Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Свенцицкая И. Тайные писания первых христиан

ОГЛАВЛЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализируя не признанные церковью христианские книги, мы убедились в
том, что единого, стройного христианского учения никогда не существовало,
что христиане непрерывно спорили друг с другом по вопросам догматики, этики,
обрядности и даже по отдельным "фактам биографии" Иисуса.
Подводя итоги, можно выделить несколько наиболее важных для христиан
вопросов, по которым существовали серьезные расхождения. Прежде всего, это
относится к образу самого основателя нового учения. Он почитался одними (и
притом самыми ранними) группами христиан как пророк, другими - как
богочеловек, третьими - как предвечно существующий логос. Знаменательны и
расхождения между разными группами христиан по вопросу о сущности царства
божия. У первых христиан, как это видно из речения об изобилии, приведенного
у Папия, из папирусного логия о воскресении мертвых, из Откровения Иоанна,
существовало убеждение в том, что второе пришествие близко и, когда оно
свершится, на земле установится царство добра и справедливости. В наиболее
раннем из новозаветных евангелий, Евангелии от Марка, представление о
вознаграждении на земле еще сохраняется. Но затем "царство божие" заменяется
"царствием небесным" (Евангелие от Матфея), появляются первые описания
потустороннего рая и ада (Апокалипсис Петра). Гностики идут еще дальше: они
вообще отвергают идею воздаяния. Царство божие для них "вне и внутри"
человека, а единственно возможное спасение - слияние индивида с этим
духовным царством. Подобные гностические идеи получили отражение и в Новом
завете. В Евангелии от Иоанна содержится знаменательная фраза: "Царство мое
не от мира сего" (18: 36).
По-разному решали христиане I-IV вв. и проблему отношений с окружающим
миром, вопросы этики. Здесь диапазон расхождений был особенно широк - от
крайнего аскетизма ряда христианских групп (монтанисты, сторонники Маркиона
и др.) до моральной распущенности некоторых последователей гностических
учений. Частью христианской этики выступало отношение к бедности и
богатству. Отрицательное отношение к богатству, выраженное в Евангелии
евреев, Учении двенадцати апостолов (Дидахе), некоторых ранних речениях,
дошедших до нас в хенобоскионском Евангелии Фомы, сменяется со временем
требованием благотворительности, учением о взаимной необходимости бедных и
богатых (четко обоснованным в "Пастыре" Гермы), а в произведениях более
поздних церковных писателей (например, у Иринея) и прямым оправданием
существования богатства. В произведениях Нового завета отношение к богатству
различно, но самым существенным в них является то, что бедные - богатые
всего лишь одна из антитез окружающего христиан общества наряду с
благополучными - несчастными, здоровыми - калеками и т. п. Социальный аспект
не выделяется большинством авторов новозаветных книг: нищие и больные для
них равнозначны. Для гностиков бедность и богатство выступали как часть еще
более общего мирового разделения на противоположности, включавшего и
разделение на мужское и женское, левое и правое. Реальные социальные
противоречия воспринимались гностиками сквозь призму их отвлеченных
построений и вневременной сущности космоса и человека.
Разумеется, расхождения между отдельными христианскими группами не
исчерпывались вышеприведенными вопросами. Мы отметили только наиболее
существенные линии этих расхождений.
Для создания правильного представления о ранней истории христианства
важно иметь в виду, что, хотя среди сторонников новой религии шла
непрерывная борьба различных направлений, четкого разграничения между ними
не было. Эти направления взаимопроникали и влияли друг на друга. Христиане
имели возможность читать произведения, созданные в самых разных христианских
общинах. Такое положение существовало вплоть до выработки победившей
ортодоксальной церковью списка "отрешенных" книг. Именно поэтому в
произведениях Нового завета можно увидеть и следы влияния
иудео-христианства, и идеи - гностиков. Во II-III вв. защитники
христианства, его идеологи и богословы использовали всю эту литературу в
своих сочинениях, не только споря с ней, но и ссылаясь на ее авторитет.
Достаточно вспомнить Юстина, причисленного церковью к лику святых, который
ссылался на рассказ Петра о суде и казни Иисуса. Апокрифические писания
содержат христианскую традицию, которая не переставала развиваться и
меняться на протяжении трех первых веков существования новой религии. Эта
традиция отражала взгляды, интересы, чаяния разных слоев общества, среди
которых распространялось христианское учение. Она впитывала в себя самые
различные, часто противоречивые, черты иудейского мессианизма, восточных,
особенно египетских, культов, греко-римской идеалистической философии.
Христианство создавалось людьми, которые стремились найти иллюзорный
выход из того социально-психологического тупика, в который зашло античное
общество и античная идеология. Обилие же направлений в раннем христианстве,
острота споров между их приверженцами свидетельствуют о том, что ни одно из
этих направлений не могло удовлетворить всех духовных потребностей населения
Римской империи. Ортодоксальная церковь победила потому, что она сумела
приспособиться к реальной жизни, принять существующий порядок (и даже
оправдать его) и получить в конце концов поддержку государственной власти.
Но эта победа не была полной: на протяжении всего средневековья в
разнообразных религиозных движениях, которые церковь называла еретическими,
продолжали развиваться идеи, высказанные отдельными христианскими группами
во II-III вв.
Изучение писаний, которые церковь называет тайными и подложными, но
которые на самом деле почитались в начале нашей эры значительным числом
верующих-христиан, позволяет восстановить подлинную историю раннего
христианства, понять, как создавались его "священные" книги

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история Церкви











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.