Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Комментарии (1) Содержание книгиУЧЕНИЕ О БЛАГОДАТИ В ПЕРИОД ВЫСОКОЙ СХОЛАСТИКИиз книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИВопрос о том, как человек оправдывается и становится причастником спасения, подробно рассматривается в период высокой схоластики, в особенности в ранней францисканской школе, где подробно разрабатывается «ordo salutis».135 При этом в большой степени богословы основываются на прежней традиции. Однако как правило идея заслуги и вознаграждения подчеркивается сильнее, нежели в раннем августинианстве, и во францисканском богословии явно заметна полупелагианская тенденция. Большее значение, чем раньше, уделяется Таинствам как посредникам благодати. Далее развитие по отношению к ранней схоластике характеризуется тем, что теперь последовательно проводится различие между естественным и сверхъестественным действием благодати, при этом развивается представление о благодати, возвышающей человека над уровнем природы. Кроме того, в схему самого учения об оправдании вво- дятся подготовительные акты. Ниже излагаются основные линии «ordo salutis», разработанного ранними францисканцами. Божий замысел спасения человечества приводится в исполнение через Христово деяние примирения. В Своем предопределении Бог определил тех, кто уверует во Христа для того, чтобы освободиться от греха и достичь блаженства и вечной жизни. Именно это происходит в оправдании и в продолжении воздействия благодати на человека. Таким образом, жизнь в церкви под действием Слова и Таинств является продолжением Христова деяния примирения и исполнением во времени вечного решения предопределения. Под благодатью понимают отчасти Божию вечную любящую волю, несотворенную благодать («gratia increata»), отчасти благодать, которая сообщается человеку как дар и также является предпосылкой его спасения, сотворенную благодать («gratia creata»). Последняя состоит, прежде всего, в так называемой влитой благодати (см. ниже), которая совершает оправдание и добрые дела. Но «gratia creata» также включает все то, что Бог даром дает человеку. Францисканцы называют эти дары, в особенности те, которые подготавливают человека к спасению, общим термином «gratia gratis data», благодать данная даром, то есть без заслуг. Уже у естественного человека можно увидеть некоторые приго- товления к спасению. У язычников встречается определенное стремление к богопознанию; в разуме и воле существует определенная возможность мыслить и делать то, что является благом. Но прежде 135 «Порядок спасения». — Прим. перев. 156 всего «gratia gratis data» обозначает то, что является непосредственной предпосылкой для принятия высшей благодати: определенную начальную веру («fides informis»), подготовительное раскаяние, происходящее из страха («attritio»), низший вид страха («timor servilis»)136 и неопределенную надежду («spes informis»). Сюда также относится призвание через Слово («vocatio»). Таким образом, Слово или проповедь Евангелия получает до- вольно незначительное место в порядке спасения. Оно лишь дает то знание, которое является необходимым приготовлением для при- нятия благодати Таинств и вместе с ней — оправдания. Основное значение принадлежит Таинствам. Слово приобретает характер за- кона, говорящего, что человек должен делать и во что верить. Евангелие представляется как новый закон, «nova lex», который не просто повелевает, но также дает силу для того, чтобы исполнить требуемое. Но эта сила передается не через само Слово, а через установленные Христом Таинства. Дары, которые входят в понятие «gratia gratis data», полностью принадлежат к сфере естественного. Здесь речь идет о том, что человек должен сделать собственными силами для того, чтобы подготовиться к принятию благодати, «facere quod in se est».137 Вера и раскаяние низшего рода, которые возможны на этой стадии, сами по себе не могут оправдать человека. Но по мнению фран- цисканцев, они составляют «meritum de congruo», заслугу по спра- ведливости. Понятно, что Бог вознаграждает эти дела, хотя сами по себе они не влекут за собой никакой подлинной заслуги. Воз- награждение, которое они приносят, заключается в том, что Бог дарует собственно благодать, «gratia gratum faciens». Она делает праведным, «угодным Богу», изглаживает грех и в то же время дает человеческой природе высшие способности, которые явля- ются предпосылкой для совершения добрых дел и приобретение подлинной заслуги, «meritum de condigno». Оправдывающая благодать есть влитая способность, «donum habituale», которая сообщается через Таинства, во-первых, через крещение, но также через покаяние и причастие. Благодать может быть утрачена, и тогда она обретается вновь через покаяние. Эта способность возвышает природу человека до высшего уровня («altior natura») и восстанавливает «donum superadditum», утраченный человеком при грехопадении. Эта влитая благодать обращает на- 136 «Рабский страх». — Прим. перев. 137 «Сделать то, что заложено в естественных возможностях человека». — Прим. перев. 157 правление воли человека к Богу, таким образом делая возможной подлинную веру («fides infusa»), а также покаяние, которое вызва- но не просто страхом наказания, но любовью к Богу («contritio»; «timor filialis»). В этом состоит подлинная заслуга, которая в свое время вознаграждается вечной жизнью, прославляющей благода- тью («gratia glorificationis»). ФОМА АКВИНСКИЙ изменяет некоторые черты этой схемы. Он подчеркивает приоритет благодати по отношению к свободной воле и отвергает явный психологизм, характерный для представлений францисканцев. По мнению Фомы, человек не может собствен- ными силами подготовиться к принятию благодати. Мы сами не можем вызвать к жизни начало веры («initium fidei»), оно совпадает с даром первой благодати («prima gratia»). Таким образом, он отвергает представление о «facere quod in se est». Определенное приготовление, «praeparatio ad gratiam», может иметь место, однако, лишь при поддержке благодати («auxilium gratiae»; «gratia praepa-rans»), но по мнению Фомы, оно не имеет характера заслуги. Оно также само по себе не ведет к спасению. Оправдание целиком и полностью есть сверхъестественное деяние, которое совершается лишь через влитую благодать. Как только человек получил способность благодати (а это происходит мгновенно), он становится оправданным («gratia operans»; «justificatio»). В ранней схоластике, так же как и у Августина, благодать вос- принимали как исцеление природы, поврежденной грехом («gratia sanans», см. выше). Но начиная с высокой схоластики возникает новый аспект и благодать начинают представлять как сверхъесте- ственный дар, возвышающий саму человеческую природу до выс- шего уровня («gratia elevans»). Дар благодати рассматривается как необходимый не просто потому, что человек грешен, но потому что он лишь с этим добавлением к своим естественным способностям будет в состоянии достичь спасительного знания о Боге и конечной цели — блаженного созерцания Бога. Оправдывающая благодать совпадает с влитой любовью, кото-
рая совершенствует человека и дает ему силы совершать дела,
достойные заслуг. Отчасти ее действие состоит в том, чтобы
восстановить изначальную праведность человека, дать ему
способность любви, отчасти в том, чтобы поддержать волю уже
обращенного человека при совершении добрых дел («gratia
operans» и «gratia cooperans»). Благодать — это внутренняя
сила, которая повышает естественные способности человека и
дарует сверхъестественные добродетели: надежда становится
твердым упованием, вера становится не просто «fides informis», но
верой, действующей любовью и внутренним убеж-
158
дением, страх превращается в «timor filialis».138 Когда благодать
действует совместно с естественными силами человека,
возникают заслуги («merita»). Они достойны вознаграждения как
дела свободной воли, но обретают характер истинно достойных
заслуг лишь благодаря поддержке благодати. Заслуги требуются
не для оправдания человека, но лишь для того, чтобы он смог
сохранить дар благодати и достичь блаженства, «beatitudo»,
которое, таким образом, отчасти является вознаграждением его
заслуг. |
|