Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Комментарии (1) Содержание книгиМОДАЛИЗМиз книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИВторое направление монархианства сначала появилось в Малой Азии, но через НОЭТА И его учеников попало в Рим. Там также жил ПРАКСЕЙ, представитель модализма, против учения которого писал Тертуллиан. В Рим также приехал САВЕЛЛИЙ, ведущий представитель этого направления, который учил там примерно с 215 года. Богословие Ноэта следует рассматривать как оппозицию «ико- номическому» учению о Троице, а также христологии Логоса и тенденциям к субординационизму, которые были в ней заложены. Для Ноэта Отец есть единственный Бог, который удален от взглядов людей, но по Своей милости Он выступил и явил Себя. Бог превыше страдания и смерти, но по Своему благоволению Он может подчиниться страданию и смерти. Таким образом Ноэт стремится подчеркнуть единство Божие. Отец и Сын — это не просто одна сущность, но один Бог под разными именами 53 и в разных образах. Различие между тремя лицами Божества уст- раняется. По мнению Ноэта, об Отце можно так же сказать, что Он пострадал, как и о Христе. Праксей несколько смягчил это выражение, сказав, что Отец пострадал с Сыном, но его точка зрения также была отвергнута. Тертуллиан назвал это учение «пат- рипассианством». В первую очередь модалистические идеи формулировал Са- веллий. Он утверждал, что Отец, Сын и Дух есть одно, то есть являются одной сущностью и различаются лишь по именам. Для описания этого он использует некоторые образы: так же как человек состоит из тела, души и духа, в божественной сущности тоже есть три стороны; эти три стороны связаны друг с другом так же, как вид солнца, его тепло и свет. Отец есть вид солнца, Сын — его освещающие лучи, а Дух — согревающая сила, которая исходит от солнца. Сын и Дух — это всего лишь образы, которые Божество приобретает при Своем «расширении», при вступлении в мир. Савеллию приписывают слова о том, что «Бог в смысле ипостаси один, но в Писании Он изображается различным образом, в зависимости от потребности контекста» (Василий, Поел. 214). Таким образом, он полагал, что Бог выступает в различных образах на разных стадиях, сначала вообще в природе, затем как Сын, и наконец, как Дух. Эти рассуждения дали модализму его название: три Личности есть различные способы откровения («modi») единого Бога. Для Савеллия характерно утверждение о единстве не только сущности, но и личности в Божестве. Учение Савеллия о различных формах откровения соответству-
ет икономическому учению о Троице, но отличается от него тем,
что Сын и Дух, по мнению Савеллия, выступают друг за другом в
различных стадиях. Бог не является одновременно Отцом, Сыном
и Духом. Далее он отказывается от различия между лицами;
подлинной Троицы не существует. В представлении об ико-номии
три формы откровения считались самостоятельными ипостасями.
В противоположность динамизму, модализм решительно
подчеркивает единство сущности Сына и Отца. Но при этом не-
возможно правильно учить о человеческой природе Христа. Как и в
динамизме, здесь мы сталкиваемся с рационалистическим
пониманием, в котором откровение подменяется метафизическими
построениями. Модализм, или, как его также часто называют,
савеллианство, был отвергнут как ересь в связи с осуждением
учения Савеллия в 261 году.
54
|
|