Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Лютеранская Церковь в России


Источник: Межконфессиональный Христианский Форум

"СЛОВО БОЖИЕ И ЛЮТЕРА УЧЕНИЕ..."
"Своим благочестием и строгостью жизни протестанты много способствовали
очищению нравов между православными..."
Екатерина Гущина



Евангелическо-Лютеранская церковь существует в России уже более 400 лет. В
1576 г. в Москве была открыта первая лютеранская часовня. Она стала тем
камнем, на котором выросло здание Евангелическо-Лютеранской Церкви России,
объединявшей к 1917 году более семи миллионов лютеран и реформатов.


Надо сказать, что учение "злоименные Лютеры" (так его окрестил один из
яростных противников лютеранства - протопоп Иван Наседка) появилось в
России почти одновременно с его возникновением в Западной Европе. Это и не
удивительно. Великий князь Василий в двадцатые годы XVI века настойчиво
налаживал связи с европейскими соседями и приглашал к нам ремесленников,
торговых людей и аптекарей. Эту традицию продолжил и Иван Грозный. Среди
шведских купцов, немецких лекарей, хирургов, типографщиков было немало
лютеран. Им было разрешено свободно исповедывать свою веру, чего нельзя
сказать о католиках. На просьбу иезуита Антония Поссевина о строительстве
католического храма Иван Грозный ответил так: "Торговым людям в Московское
государство приезжать и попам с ними их веры ездить, только им учения
своего русским людям не плодить и костелов в государстве Московском не
ставить".

К лютеранам царь отнесся гораздо мягче: в них русские государи видели
естественных союзников Православной Церкви, ибо и те, и другие боролись с
"латинской ересью". К тому же, как отмечают историки, протестанты не
обнаруживали стремления к занятиям политикой. Тем не менее исторические
источники свидетельствуют, что лютеране пытались обратить в свою веру...
самого Ивана Грозного. Царь любил рассуждать о вере с "учеными" людьми, и
известно, что ему нравились проповеди пастора Бакгорна, а на учение
немецкого реформатора он смотрел как на "близкое к истине". Влияние
лютеранских пасторов было столь велико, что русский летописец с тревогой
пишет, что царя "чуть не отвели от православной веры". Впрочем, это
беспокойство оказалось напрасным. Когда в 1570 г. лютеране прислали к
Ивану Грозному посольство, открытой целью которого было заключение союза с
Православной Церковью (тайное же поручение послам было обратить царя в
лютеранство), тот в первой же беседе разгромил по всем пунктам немецкое
учение, а напоследок запретил протестантам не только рассуждать перед его
подданными о своей вере, но и даже входить в православные храмы. Василий
Ключевский рассказывает и о таком эпизоде: "В 1577 году на улице в
завоеванном ливонском городе Кокенгаузене он благодушно беседовал с
пастором о любимых своих богословских предметах, но едва не приказал его
казнить, когда тот неосторожно сравнил Лютера с апостолом Павлом, ударил
пастора хлыстом по голове и ускакал со словами: "Поди ты к черту со своим
Лютером". Надо сказать, что ливонский священник еще легко отделался,
потому что другого - некоего пастора Фому - Иван Грозный не только избил
палкой, но и спустил под лед в Двину...

Тем не менее пленные немцы и шотландцы, расселенные по разным российским
городам после Ливонской войны, получили от царя право свободного
исповедания своей веры. В Москве немцы селятся в знаменитой слободе Кукуй,
где у них был не только свой пастор, но и собственная кирха. Вообще при
Иване Грозном в России лютеранам жилось гораздо легче, чем их братьям по
вере в Западной Европе, где им приходилось доказывать свое право на
существование. Однако самым благоприятным для протестантов было
царствование Бориса Годунова. Теперь уже не на слободской окраине, а в
самом центре Москвы - Белом городе - на деньги самого царя строится
церковь, куда специально приглашаются проповедники из Германии. В период
Смуты положение лютеранской общины нельзя назвать устойчивым: если
Лжедмитрий I не чинил "иноверцам" никаких препятствий, то Лжедмитрий II
едва не истребил их всех. Лютеран обвиняют в непочтительном отношении к
русским святыням: якобы они сидят и спят на иконах, строят возле церквей
корчмы и "всякое осквернение от немцев русским бывает". В царствование
Михаила Федоровича положение выправляется, и лютеране даже получают
"данную" на строительство нового храма, который в благодарность называют
Михайловским.

Число протестантов в Москве постепенно увеличивается, и к концу
царствования Михаила Романова в городе уже насчитывается тысяча семей
лютеран и реформатов. Связано это с тем, что царь предпочитал приглашать в
страну для "государственных нужд" протестантов, а не тех, "кои папежския
веры". Впрочем, цари также стремились ограничить влияние лютеран, для чего
царь Алексей Михайлович повелел всем протестантам, которые не согласны
перейти в православие, жить только на Кукуе. Они также получили право
строиться в Новгороде, Пскове, Переславле и Белгороде, где им позволялось
отправлять свою службу по домам, храмы же строить запрещалось. Всего же в
1673 г. немцев в России жило не менее 18 тысяч. А при правлении царевны
Софьи к ним прибавились еще и гугеноты, бежавшие из Франции...

Протестанты никогда не скрывали своих убеждений и стремились проповедовать
свою веру. Летописцы отмечают, что среди них много не только образованных
и умных проповедников, но и миряне были сведущи в своем богословии.
Лютеранские убеждения находили живой отклик у православной паствы, ибо,
как и Русская Церковь, содержали резкую критику католичества. Об успехе
проповедников свидетельствует, например, тот факт, что в 1552 г. в Россию
были завезены тексты "Аугсбургского исповедания" и "Катехизиса" Лютера,
переведенные на русский язык, чтобы здесь типографщики печатали их и
распространяли. При этом речь шла о тысячных тиражах.

Жалобы ревнителей православия на успехи лютеран начинаются еще с Максима
Грека (середина XVI века). Первым русским протестанствующим вольнодумцем
считается дьяк Матвей Башкин. В 1553 г. Башкин предстал перед церковным
судом по обвинению в преувеличении роли Христа по сравнению с Отцом и
Святым Духом, в признании евхаристии простым хлебом и вином, непочтении к
иконам и святым, отрицании таинства покаяния... Дьяк был допрошен лично
царем, признал справедливость всех обвинений и сказал, что свое учение
"принял от латынников" - неких аптекаря Матвея и Андрея Хотеева, которых
князь Курбский называет лютеранами. Церковный Собор признает Матвея
Башкина отступником и приговаривает к ссылке в Волоколамский монастырь.
Лютеранство настолько сильно влияло на умы ищущих людей, что им
оказывались "заражены" писания и людей православных. Так, например, в 1627
г. властям пришлось запретить "Катехизис", изданный тиражом в несколько
тысяч экземпляров, поскольку в нем усмотрели влияние протестантской
пропаганды. Вообще XVII век становится веком активной полемики лютеранских
и православных авторов. Сохранилась обильная переписка пастора Фильгобера
с протопопом Иваном Наседкой, в которой идет речь об отличии православного
богословия от "злоименные Лютеры".

Богословский диалог двух Церквей был решительно прерван царем Алексеем
Михайловичем, который в своем "Уложении" ввел смертную казнь за совращение
из православия. Тем не менее нам известно, что в это время нашелся
русский, который не только перешел в протестантство, но и стал пастором.
Это Никифор Григорьев, отправленный вместе с еще семнадцатью молодыми
людьми учиться в Англию. На родину, где его ожидала смертная казнь, он
больше не вернулся.

Новый этап в развитии лютеранства наступает в России с правлением Петра I.
С его именем историки связывают наплыв иностранцев и европейских идей. К
концу XVII века в стране насчитывается около 30 тыс. протестантов. В 1721
г. царь разрешил лютеранам свободно исповедовать свою веру (смертную казнь
для своих подданных за переход в "инославие", однако, не отменил). К этому
моменту уже насчитывалось 13 лютеранских приходов. Приглашая в Россию
иностранных ученых, инженеров, военных, он невольно расширял географию
российского лютеранства. По его приказу иностранные мастера строят заводы
в Олонце и Петрозаводске, благодаря чему лютеране попадают в сугубо
православную до этого Карелию. Нужно также отметить, что царь отправлял
русских юношей учиться в западные университеты, где они не могли не
познакомиться с протестантизмом. Сам Петр искренне почитал Лютера как
великого реформатора, но, как отмечают историки, такое отношение к
протестантизму было делом его личного доброжелательства и
любознательности. Хотя лютеранам никто не мешал исповедовать свою веру, но
тем не менее пропаганда протестантам была строго запрещена, а в случае
смешанных браков (протестантов с православными) дети супружеских пар
должны были быть крещены в Православной Церкви.

Но даже такие строгие правила не могли предотвратить влияние лютеранства
на православных людей. Самый яркий тому пример - история стрельца Дмитрия
Тверитинова. В 1700 г. он пришел в Немецкую слободу и устроился в аптеке,
чтобы "искать науки у дохтуров и лекарей". Общаясь с немцами, Тверитинов
усвоил многие лютеранские идеи. Он приходит к убеждению, что "я-де сам
церковь, во Христе все - цари и иереи", что между человеком и Богом не
должно быть никакого посредничества, что нет никаких таинств, чудес,
обрядов, заступничества святых... Свои убеждения аптекарь распространял
весьма оригинальным способом. Когда к нему приходил больной с жалобой на
зубную или глазную боль, тот с насмешкой советовал обратиться за помощью к
святым Ипатию или Антипию. Тверитинов выписал в особые тетради около 500
библейских текстов, которые должны были иллюстрировать правильность его
идей, переплел их с катехизисом Лютера и пустил "в народ". В результате
бывший дьяк приобрел не одну тысячу последователей. Кончилось все это так
называемым "делом о московских еретиках", в результате которого в 1714
году Московский Собор предал их анафеме, а затем кого казнил, а кого
сослал на покаяние в монастыри.

Даже в самой Православной Церкви некоторые иерархи не избежали воздействия
лютеранства. Наиболее известен архиепископ Феофан Прокопович - ближайший
помощник Петра I в делах духовного управления. Он знаменит и как автор
ярких публицистических проповедей, и как автор "Духовного регламента", и
как яростный противник католицизма (при том, что духовное образование он
получил в Риме в иезуитской коллегии, для чего на время обучения стал
католиком). О склонности Феофана к лютеранству свидетельствуют различные
исторические источники. Наиболее интересно в этом отношении письмо аббата
Жюбе, присланного в Россию готовить почву для объединения Православной и
Католической Церквей. В нем он пишет, что был вынужден покинуть страну,
потому что оказался "в конфликте с архиепископом Новгородским, президентом
российского духовенства, который, несмотря на то, что был взращен в Риме и
на деньги Римской Церкви, стал ее самым большим противником... Всем, кто
его близко знал, известно, что он склонялся к лютеранству".

После смерти Петра I, в правление Анны Иоанновны, лютеранство оказалось
скомпрометировано, так как делами в государстве стали управлять
немцы-протестанты. Однако при Елизавете они уже "не смели не уважать
православия". Благодаря расчетливой политике новой русской императрицы (ею
были даны некоторые преимущества протестантам, отступившимся от своей
веры) многие прибалтийские дворяне обращаются в православие. Однако при
Екатерине II число лютеран существенно увеличилось, так как императрица
привлекла немецких крестьян для освоения Поволжья, отвоеванного у Турции.
"Всем иностранцам дозволяем в империю Нашу въезжать и селиться, где кто
пожелает, во всех наших губерниях", - записала Екатерина II в своем
манифесте в 1763 г. В конце XVIII века только в одном Петербурге
насчитывалось более 20 тыс. лютеран.

В прошлом столетии география российского лютеранства продолжала
расширяться. Последователи Лютера расселились от Украины и Ташкента до
Владивостока и Мурманска. В 1832 г. Лютеранская Церковь получила
официальное признание государства. Спустя семьдесят лет (по данным
статистики за 1904 г.) Евангелически-Лютеранская Церковь Российской
империи имела 287 храмов и окормляла более миллиона человек. При этом
Церковь жестко контролировалась государством. Государь Император считался
епископом Лютеранской Церкви, т.е. высшим блюстителем порядка и
дисциплины. Он рассматривал и утверждал не только общие организационные
вопросы, но и такие проблемы, как внесение изменений в порядок
богослужения, снятие сана с пастора и даже вопросы веры... Смертная казнь
за переход из православия в другую веру была отменена только в 1905 г.
Поэтому неудивительно, что Лютеранская Церковь в России оставалась
моноэтнической и подразделялась на немецкую, финскую, шведскую и эстонскую
общины...

Приход к власти большевиков нарушил спокойное существование лютеран в
России. Церковь разделилась. Одни пасторы не приняли советскую власть и
активно участвовали в борьбе с ней, и поэтому их уничтожили. Другие
эмигрировали или были высланы (тем более что этому способствовало
отделение Финляндии и стран Балтии). О том, насколько изменилось численное
соотношение, свидетельствует такой факт. В 1917 г. в финских приходах,
расположенных в Петербурге и около него, было 28 пасторов. К 1920-му их
осталось только четыре. Во времена НЭПа по отношению к Церкви не
проводилось никаких силовых мер, но ее деятельность жестко
контролировалась. Самой большой проблемой в этот период была нехватка
священнослужителей. Затем для лютеран, как и для Православной и
Католической Церквей, наступили страшные времена. Вслед за показательными
процессами над католическим духовенством и мирянами (1923-1924 гг.) власть
принялась за лютеран. 1926-1928 гг. остались в истории русского
лютеранства как период жестоких репрессий, когда многие священнослужители
были арестованы и либо расстреляны, либо умерли в лагерях. Цифры говорят
сами за себя: в 1927 г. в СССР было 114 лютеранских пасторов, в 1934-м -
45, в 1936-м - 8, а к концу 1937 г. - ни одного. Со священников
государство переключилось на целые народы. Первыми пострадали финны,
жившие к северу от Ленинграда: в 1937 г. их депортировали в Среднюю Азию.
В 1940-1941 и 1944-1945 гг. в Сибирь были отправлены латыши и эстонцы (в
большинстве своем лютеране). В августе 1941 г. насильственному выселению в
Сибирь и Казахстан подверглись немцы. Это не были собственно религиозные
преследования, но в результате этих репрессий лютеранские общины в
большинстве своем распались. Пасторы были расстреляны, их паства рассеяна.


К 1938 г. с Лютеранской Церковью в России было покончено. Но выжившие
лютеране ушли в подполье. Они собирались на кладбищах и по домам под видом
семейных торжеств. Чаще всего проповедовали миряне, но было и несколько
пасторов, которым удалось пережить тюрьмы и ссылки (как, например, Пааво
Хаими и Юхани Вассели). Однако все это происходило нелегально, основная
масса верующих была лишена главного - участия в таинстве Святого
Причастия. Некоторые изменения происходят в 1957 г., когда была
зарегистрирована первая лютеранская община в Казахстане (г. Акмолинск). В
1970 г. петрозаводские финны получили разрешение зарегистрировать свой
приход. Следующий был открыт только в 1977 г. в Ленинградской области, в
которой традиционно было много лютеран. Массово лютеранские приходы начали
регистрироваться в период перестройки. К лету 1991 г. только в
Ленинградской области их было уже 18.

Сегодня на территории России существует две Лютеранские Церкви немецкой и
скандинавской традиций. Первая Евангелически-Лютеранская Церковь России и
других государств (так называемая ELKRAS). Она имеет несколько епархий (в
европейской части России, в Сибири, в Средней Азии, Казахстане и на
Украине). Главой ELKRAS является епископ Георг Кречмар, чья резиденция
находится в Санкт-Петербурге. Точное количество приходов и общин ELKRAS
неизвестно, но считается, что их несколько сотен. В Москве этой Церкви
принадлежит приход св. Петра и Павла. Служба идет на немецком и русском
языках. Вторая - Евангелически-Лютеранская Церковь Ингрии (ЕЛЦИ). Ингрией
(или Ингерманландией, Ижорой) называют территорию между рекой Нарва и
северо-западным побережьем Ладожского озера. Большинство приходов ЕЛЦИ
(всего их 57, их членами себя считают 15 тыс. человек) находятся на
территории Ленинградской области и Карелии. Главой Церкви является епископ
Арри Кугаппи, чья резиденция находится также в Санкт-Петербурге. В Москве
ЕЛЦИ принадлежит приход св. Троицы. Служба идет на финском и русском
языках. Существуют также и небольшие лютеранские общины при отдельных
посольствах в Москве, в некоторые из которых входят и наши
соотечественники (например, приход св. Петра Евангелически-Лютеранской
Церкви Латвии, объединяющий вокруг себя москвичей - потомков латышей).
Такова краткая история лютеран в России. Рассказ о ней закончим цитатой из
статьи русского историка XIX в. Николая Барсова: "Своим благочестием и
строгостью жизни протестанты много способствовали очищению нравов между
православными, особенно возвышению общественных добродетелей -
человеколюбия, благотворительности, честности, трудолюбия".


 


Список тегов:
правление петра 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.