Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Комментарии (1) Содержание книгиХРИСТОЛОГИЯ ЛОГОСАиз книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИИдею Логоса, заимствованную из философии того времени, в частности из стоицизма с его учением о мировом разуме, аполо- геты использовали также в своей христологии при рассмотрении вопроса об отношении Христа к Богу Отцу. У всех людей есть нечто от Логоса. Разум подобный семени («Xoyoq ст?рд€сико<;») вложен в них. Но в трудах апологетов этот разум не является не- ким всеобщим, пантеистическим мировым разумом, как у стоиков. Они уравнивают Логос и Христа. Поэтому они также могут сказать, что Сократ и Платон, в той мере, как они проявляли этот разум, были христианами. Они получили свою мудрость от Христа через пророков или через всеобщее откровение. Логос означает как «разум», так и «слово». В вечности Логос был с Богом как собственный разум Божий («Xoyoq ?v8ia8?TOQ>). Затем, по решению Самого Бога, этот разум исходил из сущности Бога как «Xoyoq ярофоргко^», Слово, вышедшее от Бога. Это произошло при сотворении мира. Бог сотворил мир по Своему разумению и через Слово, которое вышло от Него. Таким образом Христос присутствует при сотворении мира. Он есть Слово, рожденное от Отца, через Него сотворено все существующее. Когда пришла полнота времени, тот же божественный разум облекся в плоть и стал человеком. При таком использовании понятия «Логос» представляется воз- можным с помощью уже известных философских терминов опи- сать, каким образом Сын соотносится с Отцом по Божеству. Хрис- тос есть истинный Бог при том, что Бог неделим. Так же, как слово исходит из разума или, если использовать другой образ, как 17 лучи исходят от источника света, Сын исходит от Отца как Пер- венец. При этом Бог остается единым и не умаляется. Христоло- гия Логоса была попыткой выразить на языке своего времени са- мый сложный вопрос христианской веры. Было использовано понятие современной философии и с его помощью описано нечто абсурдное для греческой мысли: то, что Христос был Богом, но единство Божие при этом не отрицалось. Из приведенного рассуждения видно, что хотя Логос вечно присутствовал в сущности Бога как внутренне свойственный разум («evSiocBexcx;»), Он лишь при сотворении мира изошел из Бо- жества. Следовательно, Христос должен был родиться во времени или в начале времени. Представляется, что из философского учения о Логосе также следует вывод о том, что Христос занимает подчиненное положение по отношению к Отцу. Поэтому хри- стологию апологетов часто называют «субординационной» (Сын подчинен Отцу). Такой она могла казаться с точки зрения более позднего времени. Некоторые, например, выступили против идеи рождения Сына во времени (Ориген, см. ниже), а также против использования философского учения о Логосе в христологии (Ири- ней). Но при этом следует учитывать, что апологеты недвусмыс- ленно учили о предсуществовании Логоса, хотя полагали, что Его актуализация как «Сына» произошла лишь при сотворении мира, а также то, что в то время еще не была разработана терминология для выражения различий между «Лицами» Троицы. Поэтому нет причины искать в их высказываниях некую подлинную субординацию в отношениях между Сыном и Отцом (ср. Kelly, «Early Christian Doctrines», стр. 100 и далее). Если Христос представляется как Логос, божественный разум,
будет естественным понимать Его деяние прежде всего как
учение. Он дарует истинное знание о Боге и учит новому закону,
который указывает путь к жизни. Спасение описывается в
интеллектуальных и нравственных категориях. Грех есть неве-
дение. Человек имеет свободу следовать благу, но лишь через
Христа он получает правильное представление о пути к правед-
ности и жизни. Подчеркивается необходимость жить по закону, в
этом отношении понимание апологетов совпадает с представ-
лениями мужей апостольских. Если рассматривать развитие ис-
тории догмы, то важнейшим вкладом апологетов является
попытка соединить христианство с греческой ученостью, что преж-
де всего выражается в учении о Логосе и его применении к хрис-
тологии.
18
|
|