жизни, сильно
подчеркивающих призвание к послушанию заповеди Христовой в
противовес языческой морали, господствовавшей в окружающем
мире. Следовательно, из писаний мужей апостольских нельзя
делать слишком далеко идущие выводы относительно
христианской проповеди тех дней в целом. |
|