Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Комментарии (1) Содержание книгиКАТОЛИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ В XIX ВЕКЕиз книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИПосле периода упадка, наступившего в католической церкви под влиянием культуры эпохи Просвещения, начало XIX века, как и в протестантизме, ознаменовано подъемом и пробуждением нового интереса к церкви и теологии. Отчасти этому способствовали наст- роения, обусловленные периодом романтизма. На средневековую церковь, которую в эпоху Просвещения изображали в столь мрач- ных тонах, теперь смотрели с восхищением и уважением. Определяющий вклад в обновление, через которое прошла като- лическая теология в XIX веке, внесла так называемая Тюбинген- ская школа. Ее виднейшим представителем был ИОГАНН АДАМ МЁ-ЛЕР (МбЫег; ум. 1838), известный своей «Символикой», — об- стоятельной критикой протестантского богословия. Эта школа прежде всего способствовала развитию исторической теологии. Тем самым она также проложила путь для нового и более глубокого понимания святоотеческой и средневековой традиции. Учение католической церкви в своей классической традиции исходило из положительной оценки познавательной способности разума как предпосылки знания веры. В XIX веке появляется ряд 326 направлений, придерживающихся противоположной точки зрения: в так называемом традиционализме считается, что откровение и вера являются источником не только религиозного, но и естествен- ного знания в области метафизики и морали; онтологизм, одним из представителей которого является АНРИ МАРЕ (Maret; ум. 1884), следует прежней августинианской традиции и считает интуитивное знание о Боге основой всякого знания истины. Обе точки зрения были официально осуждены, первая — в постановлениях от 1840 и 1855 годов, а вторая — в 1861 году. Совсем по-иному, нежели в двух вышеупомянутых направле- ниях, отвечает на вопрос о разуме и откровении течение, гос- подствующее с середины XIX века, а именно неосхоластика, или неотомизм. Благодаря трудам многочисленных итальянских и французских богословов, а также Тюбингенской школе в Германии и выдающемуся немецкому теологу Й. КЛОЙТГЕНУ (Kleutgen; ум. 1893), в центре интереса оказывается средневековая схоластика, не только в историческом богословии, но и в области догматики. Подтверждением господства этого направления является энциклика Льва XIII «Aeterni Patris» (1879 г.), в которой философия Фомы Аквинского предписывается как основная наука в высшем церковном образовании. Таким образом, в католическом богословии того времени этот богослов считается учителем церкви превыше прочих. Решением церковного законодательства (Cod. iur. can. 1366) предписывается, чтобы изучение и преподавание как философии, так и теологии в католических учебных заведениях осуществлялось в соответствии с идеями и принципами Аквината. Вероятно, наиболее выдающийся католический догматик XIX века, МАТИАС ЙОЗЕФ ШЕБЕН (Scheeben; ум. 1888), в своих трудах также свидетельствует о важности классической традиции как отцов церкви, так и средневековой схоластики. Он строит свою догматику на этих источниках и стремится в самостоятельном глубоком анализе вновь оживить наследие древней традиции. Шебен особенно подчеркивает отличие христианской веры от рассудочной или данной от природы. В этом контексте он предлагает выражение «сверхъестество», которое в его понимании означает сверхчувственное, недоступное для разума в вероучении («Die Mysterium des Christentums», 1865 г.). В булле «Ineffabilis Deus» (1854 г.) Пий IX провозгласил догмат о «непорочном зачатии Девы Марии», то есть учение о том, что Мария благодаря особой привилегии сохранила незапятнанность первородным грехом. Это заявление, которое было уступкой требо- 32 ваниям народного почитания Девы Марии, ознаменовало новое понимание сущности догмата, поскольку очевидное в других случаях требование библейского или апостольского обоснования было проигнорировано. Провозглашение этого догмата предполагало право высшей церковной власти устанавливать новые положения вероучения, обязательные для церкви. Ватиканский Собор 1869-1870 гг., который католическая церковь считает двадцатым вселенским собором, подтвердил это учение и провозгласил догмат о непогрешимости Папы в вопросах вероучения: когда Папа выступает официально и определяет обязательные для всей церкви положения веры или нравственности, он обладает безошибочностью, которую Спаситель обещал Своей церкви. В опубликованном в 1864 году перечне «errores modernorum», названом «Syllabus», Пий IX осудил такие учения как пантеизм и рационализм, социализм и индифферентизм, а также критическую и агностическую философию. Подобное отношение к различным формам современных взглядов развивалось и усиливалось в ходе продолжительной и с догматической точки зрения роковой борьбы против модернизма в конце XIX — начале XX века. Модернизм был обширным движением, представители которого стремились различным образом соединить католическую веру с современным культурным сознанием. Таким образом, они выступали за применение историко-критического метода к Библии, в философ- ском отношении выступали против господствующей схоластики и стремились ввести современный философский подход. Оплотом новых идей стал «Католический Институт» в Париже, в котором некоторое время преподавал АЛЬФРЕД ЛУАЗИ (Loisy; ум. 1940), осу- ществляя программу критического изучения Библии. В энциклике «Providentissimus Deus» (1893 г.) Лев XIII, подчеркнул значение науки для изучения Библии, но предостерегал от опасности исто- рико-критического подхода, подобного тому, приверженцем ко- торого был Луази. Последний был смещен с должности, но про- должал выступать в защиту модернизма, например, в небольшом произведении «Евангелие и церковь» (1903 г.), написанном против сочинения Гарнака «Сущность христианства». В нем Луази защищает культ и догматы церкви, но в то же время показывает, что их нельзя вывести из Евангелия. Они являются более поздним созданием церкви после несостоявшейся парусин. Книга Луази была включена в индекс запрещенных, а он сам был отлучен от церкви в 1908 году. Самым значительным выступлением церкви против модернизма стала булла Пия X «Pascendi Dominici gregis» (1907 г.), в кото- 328 рой многие различные тенденции и взгляды, подпадающие под понятие «модернизм», были подвергнуты обстоятельному анализу и осуждены как еретические. В том же духе в 1910 году было предписано, чтобы все учителя и священники исповедовали истину католической веры с опровержением заблуждений модернизма (антимодернистская клятва). Несмотря на первоначальное неприятие критического подхода к Библии, научный подход утвердился в католической церкви, так же как и в других конфессиях. К рассматриваемому периоду относится вышеупомянутая булла «Providentissimus Deus» (1893 г.), в которой в определенных пределах предписывалось научное рас- смотрение Библии. С ней можно сравнить изданную 50 лет спустя энциклику «Divino afflante Spiritus» (1943 г.), в которой были сде- ланы большие уступки научному критическому подходу. Провоз- глашенная несколько лет спустя булла «Humani generis» (1950 г.), однако, резко отвергает модернизм в новых формах, видя в нем угрозу для католической веры. Наряду с ощутимым изменением взглядов на Библию в XIX ве-
ке, отношение к традиции в современной католической теологии
также претерпело изменение. В теологии после Тридентского Со-
бора под традицией (преданием) понимали источник откровения,
параллельный Писанию, отдельный от письменного апостольского
свидетельства и дополняющий его. Углубление контакта с бо-
гословием ранней церкви и Средневековья в XIX веке привело
также к новому толкованию содержания традиции.
Первопроходцами в этом отношении были вышеупомянутые Й.А.
Мёлер и М.Й. Ше-бен, а также кардинал Ньюмен. Они
рассматривали Писание и предание как органическое единство
и понимали последнее как динамическую величину, включающую
все учительное служение церкви. Писание также, с определенной
точки зрения, является преданием. Они подчеркивали, что нельзя
толковать Писание без традиции, но считали традицию уже не
новым источником откровения наряду с Писанием, а
продолжающимся развитием откровения. Новое отношение к
традиции создает важную предпосылку для богословской
дискуссии наших дней, а также для противостояния позиции
евангелических церквей. Этот вопрос был рассмотрен на Втором
Ватиканском Соборе (см. ниже). |
|