Комментарии (1)
ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ
из книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИ
Цель данного изложения истории богословия состоит в том,
чтобы представить первое введение в христианскую догматичес-
кую литературу и описать стадии ее развития. Таким образом,
термин «история теологии» обозначает раздел истории
идей, в котором рассматриваются источники христианской
традиции и исследуется отражающееся в них развитие идей.
В континентальном богословии иногда различают «историю
догмата», описывающую развитие раннего христианского учения, и
«историю теологии», относящуюся к периоду нового времени (после
Реформации). Это деление, которое по существу представляется
недостаточно обоснованным, довольно ясно показывает, что
выражение «история догмата» едва ли является подходящим для
обозначения данной сферы исследований. Принимая во внимание
современное деление богословских дисциплин, выражение «история
теологии» может также показаться неподходящим в данном
контексте, но поскольку термин «теология» также используется для
обозначения собственно толкования веры, как в ее древней, так и в
современной форме, можно вполне использовать выражение
«история теологии» в вышеприведенном смысле слова.
В прежних изложениях истории догмата, например в трех за-
служенно известных сочинениях Адольфа фон Гарнака (Harnack),
Рейнгольда Зееберга (Seeberg) и Фридриха Лоофса (Loofs), догмат
определяется как санкционированное церковью и авторитетное по-
ложение вероучения. Фон Гарнак рассматривает догматы как вто-
ричную научную переработку вероучения, или, если воспользо-
ваться его известным выражением, «создание греческого духа на
почве Евангелия». Он считал догматику ограниченной
эпохой в истории церкви. Эта эпоха, в принципе, завершилась
временем Реформации. В своем описании Гарнак стремился к
критике догмата, принимая за эталон то, что он, по его
мнению, находил в изначальном Евангелии. Зееберг также
рассматривал историю догмата как ограниченную эпоху, которая
для протестантизма закончилась с Формулой Согласия или,
соответственно, с Синодом в Дордрехте, но он видел в
догматах выражение веры церкви и находил критический
эталон в самих догматах в той мере, на-
3
сколько они выражали центральную христианскую истину спасе-
ния. Следует отметить, что в упомянутых описаниях, тем не менее,
рассматриваются не только догматы согласно определению, но и
христианская теология вообще. Однако развитие богословия
нового времени оказалось вне рамок истории догмата в данном
понимании.
В современной дискуссии не существует единого определения
догмата. Но обычно его понимают в намного более широком
смысле, нежели приведенные выше описания, так что он также
включает современное развитие основных богословских идей.
Догмат рассматривается не только как нечто из прошлого, но и как
современный фактор, тесно связанный с проповедью. Иногда он
представляется как трансцендентный принцип откровения (как,
например, у Карла Барта), иногда описывается в неопределенных
категориях как научное дополнение к проповедуемой церковью
вести. Легко понять, что в таких условиях, исходя из современных
предпосылок, довольно затруднительно дать ясное определение
сферы и задач истории догматики.
Несмотря на эти трудности, представляется правомерным без
каких-либо оценочных аспектов или предвзятой «критики догмата»
проследить развитие основных богословских идей на протяжении
веков. В стремлении найти важнейший общий фактор или выбрать
определяющую точку зрения такого исследования представляется
более оправданным исходить из первоначального христианского
исповедания, нежели из многозначного и по существу не
бесспорного понятия догмата. Изначально исповедание
появляется как «правило веры», фиксированное не по
форме, но по содержанию (ср. Kelly, «Early Christian Doctrines»,
1958, стр. 37): «сжатое изложение, гибкое в своем словесном
оформлении, но фиксированное по содержанию, представляющее
основные аспекты христианского откровения в форме правила».
Это правило веры излагается в общепринятых Символах Веры, но
также может быть выражено в других формулировках вероучения.
Оно представлено в текстах ранней церкви не в виде догматов,
сформулированных впоследствии, но как выражение изначально
данных истин веры и как обобщение содержания
Священного Писания. Богословие церкви появляется как объяс-
нение этого изначального правила веры или того, что считается в
нем существенным.
С принятием такой отправной точки история теологии стано-
вится описанием того, как христианское правило веры истолко-
вывалось на протяжении веков в рамках различных
конфессий и подходов. То, что такая точка зрения на развитие
идей не явля-
4
ется произвольной или навязанной извне, вытекает из того факта,
что богословские взгляды всегда в своей основе являются теми
или иными толкованиями христианского исповедания.
В отношении богословия отцов церкви приведенная точка зре-
ния, как правило, осознанно или неосознанно проявлялась в опи-
саниях истории догмата благодаря тесной связи с основными
аспектами правила веры, характерной для этой литературы. В от-
ношении теологии Средневековья и нового времени естественно и
оправданно изучение материала также с других точек зрения.
Здесь для понимания отдельных богословских взглядов в их
своеобразии прежде всего следует уделить значительное внимание
отношению к философии и вообще к идеологии и предпосылкам
мышления того времени. Однако в истории теологии важно
правильное понимание этих аспектов. В этой сфере еще предстоит
провести работу. Если рассмотреть средневековое или более
позднее развитие с точки зрения истолкования правила веры и
изучить взаимодействие между теологией и исповеданием веры на
протяжении истории богословия, открывается множество новых
возможностей для исследования.
В этом новом издании «Истории теологии» текст был исправлен
или дополнен с учетом вновь вышедшей или ранее не рас-
смотренной литературы. Некоторые главы или разделы целиком
написаны заново. Наибольшее изменение заключается в добав-
лении краткого обзора развития английской теологии
начиная с периода Реформации...
Лунд, февраль 1963 года дальше >>
Комментарии (1) Обратно в раздел история Церкви
|