Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Комментарии (1) Содержание книгиАЛЕКСАНДРИЙСКИЙ ПЛАТОНИЗМиз книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИНа вопрос о том, какая философия составила основание для богословия Оригена, отвечают обычно, ссылаясь на неоплатонизм. Это не совсем верно. Подлинным основателем школы неоплато- ников был Плотин, младший современник Оригена. Школа была создана в 244 году, следовательно, в тот период, когда александ- рийская теология уже сформировалась. Таким образом, неопла- тонизм скорее представляет собой явление в области философии, параллельное александрийской богословской системе. Но учите- лем Плотина был Аммоний Саккас, который был также учителем Оригена. Именно через него Ориген попал под влияние развива- ющегося неоплатонизма. Однако исследования более позднего времени (Е. de Faye; Hal Koch, «Pronoia und Paideusis») показы- вают, что влияние этого направления было не так велико, как считалось ранее. На самом деле Ориген является эклектиком. Но в философском отношении он наиболее близок платонической шко- ле, основанной в Александрии в первые столетия от Р.Х., которая обычно носит название «средний платонизм» («der mittlere Plato- nismus»). Она является продолжением старой Академии, но пере- сматривает классический платонизм, превращая его в целостное мировоззрение, уделявшее больше внимания религиозным аспек- там, нежели теории познания. Мир идей становится здесь не только миром понятий, но духовным миром вообще, произошедшим из Божества. Основные элементы этой системы появляются у алек- сандрийских богословов и в неоплатонизме. «Александрийская схема мира» (ср. Nygren, «Den kristna karlek- stanken» I, 1947, 160+163; термин заимствован из Heinemann, «Plotin» 1921) строится на старом платонизме, в частности потому, что она исходит из противопоставления между идеей и материей, между миром идей и чувственным миром. Это противопоставление является основополагающим. В рамках данной схемы Бог воспринимается как Единственный, превознесенный над всем миром. От Бога в процессе эманации исходит весь познаваемый мир. Первая стадия есть мышление, «vo\>q», затем следует мировая душа, которая является низшей стадией духовного мира. Из-за грехопадения в духовном мире че- ловеческая душа утрачивает единство и соединяется с материей. Цель развития событий в мире заключается в том, чтобы разумные существа, которые в большей или меньшей степени отпали от своего изначального состояния, вознеслись бы через воспитание и очищение к Божеству и освободились от материи. Таким образом, 44 цель состоит в воссоединении с Богом, «оцокоац Вею», которое носит экстатический характер и предполагает постоянное воспита- ние и очищение. Эта циклическая схема, которая в измененном виде встречает- ся уже в гностицизме, используется в александрийском платониз- ме, создавшем основу для богословия Климента и Оригена. В нем снова появляется та же схема с некоторыми изменениями и с частично обновленным содержанием. В ее рамках излагается христианское учение о спасении. КЛИМЕНТ В Александрии, первой христианской общине, о которой мы знаем очень мало, в середине II столетия была создана катехети- ческая школа — первое христианское высшее учебное заведение. К концу II века эта школа переживала небывалый подъем и сдела- лась основанием александрийской теологии. Первым известным богословом в Александрийской катехетической школе был ПАН- ТЕН, но более значительную роль сыграл его ученик КЛИМЕНТ (ок. 150—215), который, в свою очередь, был учителем Оригена. Сама богословская система в своих основных чертах представлена уже у Климента, но она приобрела большее значение прежде всего благодаря тому, что была четко сформулирована Оригеном. Основой теологии Климента была идея Божией педагогики. Для того чтобы падший дух человека мог совершить восхождение и воссоединиться с Божеством, требуется воспитание. Оно про- исходит через наказание, увещевание и обучение. Такое воспи- тание в самом деле является целью всего материального бытия. Эта точка зрения обретает выражение в основных трудах Климен- та: «Аоуос, яротреттксх; Jipoq E^^rivaq» — «Поабауюусх;» — «Хтродшек;»: «Протрептик» (Увещательное слово к эллинам) — «Педагог» (Воспитатель) — «Строматы» (Узорчатые ковры), из- ложение отдельных элементов вероучения. Воспитание происходит через Логос, который окончательным образом являет Себя в христианстве. Но существует также подго- товка к христианству. Тот же Логос, который проявился во Христе, также в прошлые времена способствовал воспитанию людей. Для иудеев Он проповедовал закон, а среди эллинов подобной подготовкой к принятию Христа была философия. Таким образом, философия у эллинов, так же как закон у иудеев, является стадией в Божией педагогике. И философия, и закон были «де- товодителями ко Христу» и проистекали из одного источника, 45 Логоса, который еще до Христа был явлен людям. С этой точки зрения, философия, как и закон, является пройденным этапом, с тех пор, как Христос пришел со спасительным знанием, через которое люди приводятся к вере. При таком ходе рассуждений понимание Климентом христиан- ства и философии отчасти становится ясным. Между ними нет ни- какого противоречия. Философия есть выражение того же открове- ния, которое позже встречается в христианстве в более совершенном виде. Поэтому философия, согласно пониманию Климента, также может служить в качестве «своего рода подготовительной школы для тех, кто обретает веру через доказательства». Но философское влияние в трудах Климента проявляется преж- де всего в том, что философия оказала воздействие на его понима- ние «знания» как более высокой стадии, нежели вера. Таким об- разом, Климент проводит различие между «яштк;», простой христианской верой в авторитеты, которая придерживается внеш- ней буквы и действует из страха наказания и надежды на вознаг- раждение, и «ууюоц», высшим пониманием, которое не верует на основании авторитетов, но само с внутренним убеждением по- нимает и принимает содержание веры. «Знание» ведет к любви и к действию, которое происходит не из страха, но из любви. Климент явно подчеркивает, что знание есть высшая стадия, в которой вера достигает совершенства. Лишь «гностик» является совершенным христианином. Однако различие между верой и гнозисом не равнозначно делению людей на гиликов и пневматиков, которое использовали гностики. Ибо Климент не делит людей на классы так, будто люди предопределены к тому или другому исходу. На более высокой стадии также не дается какое-то иное знание, кроме того, которое есть в вере. Можно сказать, что вера содержит все, но внешняя вера не осознает содержания, а принимает вероучение лишь на основании авторитета. «Гностик» же напротив осознает содержание веры и принимает его внутренне. Поэтому христианин должен стремиться идти далее, от веры к пониманию. Понимание ведет далее к видению Бога и к любви к ближнему. Климент желает заменить ложный гнозис гностицизма истинным, соответствующим Писанию христианским гнозисом. Высшее понимание, которому он учит, не противоречит вере во внешние авторитеты. Но формирование этого христианского гно- зиса у Климента явно отмечено печатью платоновской философии, из которой он исходит и которую он рассматривает как под- готовительную школу к христианству для тех, кто желает идти далее от «нагой веры» к совершенному пониманию веры. 46 Основные идеи христианского гнозиса, сформулированные Кли- ментом, вновь встречаются в богословской системе Оригена, по- этому они не будут подробнее рассматриваться здесь. ОРИГЕН Обстоятельства жизни Оригена довольно хорошо известны, в особенности благодаря Евсевию (Hist, eccl., VI). Ориген родился в Александрии в 185 году в семье христиан, уже с ранних лет прояв- лял усердие в деле христианства и еще в молодости был близок к тому, чтобы принять мученическую смерть, как его отец. Уже в 203 году он после Климента возглавил катехетическую школу и работал в ней на протяжении многих лет. Он пользовался неверо- ятным успехом, но из-за сопротивления александрийского епископа бьш вынужден перенести свою деятельность в Палестину, где он основал похожую школу в Кесарии (231). Он умер в 251 году в Кесарии или, согласно другому источнику, — в 254 году в Тире. Работоспособность Оригена как теолога была невероятной. До нас дошли только некоторые из его произведений. Его экзегети- ческие труды состоят из комментариев, проповедей и изданий текстов. Ориген имел доступ к некоторым рукописям, которые ныне утеряны. В своем важном труде «Гекзапла» (т. е. «шести- кратный») он в шести параллельных столбцах сопоставил шесть различных версий Ветхого Завета с целью определения его под- линного текста. Из этого труда, а также из многочисленных ком- ментариев и проповедей, сохранилась лишь малая часть. Бого- словские воззрения Оригена ярче всего выражены в большом полемическом произведении «Против Цельса» («Ката Ке^аст»), а также в труде, в котором он стремится представить связное из- ложение христианской веры, «Перг ap%oov», («De principiis», «О началах»), дошедшем до нас в латинском переводе Руфина. Трудно представить себе, сколь многочисленны и разнообразны были труды Оригена. Иероним насчитывает две тысячи произведений, принадлежащих его перу. Уже при жизни Ориген сталкивался с противодействием из-за подозрений в лжеучениях. Действительно, в его теологии суще- ствовали некоторые взгляды, отмеченные сильным влиянием гре- ческой философии. Из-за этого его богословие стало предметом споров и было отвергнуто Пятым Вселенским Собором 553 года как еретическое. Несмотря на это, его значение было чрезвычайно велико и Оригена можно назвать подлинным основателем во- сточного богословия, так же как Тертуллиана можно назвать ос- новоположником западной теологии. 47 Ориген — это теолог Писания, но заимствованный им из пла- тоновской традиции аллегорический метод приводит к тому, что в своем толковании Библии он также находит место для миро- воззрения, которое сформировалось в рамках александрийской философии. Но следует отметить, что Ориген не просто использует аллего- рию. Как видный экзегет, он также проявляет понимание исто- рического содержания, и притом основательно работает с самим текстом. Также следует отличать от аллегории типологическое толкование, которое означает изложение Ветхого Завета в контексте истории спасения: используется эсхатологическое, христологичес-кое или сакраментальное истолкование. Сюда также относится мистическое толкование, то есть обращение к внутреннему опыту христианина. Эти способы толкования более или менее распространены во всей христианской традиции. Но для Оригена особенно характерно прямое аллегорическое толкование. Этот метод уже ранее использовался в Александрии иудейским религиозным философом Филоном, который читал Ветхий Завет в духе платоновской философии. Теоретически этот метод связан с платоновским мировоззрением: он проводит различие между буквой и духом так же, как платонизм различает материю и идею. Аллегория у Оригена строится на вере в то, что во всем Писа- нии скрыт духовный смысл. Так же как человек состоит из тела, души и духа в Писании есть буквальный, «соматический», «пси- хический» или нравственный и духовный, «пневматический» смысл. Этот последний существует всегда, и там, где буквальное значение представляется нелогичным, следует придерживаться лишь духовного понимания. Далее, аллегория состоит в том, что внешние факты Писания воспринимаются как символы всеобщих духовных реалий, напри- мер, сил души или космологических событий. Таким образом, мы полностью покидаем область истории и переносим высказывания Писания в сферу чисто духовных явлений мира идей. В этом различие аллегории и типологии. Очевидно, что этот метод был хорошо приспособлен к толкованию космологических идей, со- ставляющих элементы богословской системы Оригена, исходя из Писания. Аллегория делает возможным синтез христианских и эл- линистических идей, который и имеет место в данном случае. По мнению Оригена, правило веры совпадает с содержанием Писания. В обобщенном виде оно выражено в начале «Deprincipiis»; в этом произведении также наиболее ясно излагается его богословская система. Здесь идеи, взятые из христианской традиции, встав- 48 лены в рамки александрийской концепции мира. Изложение по- строено вокруг трех основных тем: 1. О Боге и сверхчувственном мире. 2. О грехопадении и осязаемом мире. 3. О спасении и восстановлении конечных духов. Объединяющим мотивом для Оригена служит представление о воспитании падших разумных существ через божественное про- видение. При этом среди прочих существуют следующие основные предпосылки: а) Ход событий в мире направляется божественным провиде нием, имеет свое происхождение в Боге и во всем, от движения небесных тел до земных дел людей, находится под водительством божественной силы («jipovoia»). б) Цель этого провидения в ходе мировых событий, в центре которых находится человек, — восстановить заключенные в телах разумные существа такими, как они были сотворены Богом. в) Это восстановление осуществляется через воспитание («яагбеисц»), то есть оно не является естественным по происхож дению или насильственным, но происходит через влияние на сво бодную волю человека. То, что человек имеет свободную волю, то есть свободен в принятии решений, для Оригена является час тью самого правила веры. На этом также построено его богосло вие, вследствие чего спасение представлено как воспитание. Та ким образом, в основе лежит идея педагогики божественного провидения, так же как и у Климента. 1. Ориген представляет Бога как высшее духовное Существо, максимально удаленное от материального и телесного. Поэтому антропоморфизмы Писания подлежат истолкованию. Они не имеют буквального смысла. Телесность неприложима к понятию «Бог». Это диаметрально противоположно воззрениям Тертуллиана. Бог по Своей благости и любви сотворил разумный мир чисто духовных существ, «ta>YiKai cmciai» или «vote,». Этот духовный мир исходит в вечности от Бога. К нему принадлежит также Логос, Христос. Ориген выступает против мысли о том, что Логос про- изошел из сущности Бога лишь при сотворении мира (ср. апологеты, Тертуллиан). Вместо этого он утверждает, что Логос само- стоятельно предсуществовал в вечности: «огж eoxiv oxe огж r|v» («нет времени, когда Его не было»). Он не сотворен во времени, но рожден от Бога в вечности («аег yevva awrav»). Это вечное рожде- ние Сына («aeterna ас sempiterna generatio») Ориген представляет себе как эманацию, по аналогии с происхождением духовного мира из Божества (ср. Иринея, у которого встречается та же идея, но 49 без философского обоснования). Здесь возникает вопрос об отно- шении Сына к Отцу. Ориген через свое учение о вечном рождении отчасти стремится показать, что Логос единосущен Отцу («оцооисжх;»), а отчасти, что Сын отличается от Отца и подчинен Ему. Он есть «о Sewepot; вгос,» («второй Бог»). Один Отец есть «ayevriTcx;» («нерожденный»). Итак, Ориген подчеркивает и един- ство сущности и субординацию. 2. Среди духовных сущностей произошло грехопадение, при этом некоторые духи удалились от своего источника больше, а другие меньше. Они «охладились» («\|/t>%o<;», холод) и стали ра зумными существами, «\|/t>%ai», (множ. от «\|/t>%r|», душа). Таким образом появились ангелы, люди и демоны. Видимый мир был сотворен вследствие падения, для наказания и очищения челове ка. Он создает место и условия, в которых должно происходить божественное воспитание. Таким образом, Ориген не рассматри вает творение как нечто злое, как делали гностики. Он утвержда ет, что Бог сотворил видимый мир лишь для того, чтобы он был средством воспитания человека. Сотворение не имеет самостоя тельного значения. Отчасти существование в материи является на казанием для разумного духа, отчасти люди через рассмотрение творения должны возвыситься к небесному, символом которого является земное. Таким образом, материя и осязаемый мир — это звено в воспитании человеческого духа провидением. 3. Спасение состоит в том, что человек, который является одним из падших духов разумного мира, помещается в оживляе мое душой тело, от своего падения он вновь восходит в духовный мир и соединяется с Богом. Спасение принесено через Христа, вочеловечившегося Логоса. Его душа не утратила своей чистоты. И когда она входит в тело Иисуса, божественная и человеческая природы соединяются. Но по мнению Оригена, телесность постепенно поглощается Божеством («homo esse cessavit»; ср. Иг натий: Христос во плоти даже после воскресения). У Оригена есть действительное учение о примирении, но поскольку прими рение (искупление), по его мнению, имеет значение в основном для тех, кто остается на низшей ступени веры, особо подчерки вается деяние Христа в обучении тайнам веры. Спасение завер шается лишь после смерти. Там продолжается процесс очище ния, из которого сначала праведные, а в конечном счете и нечестивые, поднимутся к совершенству и вернутся к Богу. Все должно восстановиться к своему исходному положению («атгокатаатасцяаутюу»). Здесь не идет речь ни о каком воскре сении тела. Материи больше не будет, не будет и людей, но все 50 возвратится к чистой духовности («Вы есть Боги и все Сыны Все- вышнего»). Можно предположить новое падение с новыми ми- ровыми периодами. Здесь проявляется греческое понимание ис- тории как круговорота. В этой системе типично платоновские идеи тесно соединились с
христианской традицией. Некоторые мысли Оригена типично
эллинистические, они выходят за рамки библейской проповеди, как,
например, учение об эманации разумного мира из Божества, о
восстановлении всего, о прекращении существования материи и
телесности. В других случаях библейская традиция верно сохра-
няется. Но часто происходит непосредственное соединение обоих
способов мышления, причем нельзя отделить христианские эле-
менты от эллинистических. Создается единое, систематическое
мировоззрение, соединяющее как эллинизм, так и христианство.
Так, например, идея педагогики — это греческая идея, но в то же
время она выражает христианские взгляды Оригена. В своей сис-
теме он хотел представить единое изложение содержания правила
веры и в то же время дать ответ на основные философские вопросы
своего времени. |
|