Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Комментарии (1) Содержание книгиТОЧКА ЗРЕНИЯ ЦЕРКВИиз книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИПротив монархианства были, в частности, направлены следую- щие положения вероучения церкви: учение о единстве сущности Сына и Отца (против динамизма); учение о трех Лицах Божества (против модализма); а также учение о вечном рождении Сына (про- тив обоих течений). Динамизм отрицает божественность Христа или истолковывает Его божественность лишь как силу, которая сообщается человеку Иисусу. В рамках александрийского богословия (но также и у Тер- туллиана) божественность Христа представлена как единство Его сущности с Отцом. По мнению Климента и Оригена, Логос яв- ляется эманацией из Божества и поэтому Он единосущен Отцу («одостагсх;»). Согласно Тертуллиану, Отец, Сын и Дух имеют одну субстанцию («substantia»). Модализм отменяет различие между Лицами и отождествляет Сына с Отцом, а Духа — с Сыном и Отцом. Тертуллиан на осно- вании учения о Логосе выстраивает учение о трех Лицах, которые являются не просто формами проявления, но тремя самостоятель- ными ипостасями. Обе формы монархианства преобразуют учение о Христе в ра- ционалистическом направлении: в одном случае Христос есть просто человек, в другом случае — лишь форма проявления Бога. Обе эти идеи отрицают учение о предсуществовании Сына. Сын не существовал как нечто самостоятельное до появления Христа. В то время как субординационистская теология утверждает, что Логос предсуществует лишь внутри единой божественной сущнос- ти как Божий «разум», Ориген формулирует учение о вечном рож- дении Сына: Сын происходит в вечности от Отца, и Он существо- вал как Сын, как самостоятельная ипостась, прежде всякого времени. Среди тех, кто боролся с монархианством и создавал богословие церкви в конце III века, следует отметить Новациана и Мефодия. НОВАЦИАН, римский пресвитер около 250 года, в своем бого- словии близок Тертуллиану. С одной стороны, он подчеркивает божественность Христа и единство Его сущности с Отцом (против динамизма), с другой стороны — Его человеческую природу и от- личие Личности (против модализма). МЕФОДИЙ ОЛИМПИЙСКИЙ (ум. 311) продолжает богословие
Оригена, но отрицает его учение о вечном творении, о
предсуществовании душ и о восстановлении всего творения.
55
|
|