Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Комментарии (1) Содержание книгиРАННЯЯ ФРАНЦИСКАНСКАЯ ШКОЛАиз книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИНачало собственно высокой схоластике положил АЛЕКСАНДР ИЗ ГЭЛЬСА (ум. 1245, первый из францисканских преподавателей Па- рижского университета). Его «Summa universae theologiae»126 no форме представляет собой комментарий к «Сентенциям» Петра Ломбардского, но в то же время является первой и самой обширной из теологических сумм, заложивших основание для францисканского богословия периода схоластики. Огромный собранный здесь материал едва ли был основательно изучен до сих пор. Однако в общем можно сказать, что Александр представляет линию прежнего августинианства, идущую от Ансельма и Гуго Сен-Викторс-кого, но в то же время он вводит некоторые категории из метафизики Аристотеля и развивает далее приемы диалектики. Александр определяет богословие как род мудрости («sapientia»). Ее знание приобретается через непосредственное внутреннее просвещение, отчасти данное изначально как врожденное знание о Боге, отчасти сообщенное через благодать. Просвещение благодати, идентичное привнесенной вере («fides infusa»), соединено с независимой от авторитета уверенностью («certitudo»). Как видно, Александр придерживается августинианской теории иллюминации: все знание, как естественное, так и данное через откровение, предполагает просвещение души божественным светом. Его понятие веры является волюнтаристским: подчеркивается практический волевой характер знания веры. Учение францисканской школы о благодати рассматривается ниже. БОНАВЕНТУРА (ум. 1274; современник Фомы Аквинского, и так же, как он, — преподаватель в Париже) близок по взглядам к своему предшественнику, Александру из Гэльса и к августинианской традиции. Так, в учении о познании он придерживается теории иллюминации. Он также перенимает от Александра волюнтаристское понимание веры. Бонавентура уделяет большое внимание характерному для всей схоластической картины мира представлению об образцовых идеях: в разуме Божием есть изначальные образы сотворенных вещей, которые в большей или меньшей степени сохраняют неизгладимый отпечаток божественной мысли, 126 «Сумма всей теологии». — Прим. перев. 148 выражением которой они являются. Вещи, наиболее отдаленно представляющие божественное, называются «тенями» («umbrae»), другие являются его «следами» («vestigia»), тогда как некоторые вещи, яснее всего отражающие божественное, можно назвать «об- разами» («imagines») божественного. К последним относится, на- пример, душа человека. Эти рассуждения создают основу для так называемого учения об аналогии: творение не идентично Богу, но и не отличается от него по сущности во всем, а подобно ему в определенном смысле: существует аналогия между творением и Богом и на ее основе мы можем прийти к определенному знанию о Боге через наше знание о сотворенных вещах. Бонавентура и его ученики в определенной мере составляли оп- позицию Фоме Аквинскому и томистам. Противоречия существо- вали среди прочего в области учения о благодати (см. ниже) и тео- рии познания, но также и в основных взглядах на отношения между Богом и сотворенным миром. Бонавентура соотносит всякое, в том числе и естественное знание, с божественным таким образом, что естественное и сверхъестественное составляют единство в свете созерцания; Фома, исходя из сходной идеи аналогии, больше под- черкивает несходство и принципиальное различие между Богом и творением. Бонавентура соединяет ученость схоластики с созерцательнос-
тью мистики. Среди его многочисленных произведений выделя-
ются комментарии к «Сентенциям», которые считаются лучшими в
этом жанре, и краткое обобщение догматики, «Breviloquium».127 Он
также оставил множество трудов, которые скорее можно отнести к
литературе мистики, прежде всего знаменитый трактат «Itinerarium
mentis ad Deum».128 Его цель состоит в описании путей, по которым
душа может подняться к познанию Бога и к созерцанию, которое
является высшей стадией этого знания. |
|