Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Комментарии (1) Содержание книгиУЧЕНИЕ О ПРИЧАСТИИиз книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИВ середине XI века возник спор о причастии, который в неко- торой степени явился продолжением разногласий эпохи каролин-гов по вопросу о причастии. БЕРЕНГАР ТУРСКИЙ (ум. 1088) выступил с протестом против все более широко распространявшейся идеи о превращении элементов Святого Причастия после Слов Ус- тановления. Эта точка зрения была теологически разработана Рад- бертом и часто сочеталась с поверхностно-наивными представле- ниями о том, что тело Христа делится на такое же количество частей, сколько используется и гостий. Беренгар защищал авгус- тиновское понимание, приверженцем которого был ранее Ратрамн, и отвергал мысль о превращении как неразумную. Освящение оз- начает лишь то, что элементам дается новое духовное содержание. Для верующих они становились знаками («signa») или залогами («pignora») принятия небесного Христа. По своей субстанции элементы остаются тем, чем они были, но одновременно они ста- новятся «таинством», носителем невидимого дара. 132 Точка зрения Беренгара была официально осуждена на несколь- ких поместных соборах, и он сам неоднократно был вынужден защищать ее. Против его мнения среди прочих выступил ЛАФРАНК (ум. 1089; архиепископ Кентерберийский). Он и вместе с ним другие богословы развивали идею о реальном превращении эле- ментов, при котором сохранялись лишь их внешние свойства. Весь Христос присутствовал в каждой частице гостии и Его принимали как верующие, так и неверующие. Была также отвергнута промежуточная точка зрения, так называемая импанация или кон- субстантивация. В соответствии с ней элементы сохраняли не только свои внешние свойства, но и свою природную субстанцию, но в то же время становились носителями присутствия Христа как новая, небесная субстанция. Эта теория впоследствии будет принята номинализмом позднего Средневековья. Впоследствии, при Папе Иннокентии III, IV Латеранский Собор
принял учении о «транссубстантивации» (пресуществлении). Этот
термин появился еще в эпоху ранней схоластики. Было под-
тверждено, что «хлеб в Причастии божественной силой превраща-
ется в тело Христово, а вино — в кровь Христову». |
|